Опыт работы по теме " Развитие творчества в старшем дошкольном возрасте при использовании нетрадиционных техник аппликации"
методическая разработка (подготовительная группа)
Данный материал будет полезен воспитателям , которые стремятся развивать творческие способности своих детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_hristolyubovoy_s.v.docx | 57.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации городского округа
город Шахунья Нижегородской области
Обобщение опыта
по теме « Развитие творчества у детей старшего дошкольного возраста при использовании нетрадиционных техник в аппликации»
Выполнила:
Христолюбова Светлана Владимировна
воспитатель подготовительной группы
МАДОУ д/с «Звёздочка»
2020 год
Оглавление
1.Введение ……………………………………………………………………… 3
2.Содержание …………………………………………………………………… 5
3.Анализ полученных результатов……………………………………………11
4. Заключение…………………………………………………………………….12
5.Список литературы……………………………………………………………13
6.Приложение……………………………………………………………………14
1. Введение
Одной из задач образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного образования является реализация самостоятельной творческой деятельности детей.Реализация учебной программы художественно – эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.
Изобразительная деятельность - важнейшее средство художественно-эстетического развития, а так же специфическая детская активность, которая направлена на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства. Именно изобразительная деятельность является наиболее доступным видом познания мира ребенком. Изобразительная деятельность является одной из самых любимых видов деятельности детьми в дошкольном возрасте. В изобразительной деятельности ребёнок может проявить творчество, создать что-то новое, чего нет у других.
На сегодняшний день творчество перестает быть неким таинством, в которое, по мнению ряда ученых (А. Бакушинский, Е. Флёрина, В. Глоцер, Б.Джефферсон, и др.), нельзя вторгаться и которым нельзя управлять; допустимо лишь создавать для него соответствующие условия. Психологическая наука приоткрыла завесу над этим таинством и показала фундаментальное значение деятельностного подхода к формированию творчества (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, С.Л.Рубинштейн, В.В.Давыдов, Д.Б.Богоявленская, Н.Н.Поддьяков, А.В.Брушлинский и др.).Творчество в широком смысле - это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого, и поэтому основным показателем творчества является новизна его результата.
Детское творчество обладает некоторыми особенностями: продукт творчества всегда новый и субъективен.При этом процесс создания продукта для дошкольника имеет едва ли не первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремлением искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого особое удовольствие, подчас гораздо большее, чем от достижения конечного результата (А. В. Запорожец, Н. Н. Поддьяков, Л.А.Парамонова, О.А.Христ и др.). И это - вторая особенность детского творчества.
В формировании творчества особая роль отводится воображению (Л.С.Выготский, Э.В.Ильенков, В.В.Давыдов, О.М.Дьяченко, В.Т.Кудрявцев и др.). Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества.
Важно понять, что развитие творчества у детей связано с целенаправленным обучением, ориентированным на «зону ближайшего развития» ребенка (Л.С.Выготский).
Аппликация как вид изобразительной деятельности направлена на формирование у детей определенных знаний, развитие умений, отработку навыков и воспитание личности. Аппликация дает детям возможность усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, форме и композиции, но также развивает и творческие способности детей.
Использование нетрадиционных техник аппликации, по моему мнению, способствует развитию творчества моих воспитанников. Данная тема работы является достаточно актуальной и перспективной в наше время, когда остро встаёт вопрос о творчески и нестандартно думающих людях во всех областях жизни.
2.Содержание
Заняться развитием детского творчества меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительным материалом. Разнообразие материалов для аппликации, их доступность способствовали моему выбору работы с детьми.
Цель: формирование художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник аппликации.
Задачи:
1.Познакомить с нетрадиционными техниками в аппликации.
2.Формировать умения и навыки в работе с нестандартными материалами, используемыми для разных техник аппликации.
3.Развивать чувство цвета, пропорции, композиции.
4.Развивать психические познавательные процессы ( воображение, восприятие, мышление, память, речь).
5.Способствовать развитию моторики пальцев рук.
6.Поддерживать детскую самостоятельность, творчество.
7. Повысить компетентность родителей и педагогов в использовании нетрадиционных техник по аппликации.
8.Способствовать сплочению детско-родительских отношений в творческом процессе.
Вся работа была разделена на три этапа.
Первый этап - теоретический.
Задачи:
-Собрать методическую литературу по теме работы.
-Провести диагностику творческих способностей.
-Разработать программу социального партнёрства с семьями воспитанников.
-Подготовить дидактический материал.
Второй этап – основной.
Задачи:
-Разработать систему деятельности по развитию творчества через нетрадиционные техники аппликации.
-Осуществить взаимодействие с педагогами через консультации, мастер-классы в ДОУ и обмен опытом в сети Интернет.
-Привлечь родителей к активному участию по развитию творчества через мастер-классы, совместные мероприятия, консультации, буклеты, изготовление пособий и поделок.
-Способствовать пополнению и обогащению развивающей предметно-пространственной среды.
Третий этап – заключительный.
Задачи:
-Подвести итоги, транслировать опыт.
В своей работе я придерживаюсь следующих принципов обучения.
1. Принцип воспитывающего обучения.
2. Принцип развивающего обучения.
3. Принцип наглядности.
4. Принцип доступности.
5. Принцип научности
6. Принцип систематичности и последовательности.
Для развития творчества использовала следующие нетрадиционные техники в аппликации.
Аппликация изприродного материала.
Сначала выкладывается композиция из листьев: подбираются по размеру, по цвету, затем каждый листочек наклеивается на картон.
Аппликация крупы.
На участки рисунка наносится клей, затем посыпается крупой так, чтобы не оставалось пустот между крупинками . После того, как крупа приклеилась, её можно раскрасить .
Аппликация шерстяных ниток.
Для данной работы понадобятся старые шерстяные нитки, которые дети мелко нарезают и откладывают в ёмкости по цветам. Затем, на участки подготовленного изображения наносится клей и приклеивается нарезанная шерсть.
Аппликация ваты, ватных дисков и ватных палочек.
Необходимо разорвать вату на кусочки и приклеить на подготовленный шаблон или нарисованный контур рисунка
Аппликацияизткани.
Приложить шаблон к ткани, обвести и вырезать. Можно также подобрать ткань уже с рисунками, из которых можно и составить сюжет после вырезания.
Аппликация из гофрированной бумаги.
Гофрированная бумага- вид поделочной бумаги. Необходимо определиться с замыслом поделки и приступить к работе. Бумага хороша при изготовлении цветов, костюмов, декораций.
Аппликация из салфеток.
Из салфеток разного цвета подготовить шарики . Катать шарики нужно между ладонями или пальцами с некоторым усилием. Затем, на участки рисунка наносится клей и приклеиваются подготовленные шарики.
Аппликация из яичной скорлупы.
Скорлупки от отварных яиц дети разламывают на мелкие части и откладывают в ёмкость. Затем на какой-либо участок подготовленного рисунка наносят клей и посыпают скорлупками. После того, как скорлупки приклеились, их можно раскрасить.
Аппликация в технике декупаж.
Подбираются салфетки с нужным рисунком и можно способом обрывания приготовить заготовку, а затем приклеить её на основу: тарелочку, стаканчик.
Аппликация в технике торцевание.
Торцевание - один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна , интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.
Ленточная аппликация.
Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.
Симметричная аппликация.
Для симметричных изображений заготовку – квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера – складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.
Модульная аппликация.
При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.
Коллаж.
Коллаж или наклеивание на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов.
Вся работа проходит в рамках кружка «Умелые ручки». Занятия проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 1 год.
Формы и методы, используемые в работе.
Наглядные методы:
- наблюдение,
- демонстрация наглядных пособий, поделок, иллюстраций, картинок,
- показ презентаций (использование ИКТ).
Приёмы:
- показ способов действий,
- показ образца поделки.
Словесные методы:
- рассказ взрослого,
- беседа,
- чтение художественной литературы,
- дидактическая игра,
- воображаемая ситуация,
- проблемная ситуация.
Приёмы:
- вопрос,
- уточнение,
- пояснение,
- подсказка,
- внезапное появление героя,
- выполнение игровых действий воспитателем,
- введение элемента соревнования,
- создание игровой ситуации.
Практические методы:
- упражнение,
- опыты, экспериментирование,
- моделирование.
Используемые технологии:
- игровые технологии,
- здоровьесберегающие технологии,
- ИКТ,
- Дифференцированный подход.
Работа с детьми осуществляется в следующих формах:
- обучающие и творческие занятия с использованием нетрадиционных техник в аппликации;
- мастер-классы;
- выставки детских работ по нетрадиционным техникам аппликации;
- использование знакомых приемов нетрадиционных техник детьми в самостоятельной деятельности.
Взаимодействие с родителями.
Не менее важным условием является тесная взаимосвязь с родителями.
Цель педагогической работы по данному направлению заключается в следующем: знакомство родителей о нетрадиционных техниках аппликации.
Одной из задач является, стремление привлечь внимание родителей к проблеме развития у детей творческих способностей через нетрадиционную технику аппликации.
В своей работе я использовала такие формы педагогического просвещения родителей: провела консультации, практикумы и беседы для родителей по темам: «Нетрадиционные техники аппликации», «Значение нетрадиционных техник в аппликации для развития творческих способностей ребенка», проведение анкетирования.
Взаимодействие с педагогами.
Работа в данном направлении носит информационно-просветительский и практический характер. Основной целью взаимодействия с педагогами является обогащение знаний педагогов о методах развития творческих способностей детей через нетрадиционную технику аппликации. Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности обусловлена необходимостью повышения уровня образования педагогов, их заинтересованности, способности к творчеству, инновациям в профессиональной деятельности.
Для достижения цели были проведены мастер-классы с участием педагогов, консультации, анкетирование.
3. Анализ полученных результатов
Конечный результат моей деятельности в данном направлении нацелен на такие критерии:
Для детей:
- Развитие умений пользоваться нестандартными материалами в аппликации.
- Развитие творчества и самостоятельности при создании своей работы,
- при выборе материала для аппликации.
- Развитие психических познавательных процессов, моторики пальцев рук, что особенно важно для будущих школьников.
Для педагогов:
- Создание системы работы с использованием нетрадиционных техник аппликации.
- Повышение своего уровня педагогического мастерства.
- Передача опыта другим педагогам.
Для родителей:
- Укрепление детско-родительских отношений в семье на основе общего интересного дела.
- Повышение компетенции родителей в изобразительной деятельности.
- Заинтересованность родителей в творческом развитии ребёнка, а также общем развитии.
- Усиление авторитета образовательного учреждения в глазах родителей.
Анализируя проделанную работу по теме «Развития творчества детей через нетрадиционную технику аппликации» можно сделать вывод, что использование нетрадиционных техник в работе с детьми дошкольного возраста, является эффективным средством творческого развития детей.
В ходе своей деятельности я постаралась развить у детей интерес к познанию и исследованию мира. Хотела, чтобы ребенок в процессе развития этого интереса мог реализовать свои творческие способности. Для меня было важно, чтобы ребенок уверенно демонстрировал качества креативной личности, хотел заниматься сложной творческой, умственной деятельностью.
4. Заключение
Таким образом, занятия по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных материалов и техник способствуют развитию у ребенка мелкой моторики и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания, усидчивости, изобразительных навыков и умений,
творческого воображения и доставляют детям большую радость и удовольствие.
5.Литература
1.Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.-М: 2003, - 344с.
2.Гусакова М.А. Аппликация, — М.: «Просвещение», 1982;
3.Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2006
4.Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Просвещение, 2001
5.Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду: Учебно-методическое
пособие. М.: ИД «Цветной мир», 2011.
6.Румянцева Е.А. Аппликация. Простые поделки, — М.: Мир книги, 2010.
6.Приложение
Приложение 1
Тематическое планирование кружка «Умелые ручки»
Месяц | № занятия | Тема | Цель |
0ктябрь | 1 | Вводное | Познакомить детей с нетрадиционными техниками аппликации; с различными материалами; со свойствами бумаги: мнется, рвется, складывается. Показать, что можно сделать из бумаги, крупы, ватных дисков, салфеток, засушенных растений и т.д. Рассказать детям о технике безопасности при работе с ножницами и клеем. |
2 | Обрывная аппликация «Берёзка» | Познакомить детей с новой техникой: обрывной аппликация. Развивать композиционные умения, восприятие цвета. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали. | |
3 | Аппликация из листьев «Осенняя фантазия» | Развивать умение создавать сюжетные композиции из засушенных листьев. Закреплять умение аккуратно наклеивать детали. | |
4 | Коллективная работа «Дары осени» | Способствовать сплочению детского коллектива, развивать умения работать сообща, аккуратно приклеивая детали. | |
Ноябрь | 5 | Модульная аппликация «Флаг России» | Знакомить с новой техникой. Упражнять в нарезании квадратиков, прямоугольников из длинных полосок. Тренировать в наклеивании на основу. |
6 | Аппликация из крупы «Дикие животные» | Познакомить с новой техникой. Упражнять в выкладывании рисунка из крупы (гречка, рис), развивать моторику пальцев рук. | |
7 | Аппликация из крупы « Лесные птицы» | Закреплять умение работать с крупой, соблюдать аккуратность. | |
8 | Коллективная работа Аппликация из салфеток «Букет для мамы» | Закреплять умение работать с салфетками, катать небольшие шарики и приклеивать на подготовленные бутоны цветов. Развивать чувство цвета. | |
Декабрь | 9 | Аппликация из ваты, ватных дисков и ватных палочек «Здравствуй, гостья зима!» | Знакомить с техникой работы с ватой, ватными дисками и ватными палочками. Развивать чувство композиции, умение аккуратно приклеивать данные материалы. |
10 | Аппликация в технике декупаж на тарелочке в сочетании с техникой аппликация из ваты «Зимние узоры» | Знакомить с новой техникой декупаж и закреплять технику работы с ватой. Упражнять в обрывании салфетки из прямоугольной формы в круглую. Упражнять скатывать ватные шарики. Развивать моторику пальцев рук. | |
11 | Аппликация из ватных дисков «Ёлочка –красавица» | Закреплять приёмы работы с ватным диском, тренировать аккуратное приклеивание. Закреплять умение работать с красками и кистью по ватному диску. | |
12 | Коллективная работа. Аппликация из ниток «Снегири прилетели». | Знакомить с техникой работы с резаными шерстяными нитками. Развивать умение аккуратно нарезать нитки, наносить клей и приклеивать нитки. Формировать желание доводить начатое до конца. | |
Январь | 13 | Аппликация из гофрированной бумаги и шерстяных резаных ниток «Мышка – символ года» | Закреплять умение работать с резаными нитками , развивать умение вырезать из гофрированной бумаги , приклеивать на основу. Развивать внимательность и аккуратность. |
14 | Аппликация с помощью длинной шерстяной нитки. «Мышка помощница». | Знакомить с техникой наматывания нити на округлую баночку. Тренировать глазомер, ручную моторику, аккуратность. Развивать желание доводить работу до конца. | |
15 | Коллективная работа. Модульная аппликация. Оформление пособия «Мышка-помощница» | Закреплять умение нарезать полоски картона на квадратики, прямоугольники и приклеивать их на основу. Развивать умение работать в паре, не мешать друг другу. Радоваться результату своего труда. | |
Февраль | 16 | Аппликация в технике торцевание «Боевая техника» | Знакомить с новой техникой торцевания. Тренировать в умении скручивать бумагу вокруг палочки или стержня, аккуратно приклеивать на выбранный шаблон. Развивать умение нарезать бумагу на квадратики. |
17 | Аппликация обрывная в сочетании с торцеванием «Подарок папе» | Закреплять известные техники работы с бумагой. Формировать чувство цвета, композиции. Развивать внимательность, память. | |
18 | Аппликация из ниток «Морские просторы» | Закреплять умение работать с нитками. Вспоминать морские виды транспорта. Развивать чувство цвета. Закреплять умение делать набросок карандашом, а потом его заклеивать ниткой. | |
19 | Коллективная аппликация Коллаж «Наша Армия родная!» | Закреплять умения в использовании разных техник в аппликации. Вспомнить разные рода войск. Развивать моторику пальцев рук. | |
20 | Аппликация в технике декупаж на тарелочке «Цветы маме» | Вспоминать работу с салфеткой для декупажа, упражнять в обрывании нужного рисунка, уметь красиво расположить на основе. | |
21 | Аппликация из ватных палочек и гофрированной бумаги « Цветы весны» | Формировать умение составлять цветок из ватных палочек, окрашивать их в нужный цвет, приклеивать листья из гофрированной бумаги. Развивать умение доводить начатое до конца. | |
Март | 22 | Аппликация из ниток «Маски для театра» | Закреплять умение работать с нитками. Развивать умение нарезать нитки, приклеивать в определённых местах на основе. Формировать умение работать с красками и кистью. |
23 | Коллективная работа «Весна идёт» | Совершенствовать умения в разрезании ниток, гофрированной бумаги, ткани. Развивать чувство цвета и композиции. Формировать умение работать в команде. | |
Апрель | 24 | Ленточная аппликация в сочетании с аппликацией из салфеток «Весенний хоровод» | Развивать умение складывать бумагу гармошкой , выстригать по контуру. Закреплять умение скатывать шарики и составлять из них узоры на одежде. Формировать представления об узорах на народной русской одежде. |
25 | Симметричная аппликация «Космические истории» | Закреплять умение складывать бумагу пополам, вырезать простые знакомые формы. Развивать творчество. | |
26 | Аппликация из яичной скорлупы «Пасхальные мотивы» | Знакомить с новой техникой в аппликации. Развивать умение работать с яичной скорлупой, аккуратно её разломить на кусочки, выложить из неё мозаику и приклеить. Полюбоваться результатом общего труда. | |
27 | Коллективная работа. «Голубь мира» Торцевание. | Закреплять умение работать в технике торцевания. Развивать усидчивость и аккуратность, умение работать в паре и коллективно. | |
Май | 28 | Аппликация из гофрированной бумаги «Открытка ветерану» | Развивать умения работать с гофрированной бумагой, уметь скручивать её в нужных направлениях. |
29 | Аппликация из крупы «Мой любимый транспорт» | Закреплять умение работать с разными видами круп. Совершенствовать чувство формы и цвета. Развивать моторику пальцев рук и глазомер. | |
30 | Коллективная работа «До свиданья, детский сад» | Совершенствовать известные детям техники, развивать творческие навыки. |
Приложение 2
Анкета для родителей «Развитие творческих способностей у детей».
Цель: совершенствовать работу по приобщению родителей к совместным занятиям с детьми по рисованию; формирование у родителей чувства ответственности за развитие творческих способностей у детей, как в детском саду, так и дома.
1. Чем ребенок любит заниматься дома:
А) рисовать;
Б) лепить;
В) вырезать из бумаги;
Г) чем-то другим____________________________________________
2. Какие материалы есть у ребенка для домашних занятий художественной изобразительной деятельностью?
А) бумага (белая, цветная);
Б) краски;
В) картон;
Г) пластилин;
Д) цветные мелки;
Е) цветные карандаши; фломастеры;
Ё) бросовый материал (втулки от туалетной бумаги, разные коробочки, фантики, обрезки ткани, ниток и т.д.)
Ж) другое____________________________________________________
3. Доступны ли для ребенка имеющиеся материалы?
А) берет, когда сам пожелает;
Б) только по разрешению взрослых
4.Есть ли у ребёнка отдельное место, уголок, столик, где он может позаниматься творчеством по своему усмотрению?
А) есть стол в спальне;
Б) ребёнок может заниматься везде, где захочет;
В) такого места не организовано;
Г) другое_________________________________________
5. Как Вы чаще всего реагируете на просьбы ребенка заняться творческой деятельностью?
А) предлагаете самому позаниматься;
Б) обещаете позаниматься в другой раз;
В) включаетесь в творческий процесс по его просьбе
6. Тему для творчества ваш ребёнок:
А) выбирает сам;
Б) с вашей помощью
7. Как используются детские работы:
А) собираются;
Б) устраиваются выставки;
В) периодически рассматриваете с ребенком;
Г) другое_____________________________________________________________
8. Как вы способствуете художественно-эстетическому развитию своего ребёнка?
А) покупаются дидактические игры по данной теме;
Б) приобретаются раскраски , трафареты;
В) читаются книги, посещаются библиотеки, выставки, проводятся беседы;
Г) не хватает на всё времени;
Д) другое_____________________________________________________________
9. Какие музеи изобразительного искусства Вы посещали вместе с ребенком?
______________________________________________________________________
10. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для творческого проявления детей?
11. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме художественно-эстетического развития Вашего ребёнка?
_______________________________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия потеме "Зимующие и перелётные птицы"
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Охрана здоровья детей входит в число приоритетов деятельности дошкольного образовательного учреждения. Именно ...
Аппликация , виды аппликации
Аппликация , виды аппликации...
Конспект занятия по аппликации в старшей группе.Аппликация коллективная "Цветы луговые".
Задачи. Ø Продолжить учить детей вырезать розетки из бумажных квадратиков, сложенных способом «дважды по диагонали»Ø Обогатить аппликативную технику –вырезать лепестки разной формы, передав...
Консультация для воспитателей и родителей потеме: "Этикет проведения праздников в детском саду."
Что такое этикет? Это вежливые слова, правила поведения в различных ситуациях повседневного общени и разных жизненных ситуациях.Как готовиться к празднику и как вести себя на нём всем участникам...
конспект занятия потеме"овощи"
конспект занятия потеме"овощи"...
Методическая разработка мастер- класса для музыкальных руководителей потеме: «Развитие музыкальности и импровизационно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста через элементарное музицирование».
Методическая разработка мастер- классадля музыкальных руководителей потеме:«Развитие музыкальности и импровизационно-творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для воспитателей «Значение аппликации в эстетическом развитии дошкольников» Сущность и значение аппликации для развития ребенка. Виды аппликации.
Аппликация (от латинского appiicatio - накладывание) - это способ создания художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или нашитых ...