«Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ».
статья (младшая группа)

Тыликова Светлана Серафимовна

Задачи игр в период адаптации:

- создание положительного эмоционального настроя в группе;

- снижение импульсивности, тревожности, агрессии у детей;

- развитие игровых навыков;

- воспитание у детей стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Теремок»

629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15,

тел (факс) 8 (34994) 67-2-13, ovgort-popova@mail.ru

Практическая работа

«Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ».

Подготовила : Тыликова С.С.

Воспитатель первой

квалификационной категории

с. Овгорт, 2019 год.

Практическая работа

«Применение игры в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ».

         Адаптационный период – серьезное испытание для детей раннего возраста. Процесс привыкания к ДОУ проходит не всегда благополучно и сопровождается болезнями детей. При поступлении в детский сад меняется у ребенка привычные условия жизни в семье (режим, характер питания, микроклимат помещения, приемы воспитания, характер обучения). От ребенка требуются перестройки ранее сложившихся стереотипов поведения, что является очень трудной задачей и часто приводит к стрессу. У детей в этот  период могут нарушаться аппетит, сон, эмоциональное состояние (плаксивость), иногда повышается температура тела. У некоторых малышей наблюдается потеря уже сложившихся положительных привычек и навыков. В период адаптации, когда расставание с обычной домашней средой тормозит все психические навыки малыша, педагогу важно поддержать его эмоциональный тонус. Педагогу необходимо проявить к малышу максимум терпения, чуткости, доброжелательности. Лучшим средством для преодоления дезадаптации ребенка в детском саду является игра, поскольку она помогает отвлечься от переживаний, стрессовых состояний, сглаживает негативные эмоции.

Задачи игр в период адаптации:

- создание положительного эмоционального настроя в группе;

- снижение импульсивности, тревожности, агрессии у детей;

- развитие игровых навыков;

- воспитание у детей стремления сопереживать, помогать, поддерживать друг друга.

Основная задача игр с детьми в адаптационный период – наладить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам, вызвать положительное отношение к детскому саду.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным. Инициатором игр всегда выступает воспитатель (взрослый)

Одним из главных условий проведения игр является добровольность участия детей. Если не все дети сразу включаются в игру, можно начинать ее с небольшой группой желающих. Для тех же, кто пока не решился включиться в игру, наблюдение за сверстниками будет полезным занятием. Постепенно, как правило, все воспитанники группы участвуют в игре.

            Игры в период адаптации можно условно разделить на две группы:

1. Коммуникативные игры, направленные на формирование эмоционального контакта педагога с детьми и детей между собой. Это игры - забавы, хороводы, подвижные игры.

2. Игры на освоение окружающей среды, направленные на освоение детьми пространства групповой комнаты (детского сада, знакомство с персоналом детского сада, другими воспитанниками). Это игры – путешествия, игры с предметами, подвижные игры.

По характеру эмоционального контакта взрослого с ребенком и детей между собой коммуникативные игры в адаптационный период можно разделить на невербальные и вербальные. Невербальный характер общения проявляется в тактильном, зрительном взаимодействии и выполне6нии совместных действий воспитателя с детьми и самих детей.

        Первые игры в период адаптации – общие хороводы. Они сплачивают детей в группе, дают возможность каждому ребенку побыть в центре внимания, сыграть ведущую роль. Такими играми являются: «Раздувайся, пузырь!»«Зайка, зайка что с тобой?», «Кто у нас хороший», «Карусели», «Мы на луг ходили», «Зайка беленький сидит»,  «Мы топаем ногами»«Затейники». В них дети действуют одновременно и одинаково.

Сюда же относятся игры – забавы (например: «Лови, лови», «Машенька- Маша, куколка наша», «Догонялки с куклой(мишкой)», «Играем с мячом», «Куклы пляшут»«Мыльные пузыри», и т. д.). Они снимают скованность детей, нервное напряжение, приносят радость от выполнения простых знакомых игровых движений. В то же время  игры учат детей действовать согласованно, самостоятельно , с помощью воспитателя. Особенно важно участие в такой совместной игре вялых, пассивных малышей.

На более тесное невербальное сближение детей друг с другом направлены игры в кругу с обращением к партнеру (например, «Возьми, отдай», «Передай мяч», «Погладьладошку». Здесь дети учатся видеть, чувствовать своего партнера.

На вербальное общение детей с друг другом и воспитателем побуждают игры – знакомства (игры – обращения, например: «Назови по имени»«Ласковое имя»«Кого сегодня нет?»и др. Активное вербальное общение воспитателя с детьми осуществляется и посредством групповых подвижных игр, таких как: «Солнышко и дождик»«Курочки и цыплята»,«Отгадаю, кто позвал», «Поймай снежинку» и др.

        Вторая группа игр, используемых в адаптационный период – игра на освоение окружающей среды – прежде всего, этот освоение пространства групповой комнаты. Здесь используются игры - путешествия (например: «Поезд», «Паровоз, паровоз», «Самолеты»«Мы гуляем»«Как пройти?»; игры с предметами, направленные на сенсомоторное развитие ребенка и ориентацию в ближайшем окружении (например: «Найди игрушку»«Игра в поручения»,«Чудесный мешочек»«Чьи вещи?», и др., а также эффективны  и  подвижные ролевые игры:«Смелые мышки»«Вот сидит лохматый пес»«У медведя во бору» и др.

        Адаптация детей в основном начинается в летний оздоровительный период, когда малыши большую часть времени проводят на прогулке, что способствует более лёгкой адаптации, так как дети имеют больше возможности находиться в привычной, естественной обстановке: играть с песком, водой, которые являются прекрасными психопрофилактическими средствами. Песок и вода имеют занимательное свойство – «заземлять» негативную психическую энергию, стабилизировать эмоциональное состояние. Это прекрасный посредник для установления контакта с ребенком и если ребенок еще плохо говорит и не может сказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства. Воспитатель получает возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент. Нельзя не отметить, что «песочница» так же должна быть в групповой комнате. Ее, прежде всего, используют как необходимость создания естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляет творческую активность.

         При проведении игры воспитатель обращает внимание следующим моментам:

1. Игры в песочнице проводить с подгруппой детей, особое внимание при этом взрослый должен уделять детям с тяжелой и средней степенью адаптации. Игры должны организовываться так, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр, как известно, новичок выполняет по подражанию или из любопытства.

2. При проведении первых адаптационных игр–занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, можно ориентироваться на желание детей продолжать игру, иногда продлевать время игры в песке, так как это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.

3. Быть предельно внимательными и следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие должно быть ненавязчиво завершено.

4. Вначале показать способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно должен повторять их. Не настаивая на четком выполнении инструкции, так как в данном случае взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.

5. Для активизации внимания ребенка в начале игры использовать стихотворения, потешку и т.д

6. Выведение из игровой среды. Поощрять участников игры и рассказывать о возможных последующих играх, приключениях.

На первых занятиях детям не показывали весь набор игрушек, чтобы дети освоили достаточно широкий спектр простых манипуляций с песком с помощью рук, лопатки, кисточки.

Можно так же попросить детей принести из дома одну из своих любимых игрушек, те дети, которые не принесли из дома игрушку выбрали ее из предложенных воспитателем. Это нужно для того, чтобы игрушка стала посредником для ребенка в играх с песком.

Основной принцип игр на песке – это создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно и может проявить творческую активность.

        Для занятий с детьми можно подбирать задания и игры в сказочной форме. При этом полностью исключить негативную оценку действий и результатов ребенка и стараться максимально поощрять фантазию и творческий подход. Песок – это естественная среда для ребенка, как нам известно, для лучшей адаптации детей необходимо создавать для них естественную среду. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых и является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.

В период адаптации детей к ДОУ воспитателю рекомендуют использовать

- Элементы телесной терапии (брать ребенка на руки, обнимать, поглаживать).

- Предлагать ребенку ложиться в постель с мягкой игрушкой.

- По рекомендации врача подвешивать над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с успокаивающими сборами трав.

- Рассказывать сказки, петь колыбельные перед сном.

- Использовать игровые методы взаимодействия с ребенком.

- Создавать у ребенка положительную установку на предстоящие режимные процессы.

Ребенок с родителями начинает постепенно входить в группу детского сада.

Адаптация на этом этапе включает в себя 7 шагов:

- приход ребенка вместе с родителями в группу во время свободной игровой деятельности:

- приход ребенка с родителями только на прогулку

- ребенок остается без родителей на 1 – 2 часа во время прогулки, либо во время свободнойигровой деятельности

- ребенок завтракает в присутствии родителей и  остается на 2- 3 часа ( без родителей)

- ребенок остается без родителей с завтрака до обеда

- ребенок остается на сон, но сразу после сна его забирают родители

-  ребенок остается на целый день

Задание № 1.

 Сформулируйте  и запишите факторы, от которых зависит характер и длительность адаптационного периода ребенка?

Факторы, влияющие на адаптацию ребенка

Полное отражение фактора

1.Возраст ребенка (наиболее тяжело адаптируются дети от 8 месяцев до 1года 2 месяцев, когда совпадают при разлуке с матерью и страх посторонних)

2.Состояние здоровья и уровень физического рахвития

3.Индивидуальные особенности ребенка (темпарамент, личностные черты, привычки)

4.Биологические факторы (характер внутриутробного развитие ребенка и перенесенные заболевания на первом году жизни)

5.Социальные факторы (условия жизни в семье, режим дня; сформированные у ребенка  навыки и умения)

Фактор – это момент, существенное обстоятельство в каком- нибудь процессе, явлении.

Факторы, влияющие на характер и длительность адаптации.

Специалисты выделяют легкую адаптацию, при которой отрицательное эмоциональное состояние ребенка длится недолго. И в течение 2-3 недель по мере привыкания к новым условиям все нормализуется.

При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребенка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. На этом этапе необходимо воздержаться от скоропалительных выводов и эмоционально поддержать малыша: не обсуждать в его присутствии негативные, на ваш взгляд, моменты, не выказывать тревогу.

Самой нежелательной является тяжелая адаптация, когда эмоциональное состояние нормализуется очень медленно (иногда несколько месяцев). В этот период ребенок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения (старается спрятаться, уйти куда – нибудь, сидит в приемной и зовет маму и т. п.). У некоторых этот процесс протекает так тяжело, что их приходится признать «несадовскими». Однако,родителям стоит прислушаться к советам воспитателей, в любом случае последнее слово должно оставаться за специалистом – психологом.

 

От чего же зависят характер и длительность адаптационного периода?

- От возраста ребенка. Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 1 года до 2,5 – 3 лет.

- От состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.

- От индивидуальных особенностей. Даже дети одного и того же возраста и пола по – разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни с первого же дня плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребенка в корне меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребенок с интересом следит за игрой товарищей. Другие, наоборот, в первые дни внешне спокойны, без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не участвуют в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель и в обоих вариантах является нормой.

- От уровня тренированности адаптационных механизмов. Необходимо заранее создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, выезжали на дачу и т. п.) легче привыкают к дошкольному учреждению.

- От опыта общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Важно, чтобы в семье у ребенка сложились доверительные отношения со взрослыми, прививалось умение положительно относиться к требованиям старших (идти спать, принимать пищу, убирать за собой игрушки и т. п.)

Обеспечить более безболезненное привыкание ребенка к условиям детского сада можно только совместными усилиями семьи и детского учреждения.

     Задание № 2.

Ответьте на вопросы:  

        Можно ли повлиять на тип темперамента ребенка, на условия воспитания в семье, на какой из перечисленных факторов может повлиять педагог?

           Темперамент ребенка начинает проявляться с самого рождения. Это выражается в той скорости, с которой малыш переходит от улыбки к плачу и наоборот, в его реакции на близких и малознакомых людей и даже в том, насколько быстро и легко ребенок засыпает. Но все это в значительной мере связано и с физиологическим состоянием малыша, поэтому точно определить темперамент ребенка можно только в период начала становления его личности – около трех лет.

Типов темперамента четыре.

Сангвиник – этот человек - уравновешен, общителен, практичен, выдержан.
Флегматик – вдумчив, миролюбив, надежен, старателен, неразговорчив.
Холерик - порывист, энергичен, эмоционален, не сдержан.
Меланхолик – тревожен, необщителен, замкнут, угрюм.

 

     Ребенку- сангвиннику необходимо обеспечить доступ к разным видам деятельности, не загружать его неинтересной монотонной работой. Однако следует помочь ему сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца, опираясь на такое важное качество сангвиника, как целеустремленность. При этом с такими детьми следует быть требовательными. Желательно, чтобы все члены семьи и педагоги придерживались единой стратегии воспитания. Удерживать внимание ребенок-сангвиник может научиться с помощью взрослого, отдающего ему много времени в совместных занятиях: просмотр диафильмов, чтение книг, сочинение историй, собирание конструктора.

        Для меланхолика самым главным является спокойная, доброжелательная психологическая атмосфера дома. Ребенка надо часто хвалить, демонстрируя веру в его способности. Даже если задание выполнено не очень хорошо, нужно уметь вселить в ребенка уверенность, одобряя саму попытку решить ту или иную задачу. У меланхолика должна быть постоянная возможность переживания успеха от выполнения самых незначительных дел. Накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для ребенка-меланхолика, так как он долго фиксируется на этом и переживает. Чаще проговаривайте положительные моменты, старайтесь отвлечь его от тревожных мыслей. В совместных занятиях лучше использовать рисование, лепку, конструирование, мягкие, не соревновательные игры. Учите меланхолика делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях (с какой игрушкой играть, с кем гулять, что надевать и есть и т. д.)

        Ребенка- холерика нужно контролировать больше других. В обращении с ребенкомхолериком необходимо много терпения и спокойствия. Не следует раздражаться по поводу «неудобного» поведения ребенка, от этого он становится еще более неуправляемым. Лучше спокойно приучать его к тем видам деятельности, где требуется терпение: лепка, конструирование и т. д. Самое главное – занять такого ребенка соответствующим его интересам делом. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения; полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. У такого ребенка в течение дня обязательно должна быть интенсивная физическая нагрузка. Спорт хорошо дисциплинирует именно холериков. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте. Педагоги должны помнить, что воспитание детей с холерическим темпераментом требует особого терпения и гуманности, ибо нажим, а тем более репрессии, вызывают резкое противодействие и даже ненависть

       В совместных занятиях с ребенком – флегматиком рекомендуются упражнения на развитие творческой фантазии, занятия музыкой, вышиванием, лепкой, рисованием. Чтобы поведение и мышление флегматика не стали стереотипными, давайте ему побольше творческих заданий, которые имеют несколько вариантов решения. Не надо делать ребенка «удобным» для себя. В игре не предоставляйте ребенка самому себе, тормошите, зажигайте, заинтересовывайте. Не стоит настойчиво внешне проявлять свою любовь к ребенку-флегматику. Напротив, кажущееся равнодушие взрослого будет действовать на него так, что он будет стремиться к преодолению своего равнодушия, завоеванию любви. Никогда не торопите его – флегматик от этого начинает действовать еще медленнее. Для такого ребенка совершенно неадекватна атмосфера спешки и четкого лимита времени, в этом случае он может «зависнуть», как компьютер. Взрослым необходимо помнить, что детям-флегматикам следует с «малых ногтей» прививать привычку быть деятельным и активным. Старайтесь выводить флегматика «в люди»: в музеи, на выставки, в театр – пусть пополняет свой эмоциональный опыт. Помогайте выражать свои эмоциональные переживания: почаще рассказывайте ему о том, что переживают другие люди в различных ситуациях. Ребенку – флегматику легко можно доверить какое-либо дело, так как он очень ответственен и добросовестен.

Хотелось сказать, нет плохого и хорошего типа темперамента, как нет плохих и идеальных детей. Нужно попытаться вложить в своего ребенка как можно больше хороших и положительных качеств и самое главное это любовь, любовь к своему ребенку.

          Порой родители замечают, что на одни и те же вещи разные дети могут реагировать совершенно по-разному: одни спокойно выслушивают замечания, другие начинают шалить и баловаться, а третьи закатывают настоящий ураган непослушания.

Оказывается, нельзя ко всем без исключения детям применять один и тот же подход, так как каждый ребенок обладает своим типом темперамента. Учитывая этот факт, можно найти подход к любому, даже самому проблемному малышу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ» Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

 При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новы...

«СЧАСТЛИВЫЙ МАЛЫШ» Технология воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

 При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новы...

Система работы с детьми раннего возраста в период адаптации "Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста"

Адаптивные возможности ребенка раннего возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребы­вание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональ­ным на...

«Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ»

При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой семейной обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Четкий режим дня, новые требов...

Дистанционное обучение для педагогов "Применение игровых методов и приемов развитие речи, в работе педагога с детьми раннего возраста, в период адаптации к условиям ДОУ"

Цель:  v развитие  речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе овладения  связной  диалогической речью. Задачи: v вовремя заметить и скорректировать отставание в фор...

Методическая разработка : "Применение современных игровых технологий в работе педагогов с детьми раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ

Одной из базовых ценностей ФГОС ДО является поддержание и укрепление всех компонентов здоровья каждого ребенка. Поэтому, одной из приоритетных задач дошкольного образования является успешная адаптация...