Консультация "Терапевтическая сказка в детской театрализации"
консультация по коррекционной педагогике
Консультация для педагогв ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_-terapevticheskaya_skazka_v_detskoy_teatralizatsii.docx | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка – детский сад №42
Консультация для педагогов
«Терапевтическая сказка
в детской театрализации»
Педагог-психолог:
Колмакова А.Ю.
с. Павловская Слобода
Сказкотерапия и театрализация являются для ребенка обучающим, развивающим и психотерапевтическим средством. В сказках, сочиненных детьми, отражаются желания самого ребенка, его "Я", самооценка. Кроме того, в сказках, театрализованных действиях, сюжетах, ролях проявляются и формируются уста-
новки, ценностные ориентации, стили и особенности поведения ребенка в семье, в дошкольном учреждении, на улице. Сегодня всё больше внимания уделяется развитию творческих способностей, креативности ребенка. Самой короткой дорогой к его внутреннему миру оказываются сказочные истории, ведь сказка наиболее доступна для детского восприятия.
Одной из любимых детьми форм сказкотерапии является театрализация. Театрализованная деятельность способна изменить отношение ребенка к себе, способ общения со сверстниками, помогает раскрыть творческие способности. Работа над ролью позволяет решать и множество коррекционных задач: отработать правильное произношение звуков и слов, добиться выразительности и интонационной привлекательности речи…
Коммуникативное поведение - понятие довольно сложное. Оно во многом зависит от уровня социального восприятия и представлений ребенка, его направленности на социальное окружение, овладения различными формами и средствами общения (как речевыми, так и неречевыми). Оно определяется формой, объектом и средствами коммуникации. При нормальном развитии общение ребенка к старшему дошкольному возрасту приобретает внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную форму, ведущим объектом общения становится сверстник, а главным средством - речь.
Однако проблема развития речи детей серьезно беспокоит всех, кто связан с практическими вопросами дошкольного образования. Воспитатели в большинстве случаев отмечают недостаточный уровень связности в речи своих воспитанников (как в диалоге, так и в монологе). Несмотря на значительные усилия взрослых, эффективность специальных занятий в данном направлении остается неудовлетворительной.
В ходе этих занятий не удается создать действенную мотивацию детской речи, следствием чего является низкая речевая активность. Дети по большей части высказываются не по своему собственному побуждению, а лишь подчиняясь требованию взрослого. Вопросно-ответная форма речи является самой распространенной.
Можно сказать, что положение о первичности, исходности коммуникативной функции речи хотя и признано в дошкольной педагогике, до сих пор не получило практической реализации. Поэтому проблема поисков эффективных технологий, применение которых обеспечило бы решение задач развития речи в дошкольном детстве, находится только в стадии разработки.
Таким образом, определяется проблема создания методических материалов для совершенствования форм и методов коммуникативного развития всех детей дошкольного возраста.
Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, - все это помогает осуществить театр.
Театр - это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Поэтому театрализованная деятельность стала значительным помощником в развитие коммуникативных способностей дошкольников. Для дошкольников учебные задачи, прямо поставленные перед ними, не всегда бывают интересны, и, следовательно, не играют особой роли в его развитии.
Элементы театрализации стараются включить на разных занятиях: ознакомление с художественной литературой, познавательное, развитие речи, математика, обучение грамоте, занятия по ИЗО.
Занятия, включающие в себя театрально-игровую деятельность, способствуют развитию творческих и речевых способностей детей. Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения.
Можно использовать следующие виды театральной деятельности:
- музыкально-игровые упражнения для развития мимики, жестов;
- художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
- театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия, творческие игры).
Театральная игра проводится на занятии по заранее подготовленному сценарию, в основу которого положено содержание рассказа, сказки, спектакля. Предварительная работа с детьми включает разучивание стихов, движений, беседы, рассматривание картин, проведение творческих игр и многое другое. Большой интерес вызывает у детей единый сюжет занятия. Тематика и содержание занятий с элементами театральной игры имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания, что позволяет через театральные образы оказывать воспитательное влияние на детей.
Занятия организуются по подгруппам от 4 до 6-7 человек. Такая наполняемость подгрупп является оптимальной для обеспечения "речевой плотности" занятия, для проведения индивидуальной работы, а также для создания и сохранения коммуникативных ситуаций.
Благодаря необычному сказочному сюжету, занятия позволяют заинтересовывать детей, так как естественная потребность вмешаться в ход событий и повлиять на них заставляет детей приложить максимум усилий для выполнения заданий.
Если проанализировать использования драматизации на занятиях, то можно без труда заметить, что дети пытаются воспроизводить готовые реплики, сопровождают их невыразительными движениями руками. И хотя они всё равно испытывают при этом удовольствие, развивающий эффект оказывается минимальным.
Поэтому работа над любым произведением включает несколько этапов.
Предварительная работа над текстом предполагает насыщение его диалогами, восприятие которых наиболее доступно детям дошкольного возраста.
Знакомство с содержанием. Рассказывание сказки, истории с помощью режиссерских кукол, пальчикового или перчаточного театра. Основу рассказывания составляют коммуникативное поведение персонажей, акцент на их намерениях (мотивах), а также на внеречевых средствах игрового “превращения”.
Разыгрывание содержания по ролям с акцентом на использование образно-двигательных средств (движения головы, туловища, походка, “говорящие” движения руками) при ведущей роли взрослого. В зависимости от возможностей детей взрослый определяет степень своего речевого участия. На первых порах оно может быть довольно интенсивным.
Чтение или рассказывание текста в оригинальном авторском варианте, повторная беседа по сюжету, характеру персонажей, формулирование собственного отношения к произведению и действующим лицам.
Самостоятельное рассказывание детей с использованием кукол, режиссерских игр.
Сказкотерапия как средство коммуникативного общения.
Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются «индикатором» состояния ребенка, с другой – самым существенным образом влияют на познавательные процессы и поведение. Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций»; поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Формировать способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей помогает нам сказкотерапия.
Основные возможности сказкотерапии заключаются в следующем: интеграции личности, развитие творческих способностей и адаптивных навыков, совершенствование способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучение, диагностика и коррекция.
Восприятие сказки оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, процесс ознакомления со сказкой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка. Во все времена сказка способствовала развитию позитивных межличностных отношений, социальных умений и навыков поведения, а также нравственных качеств личности ребенка, которые определяют его внутренний мир. При этом сказка остается одним из самых доступных средств для развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.
Людям свойственно обмениваться историями. Для того чтобы их рассказать и послушать мы собираемся вместе. Поэтому сказкотерапия – естественная форма общения и передачи опыта. Научившись рассказывать, пересказывать, творчески мыслить, ребенок совершит огромный скачок в развитии, который будет способствовать развитию личности.
Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы, направленной на коррекцию, обучение и развитие. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей. Это метод, использующий сказочную форму, ореол волшебства для интеграции личности, развития творческих способностей, развития адаптивных навыков, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром, а также обучения, диагностики и коррекции.
Вера в чудеса живет внутри нашей души, как ее потенциальная способность. Поэтому очень важно создать такие условия для психологической и педагогической работы с детьми, в которых эта способность проявляется, усиливается и помогает преодолевать то, что тормозит развитие. Этот аспект стал основополагающим в создании концепции сказкотерапии. Ибо сказкотерапия – это и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности.
В настоящее время существует два основных вида сказок: народные и авторские. И народные, и авторские сказки в свою очередь могут быть разделены на сказки о животных, бытовые, страшные и волшебные сказки.
В народных сказках: можно выделить общие чрезвычайно важные идеи:
1. Окружающий нас мир - живой. В любой момент все может заговорить с нами. Это идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.
2. Ожившие объекты окружающего мира способны действовать самостоятельно, они имеют право на собственную жизнь. Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.
3. Разделение добра, зла, победа добра. Это идея - важное для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему, т. е. для морально-нравственное развития.
4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случае, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования чувства самостоятельности, а также доверия к окружающему миру. Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны.
Сказки о животных. Дети до 5 лет идентифицируют себя с животными, стараются быть похожими на них. Поэтому, сказки о животных лучше всего передадут маленьким детям жизненный опыт. Представители животного царства знакомы ему либо как товарищи по играм, либо как промелькнувшие в зоопарке фигуры, внушающие то ужас, то восхищение, либо как полувоображаемые существа с непонятными свойствами, о которых он только слышал или читал
Бытовые сказки. Это сказки, рассказывающие о превратностях семейной жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций, формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном консультировании и при работе с подростками, направленной на формирование образа семейных отношений.
Страшные сказки. Эти сказки рассказывают про нечистую силу. В современной детской субкультуре различают также сказки - страшилки. По-видимому, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
Таким образом, использование сказки на занятиях, играет огромную роль в развитии личности ребенка. Оказывая большое влияние как на сознательные, так и на бессознательные его личности, сказка косвенно позволяет приобрести значимый для ребенка жизненный опыт. Она помогает сделать процесс эмоционально-нравственного развития ребенка контролируемым и целенаправленным, оказывает влияние на общее психическое развитие, формирование умственной, эмоциональной и волевой сферы.
«Быть может, действительно в наше непростое время, когда у многих теряется смысл жизни, вера и надежда, сказки с хорошим концом могут помочь найти маленьким и взрослым свой Путь. »
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Осенняя сказка про поросят(театрализация в средней группе)
Конспект осеннего развлечения , содержащий веселые речевые игры, танцы и песни. Сценарий дает возможность использовать разнообразное количество персонажей....
Конспект открытого показа ООД по развитию речи в средней группе «Путешествие в сказку» с элементами театрализации.
Конспект открытого показа ООД по развитию речи в средней группе «Путешес...
Развлечение по сказке «Рукавичка» игра театрализация
вызвать эмоциональный отклик у детей и желание участвовать в драматизации сказки «Рукавичка», создать благоприятную атмосферу для раскрытия индивидуальных творческих способностей детей....
Текст сказки "Дюймовочка" для театрализации.
Текст сказки "Дюймовочка" для театрализации....
Мастер-класс для педагогов "Изготовление платочного театра по сказке теремок" (с театрализацией сказки)
Цель: распространить опыт работы по изготовлению платочного театра путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; разви...
Конспект открытого мероприятия « Неделя сказки в детском саду» «Театрализация по мотивам стихотворения С. Михалкова и сказки Ю. Картушиной «Заяц-портной».
Конспект театрализации по мотивам сказки "Заяц- портной на" Неделе сказок" в детском саду....