Конспект ООД по патриотическому воспитанию "Семейные обычаи на Руси"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Брякунова Елена Валерьевна

Этот материал может быть интересен воспитателям детских садов. В увлекательной игровой форме дети знакомятся с русскими обычаями и традициями в семье. Вспоминают старые предметы, ищут для них современные аналоги. Дети поют и танцуют патриотические песни и танцы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_obychai_na_rusi.docx21.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого комплексного занятия

по нравственно-патриотическому воспитанию

в подготовительной группе

Тема: Семейные обычаи на Руси

Воспитатель: Брякунова Елена Валерьевна

Цель:формировать у детей представления о русской избе и семейных традициях русского народа.

Задачи: Расширять и углублять представления детей о внутреннем убранстве русской избы, о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Учить расписывать плоскостную матрёшку ,выполняя элементы: волнистые линии, листик,  цветы. Обогащать словарный запас существительными: колыбелька, лапти, чугунок, сундук и определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Подготовительная работа: беседы по ознакомлению с окружающим  «Предметы русской старины», «Русская изба»; расписывание плоскостных  форм; посещение музея; чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен; организация и проведение с детьми русских народных игр.

Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; атрибуты русской избы; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбелька; кусочек хлеба и соли; плоскостные заготовки матрёшек;кисточки,  краски,  баночки с водой.

Ход занятия

Звучит музыка «Во поле берёзка стояла», дети входят парами.Воспитатель в русском народном костюме встречает их хлебом , солью.

Здравствуйте , добрые молодцы и красные девицы! Рассаживайтесь по удобнее.(Дети садятся на стульчики.) -Сегодня мы с вами попадём в то время, когда жили наши прабабушки и прадедушки, и узнаем, как же раньше люди жили, чем они занимались, как развлекались.

Слава нашей стороне, слава нашей старине.

И про эту старину я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли о делах родной земли.

 В старину  на нашей земле, встречали  гостей с хлебом , с солью ,да всегда говорили : «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы хорошо было всё: и житьё, и бытьё, и здоровьице». Гость должен был отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Этим он показывал уважение к хозяину дома. Сегодня у нас в зале много гостей, давайте мы их в стретим, как велит нам обычай.

(Дети хором повторяют слова.:

И житьё, и бытьё , и здоровьице.)

А кто мне скажет, как называлась наша родина в прошлом?

Русь деревянная – края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные песни поют.

-Ребята, а знаете ,   почему Русь называли деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Как называли такие дома? (Изба). Правильно. А в избе были деревянные лавки, стол, сундуки, посуда и даже обувь.

Как называлась плетёная обувь на Руси? (лапти)

Целые семьи занимались этим ремеслом. И назывались они лапотники.

-Ребята раньше в избах не было электрического света, в старину пользовались лучиной ( вот такая палочка) , поджигали её, и она освещала избу и ,благодаря этому, взрослые вечерами могли заниматься своим ремеслом.

-Самым главным местом в избе была печь. А кто из вас знает, почему про печь так говорят?

То печет блины,

То показывает сны. (печка)

Она не только отапливала дом, в ней готовили еду, сушили ягоды и грибы, спали на ней и даже мылись.

-Бывало приготовит матушка в печи обед и  нужно ей достать горшки горячие из печи. Тогда ей поможет…

- «Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

Сам в угол идёт. (ухват)

- А давайте посмотрим, где у нас ухват в избе? (дети показывают)

-Скажите –ка мне , ребята , а что это такое?

Книзу узок, верх широк,

Не кастрюля … (чугунок)

Воспитатель достаёт чугунок с помощью ухвата.

-В чугунке у нас игра «Что было ,а что теперь?»

- Молодцы, ребята, хорошопоиграли.Помогли мне разобраться со старинными предметами.  Ведь одна голова- это хорошо, а много лучше!

- В старину в каждой деревне, в каждом селе устраивали посиделки. Парни и девушки - собирались в какой-нибудь избе, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах.  Вот так “всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками. А вы знаете, какие-нибудь шутки-дразнилки?(да). Расскажите их.

У нас Арина маленька,

Чуть повыше валенка

В лапотки обуется,

Как пузырь надуется. (Никита К)

 Упал Фома в кадушку,

Задавил лягушку,

Задавил мышонка

И три поросёнка. (Глеб)

. Обманули простака-

На четыре кулака,

На щелбан и на подушку,

На зелёную лягушку. (Саша)

Коля, Коля, Николай,

Сиди дома, не гуляй,

Чисти картошку,

Ешь понемножку. (Егор)

А в праздники у страивали гулянья  с песнями , танцами и играми.

 Отгадайте загадку:

«В руки ты ее возьмешь,

То растянешь, то сожмешь.

Звонкая, нарядная,

Веселая, трехрядная.

Заиграет, только тронь

Наша русская». .. (гармонь).

- Ну, гармонист, выходи. Ребенок читает стихотворение:

«По бокам коробочки

Костяные кнопочки.

Растянул ее меха

Стал похож на жениха».

Исполняется танец «Ах, Сережка».

Раздается звук плача ребенка.

- Дети, что это за звук? Кто плачет?

Достает из колыбельки куклу.

- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.

Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.

Воспитатель:

- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?

Дети предлагают имена (Иван, Илья, Матвей), выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.

Воспитатель:

- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растём, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?

Ответы детей: Сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т. д.

Воспитатель:

- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.

На дне рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Ворон».

Ой, ребята, та-ра-ра,

На горе стоит гора,

А на той горе дубок,

А на дубе воронок.

Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед),

В позолоченных серьгах (показывают серьги),

Черный ворон на дубу (показывают крылья),

Он играет во трубу (показывают игру на трубе).

Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши),

Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)

Кши (поднимают и опускают руки)

Воспитатель:

- Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?

Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.

Дети:

- Уголек, зернышки, монетки.

Воспитатель:

- А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?

Дети:

- Их клали, когда купали ребенка.

Воспитатель:

- Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.

Воспитатель кладет уголек:

Воспитатель:

- А что говорили, когда клали уголек?

Дети:

- Привыкай к домашнему теплу.

Первый ребенок кладет зернышки.

Воспитатель:

- А что говорили, когда клали зернышко?

Дети:

- Будь всегда сыт.

Второй ребенок кладет денежку.

Воспитатель:

- А что говорили, когда клали монетку?

Дети:

- Будь всегда богат.

Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу.

Дания.

Тили-тили-тили-тили

Мы по воду ходили.

Воды для Егорки -

Полное ведерко.

Аня.

Мыли-мыли-мыли-мыли

бело-набело отмыли

Лишь головка одна

Всё черным-черна!

Дети вытирают куклу.

Воспитатель:

Полотенце вышито и бело

Вытирай-ка малыша умело

Будет чистеньким малыш

Вырастет у нас крепыш.

Воспитатель:

- Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?

Дети:

- Одевали.

Воспитатель:

- А во что одевали ребеночка?

Дети:

- В отцову рубашку.

Воспитатель:

- А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?

Дети:

- Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.

Воспитатель:

- Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?

Дети:

 Красивая, праздничная.

Воспитатель:

- Давайте и мы оденем Егорушку.

Дети одевают куклу.

Воспитатель:

- А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей?

Дети:

- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.

Воспитатель:

- Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?

Дети:

- Укладывали спать.

Воспитатель:

- А куда клали спать ребеночка?

Дети:

- В колыбельку.

Воспитатель:

- А что же такое колыбелька?

Дети:

- Это кроватка, куда клали малыша и качали.

Воспитатель:

- Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку.

-Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?

Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.

Воспитатель:

- Что же это?

Дети:

- Хлеб и соль.

Воспитатель:

- Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»

Дети кладут в колыбельку.

Спокойно спит ребёночек, когда люди кругом добрые, с хорошими мыслями.

Но стоит злым соседушкам прийти в дом со злом чёрным да с завистью, Начнёт беспокоиться малыш, плакать. Чтобы нашему Егорушке спокойно жилось, Давайте уберём от него всё плохое.

Психогимнастика «Уберём плохое» (Дети со злыми лицами мнут и топчут лист чёрной бумаги и складывают в мешок, который бросают в печь.)

У нашего Егорушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?

Дети высказывают предположения.

Воспитатель:

- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит.

Вот и мы с вами сделаем ему игрушку.

Алый, шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может- шесть.

Разрумянилась немножко,

Это русская …(матрёшка).

Мы с вами уже рассматривали матрешек. Давайте повторим. Во что одета матрёшка, какого цвета у неё сарафан, кофточка, платочек? Какие узоры вы видите на сарафане? Какие цвета использовали мастера для написания узоров?

Давайте перейдём за столы, где у нас приготовлены краски и листочки для работы.

Рисуем матрёшку в подарок.

После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает  аккуратность и т. п.

-А теперь давайте подарим Егорушке наши подарки,и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.

Дети:

- Никогда не болей, будь здоров.

- Расти сильным, крепким да удалым.

- Слушай отца-батюшку да родную матушку.

- Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.

- Пусть живет-поживает, да добра наживает.

Дети а теперь давайте подарим подарки нашимгостям. Мы их приготовили заранее. Воспитатель:

- Ну а вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые тоже подарок .

- Дети, а вам понравился день рождения Егорушки?

Что  используют для первого купания малыша?

Ответы детей.

Песня о родной сторонушке.

Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ НА РУСИ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить максимальную активность и любознательность детей, обогатит...

Конспект открытого НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Тема: "Семейные обычаи на Руси"

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы:...

Конспект комплексного НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» (старшая группа)

•       Расширять и углублять представления детей о старинных семейных      обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарн...

Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию тема: «Семейные обычаи на Руси»

Конспект ООД  по нравственно-патриотическому воспитаниютема: «Семейные обычаи на Руси»...

Конспект открытого комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси»

Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен....

Конспект образовательной деятельности по духовно-патриотическому воспитанию "Семейные обычаи на Руси".

Дошкольный возраст-важнейший период становления личности,когда закладываются предпосылки гражданских качеств,развиваются представления о человеке,обществе и культуре.Одним из направлений духовно-патри...