ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Использование нетрадиционных техник художественного творчества как средство развития дивергентного мышления у детей среднего дошкольного возраста»
проект (средняя группа)
Формирование дивергентного, креативного мышления у детей – одна из важных и актуальных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения - является художественное творчество детей в детском саду.
Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия художественным творчеством способствуют развитию воображения, наблюдательности, дивергентного мышления и памяти детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад №116 "Родничок" общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей"
города Чебоксары Чувашкой Республики
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ПРОЕКТ
«Использование нетрадиционных техник художественного творчества как средство развития дивергентного мышления у детей среднего дошкольного возраста»
Воспитатель
Муравьева
Надежда Витальевна
Чебоксары 2019 г.
Паспорт проекта
Наименование проекта | «Использование нетрадиционных техник художественного творчества как средство развития дивергентного мышления у детей среднего дошкольного возраста» |
Составители проекта | Воспитатель МБДОУ «Детский сад №116 «Родничок»
|
Вид проекта | творческий |
Цель проекта | Развитие дивергентного мышления у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник художественного творчества |
Задачи проекта | Способствовать развитию дивергентного мышления у детей среднего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник художественного творчества Знакомить детей старшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами художественного творчества. Способствовать овладению дошкольниками техническими приемами работы с различными изобразительными материалами: Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники художественного творчества (скрапбукинг, кардмейкинг, рисование ладошками, пальчиками) Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками художественного творчества; стимулировать их совместное творчество с детьми. |
Срок и этапы реализации проекта | Январь 2020 – май 2020 года I этап – подготовительный: январь 2020 г. 1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. II этап – основной: февраль 2020г.– апрель 2020г. 1. Создание условий, способствующих стимулированию развития дивергентного мышления посредством использования нетрадиционных техник художественного творчества 2. Формирование навыков художественной деятельности детей старшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей. III этап – завершающий: май 2015г. 1. Диагностика эффективности проекта: соотнесение результатов с задачами. |
Ожидаемые результаты реализации проекта | В результате выполнения проекта будет достигнуто: Развитие у детей среднего дошкольного возраста дивергентного (творческого) мышления. формирование у детей среднего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных техниках художественного творчества; владение дошкольниками техническими приемами работы с различными изобразительными материалами; умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники художественного творчества; повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагогов ДОУ по формированию художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники художественного творчества; |
Целевые группы проекта | Дети среднего дошкольного возраста, воспитатель, родители воспитанников. |
Критерии оценки результативности проекта | Диагностику проводили используя модифицированные креативные тесты Вильямса для определения дивергентного (творческого)мышления детей по следующим творческим факторам: Когнитивно-интеллектуальные творческие факторы: Беглость мышления Гибкость мышления Оригинальность мышления Разработанность мышления |
Введение
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский
Формирование дивергентного, креативного мышления у детей – одна из важных и актуальных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения - является художественное творчество детей в детском саду.
Художественное творчество является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия художественным творчеством способствуют развитию воображения, наблюдательности, дивергентного мышления и памяти детей.
Использование нетрадиционных техник художественного творчества (скрапбукинг, кардмейкинг, рисование ладошками и пальчиками) позволяет усовершенствовать способности ребенка творчески мыслить, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к художественному творчеству в целом. Применение нетрадиционных техник художественного творчества создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в поделке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами художественного творчества, ребенок получает возможность выбора, что развивает дивергентное мышление у детей.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техник (скрапбукинг, кардмекинг, рисование ладошками и пальчиками) способствует развитию:
- Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования.
- Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
- Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
- Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с материалами дети познают их свойства)
- Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционные техники художественного творчества основано на фантазии, интересно тем, что поделки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что использование нетрадиционных техник художественного творчества играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а формирование уверенности в себе, в своих способностях, все это в конечном итоге будет способствовать развитию дивергентного мышления, творческой и креативной личности.
Реализуя свой проект я использовала следующие техники художественного творчества:
Нетрадиционные техники художественного творчества скапбукинг и кардмейкинг
«Скрапбу́кинг, скрэпбу́кинг (англ. scrapbooking, от англ. scrapbook: scrap — вырезка, book — книга, «книга из вырезок») — вид рукодельного искусства, заключающийся в изготовлении и оформлении семейных или личных фотоальбомов». В коллекциях мастеров скрапбукинга встречаются также альбомы-аккордеоны (лепорелло), альбомы в виде домиков, альбомы в виде коробочек/корзиночек, шкатулочек, визиток и даже отдельные открытки (так называемый кардме́йкинг или кардмэ́йкинг, англ. cardmaking, букв. «изготовление открыток»).
Задачи:
- Формировать эстетический вкус, образное восприятие и представление о технике скрапбукинг.
- Развивать самостоятельность, умение аргументировано и развернуто оценивать свои композиции, сверстников и коллективные, уважительно и доброжелательно относится к ним.
- Совершенствовать мелкую моторику рук. Развивать координацию рук. Для леворуких детей – ненавязчиво стимулировать полноценное развитие правой руки.
- Познакомить детей с правилами построения композиции, распределением предметов и фигур в пространстве, установление соотношения объемов цвета (тон, оттенок, контраст, цветовой ряд)
- Развивать пространственное и образное мышление, как неотъемлемая часть дивергентного первые конструкторские решения, соединяя и комбинируя простые элементы и воспитывать эстетический вкус.
- Поощрять детское творчество и инициативу, аккуратность и индивидуальный подход к работе.
- Уточнение и расширение представлений об окружающем мире.
- Воспитывать желание и умение создавать и дарить необычные подарки, получая от этого удовольствие.
Материалы:
- бумага для скрапбукинга
- картон, калька, бардюры, обои
- цветная бумага (различная фактура)
- карандаши, масленые маркеры
- акриловые краски, кисти
- клей (несколько видов)
- двухсторонний скотч, клеевые квадратики
- фигурные дыроколы, штампы, трафареты
- ножницы (классические и фигурные)
- пинцет с закругленными концами
- декоративные элементы: наклейки, картинки, стразы, перья, бантики, ленты и веревки разной ширины, кружево, бантики, ткань, глиттеры, бусинки и бусы, декоративные прищепки, пуговки, ракушки, камешки, цветы. засушенные растения, флористическая сетка, обрывки газет и журналлинг и т.д.
Правила построения композиции:
РАЗМЕЩЕНИЕ. Важные элементы композиции лучше всего размещать группами. Они не должны быть хаотично размещены, лучше чтобы они образовывали простые геометрические фигуры. Не стоит бояться пустого пространства, которое позволяет работе «дышать» и заполнять его декором
РАВНОВЕСИЕ. Объекты расположенные в разны частях работы должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону.
КОНТРАСТ. Чтобы работа смотрелась живо и привлекала к себе взгляд помните о контрасте и равновесии цветов.
НАПРАВЛЕНИЕ И ПРОСТРАНСТВО. Наш мозг рассматривает предметы слева направо, так же мы оцениваем композицию, поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части. Таким образом взгляд и центр композиции как бы движутся.
ФОРМАТ. При выборе вертикального формата его можно поддержать вертикальными линиями, а горизонтальный формат – горизонтальными
ДИАГОНАЛИ. Диагональная композиция – один из самых эффективных композиционных приемов, т.к. непрерывно ведет взгляд зрителя через всю композицию, придает работе динамику и энергию
ЦВЕТОВОЕ ПЯТНО. Если в одной части присутствует пятно яркого цвета, то в другой должно быть другое цветовое пятно или деталь композиции, что привлечет внимание.
ОБЪЕМ. Добавляйте объемные детали на каждую работу, либо будет однообразный бумажный вид, похожий на устаревшую аппликацию.
Идеи скрапбукинга настолько многогранны и разнообразны, что их творческое воплощение ограничено лишь нашей фантазией.
Рисование в нетрадиционной технике «ладошки и пальчики»
Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (ладонью, пальцами), учить самостоятельно придумывать композицию рисунка, развивать творческое воображение, внимание, мелкую моторику, дивергентное мышление.
Задачи:
- Развитие способности эстетического восприятия мира и усиления речевой активности.
- Развитие мыслительных процессов, анализ к синтезу ребенка, осмысливание качества предмета запоминание их характерных особенностей и деталей.
- Развитие координации рук. Для леворуких детей – ненавязчивое стимулирование и полноценное развитие правой руки.
- Развитие эмоциональных чувств: гордости, радости, желания познавать и изображать.
- Совершенствование мелкой моторики рук.
- Развитие фантазии, пространственного и образного мышление, как неотъемлемая часть дивергентного, первые конструкторские решения, соединяя и комбинируя простые элементы.
- Уточнение и расширение представлений об окружающем мире.
- Помогает овладевать изобразительными навыками и умениями осознанно их использовать.
- Воспитывать эстетический вкус.
Последовательность рисования ладошками:
В начале занятия потренируйте ребенка делать отпечаток сухой ладонью.
Набрать краску на ладонь можно двумя способами: ребенок опускает в мисочку с гуашью всю ладонь, или широкой кисточкой наносит слой краски непосредственно на ладонь.
Ребенок делает отпечаток внутренней стороной растопыренной ладони на бумаге. Если по замыслу нужно, чтобы пальцы смотрели вниз, переворачиваем лист бумаги уже с готовым отпечатком "вверх ногами".
Когда отпечаток ладони на бумаге высохнет, доводим его до нужного образа, например , свинье дорисовываем на отпечатке большого пальца глаза, нос-пятачок, треугольные уши, с другой стороны - хвост-крючок.
Необходимые по замыслу детали дорисовываются кисточками
Этапы реализации проекта
Результат проектной деятельности:
для педагога:
- повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;
- удовлетворенность работой;
- систематизация и повышение качества работы с детьми старшей группы по развитию художественно-творческих и речевых способностей через различные виды продуктивной деятельности.
для детей:
- согласно проведенной диагностике с использованием модифицированных креативных тестов Вильямса уровень дивергентного (творческого) мышления детей в достаточной степени возрос за время реализации данного проекта
- развитие детского творчества в изобразительной деятельности; воспитание эстетического восприятия детей; повышение уровня речевой культуры;
- приобщение к миру искусства;
- развитие способности к освоению и преобразованию окружающего культурного пространства;
- совершенствование ручной моторики; воспитание интереса и совершенствование устойчивых технических навыков в рисовании, аппликации.
- развитие «чувства инициативы»;
- умение работать в группе активно, сообща;
- умение самостоятельно искать нужное решение;
- умение выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать;
- умение самостоятельно анализировать полученные результаты и делать выводы;
- способность осуществлять практическое моделирование и экспериментирование;
- способность к эстетической оценке своих работ и работ других детей;
- навыки коммуникативного общения;
- обогащение эмоциональной сферы; формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.
для родителей:
- осознанное отношение к художественно-творческому процессу детей;
- бережное отношение к продуктам детского творчества;
- партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод что в результате реализации проекта «Использование нетрадиционных техник художественного творчества как средство развития дивергентного мышления у детей старшего дошкольного возраста» были получены хорошие результаты. У детей возрос интерес к экспериментированию с различными материалами, совершенствовались изобразительные навыки, произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной художественно-творческой деятельности дети приобрели навыки диалогического общения, опыт в решении специально моделируемых творческих проблемных ситуаций, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения, манипулируя с различными художественными материалами при создании выразительных художественных образов посредством различных видов продуктивной деятельности. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечил выход каждого ребенка на свой более высокий для него уровень развития. Дети продемонстрировали умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками художественного творчества позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию дивергентного мышления.
Список литературы.
- «Чудо –Обучалка» Учимся рисовать для детей 4-7 лет Е.Бортникова, Т.Боярошнова
- «Хочу стать дизайнером» Г.П. Шалаева
- Основы живописи Сокольникова Н.М.
- «Модифицированные креативные тесты Вильямса» Е.Е. Туник
- Давыдова, Н.А. Комплексно-тематическое планирование по программе « Детство» [Текст] / Н.А.Давыдова, Е.А.Лысова, Е.А. Луценко и др.
- Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду[Текст] /Г.Н.Давыдова,
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка[Текст] /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. –
- Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии [Текст]/ учебно-метод. пособие
- Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] /
- Субботина Л. Развитие воображения у детей [Текст]
- Никитина, А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст]
- Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет[Текст] /Пособие для ДОУ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Художественное творчество как средство развития мелкой моторики руки детей младшего дошкольного возраста.
Доказано, что одним из условий хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений, или мелкой моторики. По степени умелости детской руки...
Использование художественной литературы как средство развития нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Использование художественной литературы как средство развития нравственных представлений у детей среднего дошкольного возраста...
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
Исходя из деятельностного подхода, исследователи детского изобразительного творчества определили, что создание изображения требует наличия у детей отчетливых образных представлений о тех предметах и о...
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста
Исходя из деятельностного подхода, исследователи детского изобразительного творчества определили, что создание изображения требует наличия у детей отчетливых образных представлений о тех предметах и о...
Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования ГРАТТАЖ как средство формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования ГРАТТАЖ как средство формирования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»...
Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста
Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста...
Статья "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ АППЛИКАЦИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РУЧНОЙ УМЕЛОСТИ ТУ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Работая с дошкольниками, мы обратили внимание на то, что дети неуверенны, скованны, растерянны в применении нестандартных приемов творчества и при экспериментировании с различным материалом; зат...