Отчет по самообразованию за 2018-2019 год
материал

гришина лилия ильясовна

Актуальность темы.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно– воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Этим и обусловлен выбор моей темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_za_2018-19_kopiya.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию за 2018-2019 уч.год

Целью моей работы по самообразованию в 2018-2019 уч. году было:

- продолжать повышать свою педагогическую компетентность.

В процессе самообразования я решала следующие задачи:

- расширять свои теоретические знания;

- приобретать новые профессиональные навыки;

- повысить уровень знаний в вопросе путем изучения соответственной литературы, посещения обучающих семинаров, самостоятельной исследовательской работы.

Актуальность темы.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно– воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Этим и обусловлен выбор моей темы.

В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме:

1.ФГОС

2. Дубина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005.

3. Дубина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

4. Иванова А. И. Детское экспериментирование как метод обучения. / Управление ДОУ, № 4, 2004, с. 84 – 92

5. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

6. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

7. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

8. «Опытно-экспериментальная деятельность» В. В. Москаленко.

9. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г., №2/ 2000 г.

10. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

11. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез. 2006г.

12. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. Детство –Пресс , СПБ, 2016.

13. Л.В.Рыжова Методика детского экспериментирования. Детство –Пресс , СПБ, 2014.

Работа с детьми:

Я старалась так организовать детскую поисково – исследовательскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что –то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.
Для реализации поисково – исследовательской деятельности детей, в своей группе я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности дошкольников. В уголке природы оборудована «мини – лаборатория ». Она оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом:
- приборы – помощники: лупа, песочные часы, магниты;
- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др. ;
- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) ;
- материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
- утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.
В «мини – лаборатории» дети проводят самостоятельную и совместную с воспитателем исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

Также включала экспериментирование в различные виды деятельности: в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность. Это способствует поддержанию познавательного интереса детей. Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме, ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы.
С детьми проводились беседы об экспериментировании с целью поддержки и развития интереса у ребенка к исследованиям, открытиям. Дети были ознакомлены с необходимым оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.
На протяжении всего учебного времени проводила занятия, опыты –эксперименты. 
В своей работе создавала образовательные ситуации. 
На протяжении своей исследовательской деятельности использовала дидактические игры.

В результате работы за год я:

Ребята знакомились с воздухом и магнитом.
Изучила теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
Создала картотеку опытов и экспериментов.
Создала картотеку дидактических игр по экспериментальной деятельности.

Исследовательская деятельность

«Воздух невидимка»

«Чем мы дышим»

«Что легче: воздух или вода?»

«Как поймать воздух?»

«Можно ли взвесить воздух?»

«Загадочные пузырьки»

«Притягиваются – не притягиваются»

«Намагничивание предметов»

«Действие магнита через разные вещества»

Фокусы:

«Как достать иголку со дна стакана, не замочив рук?»

«Можно ли найти металлические предметы в песке?»

Игры с магнитами

«Доведи машину до гаража»

«Летающая бабочка»

«Ищем сокровища» (таз с манкой)
Создала условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.
Разработала конспекты занятий  
«Знакомство со свойствами воздуха», «Магнит – фокусник»
Провела консультации для родителей по данной теме.

Консультация «Влияние свежего воздуха на организм»

Привлечение родителей к оформлению стенгазеты

«Маленькие исследователи»
Оформила папки – передвижки в родительский уголок.

Привлечение родителей к

участию в выставке «Игры с магнитами» своими руками

Оформление папки-передвижки «Игры с магнитами своими руками»


Разработала рекомендации для воспитателей ДОУ.
Игра на духовых музыкальных инструментах.

Надувание воздушных шариков

Конструирование из бумаги корабликов

Игра-эстафета «Чей кораблик быстрее доплывёт до берега».

Изготовление вееров

Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как поисково – исследовательская деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

Подводя итог, хочу сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, я смогла развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открыла перед детьми удивительный мир экспериментирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий отчет по самообразованию за 2018/2019 учебный год.

Творческий отчет воспитателя МАДОУ МО «СГО» -д/с  № 10 «Чайка»Каменской Л.Н.(за 2018-2019 учебный год).Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста ч...

Творческий отчет по самообразованию за 2018/2019 учебный год.

Творческий отчет воспитателя МАДОУ МО «СГО» -д/с  № 10 «Чайка»Каменской Л.Н.(за 2018-2019 учебный год).Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста ч...

отчет по теме самообразования за 2018-2019 учебный год

Тема самообразования: Использование метода интеллект-карт в развитии связной речи детей дошкольного возраста (старшая группа)....

Отчет о проделанной работе в рамках самообразования за 2018 – 2019 г.г.

Тема:  «Развитие грамматического строя речи через дидактические игры» Актуальность темы:Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи де...

Отчет по самообразованию за 2018 - 2019 учебный год

Безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Несчастный случай с ребенком нередко связан с несоблюдением дол...

Отчет по самообразованию за 2018-2019 гг. по теме: «Гендерное воспитание старших дошкольников посредством различных видов деятельности».

Подводя итоги работы, могу с уверенностью сказать, что работа по гендерному воспитанию принесла положительные результаты. У детей выработались навыки доброжелательного отношения друг к другу, проявили...