Понятие пространственной координации и особенности ее развития в старшем дошкольном возрасте
статья (старшая группа)

Зайцева Ульяна Владимировна

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что требования современной концепции развития физической культуры и спорта в России, а так же требования Федерального закона «Об образовании»  выдвигают приоритетные задачи, направленные на необходимость совершенствования системы физического воспитания подрастающего поколения, на необходимость систематического проведения занятий физической культурой и спортом, основу которых составляет развитие двигательных и координационных способностей детей,  формирование двигательных умений и навыков, необходимых в повседневной жизнедеятельности. Особенно важно решение данных задач в период дошкольного возраста, на этапе которого протекает  активное изменение форм и функций организма. Кроме того в данном возрасте наступают сенситивные периоды в развитии физических способностей, одно из ведущих мест среди которых занимают координационные способности, которые активно формируются и развиваются в возрасте от 4 до 6 лет. Координация в пространстве очень важна для всецелого развития ребенка. Она играет большую роль в выработке гибкости, стимулирует точность и плавность движений, развивает глазомер, формирует правильную осанку, а так же помогает ребенку чувствовать равновесие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx32.04 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольное детство является периодом интенсивного физического развития и совершенствования ребенка. В данный период происходит интенсивное изменение строения и функций организма, быстрыми темпами развивается психомоторика, физические способности, среди которых одно из ключевых мест принадлежит развитию пространственной координации.

Современные требования нормативно-правовых актов и программ дошкольного образования предъявляют более высокие требования к организации воспитательно-образовательного процесса, в котором особая, ведущая роль принадлежит решению оздоровительных задач, повышению общей физической подготовленности, развития основных физических качеств, к которым относится и координация.

Изучением особенностей координации занимались такие исследователи, как Н. А. Берштейн [6], Т.А. Кузьменко [22], В. И. Лях [25], А.С. Некрасов [34], Ю.И. Разинов [44] и многие другие. При этом на сегодняшний день не существует общепризнанного определения понятия координации.

Согласно словаря: «термин «координация» происходит от латинского – взаимоупорядочение, и представляет собой вид физических способностей, базирующихся на психофизиологических и морфологических особенностях организма и содействующих слаженному выполнению двигательных действий» [50, с. 45].

В определении, данном В. И. Ляхом [25], координация движений подразумевает под собой двигательную способность, развивающаяся через движения. Автор считает, что чем выше запас у ребенка различных двигательных навыков, тем шире становится его двигательный опыт и база для освоения новых форм двигательной деятельности.

Согласно Е.Ф. Орехова [36] координация движения представляет собой точное согласование в работе всех отдельных мышц, которые входят в состав тела. Данное согласование ведет к тому, что движения становятся гладкими, пластичными, размеренными, экономными.

Г. Н. Понамарева [39] определяет координацию как процесс согласования активности мышц тела, направленный на выполнение определенной двигательной задачи.

В своих исследованиях Л.П. Матвеева [27] определяет пространственную координацию как способность человека управлять своими движениями (согласовывать, соподчинять, организовывать в единое целое); как способность перестраивать движения, изменять параметры действий, переключаться с одного действия на другое в соответствии с меняющимися условиями.

Согласно Г.Б. Дьяченко [17], координация может быть рассмотрена как согласование движений со временем, пространством, как результат приспособления организма к окружающей среде.

Наличие различных подходов к определению понятия координации связано с тем, что данное качество имеет очень сложное образование: с одной стороны, оно может быть отнесено к процессу воспитания физических качеств, а с другой стороны, тесно связано с процессом управления двигательными действиями.

Д.Д. Донской [16] выделяет несколько видов координации, к которым относятся:

- нервная координация - координация нервных процессов, контролирующих движения за счет мышечного напряжения; представляет собой связное сочетание нервных процессов, тем самым решая специфические двигательные задачи;

- мышечная координация- согласование мышечного тонуса, передача команд для управления связями организма от нервной системы к органам, обеспечивающим движение;

- двигательная координация – кооперативное сочетание двигательных задач, внешней среды и движения частей тела в пространстве и времени, которое соответствует состоянию человека и является одновременным и последовательным.

До настоящего времени отсутствует единая классификация действий, входящих в состав координации, которая была бы общепризнанной в теории и практике физической культуры.

С точки зрения В.И. Ляха [25], координация представляет собой совокупность способностей, к которым относятся: специальные, специфические, общие способности. Специальные способности представляют собой однородные по психофизиологическим механизмам двигательные действия, систематизированные по возрастающей сложности. К специфическим отнесены способности точно воспроизводить и дифференцировать пространственные, временные и силовые параметры движений: равновесие, ритм, быстрота реагирования, ориентировка в пространстве, произвольное расслабление мышц, вестибулярная устойчивость. К общим способностям относятся потенциальные возможности человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию различными двигательными действиями.

Согласно Л.П. Матвеева [27], координация представляет собой совокупность следующих процессов:

- способность преодолевать различные виды напряженности (мышечной, координационной, тонической);

- способности сохранять устойчивость устойчивости,

- чувство пространства.

По словам H.A. Ноткиной [35], пространственная координация определяется следующими способностями:

- реагировать на различные сигналы, особенно на быстро движущиеся объекты;

- точно и быстро выполнять двигательное действие за наименьшее количество времени;

- различать пространственные временные и силовые параметры движения;

-приспосабливаться к изменяющимся ситуациям;

- прогнозировать положение движущихся объектов в нужное время.

Т. А. Кузьменко [22] составляющими пространственной координации считает следующие способности:

- ориентироваться в пространстве;

-сохранять равновесие;

- перестраивать движение в зависимости от условий;

- объединять (комбинировать) движения;

- выполнять двигательные задачи в заданном ритме;

- предвосхищать различные признаки движений, условия их выполнения и ход изменения ситуации в целом;

- умение рационально расслаблять мышцы.

Что касается пространственной координации в детском возрасте, согласно А.С. Некрасова [34], она может представлять следующие способности:

- способность к реагированию;

- способность к равновесию;

-ориентационная способность;

-способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения;

-ритмическая способность.

Рассмотрим подробнее перечисленные способности.

Способность реагировать - это способность быстро и точно начать движение в соответствии с определенным сигналом. Различают зрительно-моторную реакцию и слухо-моторную реакцию. Критерием оценки является время отклика на различные сигналы (команда «на старт», свисток и т.п.).

Способность к равновесию – способность удерживать устойчивость тела в процессе выполнения различных движений. Существуют статическое и динамическое равновесие.

Ориентационная способность – это способность определять и изменять положение тела в пространстве и времени, с учетом изменяющихся обстоятельств и движущихся объектов.

Способность к дифференцированию – это способность к достижению высокой точности и экономичности отдельных частей и фаз движения, а также движения в целом.

Ритмическая способность – это способность определять и реализовывать характерные динамические изменения в процессе двигательной активности. Ритмический характер позволяет выполнять каждое двигательное действие, которое наиболее эффективно при относительно небольшом наполнении.

Физическое развитие ребенка, в том числе и развитие физических качеств, начинается еще при рождении в виде задатков и протекает на всем протяжении дошкольного детства. К старшему дошкольному возрасту физическое развитие позволяет сделать двигательную деятельность особенно разносторонней.

К возрасту 5-6 лет, пишет Э. Я. Степаненкова [51], ребенок уже может выполнять различные сложные упражнения, действует сознательно и намеренно. В старшем дошкольном возрасте уже закреплёнными являются следующие движения: вращения; сгибания; разгибания; наклоны; повороты; прыжки и многие другие. Основная часть данных упражнений отличается выверенной координацией и точностью. Техника и качество их выполнения во многом зависят от физических возможностей ребёнка на этом этапе жизни, а также от особенностей его телосложения. В процессе физических упражнений дети учатся держать равновесие, ходить на лыжах, коньках, учатся ориентироваться на местности. Из-за несовершенства центральной нервной системы очень важно построить программу, направленную на физическое развитие ребенка, с учетом повышенной физической и эмоциональной усталости.

По словам Т. И. Сумищевой [52], пространственная координация, характеризующаяся точностью регулирования силовых, пространственных и временных параметров, имеет ярко выраженные возрастные характеристики. Так, дети в возрасте 4-5 лет имеют низкий уровень координации, нестабильность симметричных движений. К возрасту 5-6 лет у ребенка происходит изменения всех систем организма, этот возраст наиболее благоприятен для формирования у детей практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности. В этом возрасте происходит «закладка фундамента» для развития координационных навыков, а также приобретения знаний, умений и навыков при выполнении координационных упражнений. Этот возраст называют «Золотым Веком», по отношению к темпам развития координационных способностей.

Как пишет Ж. К. Холодов [64], старший дошкольный возраст благоприятен для формирования практически полного спектра двигательных навыков. В этот период закладываются основы культуры движения, успешно осваиваются ранее неизвестные упражнения и приобретаются новые двигательные навыки. Почти все показатели двигательных способностей ребенка показывают высокие темпы роста. Наиболее интенсивное увеличение наблюдается в показателях координации движений, гибкости, функции равновесия. В этой связи автор считает одной из наиболее важных задач двигательной функции и умение управлять движениями. Эффективность этого процесса во многом обеспечивает двигательная координационная способность, которая в то же время оказывает большое влияние на психическое развитие ребенка.

Координационные способности человека выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое в соответствии с поставленной задачей. И.В. Филиппова [60] выделила четыре основные причины значимости воспитания этих способностей:

#1061;орошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного обучения физическим упражнениям. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта.

#1058;олько сформированные координационные способности – необходимое условие подготовки детей к жизни, труду, службе в армии. Они способствуют эффективному выполнению рабочих операций при постоянно растущих требованиях в процессе трудовой деятельности, повышают возможности человека в управлении своими движениями.

#1050;оординационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов детей, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил.

#1056;азнообразные варианты упражнений, необходимые для развития координационных способностей - гарантия того, что можно избежать монотонности и однообразия в занятиях, обеспечить радость от участия в спортивной деятельности.

Исходя сказанного, можно определить, что пространственная координация представляет собой совокупность свойств, которые проявляются при решении двигательных задач разной координационной сложности и обуславливают успешность управления двигательными действиями и их регуляцией. Основными способностями, входящими в состав пространственной координации выступают: способность к реагированию; способность к равновесию; ориентационная способность; способность к дифференцированию пространственных, временных и силовых параметров движения; ритмическая способность. Старший дошкольный возраст характеризуется интенсивностью формирования и развития всех двигательных и физических качеств. Особенно интенсивно в данные период происходит развитие координации. В этом возрасте происходит «закладка фундамента» для развития координационных навыков, а также приобретения знаний, умений и навыков при выполнении координационных упражнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Особенности интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста»

Влияние занимательного математического материала на развитие умственных умений отмечалось в трудах прогрессивных педагогов А.М.Леушиной, Т.В.Тарунтаевой, психологов Д.Б.Эльконина.Математический ...

Особенности лексического развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.

Консультация на тему: «Особенности лексического развития детей  старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» ,  может быть полезна логопедам в практической деятельности дошкольного...

Консультация для родителей "Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста"

Эта консультация поможет родителям лучше понять своих детей и правильно оценить их возможности....

Родительское собрание на тему: "А как речь говорит, словно реченька,журчит" или "Особенности речевого развития в старшем дошкольном возрасте".

Конспект предназначен для воспитателей детских садов. Цель:привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....

ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Дети с задержкой психического развития (ЗПР) представляют собойнеоднородную группу. Этиология ЗПР связана с конституциональнымифакторами, хроническими соматическими заболеваниями, в основном сорганиче...