Отчет о проделанной работе в рамках самообразования за 2018 – 2019 г.г.
учебно-методический материал по развитию речи
Тема: «Развитие грамматического строя речи через дидактические игры»
Актуальность темы:
Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Отчет о самообразовании | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТЧЕТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ В РАМКАХ САМООБРАЗОВАНИЯ ЗА 2018 – 2019 г.г.
На тему: «Развитие грамматического строя речи через дидактические игры»
учитель-логопед: Панзыга Ирина Сергеевна
Калининград 2019
«Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности»
Актуальность темы:
Вопросы развития правильной речи у детей очень актуальны. Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях.
На сегодняшний день – образная, богатая синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедность речи, недостаточный словарный запас, употребление не литературных слов и выражений, не способность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логических обоснований и выводов, отсутствие навыков культуры речи и культуры общения. Все это связано, во-первых, с недоразвитостью речевого аппарата и его анатомического строения, во-вторых, из-за недостаточного общения детей друг с другом и со взрослыми. Поэтому педагогическое воздействие при развитии речи дошкольников очень сложное и важное дело.
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.
Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в дошкольном возрасте нужно воспитывать привычку говорить грамматически правильно, обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.
Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию грамматического строя речи детей дошкольного возраста. Поэтому задача формирования грамматических навыков в практике речевого общения со сверстниками и со взрослыми, обогащения словаря и активизации речи детей должна решаться ежедневно, постоянно звучать в беседах с родителями, пронизывать все режимные моменты.
Цель:
Создать условия для развития грамматического строя речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры. Повысить профессиональную компетентность в вопросах внедрения дидактических игр в современные технологии.
Задачи:
1. Изучение методической литературы по данной теме
2. Формирование грамматической стороны речи - практически освоить морфологическую систему родного языка, помочь детям в овладении синтаксической стороной, сообщить знания о некоторых формах словообразования и словоизменения.
3. Подготовка консультаций для родителей по данной теме
4. Изготовление дидактических игр по развитию грамматического строя речи
5. Обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.
Методы работы
Словесные
Наглядные
Практические
Игровые
Принципы
• Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса
• Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса
• Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями
• Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса
• Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи
Методологический раздел
Грамматический строй речи формируется, прежде всего, в повседневном общении и в различных видах детской деятельности – в игре, конструировании, изобразительном творчестве. И важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослым в повседневной жизни.
Важнейшим видом детской деятельности является игра. Достоинство игровых методов и приемов обучения заключаются в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.
Особой группой игр являются дидактические игры. Главной целью любой дидактической игры является обучение. Поэтому ведущим компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта от ребенка игровой. Своеобразие дидактической игры и определяется рациональным сочетанием двух задач: игровой и дидактической. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая задача, то деятельность теряет свое обучающее значение.
В дидактических играх с грамматическим содержанием решаются задачи активизации, уточнения той или иной грамматической формы, грамматического явления. Разработаны такие игры для того, чтобы помочь детям освоить трудные формы словоизменения (родительный падеж мн. числа, повелительное наклонение глагола, согласование слов в роде и т.д.), способы образования слов (наименований детёнышей животных, людей разных профессий, однокоренных слов). Следует подчеркнуть (А. Г. Арушанова), что ребёнку не хватит жизни, чтобы «обыграть» все грамматические формы языка через дидактические игры и упражнения. Они имеют иной смысл: стимулировать детскую поисковую активность в сфере грамматики, воспитывать у детей языковое чутьё, лингвистическое отношение к слову и элементарные формы осознания языковой действительности.
Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием могут проводиться со всем коллективом детей на занятиях, так и в свободное время с небольшими подгруппами детей, вовлекая в деятельность малоактивных и застенчивых детей.
Разработаны специальные игры и упражнения, которые предназначены для того, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запомнить трудные формы слов, необходимые для повседневного общения. Это хорошо известные игры: «Чего не стало?», Чего не хватает Мише для прогулки?» (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); «Чудесный мешочек», «Разноцветный сундучок» (на усвоение родовой принадлежности существительных); «Поручения», «Вы хотите?- Мы хотим» (на спряжение глаголов); «Прятки», «Что изменилось?» (на усвоение и активизацию предлогов и наречий) и др. Следует подчеркнуть, что в игре ребёнок не подозревает об истинном ёё назначении. Он видит и осознаёт игровую задачу: быть внимательным, запомнить, как стояли предметы, узнать игрушку по описанию и т. д. Ребёнок в играх и упражнениях приобретает грамматические знания и умения как бы помимо сознания. С детьми старшего дошкольного возраста используются настольно – печатные игры, в которых дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки.
Особую роль в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста отводят словесным дидактическим играм (без наглядного материала). В словесной дидактической игре дети учатся мыслить о вещах, которые они непосредственно не воспринимают, с которыми в данное время не действуют. Эта игра учит опираться в решении задачи на представление о ранее воспринятых предметах.
Можно использовать следующие игры и упражнения с грамматическим содержанием: «Один-много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах), «Какой, какая, какое?», «Исправь ошибку», «Размытое письмо» (согласование слов в словосочетании и предложении), «Хорошо-лучше» (образование степени сравнения прилагательных и наречий), «Скажи наоборот» (образование антонимов), «Чей хвост? Чья лапа?» (образование притяжательных прилагательных) и др.
Элемент соревнования в играх в старшем дошкольном возрасте повышает интерес детей к выполнению заданий и обеспечивает лучшее усвоение программного материала, помогает детям выполнять задания четко и правильно, не допуская ошибок.
Применение специальных дидактических игр и упражнений позволяет наиболее успешно решать вопросы развития грамматического строя речи.
Практический раздел
В течение года Изучение литературы, дидактических игр методики и технологий педагогов по данной теме Список литературы
Разработка и оформление дидактических игр по данной теме
Посещение методических объединений
Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала
Результаты проведенной работы по самообразованию - отчет
Список литературы
1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры
2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения
3. Доронова Т. Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников»
4. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей.
5. Иванова О. Л., Васильева И. И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.
6. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т. С. Комаровой.
7. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей.
8. Лыкова И. А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА
9. Лыкова И. А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки»
10. Лыкова И. А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика»
11. Лыкова И. А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г
12. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007
13. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007
14. Ткаченко Т. А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007
15. Ткаченко Т. А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков"
16. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»
17. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки».
18. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ
19. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет о проделанной работе в рамках самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях по физической культуре"
В современном дошкольном образовании огромное внимание уделяется сохранению психического и физического здоровья детей. Одной из важных задач является формирование начальной ключевой здоровьесберегающе...
ОТЧЁТ о проделанной работе в старшей группе за 2018 - 2019 учебный год
Годовой итоговый отчёт в старшей группе "Ромашка" за 2018 - 2019 учебный год...
Отчет о проделанной работе по экологическому воспитанию за 2018-2019 учебный год
Отчет о проделанной работе по экологическому воспитанию за 2018-2019 учебный годВ течение всего учебного года, мной ведется постоянная работа по экологическому воспитанию среди моих воспитанников...
Презентация "Отчет о проделанной работе во второй младшей группе 2018-2019 год "
Годовой отчет-презентация о проделанной работе во второй младшей группе за 2018–2019 учебный год Санкт-Петербургское государственное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский...
Отчет о проделанной работе в средней группе за 2018-2019 год
Отчет о проделанной работе в средней группе за 2018-2019 год...
Годовой отчет о проделанной работе педагога подготовительной группы за 2018-2019 учебный год
Годовой отчет...
Отчёт о проделанной работе в летний оздоровительный период 2018-2019 уч. год во второй младшей группе
Лето для детей - самое лучшее время года, время отдыха. Когда можно больше находиться на воздухе, играть, закаляться, в полной мере насладиться его дарами: свежим воздухом, солнечными лучами и теплой ...