Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста
учебно-методический материал по аппликации, лепке
Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста
Как писал известный педагог В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем способнее ребенок».
Уровень развития цивилизации прямо пропорционален снижению уровня развития моторики кисти и пальцев рук у детей. Появление ботинок на липучках, курток на молнии, шапок без завязок, книжек с наклейками исключает мелкие движения пальцев. В результате, то, что взрослому облегчает жизнь и экономит время, лишает ребенка возможности больше работать руками. Еще известный исследователь детской речи М. М. Кольцова писала, что «движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией». Степень развития тонких движений пальцев рук - первый из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. На сегодняшний день проблема с речевым развитием и неготовность большинства дошкольников к письму остается актуальной. Вот почему работа по развитию мелкой моторики и координации движений рук является важной частью подготовки ребенка к овладению связной речью и навыком письма.
Существует много приемов и способов развития мелкой моторики, основанных на игре и творчестве: пальчиковая гимнастика, мозаика, конструктор, пазлы, шнуровки. А занятие творчеством – это не только способ выразить свои чувства и эмоции, но и необычайно эффективная деятельность, развивающая ловкость пальцев.
Эффективным средством, на мой взгляд, являются нетрадиционные техники в изобразительной деятельности. Занятия по аппликации с использованием нетрадиционных материалов - это "кладовая" для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок не только положительно сказывается на формировании эстетических чувств, навыков и умений, необходимых детям, но и развивает мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Занятия нетрадиционной аппликацией способствуют развитию воображения, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, оригинальности и индивидуальности каждого ребенка. Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания детьми художественных работ, сохраняющих реалистическую основу самого изображения. Нетрадиционные техники аппликации привлекают детей своей необычностью, заставляют их удивляться. У ребят возникает интерес к познанию нового, исследованию, эксперименту.
Именно поэтому, в работе кружка по развитию мелкой моторики «Волшебные ладошки» половина занятий посвящена аппликации с использованием нетрадиционных материалов. Для детей среднего дошкольного возраста считаю целесообразным использование следующих нетрадиционных техник аппликации:
• Аппликация из крупы
Аппликация из крупы очень нравится детям. С крупой можно создавать разные поделки: грибы, фрукты, птички, звездное небо. Для этого манку, рис, пшено, макаронные изделия раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.
• Аппликация с использованием природного материала
Используем семена тыквы, подсолнечника, арбуза, засушенные листья. Занятия с природным материалом способствуют воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения.
• Обрывная аппликация
Разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Например, осеннее дерево, цыпленок, кораблик, коллективная работа «Подводный мир».
• Аппликация из ваты и ватных дисков – прекрасный способ сделать мягкую рельефную картинку. Выбирая темы для аппликаций, надо иметь в виду, что легче работать, если мало деталей и если они не мелкие. Обычно это работы зимней тематики или пушистые животные.
Например, детям обязательно понравится делать аппликации снеговика, гусеницы, зайчика, пушистого котика. Вата позволяет развить моторику и тактильные ощущения у ребёнка.
• Аппликация из скрученных салфеток - простой и доступный для любого возраста вид творчества.
Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скручивается в шарик. Полученные шарики наклеиваются по рисунку. Из них можно делать цветы, флажки, овечку, собачку. Образ получается объемным и пушистым.
• Аппликация из ниток
Данный вид аппликации развивает фантазию, усидчивость, творчество, тактильные ощущения. Нарисовать рисунок, ниточки порезать на мелкие части, нанести клей, посыпать ниточки, лишнее убрать. Нитками также можно еще и рисовать, этот метод называется ниткография. Получаются очень яркие, простые в исполнении картины.
• Складывание гармошкой
При складывании листа бумаги гармошкой и перегибании его пополам получается веер. А дальше фантазия – это может быть зонтик, грибок, ежик, хвост рыбы или птицы.
Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности. Аппликация с использованием нетрадиционных техник не утомляет детей, у них сохраняется высокая активность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.
Знакомить детей с нетрадиционными техниками аппликации я начала с младшей группы. Сравнивая результаты моей работы, я увидела, что дети стали более сосредоточенными, самостоятельными. Их работы по аппликации стали аккуратнее. Все задания, которые давались детям в младшей группе к концу учебного года, выполнялись гораздо быстрее. Заметна положительная динамика развития мелкой моторики у детей.
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем, надеюсь, поможет детям легко овладеть навыком письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"
Данная методическая разработка привлекает внимание к давно известной проблеме развития тонких движений пальцев у детей, которая признана педагогами. Основное внимание уделено обучению...
СТАТЬЯ на тему "Пальчиковая игра как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста"
Наверное, мало кто из родителей, а тем более из педагогов, работающих с дошкольниками, не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики рук, о взаимосвязи ее с речью детей. Что же тако...
Нетрадиционные техники рисования, как средства развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста
Мелкая моторика является основой ручной умелости. Она представляет собой способность действовать пальцами рук и выполнять необходимую работу. Развитие руки ребенка выступает одним из показателей и усл...
Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития мелкой моторики рук детей старшего дошкольного возраста
Эта статья расскажет о пользе и необходимости использования в своей работе нетрадиционных техник аппликации, как средство развития мелкой моторики рук. а так же поможет познакомиться с различными вида...
Перспективный план работы Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации
Перспективный план работы. Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционной аппликации...
Конспект Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники аппликации. Тема: «Грибок»
Цель: знакомство детей с нетрадиционной аппликацией.Задачи:Образовательные:учить детей выполнять аппликацию из разных материаловнаучить детей качественно заполнять клеем формы, для последующего прикле...
Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста.
laquo;Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста»средняя группа №11«Сказка»Воспитатель: Любименко С.С.МАДОУ д/с №4 &laq...