Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды старшей группы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Пашкова Ирина Анатольевна

Вопрос обновления и совершенствования развивающей предметно-пространственной среды старшей группы и детского сада в целом, как условия формирования личности ребенка, на сегодняшний день стоит особенно актуально.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 204 города Карталы»

Совершенствование развивающей предметно-пространственной

среды старшей группы в соответствии с Федеральным

государственным образовательным стандартом

дошкольного образования.

Пашкова Ирина Анатольевна,

воспитатель старшей группы

                                                г. Карталы

2018 год

Содержание работы 

  1. Введение…………………………………………………………..стр.3-5
  2. Актуальность проблемы………………………………………….стр. 6
  3. Цель и задачи ……………………………………………………..стр. 7
  4. Практическая часть.………………………………………………стр. 8-13
  5. Заключение…………………………………………………..........стр. 14-15
  6. Литература..……………………………………………………….стр. 16
  7. Приложения.………………………………………………………стр.17-20

Введение. 

«Под понятием среды подразумевается окружающая обстановка природного, социально-бытового и культурно-эстетического характера. Это условия существования человека, его жизненное пространство. Среда может приобретать специально проектируемую направленность, и в этом случае о ней говорят как о важном факторе формирования личности – образовательной среде (Т.С.Комарова, С.Л.Новоселова, Г.Н. Пантелеев, Л.П.Печко, Н.П.Сакулина, Е.О.Смирнова, Е.И.Тихнеева, Е.А.Флерина, С.Т.Шацкий и др.)

Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом. Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности  ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами» (ООП ДО «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы).

В Основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы (в соответствии с которой строится образовательный процесс с детьми в нашем детском саду) существует раздел «Условия реализации программы. Особенности организации предметно-пространственной среды», в котором определены основные требования к организации среды и принципы организации среды.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования (далее Программы)  включают требования к психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым условиям реализации Программы, а также к развивающей предметно-пространственной среде.

Согласно пункта 3.3. ФГОС ДО «Требования к развивающей предметно-пространственной среде» развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает

- максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития;

- возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;

- реализацию различных образовательных программ; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Вариативность среды предполагает: наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность; свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Анализ имеющейся развивающей предметно-пространственной среды старшей группы в соответствии с требованиями вышеназванных документов выявил проблему: показал соответствие развивающей предметно-пространственной среды старшей группы нашего детского сада современным требованиям не в полной мере и определил актуальную необходимость совершенствования развивающей предметно-пространственной среды группы детского сада, как условия формирования личности ребенка.

Актуальность проблемы.

В старшей группе нашего детского сада создана развивающая предметно-пространственная среда, но она не отвечает в полной мере требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и не несёт той положительной роли во всестороннем развитии детей, которую могла бы нести.

Вопрос обновления и совершенствования развивающей предметно-пространственной среды старшей группы и детского сада в целом, как условия формирования личности ребенка, на сегодняшний день стоит особенно актуально.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

- социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды.

 В связи с этим перед нами возникла проблема создания необходимых условий для всестороннего развития детей дошкольного возраста, поиска новых интересных форм и подходов к созданию развивающей предметно-пространственной среды старшей группы.

Цель и задачи.

Перед педагогами детского сада встали задачи изучения и внедрения в практику работы новых подходов к организации социокультурной, развивающей пространственно-предметной среды, которая позволит ребенку проявлять и развивать свои способности, познавать способы изучения и образного воссоздания окружающего мира, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. 

Цель:

Совершенствование развивающей предметно-пространственной среды для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка.

Задачи:

  • Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы дошкольного образования с учетом требований ФГОС ДО;
  • Организовать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;
  • Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников;
  • Содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной развивающей предметно-пространственной среды;
  • Приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере старшей группы.

Практическая часть.

С целью решения задач, направленных на совершенствование развивающей предметно-пространственной среды старшей группы нашего детского сада, была проведена следующая работа:

  • Изучение нормативных документов и методической литературы, регламентирующих выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов, др.
  • Участие в обучающем вебинаре для педагогов дошкольных организаций по теме «Новая развивающая предметно- пространственная среда для новых форм работы с детьми в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Автор: Скоролупова О.А., вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем, член Общественного совета по дошкольному образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
  • Участие в смотрах-конкурсах (уголков изобразительного творчества, детского экспериментирования, ряженья, др.) на уровне детского сада в соответствии с годовым планом работы детского сада (на 2016-2017 учебный год, на 2017-2018 учебный год).
  • Участие в декоративном оформлении коридоров, лестничных маршей детского сада.
  • Обновление и дополнение элементов развивающей предметно-пространственной среды старшей группы (игрового оборудования, атрибутики, пособий, элементов интерьера групповой, др.) в соответствии с возрастными особенностями детей и реализуемой образовательной программой детского сада.
  • Привлечение родителей воспитанников к созданию развивающей предметно-пространственной среды старшей группы.

В соответствии с методическими рекомендациями для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста (Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Москва, ФИРО, 2014 год) определен примерный перечень зон развивающей предметно-пространственной среды:

  • для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряженье, освоение социальных ролей и профессий и пр.);
  • для познавательной активности (экспериментирование с различными материалами, развитие речи, наблюдение за природными явлениями, развитие математических представлений и пр.);
  • для самостоятельной деятельности детей (конструирование из различных материалов, художественно-продуктивная деятельность, ознакомление с литературой, выставка детского творчества, центр патриотического воспитания и пр.);
  • для двигательной активности (спортивные игры, соревнования и пр.);
  • для настольно-печатных и развивающих игр (рассматривание иллюстрированного материала, дидактические игры и пр.);
  • для экспериментирования и наблюдения за природными явлениями (экспериментальные лаборатории, календарь природы, центры для организации различных проектов и пр.)
  • для отдыха (уединение, общение и пр.)

Созданная предметно-пространственная среда была недостаточно содержательно - насыщенной, полифункциональной, трансформируемой, вариативной, доступной. Это ограничивало детей в проявлении их познавательной активности, творчества, игровых замыслов.

В связи с этим были продуманы шаги по реализации всех принципов создания развивающей предметно-пространственной в соответствии с ФГОС ДО.

Целесообразно распределили зонирование пространства групповой комнаты. Для более эффективного использования детьми пространства групповой старшей группы мы «разделили» помещение на рабочую зону, где располагаются детские столы и стулья, активную зону и спокойную зону.

В рабочей зоне размещены уголок опытнической деятельности и детского экспериментирования, центр изобразительного творчества, центр патриотического воспитания, уголок настольно-печатных и развивающих игр.

В активной зоне – дети играют в строительные игры с конструктором, сюжетно-ролевые игры, игры с двигательной активностью.

В спокойной зоне – располагается центр книги, мягкий диванчик, уголок уединения. В случае недостаточного места для детей, желающих уединиться и отдохнуть, для организации дополнительных уголков уединения детей мы используем ширму. Дети по своему усмотрению строят уголок уединения в пространстве группы.

В оборудованной предметно-пространственная среде старшей группы выделили двухуровневое пространство: имеются подиум, балкончик (что позволяет использовать место как на балкончике, так и под ним), частью игровой является мягкая мебель (детский диванчик), небольшие напольные коврики для индивидуальных спокойных игр, а также свободное пространство групповой.

Во время обновления развивающей предметно-пространственной среды старшей группы учитывали такой важный момент, как необходимость предоставления детям возможности проявлять самостоятельность и самодеятельность, старались сделать среду просторной и приятной для детей, удовлетворяющей их потребности и интересы с учетом возрастной специфики развития детей.

Развивающую предметно-пространственную среду делали открытой, подлежащей корректировке и развитию, удовлетворяющей текущие потребности детей старшего возраста.

При обновлении развивающей предметно-пространственной среды учитывали такой важный аспект как выделение в группе места для детского экспериментирования, подбирали материалы, которые имеют способность активизировать познавательную деятельность (движущиеся игрушки, магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, песочные и другие часы, а также различные природные и бросовые материалы для экспериментирования и изучения).

В развивающей предметно-пространственной среде учитывали гендерный принцип. В старшей группе уместными стали познавательные и занимательные материалы, которые учитывают интересы всех детей (мальчиков и девочек). Это игры, материалы и инструменты для различных творческих работ, др. Кроме того, для девочек имеются предметы, которые развивают их женственность (зеркала в уголке ряженья, в ролевой игре «Салон красоты», бусы, браслеты, шляпки, веера, др.) а для мальчиков предметы, вызывающие в них «дух мужчины» («Мастерилка» с набором инструментов, атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Гараж», «Пост ГИБДД», др.).

Безусловно, учитывали и такой важный принцип – принцип безопасности: игровое оборудование и материалы ориентированы на безопасность и возрастные характеристики дошкольников.

Трансформируемость, мобильность и полифункциональность среды дает возможность изменений в соответствии с меняющимися интересами и возможностями детей старшего дошкольного возраста.

Легкие передвижные, переносные конструкции дают возможность детям создавать пространство для игры в удобном месте. В старшей группе нашего детского сада имеются ширмы, платформы для построек из различного конструктора, крупный строительный материал.

Ширмы являются полифункциональным оборудованием, они используются детьми для зонирования пространства, показа театрализованной деятельности, тематических построек, в сюжетно-ролевых играх и т.д.

Крупный строительный материал позволяет детям выполнять строительство как стульчиков для театральных представлений, организуемых детьми самостоятельно, так и строительство сюжетных построек (корабль, машина, самолет, др.).

Для хранения конструкторов (ЛЕГО среднего размера, конструктор «Зоопарк») и удобства использования детьми применяем разнообразные легкие лотки. Это позволяет сделать игровое оборудование мобильным.  

Легко передвигаемым по желанию детей могут быть и стульчики, выполняющие роль машин в сюжетных играх детей, и используемые детьми на свободном пространстве групповой комнаты. Чехлы из ткани на стульчики, позволяют быстро превратить их в автомобиль «Скорой помощи», «МЧС», др.

В старшем дошкольном возрасте в среде эффективно использование лэпбуков (познавательных функциональных книг), которые предлагаются в развивающей предметно-пространственной среде группы для рассматривания детьми и самостоятельно организуемых дидактических игр.

        Так, в старшей группе нашего детского сада имеются лэпбуки «Наша малая Родина – город Карталы» и «Моя Родина – Россия». В лэпбуке «Наша малая Родина-город Карталы» дети самостоятельно могут выбирать дидактические игры, раскраски, читать (с помощью взрослых и самостоятельно) стихи, пословицы, тем самым закрепляя знакомый материал и удовлетворяя свою познавательную активность в самостоятельной деятельности.

Настенные выставки детских работ в уголке изобразительного творчества и в приемной оформили креплением-прищепки, что позволяет легко и быстро самостоятельно менять творческие работы самим детям.

Таким образом, в старшей группе нашего детского сада созданы следующие центры и уголки развития детей:

  • Центр сюжетно-ролевых игр. Важным моментом при создании развивающей предметно-пространственной среды является учет ведущей роли игровой деятельности в жизни ребенка. Достаточное внимание уделено играм, в которых ребенок может «прожить» знакомые сюжеты. В старшей группе нашего детского сада имеются атрибуты для ролевых игр:

- «Магазин», которая включает в себя магазины «Овощи и фрукты», магазин обуви «Башмачок», магазин мягкой игрушки «Мишутка»;

- «Больница», в которую входит «Кабинет диагностики», «УЗИ-кабинет», «Аптека»;

- «Дом. Семья»;

- «Салон красоты»;

- «Ателье»;

- «Гараж»;

- «Пост ГИБДД». Уголок безопасности дорожного движения включает в себя атрибуты к сюжетно-ролевой игре (светофор, дорожные знаки, дорожная разметка («зебра») на подиуме, напольный коврик с разметкой, фуражки постовых, жезл, др.) и интересен не только мальчикам, но и девочкам. Игровые занятия помогают закреплять правила поведения на дороге. 

- «МЧС».

  • Центр театрализованной деятельности и ряженья. Дети для своей творческой самодеятельности могут выбрать по желанию атрибуты к кукольному, пальчиковому, настольному театру, театру на бутылочках, выбрать маски или костюмы. 
  •  Музыкальный уголок включает музыкальные инструменты (настоящие и игрушечные): бубен, барабан, синтезатор, гармошка, маракасы, погремушки. В течение режимных моментов включаем музыкальное сопровождение детской деятельности (классическая, народная музыка, детские песни).
  • Спортивный уголок занимает небольшое место в группе (в детском саду имеется спортивный зал, спортивная площадка на участке детского сада) и позволяет реализовать потребность детей в двигательной активности. Дети могут поиграть в игры малой подвижности, с мячом, а также рассмотреть альбомы о спортсменах и различных видах спорта, об Олимпиаде, ее символике и атрибутике.
  • Уголок опытнической деятельности и детского экспериментирования.
  • Уголок конструирования содержащий различные конструкторы (ЛЕГО-конструкторы разного размера, деревянный и металлический конструкторы, тематический конструктор «Зоопарк», деревянные и пластмассовые кубики разного размера), образцы, схемы и чертежи построек из разных видов конструктора, платформы для создания сюжетных, тематических коллективных или индивидуальных построек. Строительный материал сосредоточен в одном месте и занимает немного пространства, но при этом достаточно мобилен. Содержимое уголка конструирования (строительного уголка) позволяет организовать индивидуальную конструктивную деятельность, с подгруппой или группой воспитанников, развернув строительство на ковре или за столами. Дети самостоятельно могут перемещать строительный материал, хранящийся в легких коробках и лотках.
  • Центр изобразительного творчества расположен вблизи окна, что дает возможность для естественного и искусственного освещения рабочей зоны. В распоряжении детей разнообразный изобразительный материал: карандаши простые и цветные, краски акварельные, гуашь, кисти, фломастеры, восковые мелки, бумага белая и цветная, лекала, печатки, материал для рисования в нетрадиционных техниках, а также образцы народного-декоративного творчества, иллюстрации картин художников, дидактические игры, др. Небольшая постоянно меняющаяся выставка позволяет размещать образцы народных художественных промыслов, иллюстрации, репродукции картин, а также продукты детского изобразительного творчества.
  • Центр книги. Для удобства детей и закрепления знаний о различных видах литературного творчества книги распределены на полочках с цветовым обозначением: с красной полоской на переплете – сказки, с зеленой – рассказы, с желтой – стихи, с синей – познавательная литература (энциклопедии, познавательные журналы, др.). Книжный уголок размещен рядом с мягким уютным диванчиком, на котором комфортно расположившись ребенок может погрузиться в волшебный мир сказок, побеседовать со сверстниками о знакомых героях стихотворений и рассказов.
  • Центр патриотического воспитания, в котором дети могут познакомиться с символикой Родины, рассмотреть альбомы с иллюстрациями Южного Урала, города Карталы, узнать о защитниках Отечества, рассмотреть альбомы о своих родителях, как представителях различных профессий, др.);
  • Уголок настольно-печатных и развивающих игр;
  • Уголок для отдыха, общения и уединения.

Все элементы развивающей предметно-пространственной среды оформлены эстетически, направлены на обеспечение комфортной и уютной обстановки для детей.

Заключение.

Таким образом, разнообразие сенсорных впечатлений, возможность свободного выбора деятельности детьми по их желанию, настроению, интересам способствует разностороннему развитию воспитанников.

Развивающая предметно-пространственная среда не может быть построена окончательно. Ее обновление и совершенствование в соответствии с меняющимися запросами детей – это сложная, многоплановая деятельность всех участников образовательного процесса.

С целью развития интереса родителей, мотивирования их стремления к взаимодействию, активизации участия родителей в создании комфортной предметно-пространственной развивающей среды старшей группы нашего детского сада семьи воспитанников привлекали к участию в конкурсах рисунков (к празднику Дня защитника Отечества, поделок на тему «Осенние фантазии», «Мастерская Деда Мороза»), в акциях «Подари детскому саду книгу», «Кормушка для птиц», др.

Для информирования семей воспитанников о жизни детей в детском саду и получения обратной связи в приемной оформили информационный стенд.

Созданная развивающая предметно-пространственная среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное, правильное построение предметно-развивающей среды позволяет организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого, она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Таким образом, созданная развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе нашего детского сада обеспечивает реализацию в полной мере образовательного потенциала пространства групповой комнаты и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста с учётом индивидуальных особенностей детей их развития, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, реализацию образовательной программы детского сада.

Важным моментом остается понимание того, что развивающая предметно-пространственная среда имеет характер открытой системы, способной к развитию. Среда не только развивающая, но развивающаяся. В связи с этим предметно-пространственную среду, окружающую детей необходимо постоянно пополнять, обновлять с учетом возрастающих запросов наших детей.

Список литературы. 

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 года № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  2. Письмо Минобрнауки России от 28.02.2014 года № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
  3. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
  4. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. О.А.Карабанова, Э.Ф.Алиева, О.Р.Радионова, П.Д.Рабинович, Е.М. Марич. Москва, Федеральный институт развития образования, 2014.
  5. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4. 1. 3049-13, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15. 05. 2013 № 26.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация развивающей предметно-пространственной среды во 2 младшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, воспитатель Степанова О.В. Характеристика группы

В группу ходят дети с младшей группы. На февраль месяц их возраст колеблется от 2 лет 6  мес. до 3 лет 4 мес. В группе 13 девочек и 12 мальчиков. Группа общеразвивающая. Есть дети с задержкой реч...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Материал будет интересен и полезен воспитателям дошкольных учреждений.Цель: проектирование развивающей образовательной среды с учетом ФГОС....

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования...

Создание игр своими руками для развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 131» Создание  игр своими руками для развивающей предметно-пространственной среды в старшей гру...

Создание развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

В нашей группе мы постарались организовать развивающее пространство так, чтобы каждый ребёнок имел возможность упражняться, наблюдать, добиваться поставленной цели. Создавая развивающую среду в группе...