Консультация «Игра, общение и познавательно-исследовательская деятельность как сквозные механизмы развития дошкольников»
консультация

Кухальская Ольга Владимировна

В п. 2.7 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования сказано, что общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность - сквозные механизмы развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_konsultatsiya.docx51.16 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint_2007.pptx1.13 МБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Игра, общение и познавательно-исследовательская деятельность как сквозные механизмы развития дошкольников»

В п. 2.7 Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования сказано, что общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность - сквозные механизмы развития ребёнка.

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка):

в младенческом возрасте (2 месяца - 1 год) - непосредственное эмоциональное общение с взрослым, манипулирование с предметами и познавательно-исследовательские действия, восприятие музыки, детских песен и стихов, двигательная активность и тактильно-двигательные игры;

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Виды деятельности

Игровая        

Игры дают возможность активному проявлению индивидуальности ребенка, его находчивости, сообразительности, воображения. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми, – творческие (в т. ч. сюжетно-ролевые). Игра как самостоятельная деятельность детей способствует приобретению ими опыта организации совместной деятельности на основе предварительного обдумывания, обсуждения общей цели, совместных усилий к ее достижению, общих интересов и переживаний. При организации игры педагог стремится к тому, чтобы дети могли проявить творческую активность и инициативу, помогает детям «погрузиться» в игровую ситуацию и решать возникшие вопросы самостоятельно.

Игра - главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы; игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей.

Игры на развитие основных умений общаться. 

Целью таких игр является преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу. Это такая игра, как “Путаница”, в которой дети, взявшись за руки с закрытыми глазами, открыв их, пытаются распутаться, игра “Насос и мяч”, упражнение “Походки”, в котором дети изображают животных, а остальные угадывают, кто это. Всем известная игра “Испорченный телефон”, а также “Добрые очки”. В этой игре, надев очки, ребёнок видит только хорошее в людях и называет достоинства своих товарищей. В коллективном рисунке “Страна Х” есть возможность каждому ребенку участвовать в общей деятельности. Такой стране потом можно вместе придумать название. Игра “Слепой и поводырь” способствует развитию доверия друг к другу и развитию чувства безопасности по отношению к другим людям.

Попросись на ночлег – игра с педагогами

Цель: Коррекция агрессивного поведения у детей. Конструктивные навыки общения.

Помогите ребенку представить, что все происходит в прошлом веке, когда не было автомобилей и телефонов, да и гостиницы были далеко не везде. Иногда люди сталкивались с такой проблемой, что им негде переночевать в дороге. Тогда им приходилось проситься на ночлег в частные дома. Хозяин дома мог дать страннику приют или прогнать со своего двора, если у него на то были причины.

Дайте ребенку какие-нибудь атрибуты странника: палку, накидку или заплечный мешок, чтобы ему было легче войти в роль. Дальше вы будете произносить примерно такой текст: «Ты путник. Ты очень устал за целый день пути, а до пункта назначения еще далеко. Стало смеркаться. Накрапывает дождь. Впереди показались огоньки домов - это деревня. Как тебе хочется оказаться в сухом уютном доме, выпить горячего чая и сладко уснуть. Но времена опасные. Жители стали очень осторожны, они боятся пускать в дом посторонних. Что ж, выбора у тебя нет. Либо ты ночуешь на улице под дождем, либо просишься на ночлег - может быть, кого-то тебе удастся упросить, убедить, уговорить или каким-то другим образом сделать так, что он пустит тебя переночевать».

Во время этой речи юный путник старается изображать то, что вы говорите: он медленно идет, опираясь на палку, ежится от дождя и холода, прикладывает руку к глазам, чтобы рассмотреть деревню, и т.п. Когда вводная часть игры закончена и ребенок вошел в свою роль, можно переходить к активным действиям.

Пусть остальные игроки представят себя жителями деревни, живущими в отдельных домах. Они опасаются проходимцев и преступников или просто не хотят нарушать свой покой, словом изначально они совершенно не горят желанием приютить странника. Дальше ребенок по очереди будет стучаться в дверь каждому из них и пытаться сказать что-то такое, что заставит хозяина пустить его в дом. Путник может пробовать самые разные варианты: от попыток вызвать жалость до лести или шантажа. Но человек, играющий роль хозяина дома, должен только тогда уступить его просьбам, когда у него действительно возникнет такое желание. Если же слова и действия странника вызвали в нем недовольство, то он может закрыть дверь. Тогда путник идет к следующим домам.

После того как путник обошел все дома (успешно или неуспешно), можно продолжить игру. Наутро жители деревни собрались все вместе и стали обсуждать произошедшее вчера событие - приход чужака в деревню. Они рассказывали, как он пытался их убедить взять его на ночлег и что они чувствовали и думали, когда наблюдали за его словами и действиями. То есть все игроки  садятся рядом и обсуждают свою реакцию на слова путника. Они честно рассказывают, когда они были почти готовы пойти ему навстречу, а когда им хотелось проучить «чужака». После этого совместно с ребенком делается вывод, какая стратегия действий оказалась самой эффективной.

Сюжетно-ролевые игры помогают ребенку почувствовать себя в роли родителей, осознать, как иногда бывает маме и папе трудно со своими детьми, в роли людей разных профессий и т.д. В этих играх можно разыграть различные жизненные ситуации.

Игры и упражнения направленные на формирование сплоченности и сотрудничества.

Цель: развивать готовность внести свою лепту в общее дело, развивать готовность идти друг другу навстречу, учить проявлять терпение к недостаткам других, учить умению считаться с интересами других. Это такие игры, как “Доброе животное”, “Дракон кусает свой хвост”. Детям очень нравится игра “Аплодисменты по кругу”. Она помогает формированию групповой сплоченности. Очень добрая игра “Объятия” поможет научить детей физическому выражению своих положительных чувств, тем самым, способствуя развитию групповой сплоченности. Игру можно проводить утром, когда дети собираются в группе, для ее “разогрева”.

Игра «Аплодисменты по кругу» с педагогами

Цель:        формирование групповой сплоченности.

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля — стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

Следующий вид игр, игры на обучение эффективным способам общения.

Игра “Ты мне нравишься”, в которой дети плетут так называемую паутину, перекидывая друг другу клубок ниток и говоря приятные слова и комплименты. А также творческое задание “Хороший друг”, в котором лучшего друга надо нарисовать.

Последний вид: игры на формирование умений, направленных на снятие конфликтности.

Их целью является снятие напряжения у детей; нравственное воспитание; регулировка поведения в коллективе; отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях; обучение приемам релаксации. Игра “В магазине зеркал” нацелена на развитие наблюдательности, внимания, памяти; создание положительного эмоционального фона; развитие уверенности, а также умения подчиняться требованиям других. В игре “3 характера” дети учатся понимать своих сверстников без слов, а по жестам и мимике.

Игра «В магазине зеркал» с педагогамми

Цель: развивать наблюдательность, внимание, память. Создание положительного эмоционального фона. Упражнять чувство уверенности, а также умение подчиняться требованиям одного.

Ход игры: В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел  человек, на плече у него была обезьянка (выбирается заранее). Она увидела себя в зеркалах (зеркала - дети) и подумала, что здесь другие обезьянки. Стала корчить  им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногами. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли её движения.

Используя такие игры в течение дня, можно наблюдать, что дети в группе становятся дружнее и доброжелательнее. Они готовы прийти друг другу на помощь и проявить терпение к недостаткам других. Такие игры способствуют сплочённости группы, а значит, пребывание детей в ней будет комфортным и приятным. В игровой деятельности важно также предметное окружение, где в свою очередь можно включить такие моменты как “корзина добрых дел” которая помогает детям оценивать не только себя, но и друг друга, “мирилки”, с помощью которых дети решают спорные вопросы. Организовать для детей место для индивидуальных коллекций игрушек, фантиков, календарей, открыток, которыми дети могут меняться, рассказывать друг другу о своих любимых вещах.

Таким образом, влияние общения прослеживается в различных сферах развития ребенка: в области любознательности детей; в сфере их эмоциональных переживаний; при формировании любви к взрослому и дружеских привязанностей к ровесникам; в сфере овладения речью; в сфере личности и самосознания детей. Потребность в совместной деятельности приводит к необходимости в общении.

Познавательно-исследовательская

У дошкольников формируется арсенал способов познания: наблюдение и самонаблюдение; сенсорное обследование объектов; логические операции (сравнение, анализ, синтез, классификация, абстрагирование, сериация, конкретизация, аналогия); простейшие измерения; экспериментирование с природными (водой, воздухом, снегом и др.) и рукотворными (магнитами, увеличительными стеклами и т. п.) объектами; просмотр обучающих фильмов или телепередач; поиск информации в сети Интернет, в познавательной литературе и др.   Организация условий для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности детей подразумевает работу в двух направлениях: во-первых, постоянное расширение арсенала объектов, отличающихся ярко выраженной многофункциональностью; во-вторых, предоставление детям возможности использовать самостоятельно обнаруженные ими свойства объектов в разнообразных видах деятельности (игре, конструировании, труде и пр.) и побуждение к дальнейшему их изучению. Педагог постоянно создает ситуации, удовлетворяющие потребности ребенка в познавательной деятельности и побуждающие активно применять свои знания и умения; ставит перед детьми все более сложные задачи, развивает волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых творческих решений.

Ребенок – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально на современном этапе.

Основными принципами дошкольного образования в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Согласно ему, программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.

Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом:

  • развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале и др.)

Становление познавательно-исследовательской   деятельности   в значительной мере зависит от условий  жизни ребенка. Чем полнее и разнообразнее  предоставляемый ему материал для исследовательской деятельности, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи.    

В ходе познавательно-исследовательской деятельности решаются задачи:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Что дает исследовательская деятельность дошкольникам?

  • В первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности;
  • Во – вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового;
  • В – третьих, облегчает овладение метода научного познания в процессе поисковой деятельности;
  • В – четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направленности развития детской способности быть исследователем.

Характеристика этапов процесса познания:

  • Младший дошкольный возраст

Развитие ориентировочно – исследовательской деятельности: найти, рассмотреть, разобрать, проникнуть внутрь, ощупать, соотнести, проследить, изменить, попробовать на вкус, испытать на прочность, сопоставить, установить простейшие связи, причины.

Познание ребенком окружающего мира осуществляется через органы чувств. Ведущим органами обследования является рука, глаза следуют за ней, а слово обозначает действие или его результат.

  • Возраст 4-5 лет

Это возрастной пик "почемучек". Ребенок переходит на новый уровень общения с взрослым - познавательный, у него возникает ненасыщающая потребность познать окружающий мир. Ведущими остаются процессы чувственного познания. В процессе восприятия одновременно участвуют и рука, и речь, и глаза. Ребенок свои обследовательские действия сопровождает словом. Наряду с наглядно-действенным у ребенка достаточно ярко представлено и образное мышление, 4-летний ребенок уже способен к элементарному анализу, систематизации и классификации. Он рассуждает, высказывает простые суждения и умозаключения; способен устанавливать причинно-следственные зависимости между реально представленными объектами.

  • Возраст 5 лет

Ребенок становится способен к определенной логической обработке воспринимаемой информации: относить объект к определенной категории по какому-либо признаку, устанавливать связи и зависимости, прогнозировать свои действия на 2-3 шага вперед, обобщать, систематизировать. осваивает все виды речи, в том числе и внутреннюю. Это важное приобретение старшего возраста, которое дает возможность формировать внутренний план действий: планировать, выдвигать гипотезы, предполагать результаты.

  • Возраст 6-7 лет

У старшего дошкольника начинают уравновешиваться процессы торможения и возбуждения, вследствие чего появляется способность к волевым действиям. Ребенок уже может ставить цель и сознательно ее добиваться: произвольно запомнить что-либо, научиться чему-либо, сделать что-нибудь. Причем он может уже добиваться цели не только быстро достижимой, но и несколько отдаленной во времени.

Для поддержания интереса к познавательному экспериментированию можно использовать:

  • Реальные события: яркие природные явления и общественные события.
  • События специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, ранее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность «Что это такое? Что с этим делать? Как это действует?». Такими предметами могут быть магнит, коллекция минералов, иллюстрации-вырезки на определенную тему.
  • Воображаемые события, происходящие в художественном произведении, которое воспитатель читает или напоминает детям (например, полет на воздушном шаре персонажей книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей »).
  • Стимулом к исследованию могут быть события, происходящие в жизни группы, «заражающие» большую часть детей и приводящие к довольно устойчивым интересам (например, кто-то принес свою коллекцию, и все, вслед за ним, увлеклись динозаврами, марками, сбором красивых камней и т. п.).

Формы работы:

  • Непрерывная образовательная деятельность;
  • Игра (сюжетно-ролевая, дидактическая, ситуационная);
  • Экскурсия;
  • Экспериментирование;
  • Совместная экспериментально-исследовательская деятельность
  • Проектная деятельность;
  • Познавательные беседы;
  • Чтение рассказов, легенд, историй;
  • Просмотр фильмов, презентаций, мультфильмов;
  • Прогулка, поход;
  • Проблемная ситуация;
  • Продуктивная деятельность;
  • Викторины, научные конференции;
  • Мастер-классы;
  • Макетирование;
  • Решение ситуационных задач, др.

В нашем бурном современном мире изменились дети и их интересы. Сегодня в своей работе мы пытаемся идти в ногу со временем, чтобы удовлетворить интересы детей, используя более интересные для них формы работы….

«Коллекционирование» — форма познавательной активности дошкольника, в основе которой лежит целенаправленное собирание чего-либо, имеющего определённую ценность для ребёнка. Создание коллекций для реализации образовательных областей

Физическое развитие: «Виды спорта: зимние и летние», «Полезные для здоровья продукты (травы, напитки)» и др

Социально-коммуникативное развитие: «Положительные герои мультфильмов, книг, кинофильмов» «Вежливые слова» «Профессии» «Знаки дорожного движения» «История вещей» и др

Познавательное развитие: «Животные разных регионов Земли» «Водоемы» «Камни (минералы)»  «Инструменты» и др

Художественно-эстетическое развитие: «Музыкальные инструменты» «Любимые композиторы» «Изделия народных промыслов» «Музеи мира» «История открытий» и др.

Речевое развитие: коллекции разнообразных сюжетных картин по самым разным тематикам, «Любимые герои детских книг», «Герои сказок Пушкина» и др.

По форме: Индивидуальные Коллективные

По мотиву: Эмоциональные Познавательные

«Путешествия по карте»:

  • обсуждение и выбор пункта назначения, подходящего для путешествия вида транспорта;
  • обозначение возможного маршрута путешествия, высказывание предположений, что может встретиться на пути;
  • изучение растительного животного мира данной местности, рельефа местности, природных ландшафтов, особенности жизнедеятельности людей в данной местности и др.;
  • заполнение участка контурной физической карты полушарий, линиями пройденных маршрутов, вырезками – метками (животных, растений, людей, занятых типичным трудом.

«Путешествия по реке времени»:

Путешествие по «реке времени» (задача – освоение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему)). Деятельность в контексте «путешествие по времени»:

  • обсуждение и выбор временного отрезка (прошлое, настоящее, будущее, время года, время суток, пр.);
  • обозначение возможных признаков временного отрезка, высказывание предположений, что может встретиться в данный период времени;
  • изучение растительного животного мира данного времени, особенности жизнедеятельности людей в данное время (жилище, транспорт, письменность, временной последовательности событий, истории профессий и др.;
  • заполнение карты-панно, «ленты времени», книги жизни (истории «Что было до….»), дневника путешествия по времени, пр.

      Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

     3адача педагога – не пресекать исследовательскую, поисковую активность      детей, а наоборот, активно помогать.

Коммуникативная

Развитию коммуникативной деятельности (общение в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками) следует уделяться особое внимание. Путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связное высказывание, ведет от диалога между взрослым и ребенком, в котором взрослый берет на себя руководящую роль, направляя ход мысли и способы ее выражения, к развернутой монологической речи самого ребенка. Для поддержки речевой активности педагог проводит беседы с детьми, направляющие их внимание на воплощение интересных событий в словесные игры и сочинения самостоятельных рассказов и сказок. В беседе ребенок учится выражать свои мысли в речи, слушать собеседника. Для «пробуждения» детской инициативы педагоги задают детям разнообразные вопросы – уточняющие, наводящие, проблемные, эвристические и пр.

В соответствии с ФГОС ДО социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область “Социально-коммуникативное развитие”. Подобное объединение направлений не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения всех людей.

Речь ребёнка является в данном случае компонентом активного коммуникативного поведения, продуктом и элементом социализации. При помощи речи ребёнок овладевает конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми, а именно:

- вступает в общение, поддерживает и завершает общение;

- умеет общаться в паре, в группе, в коллективе;

- проявляет инициативу при взаимодействии с окружающими людьми.

Задача педагога - таким образом организовать взаимодействие с ребёнком, чтобы оно было направлено на формирование позитивной социализации и личностное развитие дошкольника.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Игра, общение и познавательно-исследовательская деятельность как сквозные механизмы развития дошкольников»

Слайд 2

п . 2.7. ФГОС ДО «Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка )»

Слайд 3

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора , самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Слайд 4

Игровая деятельность Игра - главная сфера общения детей: в ней решаются проблемы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы; игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми. В игре познается и приобретается социальный опыт взаимоотношений людей.

Слайд 5

Игры на развитие основных умений общаться Целью таких игр является преодоление замкнутости, пассивности, скованности детей, а также двигательное раскрепощение, формирование внимательного, доброжелательного отношения к людям и друг к другу. «Путаница» «Насос и мяч» « Походки» «Испорченный телефон» «Добрые очки» Коллективный рисунок «Страна X » «Слепой и поводырь »

Слайд 6

«Попросись на ночлег » Цель: Коррекция агрессивного поведения у детей. Конструктивные навыки общения.

Слайд 7

Сюжетно-ролевые игры помогают ребенку почувствовать себя в роли родителей, осознать, как иногда бывает маме и папе трудно со своими детьми, в роли людей разных профессий и т.д. В этих играх можно разыграть различные жизненные ситуации.

Слайд 8

Игры и упражнения направленные на формирование сплоченности и сотрудничества . Цель: развивать готовность внести свою лепту в общее дело, развивать готовность идти друг другу навстречу, учить проявлять терпение к недостаткам других, учить умению считаться с интересами других. «Доброе животное» «Дракон кусает свой хвост» «Аплодисменты по кругу» «Объятия»

Слайд 9

«Аплодисменты по кругу » Цель: формирование групповой сплоченности.

Слайд 10

Игры на обучение эффективным способам общения «Ты мне нравишься» «Хороший друг»

Слайд 11

Игры на формирование умений, направленных на снятие конфликтности Их целью является снятие напряжения у детей; нравственное воспитание; регулировка поведения в коллективе; отработка навыков реагирования в конфликтных ситуациях; обучение приемам релаксации. «В магазине зеркал» «Три характера»

Слайд 12

Игра «В магазине зеркал» Цель: развивать наблюдательность, внимание, память. Создание положительного эмоционального фона. Упражнять чувство уверенности, а также умение подчиняться требованиям одного.

Слайд 13

Познавательно-исследовательская деятельность Основными принципами дошкольного образования в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным стандартом является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Слайд 14

Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывается следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале и др.)

Слайд 15

В ходе познавательно-исследовательской деятельности решаются задачи : обеспечение психологического благополучия и здоровья детей; развитие познавательных способностей развитие творческого воображения; развитие творческого мышления; развитие коммуникативных навыков; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Слайд 16

Характеристика этапов процесса познания : Младший дошкольный возраст Развитие ориентировочно – исследовательской деятельности: найти, рассмотреть, разобрать, проникнуть внутрь, ощупать, соотнести, проследить, изменить, попробовать на вкус, испытать на прочность, сопоставить, установить простейшие связи, причины. Познание ребенком окружающего мира осуществляется через органы чувств. Ведущим органами обследования является рука, глаза следуют за ней, а слово обозначает действие или его результат.

Слайд 17

Возраст 4-5 лет Это возрастной пик "почемучек". Ребенок переходит на новый уровень общения с взрослым - познавательный, у него возникает ненасыщающая потребность познать окружающий мир. Ведущими остаются процессы чувственного познания. В процессе восприятия одновременно участвуют и рука, и речь, и глаза. Ребенок свои обследовательские действия сопровождает словом. Наряду с наглядно-действенным у ребенка достаточно ярко представлено и образное мышление, 4-летний ребенок уже способен к элементарному анализу, систематизации и классификации. Он рассуждает, высказывает простые суждения и умозаключения; способен устанавливать причинно-следственные зависимости между реально представленными объектами.

Слайд 18

Возраст 5 лет Ребенок становится способен к определенной логической обработке воспринимаемой информации: относить объект к определенной категории по какому-либо признаку, устанавливать связи и зависимости, прогнозировать свои действия на 2-3 шага вперед, обобщать, систематизировать. осваивает все виды речи, в том числе и внутреннюю. Это важное приобретение старшего возраста, которое дает возможность формировать внутренний план действий: планировать, выдвигать гипотезы, предполагать результаты.

Слайд 19

Возраст 6-7 лет У старшего дошкольника начинают уравновешиваться процессы торможения и возбуждения, вследствие чего появляется способность к волевым действиям. Ребенок уже может ставить цель и сознательно ее добиваться: произвольно запомнить что-либо, научиться чему-либо, сделать что-нибудь. Причем он может уже добиваться цели не только быстро достижимой, но и несколько отдаленной во времени.

Слайд 20

Формы работы: Непрерывная образовательная деятельность; Игра (сюжетно-ролевая, дидактическая, ситуационная); Экскурсия; Экспериментирование; Совместная экспериментально-исследовательская деятельность Проектная деятельность; Познавательные беседы; Чтение рассказов, легенд, историй; Просмотр фильмов, презентаций, мультфильмов; Прогулка, поход; Проблемная ситуация; Продуктивная деятельность; Викторины, научные конференции; Мастер-классы; Макетирование; Решение ситуационных задач, др.

Слайд 21

Коммуникативная деятельность В соответствии с ФГОС ДО социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область “Социально-коммуникативное развитие”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Реализация образовательной области «Познавательное развитие» в различных видах деятельности как сквозных механизмах развития ребенка".

Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возрас...

Деловая игра для педагогов «Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников»

Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- расширить представления педагогов о различн...

Познавательно-исследовательская деятельность как средство познавательного развития дошкольников

Деловая игра, позволяющая систематизировать знания педагогов по развитию познавательно-исследовательской деятельности детей, совершенствовать педагогическое мастерство....

«Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО»

Тема заседания ГМО№4 «Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО»Тема представленного опыта: Использование квест-те...

«Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО»

Тема заседания ГМО№4 «Познавательное развитие в различных видах деятельности, как сквозных механизмах развития ребенка в условиях ФГОС ДО»Тема представленного опыта: Использование квест-те...