Конспект ООД по патриотическому воспитанию "Семейные обычаи на Руси"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Этот материал может быть интересен воспитателям детских садов. В увлекательной игровой форме дети знакомятся с русскими обычаями и традициями в семье. Вспоминают старые предметы, ищут для них современные аналоги. Дети поют и танцуют патриотические песни и танцы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynye_obychai_na_rusi.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого комплексного занятия
по нравственно-патриотическому воспитанию
в подготовительной группе
Тема: Семейные обычаи на Руси
Воспитатель: Брякунова Елена Валерьевна
Цель:формировать у детей представления о русской избе и семейных традициях русского народа.
Задачи: Расширять и углублять представления детей о внутреннем убранстве русской избы, о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Учить расписывать плоскостную матрёшку ,выполняя элементы: волнистые линии, листик, цветы. Обогащать словарный запас существительными: колыбелька, лапти, чугунок, сундук и определениями: старинный, деревянный, расписной, узорчатый. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.
Подготовительная работа: беседы по ознакомлению с окружающим «Предметы русской старины», «Русская изба»; расписывание плоскостных форм; посещение музея; чтение русских народных сказок, былин, рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен; организация и проведение с детьми русских народных игр.
Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; атрибуты русской избы; кукла; уголек, зернышки, монетки, таз с водой, полотенце; русская рубашка; колыбелька; кусочек хлеба и соли; плоскостные заготовки матрёшек;кисточки, краски, баночки с водой.
Ход занятия
Звучит музыка «Во поле берёзка стояла», дети входят парами.Воспитатель в русском народном костюме встречает их хлебом , солью.
Здравствуйте , добрые молодцы и красные девицы! Рассаживайтесь по удобнее.(Дети садятся на стульчики.) -Сегодня мы с вами попадём в то время, когда жили наши прабабушки и прадедушки, и узнаем, как же раньше люди жили, чем они занимались, как развлекались.
Слава нашей стороне, слава нашей старине.
И про эту старину я рассказывать начну,
Чтобы дети знать могли о делах родной земли.
В старину на нашей земле, встречали гостей с хлебом , с солью ,да всегда говорили : «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы хорошо было всё: и житьё, и бытьё, и здоровьице». Гость должен был отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Этим он показывал уважение к хозяину дома. Сегодня у нас в зале много гостей, давайте мы их в стретим, как велит нам обычай.
(Дети хором повторяют слова.:
И житьё, и бытьё , и здоровьице.)
А кто мне скажет, как называлась наша родина в прошлом?
Русь деревянная – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные песни поют.
-Ребята, а знаете , почему Русь называли деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Как называли такие дома? (Изба). Правильно. А в избе были деревянные лавки, стол, сундуки, посуда и даже обувь.
Как называлась плетёная обувь на Руси? (лапти)
Целые семьи занимались этим ремеслом. И назывались они лапотники.
-Ребята раньше в избах не было электрического света, в старину пользовались лучиной ( вот такая палочка) , поджигали её, и она освещала избу и ,благодаря этому, взрослые вечерами могли заниматься своим ремеслом.
-Самым главным местом в избе была печь. А кто из вас знает, почему про печь так говорят?
То печет блины,
То показывает сны. (печка)
Она не только отапливала дом, в ней готовили еду, сушили ягоды и грибы, спали на ней и даже мылись.
-Бывало приготовит матушка в печи обед и нужно ей достать горшки горячие из печи. Тогда ей поможет…
- «Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
Сам в угол идёт. (ухват)
- А давайте посмотрим, где у нас ухват в избе? (дети показывают)
-Скажите –ка мне , ребята , а что это такое?
Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок)
Воспитатель достаёт чугунок с помощью ухвата.
-В чугунке у нас игра «Что было ,а что теперь?»
- Молодцы, ребята, хорошопоиграли.Помогли мне разобраться со старинными предметами. Ведь одна голова- это хорошо, а много лучше!
- В старину в каждой деревне, в каждом селе устраивали посиделки. Парни и девушки - собирались в какой-нибудь избе, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах. Вот так “всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками. А вы знаете, какие-нибудь шутки-дразнилки?(да). Расскажите их.
У нас Арина маленька,
Чуть повыше валенка
В лапотки обуется,
Как пузырь надуется. (Никита К)
Упал Фома в кадушку,
Задавил лягушку,
Задавил мышонка
И три поросёнка. (Глеб)
. Обманули простака-
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зелёную лягушку. (Саша)
Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
Чисти картошку,
Ешь понемножку. (Егор)
А в праздники у страивали гулянья с песнями , танцами и играми.
Отгадайте загадку:
«В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь.
Звонкая, нарядная,
Веселая, трехрядная.
Заиграет, только тронь
Наша русская». .. (гармонь).
- Ну, гармонист, выходи. Ребенок читает стихотворение:
«По бокам коробочки
Костяные кнопочки.
Растянул ее меха
Стал похож на жениха».
Исполняется танец «Ах, Сережка».
Раздается звук плача ребенка.
- Дети, что это за звук? Кто плачет?
Достает из колыбельки куклу.
- Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш. Он только сегодня родился, поэтому он и плачет. Давайте его покачаем.
Ребенок, доставший куклу, качает, плач стихает.
Воспитатель:
- С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?
Дети предлагают имена (Иван, Илья, Матвей), выбирают одно имя - ребеночка называют Егорушкой.
Воспитатель:
- Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребеночек маленький, его все будут называть ласково Егорушкой. А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растём, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
Ответы детей: Сейчас меня зовут Ира, а когда я вырасту, то меня будут звать Ириной и т. д.
Воспитатель:
- Молодцы. Вот мы и познакомились с Егорушкой и назвали ему свои имена.
На дне рождения, гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли. А хотите поиграть в самую настоящую старинную русскую игру? Давайте мы поиграем в игру «Ворон».
Ой, ребята, та-ра-ра,
На горе стоит гора,
А на той горе дубок,
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед),
В позолоченных серьгах (показывают серьги),
Черный ворон на дубу (показывают крылья),
Он играет во трубу (показывают игру на трубе).
Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши),
Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)
Кши (поднимают и опускают руки)
Воспитатель:
- Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены вещи, что же это?
Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки.
Дети:
- Уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель:
- А кто знает, зачем нашему Егорушке эти вещи?
Дети:
- Их клали, когда купали ребенка.
Воспитатель:
- Да, правильно, раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.
Воспитатель кладет уголек:
Воспитатель:
- А что говорили, когда клали уголек?
Дети:
- Привыкай к домашнему теплу.
Первый ребенок кладет зернышки.
Воспитатель:
- А что говорили, когда клали зернышко?
Дети:
- Будь всегда сыт.
Второй ребенок кладет денежку.
Воспитатель:
- А что говорили, когда клали монетку?
Дети:
- Будь всегда богат.
Воспитатель берет одного ребенка, он купает куклу.
Дания.
Тили-тили-тили-тили
Мы по воду ходили.
Воды для Егорки -
Полное ведерко.
Аня.
Мыли-мыли-мыли-мыли
бело-набело отмыли
Лишь головка одна
Всё черным-черна!
Дети вытирают куклу.
Воспитатель:
Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш.
Воспитатель:
- Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?
Дети:
- Одевали.
Воспитатель:
- А во что одевали ребеночка?
Дети:
- В отцову рубашку.
Воспитатель:
- А почему ребеночка одевали в отцову рубашку?
Дети:
- Чтобы ребенок был похож на отца и матушку.
Воспитатель:
- Да, родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они. Посмотрите, какая рубашка, какая она?
Дети:
Красивая, праздничная.
Воспитатель:
- Давайте и мы оденем Егорушку.
Дети одевают куклу.
Воспитатель:
- А что приговаривали, когда одевали рубашку родителей?
Дети:
- Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается.
Воспитатель:
- Одели мы нашего Егорушку, а что дальше с ребеночком делали его родные?
Дети:
- Укладывали спать.
Воспитатель:
- А куда клали спать ребеночка?
Дети:
- В колыбельку.
Воспитатель:
- А что же такое колыбелька?
Дети:
- Это кроватка, куда клали малыша и качали.
Воспитатель:
- Да, есть у нас такая колыбелька. Достает колыбельку.
-Дети, а посмотрите, что я нашла в колыбельке. Что это?
Показывает детям кусочек хлеба и соли, дает попробовать.
Воспитатель:
- Что же это?
Дети:
- Хлеб и соль.
Воспитатель:
- Правильно, хлеб да соль. Вы знаете, что на Руси хлебом-солью всегда встречали на Руси дорогих, долгожданных гостей. Они клали хлеб и соль и приговаривали: «Наконец-то ты родился, Егорушка! Долго мы тебя ждали!»
Дети кладут в колыбельку.
Спокойно спит ребёночек, когда люди кругом добрые, с хорошими мыслями.
Но стоит злым соседушкам прийти в дом со злом чёрным да с завистью, Начнёт беспокоиться малыш, плакать. Чтобы нашему Егорушке спокойно жилось, Давайте уберём от него всё плохое.
Психогимнастика «Уберём плохое» (Дети со злыми лицами мнут и топчут лист чёрной бумаги и складывают в мешок, который бросают в печь.)
У нашего Егорушки сегодня первый день рождения. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Как вы думаете, что они готовили ему в подарок?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель:
- Да, кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит.
Вот и мы с вами сделаем ему игрушку.
Алый, шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может- шесть.
Разрумянилась немножко,
Это русская …(матрёшка).
Мы с вами уже рассматривали матрешек. Давайте повторим. Во что одета матрёшка, какого цвета у неё сарафан, кофточка, платочек? Какие узоры вы видите на сарафане? Какие цвета использовали мастера для написания узоров?
Давайте перейдём за столы, где у нас приготовлены краски и листочки для работы.
Рисуем матрёшку в подарок.
После работы детей воспитатель хвалит за работу, отмечает аккуратность и т. п.
-А теперь давайте подарим Егорушке наши подарки,и пусть каждый пожелает ему что-нибудь.
Дети:
- Никогда не болей, будь здоров.
- Расти сильным, крепким да удалым.
- Слушай отца-батюшку да родную матушку.
- Будь добр, и пусть встречаются добрые люди.
- Пусть живет-поживает, да добра наживает.
Дети а теперь давайте подарим подарки нашимгостям. Мы их приготовили заранее. Воспитатель:
- Ну а вам, дорогим гостям, за пожелания и за слова добрые тоже подарок .
- Дети, а вам понравился день рождения Егорушки?
Что используют для первого купания малыша?
Ответы детей.
Песня о родной сторонушке.
Спасибо за занятие, за работу вашу, за старание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ НА РУСИ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Проектный метод помогает не только максимально раскрыть возможности каждого ребенка, расширить кругозор, познавательные способности, повысить максимальную активность и любознательность детей, обогатит...
Конспект открытого НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Тема: "Семейные обычаи на Руси"
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен.Учить использовать нетрадиционную технику рисования (роспись пером), выполняя элементы:...
Конспект комплексного НОД по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» (старшая группа)
• Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен. Обогатить словарн...
Конспект комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси» (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе...
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию тема: «Семейные обычаи на Руси»
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитаниютема: «Семейные обычаи на Руси»...
Конспект открытого комплексного занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Семейные обычаи на Руси»
Расширять и углублять представления детей о старинных семейных обычаях, закреплять знания старинных русских имен....
Конспект образовательной деятельности по духовно-патриотическому воспитанию "Семейные обычаи на Руси".
Дошкольный возраст-важнейший период становления личности,когда закладываются предпосылки гражданских качеств,развиваются представления о человеке,обществе и культуре.Одним из направлений духовно-патри...