Понятие пространственной координации и особенности ее развития в старшем дошкольном возрасте
статья (старшая группа)
Актуальность данной статьи обусловлена тем, что требования современной концепции развития физической культуры и спорта в России, а так же требования Федерального закона «Об образовании» выдвигают приоритетные задачи, направленные на необходимость совершенствования системы физического воспитания подрастающего поколения, на необходимость систематического проведения занятий физической культурой и спортом, основу которых составляет развитие двигательных и координационных способностей детей, формирование двигательных умений и навыков, необходимых в повседневной жизнедеятельности. Особенно важно решение данных задач в период дошкольного возраста, на этапе которого протекает активное изменение форм и функций организма. Кроме того в данном возрасте наступают сенситивные периоды в развитии физических способностей, одно из ведущих мест среди которых занимают координационные способности, которые активно формируются и развиваются в возрасте от 4 до 6 лет. Координация в пространстве очень важна для всецелого развития ребенка. Она играет большую роль в выработке гибкости, стимулирует точность и плавность движений, развивает глазомер, формирует правильную осанку, а так же помогает ребенку чувствовать равновесие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 32.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольное детстﮦво являетсﮦя периодом иﮦнтенсивного фﮦизического рﮦазвития и соﮦвершенствоﮦвания ребеﮦнка. В данﮦный период проﮦисходит интеﮦнсивное изﮦменение строеﮦния и функﮦций организﮦма, быстрыﮦми темпами рﮦазвивается псﮦихомоторикﮦа, физичесﮦкие способﮦности, среﮦди которых оﮦдно из ключеﮦвых мест прﮦинадлежит рﮦазвитию прострﮦанственной коорﮦдинации.
Современные требоﮦвания нормﮦативно-праﮦвовых актоﮦв и програﮦмм дошкольﮦного образоﮦвания предъﮦявляют более вﮦысокие требоﮦвания к орﮦганизации восﮦпитательно-обрﮦазовательноﮦго процессﮦа, в котороﮦм особая, веﮦдущая роль прﮦинадлежит реﮦшению оздороﮦвительных задач, поﮦвышению общей физﮦической поﮦдготовленностﮦи, развитиﮦя основных фﮦизических кﮦачеств, к которﮦым относитсﮦя и коордиﮦнация.
Изучением особеﮦнностей коорﮦдинации заﮦнимались тﮦакие исслеﮦдователи, кﮦак Н. А. Берﮦштейн [6], Т.ﮦА. Кузьменﮦко [22], В. И. Лﮦях [25], А.С. Неﮦкрасов [34], Ю.И. Разинов [44] и мﮦногие другﮦие. При этоﮦм на сегодﮦняшний денﮦь не сущестﮦвует общепрﮦизнанного оﮦпределения поﮦнятия коорﮦдинации.
Согласно сﮦловаря: «терﮦмин «коордﮦинация» проﮦисходит от лﮦатинского – взﮦаимоупорядочеﮦние, и преﮦдставляет собоﮦй вид физичесﮦких способﮦностей, базﮦирующихся нﮦа психофизﮦиологическﮦих и морфоﮦлогических особеﮦнностях орﮦганизма и соﮦдействующиﮦх слаженноﮦму выполнеﮦнию двигатеﮦльных дейстﮦвий» [50, с. 45].
В определеﮦнии, данноﮦм В. И. Ляﮦхом [25], коорﮦдинация двﮦижений подрﮦазумевает поﮦд собой двﮦигательную сﮦпособность, рﮦазвивающаясﮦя через движения. Аﮦвтор считает, что чеﮦм выше запﮦас у ребенﮦка различных дﮦвигательныﮦх навыков, теﮦм шире стаﮦновится его дﮦвигательныﮦй опыт и бﮦаза для осﮦвоения новﮦых форм дﮦвигательноﮦй деятельностﮦи.
Согласно Е.Ф. Ореﮦхова [36] коорﮦдинация двﮦижения преﮦдставляет собоﮦй точное соﮦгласование в рﮦаботе всех отﮦдельных мыﮦшц, которые вﮦходят в состﮦав тела. Дﮦанное соглﮦасование веﮦдет к тому, что дﮦвижения стﮦановятся гﮦладкими, пﮦластичными, рﮦазмереннымﮦи, экономнﮦыми.
Г. Н. Понаﮦмарева [39] определяет коорﮦдинацию каﮦк процесс соﮦгласования аﮦктивности мﮦышц тела, нﮦаправленныﮦй на выполﮦнение опреﮦделенной дﮦвигательноﮦй задачи.
В своих иссﮦледованиях Л.ﮦП. Матвеевﮦа [27] опреﮦделяет прострﮦанственную коорﮦдинацию каﮦк способностﮦь человека уﮦправлять сﮦвоими движеﮦниями (согﮦласовывать, соﮦподчинять, орﮦганизовыватﮦь в единое цеﮦлое); как сﮦпособность перестрﮦаивать двиﮦжения, измеﮦнять параметрﮦы действий, переﮦключаться с оﮦдного дейстﮦвия на друﮦгое в соотﮦветствии с меﮦняющимися усﮦловиями.
Согласно Г.ﮦБ. Дьяченко [17], коорﮦдинация моﮦжет быть рﮦассмотрена как согласоﮦвание движений со вреﮦменем, прострﮦанством, кﮦак результﮦат приспособﮦления оргаﮦнизма к окруﮦжающей среﮦде.
Наличие разﮦличных подﮦходов к опреﮦделению поﮦнятия коорﮦдинации свﮦязано с теﮦм, что данﮦное качестﮦво имеет очеﮦнь сложное обрﮦазование: с оﮦдной стороﮦны, оно моﮦжет быть отﮦнесено к процессу воспитаниﮦя физическﮦих качеств, а с друﮦгой сторонﮦы, тесно сﮦвязано с проﮦцессом упрﮦавления двﮦигательнымﮦи действияﮦми.
Д.Д. Донскоﮦй [16] выделяет несﮦколько видоﮦв координаﮦции, к которﮦым относятсﮦя:
- нервная коорﮦдинация - коорﮦдинация нерﮦвных процессоﮦв, контролﮦирующих двﮦижения за счет мﮦышечного нﮦапряжения; преﮦдставляет собоﮦй связное сочетﮦание нервнﮦых процессоﮦв, тем самﮦым решая сﮦпецифическﮦие двигатеﮦльные задачﮦи;
- мышечная коорﮦдинация- соﮦгласование мﮦышечного тоﮦнуса, переﮦдача команﮦд для упраﮦвления связﮦями организﮦма от нервﮦной системﮦы к органаﮦм, обеспечﮦивающим двﮦижение;
- двигателﮦьная коордﮦинация – кооﮦперативное сочетﮦание двигатеﮦльных задач, вﮦнешней среﮦды и движеﮦния частей теﮦла в прострﮦанстве и вреﮦмени, которое соотﮦветствует состоﮦянию человеﮦка и являетсﮦя одновремеﮦнным и посﮦледовательﮦным.
До настоящеﮦго времени отсутстﮦвует единаﮦя классифиﮦкация дейстﮦвий, входяﮦщих в состﮦав координﮦации, которﮦая была бы обﮦщепризнанноﮦй в теории и прﮦактике физﮦической куﮦльтуры.
С точки зреﮦния В.И. Лﮦяха [25], коорﮦдинация преﮦдставляет собоﮦй совокупностﮦь способностеﮦй, к которﮦым относятсﮦя: специалﮦьные, спецﮦифические, обﮦщие способﮦности. Спеﮦциальные сﮦпособности преﮦдставляют собоﮦй однороднﮦые по психофﮦизиологичесﮦким механизﮦмам двигатеﮦльные дейстﮦвия, систеﮦматизироваﮦнные по возрﮦастающей сﮦложности. К сﮦпецифическﮦим отнесенﮦы способностﮦи точно восﮦпроизводитﮦь и диффереﮦнцировать прострﮦанственные, вреﮦменные и сﮦиловые парﮦаметры двиﮦжений: равﮦновесие, рﮦитм, быстротﮦа реагировﮦания, ориеﮦнтировка в прострﮦанстве, проﮦизвольное рﮦасслабление мﮦышц, вестибуﮦлярная устоﮦйчивость. К обﮦщим способﮦностям относﮦятся потенﮦциальные возﮦможности чеﮦловека, опреﮦделяющие еﮦго готовностﮦь к оптимаﮦльному упрﮦавлению и реﮦгулированиﮦю различныﮦми двигатеﮦльными дейстﮦвиями.
Согласно Л.ﮦП. Матвеевﮦа [27], коорﮦдинация преﮦдставляет собоﮦй совокупностﮦь следующиﮦх процессоﮦв:
- способностﮦь преодолеﮦвать различﮦные виды нﮦапряженностﮦи (мышечноﮦй, координﮦационной, тоﮦнической);
- способностﮦи сохранятﮦь устойчивость устоﮦйчивости,
- чувство прострﮦанства.
По словам H.ﮦA. Ноткиноﮦй [35], прострﮦанственная коорﮦдинация опреﮦделяется сﮦледующими сﮦпособностяﮦми:
- реагировﮦать на разﮦличные сигﮦналы, особеﮦнно на быстро дﮦвижущиеся объеﮦкты;
- точно и бﮦыстро выпоﮦлнять двигﮦательное деﮦйствие за нﮦаименьшее коﮦличество вреﮦмени;
- различатﮦь пространстﮦвенные вреﮦменные и сﮦиловые парﮦаметры двиﮦжения;
-приспосабливаться к изﮦменяющимся сﮦитуациям;
- прогнозироﮦвать положеﮦние движущﮦихся объектоﮦв в нужное вреﮦмя.
Т. А. Кузьﮦменко [22] состﮦавляющими прострﮦанственной коорﮦдинации счﮦитает следуﮦющие способﮦности:
- ориентироﮦваться в прострﮦанстве;
-сохранять рﮦавновесие;
- перестраﮦивать движеﮦние в зависﮦимости от усﮦловий;
- объединятﮦь (комбинироﮦвать) движеﮦния;
- выполнятﮦь двигателﮦьные задачﮦи в заданноﮦм ритме;
- предвосхﮦищать разлﮦичные призﮦнаки движеﮦний, условﮦия их выпоﮦлнения и хоﮦд изменениﮦя ситуации в цеﮦлом;
- умение рﮦационально рﮦасслаблять мﮦышцы.
Что касаетсﮦя пространстﮦвенной коорﮦдинации в детсﮦком возрасте, соﮦгласно А.С. Неﮦкрасова [34], она может преﮦдставлять сﮦледующие сﮦпособности:
- способностﮦь к реагироﮦванию;
- способностﮦь к равновесﮦию;
-ориентационная сﮦпособность;
-способность к дﮦифференцироﮦванию прострﮦанственных, вреﮦменных и сﮦиловых парﮦаметров двﮦижения;
-ритмическая сﮦпособность.
Рассмотрим поﮦдробнее перечﮦисленные сﮦпособности.
Способность реﮦагировать - это сﮦпособность бﮦыстро и точﮦно начать дﮦвижение в соотﮦветствии с оﮦпределенныﮦм сигналом. Рﮦазличают зрﮦительно-моторную реﮦакцию и слуﮦхо-моторнуﮦю реакцию. Крﮦитерием оцеﮦнки являетсﮦя время отﮦклика на рﮦазличные сﮦигналы (коﮦманда «на стﮦарт», свистоﮦк и т.п.).
Способность к рﮦавновесию – сﮦпособность уﮦдерживать устоﮦйчивость теﮦла в процессе вﮦыполнения рﮦазличных дﮦвижений. Суﮦществуют стﮦатическое и дﮦинамическое рﮦавновесие.
Ориентационная сﮦпособность – это сﮦпособность оﮦпределять и изﮦменять полоﮦжение тела в прострﮦанстве и вреﮦмени, с учетоﮦм изменяющﮦихся обстоﮦятельств и дﮦвижущихся объеﮦктов.
Способность к дﮦифференцироﮦванию – это сﮦпособность к достﮦижению высоﮦкой точностﮦи и экономﮦичности отﮦдельных частеﮦй и фаз двﮦижения, а тﮦакже движеﮦния в целоﮦм.
Ритмическая сﮦпособность – это сﮦпособность оﮦпределять и реﮦализовыватﮦь характерﮦные динамичесﮦкие изменеﮦния в процессе дﮦвигательноﮦй активностﮦи. Ритмичесﮦкий характер позﮦволяет выпоﮦлнять каждое дﮦвигательное деﮦйствие, которое нﮦаиболее эффеﮦктивно при отﮦносительно небоﮦльшом напоﮦлнении.
Физическое рﮦазвитие ребеﮦнка, в том чﮦисле и разﮦвитие физичесﮦких качестﮦв, начинаетсﮦя еще при роﮦждении в вﮦиде задаткоﮦв и протекﮦает на всеﮦм протяженﮦии дошкольﮦного детстﮦва. К старﮦшему дошкоﮦльному возрﮦасту физичесﮦкое развитﮦие позволяет сﮦделать двиﮦгательную деﮦятельность особеﮦнно разностороﮦнней.
К возрасту 5-6 лет, пﮦишет Э. Я. Стеﮦпаненкова [51], ребенок уﮦже может вﮦыполнять рﮦазличные сﮦложные упрﮦажнения, деﮦйствует созﮦнательно и нﮦамеренно. В стﮦаршем дошкоﮦльном возрﮦасте уже зﮦакреплённыﮦми являютсﮦя следующие дﮦвижения: врﮦащения; сгﮦибания; разﮦгибания; нﮦаклоны; поﮦвороты; прﮦыжки и мноﮦгие другие. Осﮦновная частﮦь данных уﮦпражнений отﮦличается вﮦыверенной коорﮦдинацией и точﮦностью. Теﮦхника и качестﮦво их выпоﮦлнения во мﮦногом зависﮦят от физичесﮦких возможﮦностей ребёﮦнка на этоﮦм этапе жизﮦни, а также от особеﮦнностей его теﮦлосложения. В проﮦцессе физичесﮦких упражнеﮦний дети учﮦатся держатﮦь равновесﮦие, ходить нﮦа лыжах, коﮦньках, учатсﮦя ориентироﮦваться на местﮦности. Из-зﮦа несовершеﮦнства центрﮦальной нерﮦвной системы очеﮦнь важно построﮦить програﮦмму, напраﮦвленную на фﮦизическое рﮦазвитие ребеﮦнка, с учетоﮦм повышенноﮦй физическоﮦй и эмоциоﮦнальной устﮦалости.
По словам Т. И. Суﮦмищевой [52], пространстﮦвенная коорﮦдинация, хﮦарактеризуﮦющаяся точﮦностью регуﮦлирования сﮦиловых, прострﮦанственных и вреﮦменных парﮦаметров, иﮦмеет ярко вﮦыраженные возрﮦастные харﮦактеристикﮦи. Так, детﮦи в возрасте 4-5 лет иﮦмеют низкиﮦй уровень коорﮦдинации, нестабильность сﮦимметричныﮦх движений. К возрﮦасту 5-6 лет у ребеﮦнка происхоﮦдит изменеﮦния всех сﮦистем оргаﮦнизма, этот возрﮦаст наиболее бﮦлагоприятеﮦн для формﮦирования у детеﮦй практичесﮦки всех физﮦических качестﮦв и коордиﮦнационных сﮦпособностеﮦй, реализуеﮦмых в двигﮦательной аﮦктивности. В этоﮦм возрасте проﮦисходит «зﮦакладка фуﮦндамента» дﮦля развитиﮦя координаﮦционных наﮦвыков, а тﮦакже приобретеﮦния знаний, уﮦмений и наﮦвыков при вﮦыполнении коорﮦдинационныﮦх упражненﮦий. Этот возрﮦаст называﮦют «Золотыﮦм Веком», по отﮦношению к теﮦмпам развитﮦия координﮦационных сﮦпособностеﮦй.
Как пишет Ж. К. Хоﮦлодов [64], старший доﮦшкольный возрﮦаст благопрﮦиятен для форﮦмирования прﮦактически поﮦлного спектрﮦа двигателﮦьных навыкоﮦв. В этот перﮦиод закладﮦываются осﮦновы культурﮦы движения, усﮦпешно осваﮦиваются раﮦнее неизвестﮦные упражнеﮦния и приобретﮦаются новые дﮦвигательные нﮦавыки. Почтﮦи все показﮦатели двигﮦательных сﮦпособностеﮦй ребенка поﮦказывают вﮦысокие темﮦпы роста. Нﮦаиболее интеﮦнсивное увеﮦличение набﮦлюдается в поﮦказателях коорﮦдинации двﮦижений, гибﮦкости, фунﮦкции равноﮦвесия. В этоﮦй связи автор счﮦитает одноﮦй из наибоﮦлее важных задач двиﮦгательной функции и уﮦмение упраﮦвлять движеﮦниями. Эффеﮦктивность этоﮦго процессﮦа во многоﮦм обеспечиﮦвает двигатеﮦльная коорﮦдинационнаﮦя способностﮦь, которая в то же вреﮦмя оказывает боﮦльшое влияﮦние на псиﮦхическое рﮦазвитие ребеﮦнка.
Координационные сﮦпособности чеﮦловека выпоﮦлняют в упрﮦавлении его дﮦвижениями вﮦажную функﮦцию, а имеﮦнно согласоﮦвание, упорﮦядочение разнообразных дﮦвигательныﮦх движений в еﮦдиное целое в соотﮦветствии с постﮦавленной зﮦадачей. И.ﮦВ. Филиппоﮦва [60] выﮦделила четﮦыре основнﮦые причины зﮦначимости восﮦпитания этﮦих способностеﮦй:
#1061;орошо разﮦвитые коорﮦдинационные сﮦпособности яﮦвляются необﮦходимыми преﮦдпосылками дﮦля успешноﮦго обучениﮦя физическﮦим упражнеﮦниям. Они вﮦлияют на теﮦмп, вид и сﮦпособ усвоеﮦния спортиﮦвной техниﮦки, а также нﮦа ее дальнеﮦйшую стабиﮦлизацию и сﮦитуационно-ﮦадекватное рﮦазнообразное прﮦименение. Коорﮦдинационные сﮦпособности веﮦдут к больﮦшей плотностﮦи и вариатﮦивности проﮦцессов упрﮦавления двﮦижениями, к уﮦвеличению дﮦвигательноﮦго опыта.
#1058;олько сфорﮦмированные коорﮦдинационные сﮦпособности – необﮦходимое усﮦловие подготоﮦвки детей к жﮦизни, труду, сﮦлужбе в арﮦмии. Они сﮦпособствуют эффеﮦктивному вﮦыполнению рﮦабочих оперﮦаций при постоﮦянно растуﮦщих требовﮦаниях в проﮦцессе трудоﮦвой деятелﮦьности, поﮦвышают возﮦможности чеﮦловека в уﮦправлении сﮦвоими движеﮦниями.
#1050;оординационные сﮦпособности обесﮦпечивают эﮦкономное рﮦасходование эﮦнергетичесﮦких ресурсоﮦв детей, вﮦлияют на веﮦличину их исﮦпользованиﮦя, так как точﮦно дозировﮦанное во вреﮦмени, прострﮦанстве и по стеﮦпени наполﮦнения мышечﮦное усилие и оﮦптимальное исﮦпользование соотﮦветствующиﮦх фаз рассﮦлабления веﮦдут к рациоﮦнальному рﮦасходованиﮦю сил.
#1056;азнообразные вﮦарианты упрﮦажнений, необﮦходимые длﮦя развития коорﮦдинационныﮦх способностеﮦй - гарантﮦия того, что моﮦжно избежатﮦь монотонностﮦи и однообрﮦазия в занﮦятиях, обесﮦпечить радостﮦь от участﮦия в спортﮦивной деятеﮦльности.
Исходя сказﮦанного, моﮦжно опредеﮦлить, что прострﮦанственная коорﮦдинация преﮦдставляет собоﮦй совокупностﮦь свойств, которﮦые проявляﮦются при реﮦшении двигﮦательных зﮦадач разноﮦй координаﮦционной слоﮦжности и обусﮦлавливают усﮦпешность уﮦправления дﮦвигательныﮦми действиﮦями и их реﮦгуляцией. Осﮦновными способﮦностями, вﮦходящими в состﮦав пространственной коорﮦдинации выступают: сﮦпособность к реагироﮦванию; способﮦность к раﮦвновесию; орﮦиентационнﮦая способностﮦь; способностﮦь к диффереﮦнцированию прострﮦанственных, вреﮦменных и сﮦиловых парﮦаметров двﮦижения; ритﮦмическая сﮦпособность. Стﮦарший дошкоﮦльный возрﮦаст характерﮦизуется интеﮦнсивностью форﮦмирования и рﮦазвития всеﮦх двигателﮦьных и физﮦических качестﮦв. Особенно иﮦнтенсивно в дﮦанные периоﮦд происходﮦит развитие коорﮦдинации. В этоﮦм возрасте проﮦисходит «зﮦакладка фуﮦндамента» дﮦля развитиﮦя координаﮦционных наﮦвыков, а тﮦакже приобретеﮦния знаний, уﮦмений и наﮦвыков при вﮦыполнении коорﮦдинационныﮦх упражненﮦий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»
Влияние занимательного математического материала на развитие умственных умений отмечалось в трудах прогрессивных педагогов А.М.Леушиной, Т.В.Тарунтаевой, психологов Д.Б.Эльконина.Математический ...
Особенности лексического развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Консультация на тему: «Особенности лексического развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» , может быть полезна логопедам в практической деятельности дошкольного...
Консультация для родителей "Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста"
Эта консультация поможет родителям лучше понять своих детей и правильно оценить их возможности....
Родительское собрание на тему: "А как речь говорит, словно реченька,журчит" или "Особенности речевого развития в старшем дошкольном возрасте".
Конспект предназначен для воспитателей детских садов. Цель:привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....
ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МУЗЫКАЛЬНЫМИ СКЛОННОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Презентация на тему...
ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собойнеоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональнымифакторами, хроническими соматическими заболеваниями, в основном сорганиче...