СЕКЦИЯ -2 «УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» «СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ»
статья (старшая группа)
СЕКЦИЯ -2 «УСПЕШНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»
«СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ»
Заиченко Мария Владимировна
Воспитатель ГБДОУ детский сад № 5
комбинированного вида
Красногвардейского района
г. Санкт – Петербурга.
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей - двух важнейших институтов социализации детей.
Но что же такое взаимодействие и что под этим, словом подразумевают? Семья взаимодействует с ДОУ или детский сад с семьёй? Можно ли поставить знак равенства между словами «взаимодействие», «сотрудничество», «содружество»? Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями – сравнительно молодой. Он был раскрыт в работах Т.А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания. Взаимодействие педагогов и родителей, участвующих в образовательном процессе – это стержень, вокруг которого выстраивается социальное развитие ребенка. Следовательно, залог благополучной социализации дошкольника – тесное позитивное и продуктивное взаимодействие семьи и сотрудников детского сада. Поэтому, вопрос поиска современных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из актуальных. Актуальным, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудным, потому что все родители разные, к ним, как и к детям нужен особый подход. Как правило, способы взаимодействия между педагогами и семьей – это традиционные родительские собрания, рекомендации, мастер - классы, папки – передвижки, информационные уголки, анкетирование. Но сегодняшний ритм жизни не позволяет родителям надолго задерживаться перед стендами, да и с воспитателями порой просто не хватает времени поговорить. Поэтому, появляются совершенно новые перспективные формы сотрудничества, предполагающие активное включение родителей в организацию педагогического процесса в детском саду: сайт ДОО, блоги педагогов, интернет – пространства групп, вебинары и др.
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и развития технологий, информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли подчеркивается в государственных документах и признается важнейшим национальным приоритетом.
Практика использования ресурсов Интернета в ДОУ – форма поддержания связи с семьями воспитанников, которая имеет ряд преимуществ.
Во-первых, не требуется личный контакт с педагогами ДОУ, родители имеют возможность дистанционно общаться на наиболее проблемные темы, могут не спешить и сформулировать вопрос или осознать предлагаемый ответ и совет. Воспитатели также имеют свои профессиональные и психологические интересы в подобном общении – у них есть возможность и время подготовиться, пересмотреть специальную литературу по проблеме, получить консультации у специалистов (педагога-психолога, учителя–логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др.).
Во-вторых, информация доставляется родителям лично и оперативно. Информация наглядна, это – не просто слова. Как известно, печатное слово оказывает сильнейшее и убеждающее воздействие на человека. Информация об официальных событиях, ожидаемых мероприятиях, рекомендациях специалистов не проходит бесследно – она хранится в памяти компьютера, родители к ней неоднократно могут обращаться.
И, наконец, в-третьих, Интернет обладает огромным информационным ресурсом. Правильная ориентировка родителей позволит грамотно организовать педагогический процесс, сделать его интересным и плодотворным для всех участников.
Мы выстраиваем взаимодействие с родителями таким образом, чтобы оно приносило положительные результаты, и благоприятно сказывалось на развитие детей в целом. Для этого мы придерживаемся следующих принципов взаимодействия с родителями:
- доброжелательный и доверительный стиль общения;
- индивидуальный подход к каждой семье;
- сотрудничество, а не наставничество;
- совместные семейные проекты различной направленности;
- интернет общение (создание интернет — пространства групп);
- онлайн общение (через Skype), мастер — классы, форумы, вебинары.
Мы сотрудничаем с родителями посредством онлайн общения через Skype, где они становятся активными участниками в образовательной и проектной деятельности в детском саду. Данная форма работы позволяет общаться в реальном времени, получать консультации и информацию, а также обмениваться файлами, находясь на значительном расстоянии друг от друга.
Заранее разработанный сценарий сюрпризный момент, живое общение с родителями, продуктивная опытно – экспериментальная деятельность – позволяют по
– новому взглянуть на
учебно – воспитательный процесс, делая его максимально интересным, продуктивным и положительным.
В рамках районного годового проекта «Профессии моих родителей», наши воспитанники смогли лично познакомиться и пообщаться с родителями разных профессий, дистанционно побывать на экскурсиях на их рабочих местах.
Данный вид взаимодействия является весьма актуальным и для многих родителей крайне удобным и простым в использовании. Он требует наличие минимального технического оснащения: смартфона с приложением Skype и выходом в Интернет для родителя; проектора, экрана, ноутбука, камеры, подключения к Интернету и приложения Skype для ДОУ; и продуманного сценария совместной деятельности.
Оценивая полученный практический опыт, можно с уверенностью сказать, что работа с использованием Skype позволила нам:
- оперативно взаимодействовать с родителями;
- работать с родителями в удобное для них время и месте;
- включить родителей в совместную воспитательно - образовательную деятельность;
- проводить виртуальные экскурсии с минимальными временными и организационными затратами;
- оперативно общаться и обсуждать вопросы по разным направлениям.
В результате проведения совместных мероприятий была отмечена активность родителей, улучшение взаимодействия между воспитанниками, педагогами и родителями, что способствует повышению статуса ДОУ, повышению педагогических навыков родителей, формированию оптимальных детско-родительских отношений. Многие из родителей проявили интерес к взаимодействию и сотрудничеству в такой форме. Если раньше степень вовлеченности родителей в организацию образовательного процесса была такова: пассивные наблюдатели – 85%, активные участники – 15%, то на данный момент пассивными остаются только 10% родителей.
Сетевое взаимодействие с семьей по Skype
Данная форма взаимодействия родителей и педагогов укрепили непосредственное общение сторон, вывели его на качественно новый уровень. Именно поэтому организация сетевого взаимодействия с родителями является одной из интересных и неформальных форм работы, которая на практике показывает положительный результат и вызывает в последнее время заслуженный интерес и у педагогов, и у родителей.
Литература:
1. Арнаутова Е.П. Планируем работу с семьей. // Управление ДОУ 2002г., № 4. – 66с.
2. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие для педагогов и родителей. М: Мозаика – Синтез, 2007 – 167с.
3. Свирская Л. Шпаргалки для родителей // Детский сад со всех сторон.2002 – 147с.
4. Хабибуллина Р.Ш. «Система работы с родителями воспитанников. Оценка деятельности ДОУ родителями» // Дошкольная педагогика 2007г., №7. – 70с.
5. Е. В. Шитова. Работа с родителями: практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. Издательство: Учитель, 2015
6. 1. Александрова, Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия родителей и детей [Электронный ресурс]/ Е.А. Александрова – URL: file:///C:/Users/1/Downloads/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-starsheklassnikov-v-protsesserazrabotki-i-realizatsii-individualnyh obrazovatelnyh-traektoriy%20(1).pdf (дата обращения – 21.07.2017).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stendovyy_doklad.pptx | 1.06 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы взаимодействия с семьей
Консультация для педагогов ДОУ. " Соременные формы взаимодейтвия с семьей "...
Социализация дошкольников посредством конструктивного взаимодействия с семьей через театрализованную деятельность
Социализация дошкольников посредством конструктивного взаимодействия с семьейчерез театрализованную деятельность....
Консультация для педагогов ДОУ. «Современные формы взаимодействия с семьей»
О сотрудничестве дошкольного учреждения с семей воспитанников, рассматриваются разные методы и формы работы,...
«Современные формы взаимодействия с семьей в свете ФГОС».
В статье освещается вопрос создания единого педагогического пространства между родителями и ДОУ.Описывается опыт ведения деятельности в этом направлении....
«Современные формы взаимодействия с семьей в свете ФГОС».
Новая философия взаимоотношений между воспитателями и родителями воспитанников. ...
Создание условий для развития связной речи дошкольников посредствам современных форм взаимодействия с семьей.
Развитие речи является одним из самых важных навыков, которым необходимо овладеть дошкольнику и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей...