Методический час "Сказкотерапия как средство развития коммуникативных навыков несовершеннолетних"
методическая разработка
Теоретический материал о сказкотерапии, как мощном инструменте воздействия на внутренний мир ребенка. Практическое применение сказочного материала в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met.chas_skazkoter.docx | 32.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Каневской социально - реабилитационный центр
для несовершеннолетних"
«Сказкотерапия
как средство развития коммуникативных навыков несовершеннолетних»
Материал подготовила
воспитатель отделения
диагностики и социальной
реабилитации
Коропова Ольга Алексеевна
ст. Новоминская
2019 год
«Сказка ложь, да в ней намек:
добрым молодцам урок».
А.С. Пушкин
Сказкотерапия как метод психотерапии известен человечеству тысячи лет, а как течение современной психотерапии возник недавно.
К.И. Чуковский считал, что цель сказки "заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро, свободу".
Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребёнка, мощный инструмент развития. Именно психологическое содержание сказок, символическое отображение психологических явлений делают сказки незаменимым инструментом воздействия на человека.
Существует несколько подходов к понимаю сказкотерапии:
Сказкотерапия, как инструмент передачи опыта «из уст в уста». Это способ воспитания у ребенка особого отношения к миру, принятого у данного социума. Сказкотерапия – это способ передачи необходимых моральных норм и правил. Эта информация заложена в фольклорных сказках и преданиях, былинах, притчах. Древнейший способ социализации и передачи опыта.
Сказкотерапия как инструмент развития. В процессе слушания, придумывания и обсуждения сказки развиваются необходимые для эффективного существования фантазия, творчество. Усваиваются основные механизмы поиска и принятия решений. Именно поэтому многие используют сказки в работе, чтобы помочь найти более эффективный способ решения жизненных задач.
Сказкотерапия как нарратив. Слушая и воспринимая сказки человек, встраивает их в свой жизненный сценарий, формирует его. У малышей этот процесс особенно ярок, многие дети просят читать им одну и туже сказку по много раз.
Сказкотерапия как психотерапия. Работа со сказкой направлена непосредственно на лечение и помощь. Сказкотерапевт создает условия, в которых клиент, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая), находит решения своих жизненных трудностей и проблем.
Использование сказок в работе с детьми:
1.Чтение народных и авторских сказок (цикл сказок о семье из книги «Беседы и сказки для детей и взрослых» авторы А.Лопатина М. Скворцова – «Школа семьи», «Вместе с братом и сестрой», «Наши родители»; сказки Б.Гримм и др.)
Сюжет сказки – вымысел. Но при этом в ней в метафорической форме заложены извечные истины и человеческие ценности, на которые сказка ненавязчиво намекает ребенку. Не говоря в лоб: «Сделай так!», а показывая, на примерах, чем оборачиваются для героев те или иные действия. Ребенок сам непременно сделает правильные выводы, будет учится быть добрым, смелым, искренним, порядочным, достигать своих целей и любить ближних.
Особенно, если обсуждать с ним сказки, задавать вопросы по ним, побуждать к размышлению.
2.Чтение терапевтических сказок
(«Сказка о вежливых словах», «Сказка о простой царевне Любе, которой не хотелось учиться», «Сказка о Котенке, или Чего мне волноваться? и т.д.)
Терапевтические сказки творят настоящие чудеса. Они способны решать детские проблемы и справляться с возникающими жизненными трудностями. Читая сказки детям, можно стать ближе и лучше понимать друг друга. Они не только развлекут, но принесут большую пользу. Терапевтические сказки гораздо результативнее всяческих уговоров. Их можно сочинять самим, исходя из ситуации и проблемы, которая требует решения.
3. Использование игровых упражнений
Упражнение «Сказочный герой – добрый или злой?»
Дети отмечают злых героев – закрывая лицо ладошками, добрых – хлопая в ладоши.
Игра «Шиворот-навыворот»
Для игры нужно выбрать одну простую и известную всем сказку. В итоге либо каждый в отдельности, либо сообща придумывают сказку наоборот. Например. Всем известная «Красная шапочка» может выглядеть так: Жил волчонок с папой в лесочке. Однажды посылает сынок своего папу в город, чтобы проведать здорового дедушку и т.д.»
Игра «Начинка для пирога»
Ведущий должен «выпечь 2 коржа», то есть первую и последнюю фразу для будущей сказки. Фразы должны быть абсолютно абсурдными.
К примеру, может быть такой вариант: 1 корж – на одном из островов проснулся вулкан, спавший более тысячи лет; 2 корж – именно из-за этого наш Тузик уехал к бабушке в деревню.
Участники игры должны придумать свою серединку сказки, которая и будет «начинкой».
Упражнение «Сказочный круг»
Каждый должен назвать персонажа из известной всем сказки. Затем слово передается следующему участнику и так, по кругу.
Упражнение «Поменяйтесь местами»
- кто верит, что чудеса существуют;
- кто ждет принца;
- кто боится нечистой силы;
- кто верит в свои силы;
- кто хочет попасть в сказку (какую?);
- кто хочет получить волшебный предмет (какой?) из сказки и т.д
Игра «Любимые – нелюбимые сказки»
Игра «Ассоциации»
Каждый участник предлагает три ассоциации: говорит, с кем из известных сказочных героев ассоциируется он сам, а с кем – двое его ближайших соседей по кругу. Ассоциацию желательно обосновать.
Игра «Серый волк и золотая рыбка»
Участники называют по одному сказочному персонажу. Эти названия нужно записать. Далее ведущий просит придумать сказку, в которой одновременно могли бы участвовать все персонажи (если героев много их можно разбить по 3 и т.д) Для этого выбирается один рассказчик, остальные дети должны помогать ему своими вопросами. Сказки можно записывать.
Упражнение «7 волшебных слов»
Для начала можно использовать всего три слова, а затем, постепенно увеличивая количество перейти к семи словам.
Игроки вместе должны будут придумать три слова, которые на их взгляд должны присутствовать в настоящих сказках. Слова в итоге должны быть записаны, а затем каждый участник должен составить свою сказку, используя их.
Упражнение «Волшебная лавка»
Под спокойную музыку участники отправляются в волшебную лавку. Здесь они могут приобрести что-нибудь, но не вещи, а черты характера, способности - все, что пожелаете. Но есть еще одно правило: взамен вы должны отдать что-либо или от чего-то отказаться. (для подростков)
4.Инсценировки сказок, театры – экспромты
(«Спасение принцессы», «Котенок» и т.д.) Интересны и развлекательны. С удовольствием воспринимаются детьми. Могут быть использованы в досуговой деятельности.
Почаще играйте с детьми, чтобы им было чем заняться, и была возможность с пользой повести время. Придумывайте сказки, которые станут подспорьем для детей в сложных ситуациях. Сказкотерапия вам в этом поможет.
Помните, что даже простое чтение сказок, может оказать мощный коррекционно-развивающий эффект.
«Снимаем маски»
(психологический тренинг)
Цель: Обучение педагогов, родителей способу познания себя и внутренних особенностей детей через сказкотерапию.
Задачи:
- Организовать знакомство участников мероприятия с методом сказкотерапии.
- Создать благоприятную атмосферу для работы через упражнение «Дождик».
- Развить рефлексию, навыки самопознания.
Форма работы: работу необходимо организовать в малых группах 7 – 10 человек, это способствует формированию навыков эффективного взаимодействия.
Оборудование: бумага формата А4, ручки, или карандаши.
Вступление
Одна из функций сказки заключается в том, что она помогает взрослому человеку, ребенку вернуться к прежней радостной непосредственности. Она вызывает изумление и удивление, открывая доступ в мир фантазий, образного мышления, непосредственного и не осуждаемого вхождения в роль, которую предлагает им содержание. Общение со сказкой способствует пробуждению творческих сил.
Уважаемые коллеги, педагоги! Хотелось бы сегодня предложить Вам необычный способ познания себя и своей личности через творческий подход и умение фантазировать. Это Вам поможет позитивно подумать и отдохнуть. Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас вынес что – то интересное и поучительное для себя. Каждый участник будет работать только на себя. Занятие называется «Снимаем маски». На самом деле это сделать очень трудно, но этого и не требуется, потому что каждый сегодня будет работать со своим текстом. Возможно, понимая себя, Вы как взрослый сможете понять ребенка.
Ход мероприятия
1 этап - подготовительный
Упражнение «Дождик»
Цель: организовать позитивный настрой группы на занятие.
Инструкция: для выполнения этого упражнения необходимо встать в одну шеренгу, повернуться лицом к затылку соседа, как в строю. Психолог или ведущий встает в конец шеренги и произносит инструкцию: «Представьте, что вы прогуливаетесь по улице. Хорошая погода. Вдруг закапал летний, теплый, дождик. Дождик касается вашего тела (головы, плеч, спины, рук, кистей, ног). В этот момент каждый участник кладет руки на голову, плечи, спину и т.д. своему соседу и начинает легкими прикосновениями имитировать капли дождя». Это упражнение способствует сплочению группы, настрой на совместную работу.
2 этап - основной
Сказка-путешествие
«Сказка ложь, да в ней намек: добрым молодцам урок».
А.С. Пушкин
Однажды в необычный летний день, проснувшись утром ранним, Вы решили пойти в парк и просто помечтать, посидеть на лавочке, покормить голубей. Настроение приподнятое, все вокруг цветет, щебечет и поет. Выходя из дома, вы поймали себя на мысли о том, что неплохо бы было с этого момента что-то изменить в своей жизни. Вот только что? Вы зашли в парк и обнаружили, что привычная тропинка, по которой вы любили прогуливаться, уводила куда-то дальше в лес и где-то там сужалась. Вы пошли по тропе и вдруг, на удивление себе, увидели в кустах сундук…
Задание ведущего:
Подумайте, что это за сундук? Из какого материала он сделан? Большой или маленький? С замком или без замка? Подумайте, что в нем может находиться?
Чем больше участники описывают, тем больше информации будет у них для познания себя и своих скрытых «конфликтов». Необходимо писать, то, что первое всплыло в сознании, это самая достоверная и правильная информация.
Текст сказки:
«…Заглянули в сундук, успокоили свое любопытство и пошли дальше. Долго ли коротко ли, вдруг вы заметили зверька за деревом…»
Задание ведущего:
Как вы думаете, что это за зверь, злой или добрый? Вы к нему подойдете и погладите или убежите от него?
Участники описывают в своих листах все, что считают нужным рассказать об этом звере и своих действиях по отношению к нему.
Текст сказки:
«Солнышко пригревало. Вышли вы на сказочно красивую поляну, на которой стоит одинокий дуб, а под дубом лежит труп, возле тела лежала какая-то книга.
Задание ведущего:
Как вы думаете, труп – это женщина или мужчина? Старый или молодой? Какая книга лежала под дубом?
Участники также все описывают, можно давать время подумать, отвечать на вопросы, если что-то не понятно.
Текст сказки:
«Поглядев по сторонам вы заметили, что на поляне есть еще много интересного и пошли дальше. Вдалеке от того места, где Вы стояли, вы увидели верблюда, который спокойно что-то жевал»
Задание ведущего:
Опишите свое ощущение в данный момент. Что вы сделаете, подойдете к верблюду или нет? Если да, то почему? Если нет, то почему?
Текст сказки:
«Поляна была такая большая, что вы пошли дальше. Вдруг вы услышали какой - то шум. Это было стадо лошадей, которое стремительно бежало в вашу сторону. Вы поняли, что необходимо, что-то делать, иначе Вас растопчет стадо лошадей..»
Задание ведущего:
Опишите ваше состояние, чувства, мысли и свои действия. Что вы будете делать? Какие меры принимать? Куда бежать?
Текст сказки:
«Оказалось, что от свежего воздуха у вас закружилась голова, и стадо лошадей вам померещилось. Это был мираж. Вы пошли туда, где, на Ваш взгляд, должна была закончится поляна, но вдруг вы вышли к какому-то забору..»
Задание ведущего
Какой это забор, какой высоты, старый или новый, из какого материала он сделан? Как вы его будете преодолевать?
Текст сказки:
Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. Преодолев забор, Вы вышли на теплый, чистый, солнечный пляж. Что происходит вокруг Вас? Оглянитесь, что Вы видите, слышите, чувствуете?. Среди пляжа растет огромный куст роз…»
Задание ведущего:
Сколько роз и какого цвета вы себе нарвете? Если не нарвете, то почему?
Текст сказки:
«После того, как Вы надышались ароматом роз, погрелись на солнышке, Вам захотелось искупаться в речке, которая находится неподалеку…»
Задание ведущего
Каким образом вы войдете в воду? (быстро, медленно, плавно, или вообще не пойдете. Если нет, то почему? Опишите свои действия
Вот и сказки конец, а кто слушал и работал с нами молодец!
3 этап - завершающий
Интерпретация к тесту сказки
Сундук – символизирует душу человека (большой, маленький, закрытый, открытый).
Содержимое сундука – ценности, интересы, мотивы, скрытые потребности, обиды. То состояние, которое на данный момент времени, то, что для человека является главным составляющим его души (потребности, страхи, мудрость, переживания).
Пример: Золото – алчность, книги – мудрость, знания (интерпретируется самостоятельно).
Замок – открытость или замкнутость человека (общительность, тревожность, страхи, коммуникативные барьеры)
Зверек за деревом– ваши друзья, возможно ваше отношение к друзьям.
Верблюд – отношения с родственниками, братьями, сестрами, родителями.
Труп – психологический возраст души (мужчина, женщина, молодой старый).
Мужчина молодой – энергетика, сила физическая выносливость.
Мужчина старый – богатый жизненный опыт, выносливость, терпимость.
Женщина молодая – активность, работоспособность.
Женщина пожилая – мудрость.
(желательно дать установку, что труп человека должен быть либо молодой, либо старый). Это позволит определить психологический возраст личности.
Книга – возможно ваши интересы, или то что вас тревожит и волнует в настоящий момент.
Стадо лошадей – взаимоотношение с противоположным полом (способы действия ваши)
Забор – ваша целеустремленность, цели, которые вы ставите перед собой. Способы достижения целей будут прописаны в способах преодоления забора.
Пример: Забор обойдете, перелезете, найдете калитку, найдете дырку в заборе, пойдете вдоль забора.
Пляж – что вы видите, слышите или чувствуете? – это ваш вид восприятия, который преобладает у вас. Видите – визуальное, Слышите – слуховое. Чувствуете – тактильное восприятие. Что первое пришло, тот вид восприятия окружающего мира и преобладает.
Вода – как вы решаете проблемы, способы разрешения каких-либо ситуаций.
Куст роз – сколько штук, и какого цвета вы себе нарвете? – цвет символизирует состояние человека в данный момент, (темный - негативное , светлый – позитивное, яркий – активное, творческое), а количество – это то количество романов или влюбленностей, которое с вами случалось в жизни или еще случится.
Заключение:
«Вот мы и окончили окончания «сказко-путешествие» в свой внутренний мир посредством сказки, каждому из нас необходимо задуматься над своими ответами и попытаться дать им логическое объяснение.
Каждый родитель сможет использовать это занятия с ребенком или группой детей. Возможно, Вы больше узнаете о ребенке и поможете ему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коммуникативные игры,как средство развития коммуникативных навыков.
Развитие коммуникативных навывков детей....
Методическая разработка "Театрализованная игра как средство развития коммуникативных навыков дошкольников"
Сценарий театрализованного вечера-досуга с родителями для детей средней группы, посвященного Дню матери и Осенинам (дням осенних именинников)...
Методическая разработка "Использование сюжетно-ролевых, дидактических и подвижных игр с сюжетом как средства развития коммуникативных навыков и устной речи у дошкольников с нарушением слуха"
Данную методическую разработку можно использовать в коррекционно-педагогической работе по формированию устной речи у детей 3-4 года обучения с различными нарушениями слуха в том числе, после кохлеарно...
Методическая разработка ОД с детьми по теме: "Игра как средство развитие коммуникативных навыки детей дошкольного возраста"
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника и основной формой проявления его активности, образовательная деятельность в области формирования коммуникативных навыков была построена мною в игро...
Консультация для родителей "Коммуникативные игры в ДОУ в совместной работе педагога-психолога, учителя-дефектолога и музыкального руководителя как средство развития коммуникативных навыков"
Коммуникативные игры направлены на развитие коммуникативных навыков, т.е. навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умения слушать и слышать другого человека, развитие эмоци...
Презентация " Коммуникативные танцы-игры как средство развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Презинтация....
Коммуникативные игры,как средство развития коммуникативных навыков
Коммуникативные игры направленына развитие коммуникативных навыков, т.е. навыков конструктивного общения, умения слушать и слышать и слышать другого человека, развитие эмоциональной сферы....