"Реализация самостоятельной изобразительной деятельности детей"
статья (подготовительная группа)

Кравченко Наталья Юрьевна

  Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника велико и многогранно.                        Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя незнакомый окружающий мир.    Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт их развитие, реализуются потенциальные возможности и первые проявления творчества. Изобразительная деятельность приносит много радости маленькому человеку, потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его.

 

Сообщение из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация самостоятельной изобразительной деятельности детей

Н. Ю. Кравченко

 воспитатель СП «Детский сад «Одуванчик»

 ГБОУ СОШ№2 «ОЦ» с. Большая Глушица

    Одной из доминирующих задач при организации работы с дошкольниками в  соответствии с ФГОС дошкольного образования является формирования активной, самостоятельной, творческой личности. Исследования психологов (А. В. Запорожец, А. Г. Ковалев, А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, С. Л. Рубинштейн) доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности. Своевременное развитие самостоятельности дошкольников расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребёнка в ситуацию школьного обучения.      

    Значение изобразительной деятельности для всестороннего развития и воспитания дошкольника велико и многогранно.

Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя незнакомый окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идёт их развитие, реализуются потенциальные возможности и первые проявления творчества. Изобразительная деятельность приносит много радости маленькому человеку, потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его.

    Проблема формирования самостоятельности у детей широко рассматривается в современных педагогических трудах. Ей посвящено много исследований, ее изучают в самых различных аспектах. Григорьева Г.Г., Косминская В.В., Комарова Т.С. и др. в своих трудах рассматривали значение самостоятельной изобразительной деятельности в развитии ребенка.

    Самостоятельную изобразительную деятельность можно противопоставить изобразительной деятельности детей на занятии. Она осуществляется в свободное от занятий время и как игра возникает по инициативе ребенка. Ребенок свободен в выборе тем, материала, начала и окончания работы.

    Источник самостоятельности — впечатления от восприятия окружающей действительности. Свидетельство тому — рисунки, аппликации по замыслу, в которых дети выражают свои представления, интересы, стремления, проявляют различные чувства. Полученный на занятиях художественный опыт, усвоенные знания, умения, навыки дети переносят в новые необычные условия, где проявляются их интересы, склонности к определенному виду деятельности, к любимой тематике

Желание поупражняться в способах действий, полученных на занятиях, возникает у детей и вне занятий: они рисуют, скажем, коврики для кукольных комнат, рисуют то, что особенно близко.

    В самостоятельное пользование в свободное время следует предоставить детям разнообразные альбомы для раскрашивания; работая с ними, дети решают разные изобразительные задачи.

    Самостоятельную изобразительную деятельность детей воспитатель может организовать как в помещении, так и на воздухе: рисование мелом на асфальте, лепка из глины, рисование с натуры.

Задача воспитателя — наблюдать за самостоятельной деятельностью детей, отмечать особенности проявлений.

В самостоятельной изобразительной деятельности дети действуют индивидуально, объединяются по трое-четверо или большими группами.

    Самостоятельной деятельности детей во многом способствует создание среды: оборудование места работы, приобретение пособий, материалов, удобное их размещение.

В группе имеется «Уголок творчества» с наличием материалов и средств изобразительной деятельности, целью которого является формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно – творческих способностей, самостоятельности, активности

    Самостоятельная изобразительная деятельность возникает по инициативе самого ребенка. Наблюдая за деятельностью, возникающей по инициативе детей, педагог очень осторожно может «подключиться» к детским замыслам: сначала в роли благодарного зрителя, умеющего удивляться, радоваться, сопереживать. На фоне такого эмоционального соучастия, обыгрывания образа, его эстетического восприятия возможны вопросы, побуждающие ребенка к развитию замысла, поиску способов действия; советы, если ребенок нуждается в них.

    Самостоятельная изобразительная деятельность обладает большими возможностями для осуществления многих воспитательных задач, развития таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, творческая активность. В процессе самостоятельной деятельности у детей развивается творческая активность, интерес к собственной познавательной деятельности, самостоятельность в выборе тем для изображения и самореализации. Действуя самостоятельно, ребёнок получает возможность самоутверждения в себе само и в коллективе сверстников, что имеет значение для развития полноценной личности ребёнка.

    В рамках реализации Дополнительной образовательной программы                             по изобразительной деятельности «Палитра творчества» в  нашей группе проводится кружок  «Семицветик», где дети знакомятся с нетрадиционными техниками рисования.

    В заключение хочется сказать, что главное в работе любого педагога, чтобы изобразительная деятельность приносила детям только положительные эмоции. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной - это будет подкреплять его уверенность в собственные силы.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к Педагогическим условиям реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста (изобразительной)

Требования к кадровым условиям, привлечение к работе педагога по ИЗО, который соответствует Профессиональному стандарту педагога (Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544 Н « Об утверждении професси...

"Педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста(изобразительной)"

Моделирование системы деятельности педагога, направленной на решение профессиональной проблемы Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности. В наше ...

Статья на тему: "Психолого-педагогические условия реализации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности"

В статье  содержится обоснование актуальности проблемы  организации психолого-педагогических условий  развития самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста в изобр...

Самостоятельная изобразительная деятельность детей «Почему медведь спит зимой» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)

Побуждать детей к выражению своих впечатлений и переживаний, возникших от музыкального занятия через изобразительную деятельность. Поощрять самостоятельные инициативные действия детей. Развивать творч...