Педагогический проект по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста «Маленькая страна».
проект
Педагогический проект по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста «Маленькая страна».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rpps_v_gruppe_rannego_vozrasta.docx | 105 КБ |
Предварительный просмотр:
РППС в группе раннего возраста.
Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста создается для комфорта и на пользу дошколят возрастом от года до трех, именно поэтому особенности наполнения пространства группы подчиняются превалирующему ситуативно-деловому общению со старшими и предметно-манипулятивной деятельности, что позволяет дошколятам коммуницировать, играть, двигаться, развивать речь и познание.
Предметно-развивающая среда способствует:
- приобщению малышей к общекультурным и общечеловеческим ценностям;
- интеллектуальному развитию;
- укреплению психофизиологического здоровья;
- формированию условий для гармоничного развития личности;
- созданию благоприятного эмоционального фона в группе для комфорта всех воспитанников;
- построения эффективного взаимодействия с членами семей малышей.
Характеристика предметно-развивающей среды в группе раннего возраста.
«Мир детства», для тех, кто впервые переступил двери ДОУ, состоит не только из игрушек, но и среды, позволяющей детям всесторонне развиваться.
В год-три многие дети впервые попадают в детский сад, за чем следует сложный период адаптации в коллективе сверстников, в условиях жизнедеятельности учреждения. Эстетически привлекательная, содержательно насыщенная развивающая среда упростит этот период в жизни ребенка, увлечет и заинтересует малышей, позволив им заниматься любимыми делами в атмосфере комфорта и дружелюбия.
Ранний возраст — этап, когда дети знакомятся с азами всех видов деятельности, проявляют предпосылки творчества и зачатки личностной оценки окружающего. Именно поэтому предметно-развивающая среда в группе раннего возраста в ДОУ должна характеризоваться:
- соразмерностью росту малышей и их физиологии;
- трансформируемостью, вариативностью, доступностью и абсолютной безопасностью;
- полифункциональностью — взаимозаменяемостью предметов окружающей среды, возможностью использовать предметную среду в любых формах деятельности;
- здоровьесберегающими технологиями (закаливание, укрепление здоровья);
- насыщенностью необходимым оборудованием, инвентарем и игрушками, способными обеспечить творческую, игровую, исследовательскую, физическую и познавательную активность, условия для самовыражения;
- доминированием дидактических игрушек, используемых в предметной деятельности, при этом все игровые действия дети 1,5-2 лет смогут выполнять только с помощью воспитателя;
- наличием игрушек и предметов среднего размера, чтобы дошколята 2-3 лет могли с их помощью создавать собственные содержательные сюжеты, задействовать окружающее пространство в зарождающихся сюжетно-ролевых играх.
Важно, чтобы окружающий детей предметный мир мог меняться, обновляться и пополняться в соответствии с потребностями малышей и степенью их развития. Предметно-пространственная среда в группе раннего развития должна быть богатой информативно, красочной и интересной, чтобы дети могли быстрее адаптироваться в ДОУ, чувствовать себя комфортно и уверенно в детском саду.
Дети по своей натуре — экспериментаторы и исследователи, потому в развивающей среде они не только ставят, но и реализуют собственные цели, делают личные открытия и маленькие достижения. Так, развивающая среда, являясь источником личного опыта и практических знаний для малышей, стимулирует интерес к познанию, творческую энергию, коммуникабельность и дружелюбие.
Если предметно-пространственная развивающая среда в группе раннего возраста организована правильно, дети не будут конфликтовать и ощущать дискомфорт, напротив, они будут демонстрировать открытость и симпатию к сверстникам. Поскольку игра приобретает ключевое знание в деятельности малышей, игровое поле должно расширяться за счет территории для дидактических игр, занятий со строительным материалом и двигателями (для мальчишек), сюжетными игрушками и игр с куклами (для девочек).
Игровая предметная среда создается для детей, это вариативная и открытая система, которая должна учитывать различные виды деятельности дошколят. Но без участия взрослого она не сможет обогащать и развивать, следовательно, среда должна способствовать развивающему общению между воспитателями и детьми, в ходе которого последние смогут получить характерные возрасту навыки, систематизировать знания об окружающем мире, активно познавать его.
Развивающая среда в группе раннего возраста никогда не может считаться завершенной, поскольку ее создатели должны находиться в непрерывном поиске инновационных подходов, способных стимулировать высокотворческую, многоплановую деятельность. Благодаря ей дети получают социальный опыт, происходит разностороннее развитие личности дошкольника.
Организация предметно-развивающей среды в группе раннего возраста в ДОУ.
Развивающая среда в группе раннего возраста в ДОУ должна опираться на климатические, национально-культурные, социальные условия, возрастные особенности детей и специфику реализуемых с ее помощью образовательных программ.
Главная ее задача — обеспечение гармоничного и всестороннего развития детей, защиты их жизни и здоровья, стимулирования двигательной активности, коммуникативности и предоставление возможности для комфортного уединения. Развивающую среду строят в соответствии со следующими принципами:
- Активное взаимодействие — возможность комфортного общения взрослых и детей, совместной организации пространства, права ребенка на игру.
- Стабильность/динамичность — среда в группе должна меняться вместе с изменяющимися потребностям, интересами и способностями дошкольников.
- Гибкое зонирование — среда строится таким образом, чтобы сферы активности детей не пересекались, благодаря чему каждый воспитанник занимается интересным ему делом, не мешая остальным.
- Привычное и неординарное — эстетика предметно-развивающей среды в младшей группе строится на сочетании контрастных предметов, одни из которых хорошо знакомы малышам, а другие — вызывают интерес.
- Гендерные различия — воспитанники ДОУ могут проявлять свои интересы в рамках установленных социумом норм.
В ходе обустройства пространства группы важно опираться на коммуникативные и психофизиологические особенности детей, уровень их речевого развития, познавательной активности и состояние здоровья. Специалисты рекомендуют следовать единому интерьерному стилю, поскольку мебель, предметы декора и аксессуары оказывают влияние на интеллектуальное развитие и эмоциональный фон в группе.
Для этих целей помещение оформляют в теплых, приятных, пастельных тонах, поскольку эстетическая составляющая организации пространства имеет основополагающее значение. Чувство прекрасного, ощущение комфорта и стремления к познанию возникнет только в красиво оформленных помещениях группы и спальни, где детям будет уютно.
В группе раннего возраста (детям 1,5-2 года) в помещении должны быть просторные и широкие проходы между развивающими центрами и от опоры до опоры. На этом этапе развития у детей превалирует предметно-манипулятивная деятельность, а потому они нуждаются в:
- Небольшой горке со скатом и несколькими некрутыми ступенями. Ее размещают у специально сконструированной или естественной опоры (у окна или стены), а под ней — крупные машины и другие игрушки-двигатели.
- Дидактическом столе (ленточный) любой формы, к которому дети могут подходить с любой стороны.
- Потолочном шарнирном устройстве, на котором подвешивают ленты, карусели, крупные игрушки и прочие предметы, посредством которых дети совершенствуют координацию.
- Низких банкетках и овальных воротцах (можно из пластика или поролона).
- Крупных однотипных игрушках (матрешках, мячах, утятах), которые бы отличались по цвету и размеру (например, зайчик белый и желтый, собачка большая и маленькая).
- Развивающих секциях — «ванна», «кухня», уголок «ряженья» с зеркалом, музыкальная зона и уголок природы с растениями.
В 2-3 года у маленьких воспитанников ДОУ преобладает предметное и эмоционально-деловое общение, частая смена мотивов действий, развитие общей подвижности, предметно-манипулятивной деятельности, зачатки изобразительного и конструктивного творчества, наглядно-действенного мышления, активизация речи и пополнение пассивного словаря, подражательные навыки, базовая бытовая самостоятельность. Среди всего разнообразия видов деятельности доминирующими в этом возрасте является двигательная, продуктивная, игровая и познавательно-исследовательская.
Наиболее эффективной является организация отдельных развивающих центров, наполненных необходимыми материалами, оборудованием и игрушками, и ориентированных на всестороннее развитие детей по пяти ключевым направлениям (художественно-эстетическое, социально-личностное, физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое и интеллектуальное).
Художественно-эстетическое развитие в детском саду.
Творческая деятельность способствует всестороннему развитию личности, а потому предметно-пространственная среда в группе ДОУ не может существовать без центров развития изобразительной и музыкальной деятельности.
- Уголок ряжения служит одновременно и подспорьем в сюжетно-ролевых играх, и инструментом развития творческого начала, поскольку в ходу музыкальных игр, потешек или инсценировок дети учатся использовать дополнительные аксессуары и костюмы, менять свой облик и отмечать произошедшие изменения.
- Уголок музыкальных инструментов гарантирует навыки выполнения простых танцевальных движений, практику подпевания, позволят детям научиться различать звуки, знать названия и предназначение музыкальных инструментов. В этом центре детям предлагаются музыкальные проигрыватели и простейшие инструменты (металлофон, погремушки, бубны, барабаны, игрушки с фиксирующей мелодией, звуковые книжки, ложки, дудочки, муз. шкатулки, электро-муз. игрушки).
- Уголок изобразительного творчества знакомит малышей с палитрой цветов, бережным отношением к расходным материалов, учит различать карандаши, фломастеры и краски, повторять линии, простые фигуры и предметы. В этом центре для детей подготовлены раскраски, дощечки и материалы для лепки, бумага и материалы для рисования, мольберты и мелки к ним, контуры и шаблоны для рисования.
Физкультурно-оздоровительное развитие в группе раннего возраста.
Центр двигательной активности позволит детям освоить ориентирование в пространстве, общую двигательную активность, а потому предметно-развивающая среда в группе раннего возраста в ДОУ должна гарантировать свободу передвижения по помещению, чтобы малыши могли реализовать потребность в движении. При обустройстве спортивного инвентаря желательно располагать его в зоне досягаемости, структурировать, чтобы дошкольники могли без труда дотянуться до мячей, кеглей, шаров, легких модулей и прочих предметов. В приоритете яркие и легкие предметы, которые привлекают внимание, но не переутомляют. При этом нестандартное оборудование и массажные коврики стимулируют у детей интерес к занятиям спортом. Этот центр призван развивать:
- равновесие, бег и ходьбу, а потому наполнен большими обручами, прыгалками, оборудован гимнастической скамейкой, ковриком или дорожкой;
- лазание и ползание — гимнастическая лестница, горка и невысокие воротца, прыжки — напольные маты, бросание и катание — мячи разного размера, набивные предметы;
- общеразвивающие упражнения — гимнастические палки, платочки, флажки.
Базовое оснащение для профилактической работы, проведения утренней гимнастики и подвижных игр воспитанников должно быть понятным и простым в использовании, помещаться в детской руке или быть ей доступным. В детских сада, в которых есть напольные сухие бассейны, удается реализовывать множественные общеразвивающие задачи.
Социально-личностное развитие.
Центр игровой деятельности реализует потребность детей в сюжетно-ролевой деятельности. Дети:
- знакомятся с миром предметов, учатся с ними аккуратно обращаться;
- приобретают навыки взаимодействия с игрушками, изучают предназначение предметов;
- учатся копировать действия педагогов, используя это подражание во время игр;
- получают опыт партнерских и дружелюбных взаимоотношений с другими детьми, практику бесконфликтных игры;
- практикуют отзывчивость, порицают жадность и грубость.
Детсадовский игровой центр представлен сюжетно-образными игрушками, всем необходимым для сюжетно-ролевых и настольных игр, уголком кукол. Чем больше игрового материала есть в распоряжении детей, тем быстрее и эффективнее они постигнут азы взрослой жизни, моделируя повседневные ситуации, приобретая дополнительную уверенность в себе и полезные навыки. Однако важно правильно выбирать игрушки. В их интересах ДОУ следует отказаться от игрушек, которые:
- провоцируют агрессию и проявление жестокости в отношении людей, животных или других игрушек;
- стимулируют безнравственное поведение, отсутствие толерантности в игровых сюжетах;
- вызывают интерес к отношениям полов и частям тела, которые не соответствуют детскому возрасту.
Методической ценностью в предметно-развивающей среде в группе раннего возраста в ДОУ обладают игровые материалы, которые:
- могут использоваться группой детей без привязки гендеру;
- обладают полифункциональностью, а потому вписываются в сюжеты различных игр и любые виды деятельности детей;
- представляют различные уровни сложности и многовариативность;
- демонстрируют первоклассные образные решения — отличаются высокой эстетикой выполнения, оптимальным дизайном.
Кукольный уголок — девичий мир, в котором малышки смогут создавать увлекательные сюжетные игры, копировать жизненные ситуации, фантазировать, используя пупсов (голышей), кукол, максимально похожих на двух-трехлетних детей, и реалистично оформленных животных с детенышами. Замечательно, если в центре собрана сопутствующая атрибутика и предметы интерьера гостиной, спальни, кухни и ванной: мебель с соответствующими принадлежностями, сервизы, часы, телефоны, настольные лампы, кухонные плиты, холодильники, сковородки и кастрюли, коляски, гладильные доски, кукольная одежда и аксессуары.
Уголок сюжетно-ролевых игр предлагает детям оборудование и интерьер хорошо знакомых детям заведений и мест, например, магазина, больницы, парикмахерской, гаража, где каждый сможет примерить на себя увлекательную профессию, следуя почерпнутым из жизненного опыта наблюдениям, опробовать новые алгоритмы действий. Нельзя забывать, что в этом возрасте малышам особенно интересны игрушки, которые шумят, звенят или гремят, а потому воспитателям следует со спокойствием относиться к подобным неудобствам.
Уголок настольных игр ориентирован на развитие мелкой моторики, аналитических навыков детей (сравнение, систематизация, упорядочивание), получение сенсорного опыта. В нем обязательно присутствуют пирамидки и сортеры, сенсомоторный стол, кубики и игрушки-вкладыши, мозаики, пуговки, застежки и шнуровки, дидактические домики и прочее.
Центры самостоятельной деятельности и уединения реализуют потребность детей в действии или отдыхе, снятии эмоциональной нагрузки. Уже в два года малыши стремятся самостоятельно залазить и скатываться с горки, играть с машинками, каталками, рассматривать изображения, окружающие их предметы, складывать пирамидки, сортеры, а ближе к трем годам — стремление играть с игрушками-животными, пупсами или куклами, активнее взаимодействовать со взрослыми. В этом случае организация предметно-развивающей среды в группе должна включать правильный подбор и распределение материалов и игрушек.
Одинаковые игрушки избавят дошколят от ссор, а правильная их расстановка подскажет, как именно их нужно использовать. В то время как воспитателям следует курировать занятость малышей, вовремя переключая их между видами деятельности, чтобы детки не утомлялись.
Познавательно-речевое развитие в группе раннего возраста.
Для получения опыта положительного сотрудничества и гармоничных взаимоотношений с другими детьми, воспитания чувства толерантности, симпатии и эмоциональной отзывчивости созданы центры познавательно-речевого развития.
В центре книги для малышей собраны речевые кубы с изображениями любимых сказок, музыкальные книжки и открытки, сюжетные картинки, книжки-конструкторы со сказками, стихотворениями, потешками, чтобы малыши могли рассматривать красивые картинки, изучать изображенных на них животных, фруктов и овощей, насекомых, деревьев, людей. В результате у малышей улучшается связная речь, расширяется словарь, усваиваются основы грамматического строя и звуковой культуры. Дети быстрее осваивают речевые нормы, приобщаются к изучению картинок, а следом за ними и книг, приобщаются к народной культуре и творчеству. Важно, что в книжном уголке были книги в твердом переплете, а также несколько одинаковых экземпляров с лучшими сказками или стихотворениями и игрушки/фигурки, с помощью которых можно обыграть сюжет.
Театральный центр — возможность обыграть сюжеты сказок, известных произведений детских писателей, авторские и народные песни средствами пальчикового или театра игрушек. Для этого центр оснащают костюмами или элементами костюмов сказочных героев, растений или животных, чтобы дошкольники учились передавать характер и черты героев, инсценировать сюжет, реализуя потребность в творческом самовыражении и получении положительного заряда эмоций. Театр «на палочках», «на кеглях», «на перчатке», пальчиковый театр может сопровождаться игрой на музыкальных инструментах (балалайке, погремушке, молоточке, ложках).
Уголок природы — территория растений, природного материала и средств наглядности, демонстрирующих красоту и неповторимость окружающего мира. Именно здесь дети могут познакомиться с цветами и растениями, изображениями деревьев, животных, рыб, птиц и насекомых, узнать больше об уходе за ними, их пользе и условиях жизнедеятельности. Малыши любят наблюдать за тем, как педагоги ухаживают за комнатными растениями, их увлекает композиции с животными и цветами.
Зона экспериментирования в рамках предметно-развивающей среды в группе — презентация стимулирования детской любознательности, приобщению воспитанников к наблюдению и уважению природных объектов, демонстрации положительных эмоций, знакомства со свойствами природных материалов (воды и песка). Поэтому экспериментальный центр в детском саду оборудуют всем необходимым для игр с водой и песком, природными материалами, характерными для региона пейзажами.
Зона конструирования закладывает основы пространственного мышления, понимания масштаба, возведения фигур по образцу, аккуратности выполнения задания, использования простейших строительных материалов (кирпичиков, кубиков, элементов конструкторов) и расположения их в пространстве и на плоскости. Для маленьких конструкторов в группе необходим легкий модульный материал — кубики и другие разнокалиберные цветные геометрические фигуры, напольные конструкторы из крупных блоков, настольные наборы из мелких элементов (включая конструкторы ЛЕГО). Чтобы обыграть созданные конструкции (башни, пирамидки, домики), в зоне конструирования есть также небольшие машинки и сюжетные фигурки людей, животных, сказочных персонажей.
Как уберечься от ошибок в организации предметно-развивающей среды?
К сожалению, большинство детских садов не может реализовать трансформируемость и вариативность среды, поскольку в раздевалке дети могут только переодеваться, в спальне — отдыхать во время дневного сна, а в помещении группы — кушать, играть и заниматься в строго отведенных местах. Следовательно, для развития дошкольников большинство пространства группы не используется, а потому в создании предметно-развивающей среды в группе раннего возраста в ДОУ по ФГОС были допущены грубые ошибки.
Развивающая среда должна быть стабильна в своей гуманистической направленности и вариативна, подстраиваясь под состояние здоровья, интересы и способности детей, их возраст и пол, воспитательные цели и задачи, сезонность.
Педагогам следует проанализировать правильность оформления развивающей среды, если дети не знают, где заниматься рисованием, а где играть с куклами, они ссорятся и неконтролируемо бегают по группе, проявляют жадность и грубость, ломают игрушки и материалы. Правильно организованная среда гарантирует возможности для общения и уединения, свободного выбора игр и форм деятельности. В связи с этим в группах раннего возраста нельзя допускать:
- школьной расстановки столов, использования слишком массивной мебели, загромождающей пространство и исключающей любые трансформации;
- выставления игрушек исключительно для красоты, а не для использования детьми (педагоги иногда ставят новые игрушки слишком высоко, чтобы малыши не могли до них дотянуться, или вовсе убирают в закрывающиеся шкафы);
- неэстетичного оформления развивающих центров — смещения пластиковых и деревянных предметов, мебели, изделий несочетающихся цветов;
- близкого соседства центров активной и пассивной деятельности, что невольно приведет к дискомфорту и повышенной раздражительности детей, снижая эффективность развивающих занятий;
- бессодержательного наполнения центров — в группе отсутствуют соответствующие возрасту воспитанников материалы, игрушки, оборудование;
- гендерных перекосов — в группе присутствуют игрушки и материалы только для мальчишеских или исключительно для девичьих игр. Следовательно, в идеале в группе должна быть установлена модульная мебель-трансформер со множеством секций и ящиков, многочисленные ширмы и разграничители зон, игрушки и материалы для занятий, соответствующие полу и возрасту детей, их способностям и интересам, а наполнение этих центров может без труда меняться вместе с воспитанниками детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с требованиями ФГОС ДО
В соответствии с требованиями ФГОС ДО, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды старшей группы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
Вопрос обновления и совершенствования развивающей предметно-пространственной среды старшей группы и детского сада в целом, как условия формирования личности ребенка, на сегодняшний день стоит особенно...
Педагогический проект по совершенствованию развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста «Маленькая страна».
Цель: Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста для обеспечения комфортного пребывания и развития ребенка с учётом ФГОС ДО....
Приказ Педагогического совета N 1«Инновационные подходы к созданию и совершенствованию развивающей предметно пространственной среды в ДОУ
https://nsportal.ru/node/5739702...