Мастер-класс Волонтерское движение
консультация
Предварительный просмотр:
МАСТЕР-КЛАСС
«Волонтерское движение —
школа юного патриота»
Подготовила: воспитатель МКДОУ ЦРР ДС №27 «Теремок»
Карвенова А.Д.
Элиста, 2020
СЛАЙД 1. Мастер-класс «Волонтерское движение — школа юного патриота»
СЛАЙД 2. Цель: передача опыта использования современной технологии «Дети-волонтёры» в воспитании нравственно -патриотических ценностей у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с технологией «Дети-волонтёры».
2. Вызвать интерес к современной технологии эффективной социализации, повысить профессиональную компетентность педагогов в её применении.
3. Создать условия для включения всех участников в активную деятельность.
4. Создать позитивный эмоциональный настрой.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе. Я очень надеюсь, что сегодня у нас с вами получится интересный и главное полезный разговор. Пусть эта встреча принесет вам радость общения, положительные эмоции.
Как вы считаете, почему проблема патриотического воспитания сейчас так актуальна? (Высказывания педагогов)
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели и задачи. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.
СЛАЙД 3. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине»
СЛАЙД 4. Среди современных образовательных технологий, направленных на реализацию задач патриотического воспитания, определенных в ФГОС, меня заинтересовала технология Гришаевой Натальи Петровны старшего научного сотрудника Российской Академии Наук, разработавшего в помощь педагогам «Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации», среди которых представлена технология «Дети-волонтеры».
Данная технология - волонтёрство уже показала свою эффективность, как активная форма общения в детской, взрослой среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своихинтересов, формируется духовно - нравственная личность с активной жизненной позицией.
Я решила организовать в своей группе волонтёрское движение. Мне бы хотелось поделиться частичкой своего опыта работы по данной теме.
СЛАЙД 5 . Цель технологии «Дети волонтёры»:
- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи технологии:
- Развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;
- Развитие самостоятельности и ответственности у детей;
- Создание ситуации, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.
Как вы думаете, кто же такой волонтёр?
(ответы педагогов).
Волонтер– новый термин, но не новое явление в общественной жизни нашей страны.
Назовите синоним слова «волонтер»?
- слово «доброволец».
Волонтерство — это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентировать в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.
Для волонтёра ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям и желание им помочь, забота и бережное отношение к природе и ее обитателям, отзывчивость и милосердие.
Основным мотивом, побуждающим детей к развитию таких качеств, является их желание помочь слабому, маленькому, одинокому, больному. Волонтёрство учит помогать нуждающимся без напоминания и подсказки, иногда даже отказываясь от чего-то значимого, интересного для себя.
По моему мнению, организация деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влияния на формирование и развитие личности ребёнка, развитой нравственно и патриотично.
СЛАЙД 6. Педагогическая технология «Дети-волонтеры», предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим, пожилым.
СЛАЙД 7. 1 этап. На первом этапе познакомила детей с понятиями «волонтер», «волонтерский отряд».
СЛАЙД 8. На ежедневном рефлексивном круге, это одна из технологий эффективной социализации, проводила беседы о том, кто такие волонтеры, чем занимаются волонтеры, какими они обладают качествами, что значит волонтерская деятельность. В беседе «Наши добрые дела и поступки» детям предлагала ответить на вопросы: Что значит «добрые слова», «добрые пожелания», «добрые поступки», «добрые дела», «добрые люди» В какой помощи могут нуждаться взрослые, дети? Как может быть оказана помощь другому человеку: по собственному желанию, по просьбе, по предложению. Чему старшие дети могут научить малышей? Кто такие ветераны? «Как мы можем заботиться о ветеранах? Что такое подвиг? «Как вы думаете, кого мы можем назвать героем?, А кого добрым, заботливым?», и др.
На ежедневном рефлексивном круге вместе с детьми мы планируем, чем будем заниматься в течении дня, какую помощь и кому можем оказать.
СЛАЙД 9. Наиболее высокая активность детей происходила в период разработки атрибутов волонтёрского движения. Ребята активно обсуждали название команды, придумали свой девиз. В разработку правил волонтера, создание значка эмблемы, девиза команды были вовлечены родители. Эмблема получилась яркая. Вместе с детьми разрабатывали атрибуты волонтёрского отряда. СЛАЙД 10. Был оформлен уголок волонтера, в создании которого приняли активное участие родители и дети. Вместе оформили папки о волонтерах, дидактические игры, оформляли книжки-малышки о добрых делах семьи, как волонтеров.
СЛАЙД 11. Разработка правил волонтера и оформление книжки волонтера. Дети и родители принимали участие в разработке правил волонтера и оформления книжки волонтера. Правила волонтера: Волонтер всегда готов прийти на помощь; Если не хочешь участвовать в волонтерской деятельности, можешь остаться в группе; Приходя в группу, поздоровайся со взрослыми и малышами; Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги ему; Учи тому, что умеешь сам; Будь настойчив в достижении целей, доводи начатое дело до конца!
СЛАЙД 12. II этап - развитие волонтёрского движения, проведение акций и мероприятий.
СЛАЙД 13. Первой акцией «Волонтеры - друзья малышей», стал поход в младшую группу. Ребята подготовили и показали малышам театрализованное представление, поиграли с ними в игры. Воспитанники посещают систематически малышей, стремятся использовать каждый режимный момент для оказания помощи, научить чему-то младших детей: играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать
Отряд волонтеров «Светлячки» закрепляют навыки личной гигиены у малышей группы №2 «Гномики».
СЛАЙД №14. Играем с малышами
СЛАЙД №15. Рисуем с малышами
СЛАЙД №16. Помогаем собраться на прогулку
СЛАЙД №17. Помогаем одеваться после сна
Я отметила, что помогая младшим дошколятам, у детей - волонтёров формируется ощущение взрослости, возникает стремление к решению новых более сложных задач, у детей повысилась самооценка, уверенность в себе.
СЛАЙД №18. В основу работы волонтерского отряда мною заложена идея «Недели Семи добрых дел».1-2 раза в неделю волонтеры приходят к малышам, чтобы сделать доброе дело. Сценка «Девочка и грибы». СЛАЙД №19 Сценка «Добрый ежик»
СЛАЙД №20. Создадим красоту своими руками. В это доброе дело входит облагораживание окружающего пространства: посадка рассады цветов, уход за растениями на участке, сбор семян.
СЛАЙД №21. Дарим приятные сюрпризы Волонтёры выступают в качестве героев-персонажей на праздниках у малышей, дарят им книжки-малышки, игрушки, подарки к праздникам. Дидактическая игра «Что нам осень принесла». СЛАЙД №22 Подарки младшей группе от «Светлячков» на День матери – раскраски для любимой мамы.
СЛАЙД №23. Трудовой десант. Это помощь в наведении порядка на участке детского сада, ремонт книг, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр, изготовление украшений для участка, наведение порядка в игровых уголках. На фото «Уход за комнатными растениями». СЛАЙД №24. Мытье кубиков. СЛАЙД №25 Мытье стульчиков. СЛАЙД №26 Уборка в игровом уголке. СЛАЙД №27. Уборка на площадке.
СЛАЙД №28. Итоги участия в волонтерской деятельности подводятся в форме заполнения «Личной книжки волонтера», в которую после участия волонтера в добром деле вклеивается цветной значок - символ. «Личная книжка волонтера» позволяет вести учёт добровольческой деятельности, видеть предпочитаемые направления работы ребенка-волонтёра и его активность.
В процессе работы с детьми - волонтерами старалась создать такие условия, при которых повышалась бы социальная значимость их деятельности. Чтобы интерес у детей к волонтерской деятельности не угасал, использовала такие формы работы, как проектная деятельность, мастер - класс, участие в акциях.
СЛАЙД №29. В течении 2018-2019 г.г. разработала долгосрочный проект по патриотическому воспитанию«Спасибо деду за победу!!!».
Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста, потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.
9 Мая! Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки.
СЛАЙД №30. Цель проекта по патриотическому воспитанию «Спасибо деду за победу!!!»
-воспитание патриотических чувств у детей, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.
СЛАЙД №31. Задачи:
• способствовать воспитанию у каждого ребенка нравственно-патриотических чувств к Родине, ветеранам войны, воинам российской армии. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищает родину;
• расширить знания о государственных праздниках и историческом наследии нашей страны;
• развивать познавательные способности детей в процессе практической деятельности, интеллект ребенка, формировать наглядно-образное мышление, творческие способности, самостоятельность, навыки взаимоотношений со взрослыми;
• способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о ветеранах. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей, услышанных дома историй о близких, показывая их фотографии;
СЛАЙД №32 План мероприятий по проекту.
В рамках проекта совместно с родителями были подготовлены
1. презентации«Дети войны», «Священная война», «Дети-герои», «Города-герои», «Награды», «Военная техника», «Герои Калмыкии», подобран иллюстрированный материал - репродукций картин.
2.Проведены беседы: «Почему война называется Великой Отечественной?», «Дети войны», «Великие битвы», «Мы не забудем», «Защитники родного края» .
3. Проведены занятия и беседы: «Праздник со слезами на глазах», «Памятные места родного города», «Что такое героизм», «Ордена и медали ВОВ», «Дети войны», «В нашей семье есть герой», «Георгиевская лента – символ Дня Победы», «Взрослым и детям нужен мир на всей планете».
СЛАЙД №33 4.Чтение стихотворений: «День Победы» Т. Белозеров, "Что за праздник ?», Н. Иванова, «Дедушкины друзья» А. Шамарин.
5. Чтение художественной литературы: Н. Внуков «Старая гильза», «Главное войско» Л. Кассиль, «Рассказы о Великой Отечественной войне» С. Алексеев.
6. Конструирование «Голубь мира», «Вечный огонь».
7. Рассматривание альбомов : «Города – герои».
8. Подвижные игры: «Разведчики», «Переправа», «Снайпер», конкурсы на быстроту, меткость, дыхательная гимнастика " Флажки", пальчиковая гимнастика «Пальчики-солдатики», «Бойцы-молодцы», Физкультминутка «Я отважный капитан».
9. Слушание песен военных лет: «Вставай страна огромная», «Три танкиста», «Катюша» " .
10. Разучивание песен, стихов, танцев по теме.
СЛАЙД №34. В ноябре 2019 года в рамках волонтёрского движения воспитанники и их родители приняли участие в социальной акции «Твори добро», целью которого было оказание помощи одиноким ветеранам. Педагоги, родители и воспитанники приготовили подарки для пожилых людей. Приготовили концерт с поздравлением ко Дню пожилого человека, вручали поздравительные открытки пожилым людям.
СЛАЙД №35. В декабре проведена акция «Путешествие Книг - «Этот день Победы порохом пропах» с целью повышения интереса к книгам о Великой Отечественной войне и возрождения традиции семейного чтения. Участникам нашего волонтерского движения предложено принести в группу и оставить прочитанные дома книги о Великой Отечественной войне для свободного книгообмена. Дети вместе с родителями, а также сотрудники детского сада с большим удовольствием выбирали книги, не забывая вернуть их обратно или принести свои. Сколько книг прочитано участниками акции!!!
СЛАЙД №36. Волонтерами группы была проведена акция «Георгиевская ленточка». Ребята и педагоги дарили всем прохожим георгиевские ленточки, символ Победы в Великой отечественной войне 1941-1945 года. Дети-волонтеры выражали свою благодарность ветеранам Великой Отечественной войны. Было проведено занятие ко дню Победы, дети активно участвовали, читали стихи.
СЛАЙД №37. В рамках празднования Дня Победы мы с воспитанниками провели акцию «Память сердца» и посетили на дому ветерана Глушко Ивана Фирсовича, подарили комнатный цветок, который вырастили сами. Дети исполнили для ветерана песни и стихотворения. Для теплой беседы за чашкой чая приготовили угощения. Дети с интересом и трепетом слушали рассказ ветерана, задавали свои вопросы о войне, о полученных медалях. По завершению встречи воспитанники выразили благодарность Глушко Ивану Фирсовичу и поздравили с наступающим праздником – днем Победы, подарив памятные подарки, выполненные своими руками. Минуты, проведённые рядом с участниками Великой Отечественной войны, по-своему ценны для каждого ребёнка. Для них это уже не просто посещение - это традиция, это долг, это дань уважения и памяти всем тем, кто сражался за чистое, мирное небо над нашей головой, всем, кто не дожил до наших дней и тем, кому мы можем лично в этот день сказать «спасибо».
СЛАЙД №38. Благодаря активной работе и вовлечению в поисковую деятельность родителей, было собрано много информации о героических подвигах родных и близких, воевавших на фронте и работавших в тылу. Дети больше узнали об истории своей семьи, о героических подвигах своих прабабушек и прадедушек. Была создана выставка «Мы помним! Мы гордимся!»
СЛАЙД №39. Акция «День памяти» ко дню Освобождения - снятию блокады Ленинграда». Проведены беседы, занятие. Дети смотрели со слезами на глазах презентации о блокаде города, почтили память погибших минутой молчания.
СЛАЙД №40 . По работе с родителями мною запланированы следующие мероприятия к 75 -летию Победы
1.Участие в оформлении выставок (совместные работы родителей и детей).
2.Составление Книги Памяти (рассказы взрослых о членах семьи – участниках ВОВ, фото, документы, награды)
3.Оформление родителями «Ленты памяти» с использованием документов и фотографий из семейных альбомов о ветеранах войны и тружеников тыла.
4.Посещение краеведческого музея.(рекомендовано для родителей с детьми)
5.Посещение памятников и Вечного огня (рекомендовано для родителей с детьми)
6. Участие родителей и детей в Бессмертном полку.
Реализация долгосрочного проекта «Спасибо деду за победу» волонтерами группы позволяет мне воспитывать патриотические чувства через обращение к историческому прошлому нашего государства, сотрудничества с родителями с целью воспитания у детей чувства гордости за достижения родной страны, своей малой родины, интереса и уважения к ее истории, бережного отношения к традициям своей семьи и своего народа.
Дети осознали значимость победы в ВОВ для нашего народа. Расширили знания о войне, военной технике, о памятниках и монументах.
СЛАЙД №41 Просветительская работа по организации волонтерского движения так же проводится и с родителями. Первым пунктом стоял вопрос о согласии родителей на разрешении участия детей волонтерском движении, в акциях милосердия, о посильной помощи с их стороны. С ними была проведено собрание «Волонтерами не рождаются, ими становятся».
СЛАЙД №42, 43, 44, 45. анкета, результаты анкетирования
Анализируя ответы анкет «Под флагом доброй воли», которые предложила родителям, поняла, что работа по волонтерскому движению нужна.
Данные анкетирования показали, что 54% респондентов понимают важность волонтерского движения и необходимость участия в движении, чтобы удовлетворить потребность в общении, потребность быть нужными, возможность поделиться своим опытом-34%. Таким образом, на первом месте у родителей стоят нравственные понятия, а не материальные. Результатом работы группы по внедрению современной технологии эффективной социализации ребенка «Дети-волонтеры» является высокая оценка родителей деятельности педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию личности через участие в волонтерском движении - 5-81%, 19% -4. Родители отмечали заинтересованность детей, проводимым мероприятиям, акциям. Много рассказывают и делятся своими впечатлениями в семье, а самое главное более внимательными стали к старшим членам своей семьи, стараются во всем помогать.
СЛАЙД №46. Оформлен информационный стенд для родителей по волонтерскому движению «Наши добрые дела»
СЛАЙД №47. Была проведена благотворительная акция «Дети – детям», в ходе которой были подарены игрушки детям из Дома ребенка.
СЛАЙД №48. При участии родителей была оформлена выставка книжек-малышек «Мои добрые дела».
СЛАЙД №49. Оформлен альбом по волонтерскому движению.
СЛАЙД №50. Для родителей я оформила информационные буклеты по волонтерскому движению.
Опыт, полученный в ходе реализации технологии «Дети-волонтеры» станет для ребят семенем, которое ляжет на благодатную почву юной души. В будущем из этого семени вырастет крепкое дерево нравственности, плодами которого будут только добрые дела и поступки.
СЛАЙД №51.Спешите делать добрые дела,
Не предавайте жизнь свою забвенью,
Дарите людям чуточку тепла
Творите доброту без сожаленья.
Таким образом, познакомив вас с небольшим опытом работы по организации волонтерского движения в детском саду, хотелось бы узнать ваше мнение
Как вы думаете, нужно ли волонтерское движение в ДОО?
(высказывания педагогов)
Рефлексия:
Спасибо всем участникам за плодотворную работу.
И подводя итоги я бы хотела еще раз с вами закрепить и обобщить получение знания о волонтерской деятельности.
- Итак, если вы думаете, что у волонтера должен быть богатый запас слов поддержки и одобрения для людей, похлопайте в ладоши.
- Если вы полагаете, что волонтер должен поддерживать людей в их лучших начинаниях, потопайте ногами.
- Если вы думаете, что волонтер не ждет слов одобрения своей работы и не держит злобы, то помашите рукой.
- Если вы считаете, что волонтёр помогает другому человеку по свое инициативе то похлопайте в ладоши.
- Считаете ли вы что волонтёр имеет возможность испытать чувство того, что он кому-то нужен, то помашите рукой
- Если вы полагаете, что волонтёр проявляет толерантность к мнению других людей, похлопайте в ладоши.
- Если вы считаете, что волонтёр должен быть доброжелательным, терпеливыми, корректными, тактичными, потопайте ногами.
Если вам нравится обучаться и быть обучающимися, улыбнитесь!
|
СЛАЙД №52 .Спасибо за активное участие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Обучение основным движениям"
Мастер-класс предназанчается для педагогов и инструкторов по физкультуре в детских садах...
Мастер-класс для родителей "Движение- день за днём!"
с использованием здоровьесберегающих технологий....
Консультация для воспитателей. Мастер-класс «Музыкально – ритмические движения как средство развития чувства ритма у детей»
В данном мастер-классе я предлагаю рассмотреть технологии, в которых развиваются чувство ритма у детей. Этот мастер-класс практикум позволяет совместно с воспитателем применять методы, которые ре...
Мастер-класс Музыкально-ритмические движения во всех группах детского сада.
Классификация движений, построений по одному и парами в каждой возрастной группе....
Мастер-класс: Правила дорожного движения
Рассказать и изобразить правила дорожного движения. Соблюдение правил- наша безопасность!...
Мастер-класс «Правила дорожного движения»
Мастер-класс «Правила дорожного движения»Анна ГоловченкоМастер-класс «Правила дорожного движения»17 декабря 2019 года в рамках работы базовой площадки по Правилам дорожног...
Мастер-класс: Речь. Ритм. Движение. 10.02.2020г. в рамках Методической гостиной: семинар-практикум для учителей-логопедов дошкольных образовательных учреждений г.Курска и Курской области по направлению "Речевое развитие дошкольников в условиях ФГОС ДО"
В мастер-классе представлен комплекс упражнений, основанный на взаимосвязи речи, ритма и движения и направленный на коррекцию этих же процессов. Комплекс упражнений ориентирован на детей дошкольного в...