Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Вещи войны»
методическая разработка (подготовительная группа)
Развивая познавательную сферу ребёнка – дошкольника, мы стремимся создать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально – чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od.docx | 41.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение центр развития ребенка - детский сад № 18
города Кропоткин муниципального образования Кавказский район
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
«Вещи войны»
в подготовительной к школе группе
компенсирующей направленности
воспитатель: Дуденкова Н.В.
Цель: сохранить память и уважение к павшим бойцам, через знакомство с экспонатами музея.
Образовательные задачи:
- познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны;
- познакомить детей с бытом солдата во время Великой Отечественной войны;
- закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину герои в годы Великой Отечественной войны;
- активизировать познавательную деятельность детей, умение понимать неразрывную связь событий прошлого и настоящего;
- закрепить знания детей о том, как живущие помнят об участниках В.О.В.;
- формировать у детей патриотические качества и чувство причастности к истории Отечества.
Развивающие задачи:
- развивать у детей познавательную активность, внимание, память, воображение, наблюдательность и способность сопереживать другим людям;
- развивать личность гражданина и патриота России, способного отстаивать свои интересы и интересы своей Родины;
- развивать чувство уважения к участникам Великой Отечественной войны;
- расширять кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории своей Родины;
- развивать умение отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать навык активного участия в диалоге с воспитателем;
- развивать умение детей сгибать прямоугольный лист бумаги в определённой последовательности при создании поздравительной открытки.
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, конкретных исторических фактов, доступных детям и вызывающих у них эмоциональные переживания;
- воспитывать чувство гордости за свой народ, стремление быть похожими на тех солдат, которые отстояли нашу Родину;
- воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважения к ветеранам Великой Отечественной войне, желание заботиться о них;
- воспитывать уважение к истории нашего народа, к героям Великой Отечественной войны;
- воспитывать стремление доставлять себе и другим радость поделками, изготовленными своими руками.
Оборудование:
- мини-музей: лопата, кружка, фляжка, котелок, ложка, военный рюкзак, ремень;
- ноутбук, видеоролик «От героев былых времён» на военно-патриотическую песню «Вечный огонь», написанную Рафаилом Хозаком на стихи Евгения Аграновича из фильма «Офицеры», музыкальная колонка, шаблоны поздравительных открыток в виде фронтового треугольника.
Виды детской деятельности:
- коммуникативная;
- познавательно-исследовательская;
- продуктивная;
- двигательная.
Предполагаемые результаты:
- вызвать интерес к личным предметам солдат;
- вызвать желание узнать больше информации о периоде ВОВ;
- сформировать знания у детей о быте солдата во время ВОВ.
Предварительная работа:
- проведение с детьми бесед о войне «Великой Победе – 75 лет», «Города – герои», «Пионеры-герои»;
- рассматривание плакатов: «Родина – мать зовет», «На страже мира», «Воин красной армии и – Спаси!»;
- чтение художественной литературы детям: Л. Кассиля «Никто не знает, но помнят все», С.П. Алексеев «О блокадном Ленинграде», М. Владимов «Ёщё тогда нас не было на свете», С. Михалков «Победой кончилась война», Г. Набатов «Зина Потронова», Л. Лиханов «Боря Цариков», С. Урланис «Толя Шумов», Ю. Корольков «Лёня Голиков», В. Морозов «Марат Казей;
- экскурсия к памятным местам боевой славы города Кропоткин;
- просмотр презентаций, слушание песен на военную тематику.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Вводная часть.
Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам посмотреть фильм «От героев былых времён».
Просмотр фильма.
Воспитатель. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем беседовать?
Дети. Мы сегодня будем беседовать о войне.
Воспитатель. Почему вы так думаете? (Ответы детей.)
Воспитатель. А что такое война?
Дети. Война – это когда стреляют. Война – это когда разрываются снаряды. Война – это когда бомбят.
Воспитатель. Да, сегодня мы с вами будем разговаривать о войне. На войне одни страны покоряют другие, они думают, что они самые главные в мире и все должны им подчиняться; там стреляют, убивают солдат, простых людей. Мы поговорим с вами о Великой Отечественной войне, которая была давно, когда не было ещё на свете ваших родителей.
Воспитатель. Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день. Ничего не предвещало беды. И вдруг из репродукторов донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну. Над нашей Родиной нависла угроза потери независимости, свободы. Люди собрались на митинги. Они поклялись все, как один, встать на защиту Родины. Когда люди узнали, что началась война, многие пошли добровольцами на фронт.
Воспитатель. Ребята, а кто знает, что такое фронт?
Дети. Фронт – это место, где идут сражения.
Воспитатель. А кто такие добровольцы?
Дети. Добровольцы – это люди, которые по своей воле пошли защищать врага.
Воспитатель. Кем становились добровольцы на войне?
Дети. Добровольцы на войне солдатами.
Воспитатель. Многие из этих солдат становились героями. Знаете ли вы кто такой герой? (Ответы детей.)
Воспитатель. Героями мы называем людей сильных, смелых, решительных, храбрых, которые совершают подвиги, героические поступки, чтобы спасти жизни других людей.
Воспитатель. Я предлагаю вам сегодня узнать о жизни солдат во время войны через их личные вещи.
Основная часть.
Дети с воспитателем проходят к стеллажам, оборудованным под мини-музей. Педагог показывает солдатский рюкзак и спрашивает у ребят.
Воспитатель. Ребята, как называется этот предмет и для чего он необходим солдату?
Дети. Солдату рюкзак нужен для хранения вещей.
Педагог показывает малую саперную лопатку и спрашивает у ребят.
Воспитатель. Для чего нужна солдату лопатка?
Дети. С помощью лопатки солдат выкапывал углубления в земле для того, чтобы сделать укрытие и спрятаться от глаз противника.
Затем воспитатель предлагает взять ее в руки и определить, какая она?
Дети. Лопатка маленькая и лёгкая.
Воспитатель. Лопатка – это друг солдата. С ней каждый солдат мог быстро залечь и окопаться, чтобы вести бой и уберечь себя при этом от пуль противника.
Педагог показывает бинокль.
Воспитатель. Для чего нужен солдату бинокль?
Дети. Бинокль нужен, чтобы далеко и хорошо видеть.
Воспитатель. С помощью увеличивающих стёкол солдат замечал те объекты, которые незаметны на первый взгляд.
Педагог показывает кружку и фляжку, котелок и ложку, и предлагает поразмышлять, зачем были нужны эти вещи солдату? (Дети разглядывают и высказывают свои версии.)
Воспитатель. Правильно, все эти вещи у солдата были для приёма пищи. Кружку, котелок и ложку он убирал в рюкзак, а фляжку носил на поясе, привязывая её к ремню.
Педагог показывает солдатский ремень.
Воспитатель. Для чего нужен солдату ремень?
Дети. Ремень нужен, чтобы не падали брюки. Ремень нужен, чтобы носить фляжку.
Воспитатель. Ремень имеет очень широкий спектр применения. Это атрибут форменный одежды солдата. Также ремень используют как средство буксировки. Солдату часто приходилось переносить различные тяжелые ящики. И ремень помогал им в этом. Но главное использования ремня – это его применение в виде оружия. В армии была разработана целая специальная программа рукопашного боя с применением солдатского ремня.
Педагог берёт в руки фронтовой треугольник.
Воспитатель. Шла война, а жизнь продолжалась. Дома солдат ждали матери, жены, дети. Они писали на фронт письма и с нетерпением ждали ответа – весточки с фронта. В редкие минуты тишины солдаты отдыхали, рассматривали фотографии родных и близких людей и писали домой письма.
Письма писали на листочках чаще всего карандашом, потому что ни чернил, ни ручек не было. Не было в окопах ни стола, ни стула, ни настольной лампы. Приходилось солдатам писать письма на коленках, на пеньке, при слабом свете самодельного светильника или луны. Не было на войне конвертов и обратного адреса. В минуты затишья написанное письмо складывали в «солдатский треугольник», писали адрес назначения, а вместо обратного адреса – номер полевой почты. Военный почтальон собирал письма и отправлял на попутном транспорте в тыл. Получить такой «треугольник» было большим счастьем.
Воспитатель предлагает детям присесть и послушать стихотворение С. Глушко-Каменского «Письмо солдата домой».
Не грусти, моя милая, не грусти, моя нежная,
Я тебя не забыл в бурном грохоте дней.
Я тебя только вижу чрез метелицу снежную,
А желанье увидеться все сильней и сильней.
Мы на запад идем, изгоняя захватчиков,
Им на нашей земле ни вершка места нет!
Залпы наших орудий, огонь автоматчиков
С каждым днем приближают победы рассвет!
Я воюю и мщу за убитых товарищей,
Наш удар по врагу все сильней и сильней!
Не грусти, моя милая, не грусти, моя нежная,
Я тебя не забыл в бурном грохоте дней.
Воспитатель проводит беседу по прочитанному произведению.
Воспитатель. Для кого написано это письмо? (Ответы детей.)
Воспитатель. Как называет гитлеровцев боец, написавший это письмо? (Ответы детей.)
Воспитатель. За что солдаты мстили проклятым врагам? (Ответы детей.)
Воспитатель. Во что верили все защитники нашей Родины? (Ответы детей.)
Воспитатель. Мы с вами сегодня познакомились с вещами солдата. Глядя на эти предметы и обсудив стихотворение, мы можем сделать вывод: насколько, он был смел и отважен. Солдат был лишен всяких удобств, и ему приходилось выполнять тяжелую работу, но он был терпелив и умел добиваться намеченной цели. Вечная память героям. Я предлагаю вам почтить память ушедших солдат-героев.
Минута молчания, звук метронома.
Воспитатель. 75 лет прошло с того времени. Каждый год 9 мая на Красной площади в Москве и в больших городах нашей страны проводится Парад Победы, а вечером зажигаются звезды салюта. И мы гордимся тем, что ветераны войны ещё в строю. Я предлагаю вам поучаствовать в параде Победы.
Динамическая пауза «Солдаты».
Как солдаты на параде, Мы шагаем ряд за рядом. Левой – раз, левой – раз, Посмотрите все на нас. | Дети маршируют на месте. |
Все захлопали в ладоши – Дружно, веселей! | Хлопают в ладоши. |
Застучали наши ножки Громче и быстрей! | Топают на месте. |
По коленочкам ударим – Тише, тише, тише. | Бьют кулачками по коленям. |
Ручки, ручки поднимаем Выше, выше, выше, опускаем. | Поднимают руки, тянуться вверх. С выдохом медленно опускают руки. |
Завертелись наши ручки, Снова опустились. | Вращение рук, согнутых в локтях, перед собой. |
Мы на месте покружились И остановились. | Кружение на месте вокруг себя. Остановились. Сделать медленный вдох-выдох. |
Заключительная часть.
Воспитатель. Каждый год 9 мая мы отмечаем праздник День Победы. В этот день мы поздравляем ветеранов, возлагаем цветы к памятникам, смотрим по телевизору парад Победы на Красной площади. Чтобы порадовать ветеранов, мы сделаем для них подарок – поздравительную открытку в виде фронтового треугольника, внутри которого написаны слова благодарности. И когда вы пойдёте 9 мая на парад, обязательно подарите её ветерану.
Дети присаживаются за столы и приступают к работе.
Подведение итогов. Выяснить у детей, что они запомнили, что их потрясло и удивило, какие эмоции они испытали.
Использованная литература.
- Комплект наглядных пособий «Великая Победа»: «Города – герои», «Дети – герои», «Награды войны», «Герои войны».
- Вера Александровна Шипова, беседы с ребёнком «Великая Отечественная война».
- Казакова А.П., Шорыгина Т.А. «Детям о великой Победе!» (беседы о Второй мировой войне в детском саду и школе).
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. Подготовительная группа.
- Ушакова Л.П. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ознакомление с событиями Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов.
- Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Зимние чудеса" конспект образовательной деятельности Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию для детей подготовительной группы .
Конспект образовательной деятельностипо познавательному развитию для детей подготовительной группы «Зимние чудеса» Цель: Формировать умение заниматься экспериментальной деят...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: «Давным — давно была война»
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: «Давным — давно была война»...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием современных образовательных технологий в средней группе на тему: «Домашние птицы»
Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с домашними птицами и их детёнышами. 2.Учить правильно обращаться с домашними животными.3.Формировать заботливое отношения к ним.4. Развивать ...
конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами исследовательской деятельности "Как животные к зиме приспосабливаются"(2-я младшая группа).
Цель. Формирование представлений детей о жизни диких животных в лесу зимой. Побуждать устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных (изменение окраски шерс...
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (развитие математических представлений) в старшей группе "Прогулка по лесной полянке"
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию (развитие математических представлений)...
Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области «Познавательное развитие». Конспекты образовательной деятельности по познавательному развитию
Конспекты образовательной деятельности по познавательному развитию...
Конспект образовательной деятельности по «Познавательное развитие» раздел «ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Тема:«ШКОЛА МАГОВ»(возраст детей: подготовительная к школе группа 6-7 лет) Цель: развитие познавательно – исследовательской активности детей подготовительной к школе группе.Зада...