Консультация для педагогов ДОУ: "Влияние компьютера на развитие памяти у детей дошкольного возраста. Вред или польза?"
консультация (средняя группа)
Консультация для педагогического коллектива на тему: "Влияние компьютера на развитие памяти детей дошкольного возраста. Вред или польза".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние компьютера на развитие памяти детей дошкольного возраста. Вред или польза?» | 16.99 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Центр развития ребенка
д/с №29 «Улыбка»»
Консультация для педагогического коллектива детского сада «Улыбка»
Тема: «Влияние компьютера на развитие памяти детей дошкольного возраста. Вред или польза?»
Исполнитель: воспитатель
Куликова О.В.
Вязники, 2018г.
Дети и компьютер: польза или вред?
За последние 10 -15 лет, в нашей жизни появилось большое количество предметов обихода из мира техники. Это конечно же различные новинки – сотовые телефоны, плазменные телевизоры, персональные компьютеры и даже специальные развивающие компьютеры для детей.
В дошкольном возрасте компьютер благотворно влияет на формирование некоторых навыков ребенка. Как заметили психологи – работа с компьютером совершенствует внимание, логическое и абстрактное мышление. Игры для детей на компьютере способствуют развитию у них принятия самостоятельных действий и решений, и в том числе позволяют научиться быстро переключать свое внимание с одного действия на другое.
На сегодняшний день многие школы и университеты переходят на онлайн обучение. Сейчас выпускают множество компьютерных игр и обучающих программ для детей. Причем с каждым днем эти программы и игры становятся доступны, то есть рассчитаны, на более маленький возраст детей. Уже с 3 – 4 лет дети могут играть в обучающие игры. В работах Л.А. Вегнера посвященных развитию и обучению детей дошкольного возраста можно найти научное обоснование и подтверждение того, как компьютер может помочь интеллектуальному росту ребенка.
На экране дисплея оживают любые фантазии ребенка, герои книг и сказок. Но также оживают и предметы окружающего мира, цифры и буквы. Попадая в компьютерную игру, они создают особый мир, похожий на реальный, но и отличающийся от него. Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинают формироваться с 6 – 7 лет.
Одна из важнейших функций компьютерных игр – обучающая. В этих играх ребенок начинает очень рано понимать, что предметы на экране – это не реальные вещи, а только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, то есть понимание того, что есть несколько уровней реальности окружающего нас мира – это и реальные предметы, схемы, картинки, слова и уравнения, и наконец это наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности.
Также, как заметили психологи, родители, воспитатели, занимающиеся с детьми на компьютере, в процессе занятий на компьютере улучшается память и внимание детей. и это закономерно, так как соответствует законам психического развития детей. В исследованиях многих психологов – Ж. Пиаже, А. Валлона, П.П. Блонского и других, было открыто, что у маленьких детей еще нет желания запоминать, нет так называемого произвольного запоминания, то есть запоминания с ранее поставленной целью. Дети запоминают только яркие, эмоциональные для них случаи или детали, и здесь опять помощником является компьютер. Так как он делает значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет запоминание, но и делает его более осмысленным и долговременным.
А для того, чтобы компьютер не навредил здоровью детей, следует выделить определенное количество времени ребенку для работы за компьютером и придерживаться этого лимита. Родителя, с одной стороны, нужно быть настойчивыми и последовательными, а с другой – им следует пересилить соблазнительную возможность отдохнуть от ребенка, который в этот момент находится за компьютером и не мешает родителям заниматься своими делами.
Специальные многолетние исследования позволили определить оптимальную продолжительность непрерывных занятий для детей и подростков разного возраста. Чем младше ребенок, тем раньше у него появляются признаки утомления. Так для детей 5 – 6 лет это время составляет 10 – 15 минут. Для детей 7 – 12 лет непрерывная продолжительность компьютерных занятий – 20 минут, а для ребят постарше – не более получаса.
Проявления утомления при работе на компьютере имеют свои особенности: несовпадение субъективной и объективной оценок состояния организма и индивидуальный характер проявления утомления; важное значение также надо придавать внешним признакам утомления, определение которых доступно воспитателю. У детей дошкольного возраста оно может проявляться в склонении головы набок, в опоре на спинку стула, задирании ног с упором в край стола, в частых отвлечениях, разговорах и др.
Общение с компьютером для ребенка весьма привлекательно, между тем длительное завороженное сидение перед работающим монитором может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия. Несомненно, что утомление во многом зависит не только от продолжительности компьютерных занятий, но и от их характера. Наиболее утомительны для детей компьютерные игры, рассчитанные главным образом на быстроту реакции. Это, как правило, аркадные или военизированные остросюжетные игры («Стрелялки», «убивалки», «бродилки»). Также психологи предупреждают о наркотизирующем, затягивающем влиянии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалостного поведения ребенка под их воздействием. По мнению многих медиков, компьютерная игра по своему воздействию подобна наркотику.
Из всего сказанного следует, что необходимо строго дозировать время компьютерных занятий и следить за их содержанием.
Развивающие и обучающие компьютерные игры для детей дошкольного возраста.
Игра «Найди пару». Цель: найти пары одинаковых картинок, открывая их щелчком «мышки». Серия игр развивает зрительную память и умение концентрировать внимание.
Игра «Раскраски». В распоряжении ребенка 16 красок. Цвет кисточки подсказывает, какая краска сейчас выбрана. Ребенок должен кликать по частям картинки.
Игра «Собиралки». Перемещая детали «мышкой», надо собрать картинку, если задание выполнено правильно, то можно увидеть коротенький мультик.
Игра «Пазлы». Пазлы состоят всего из 4 – х элементов, которые передвигаются при помощи мышки. В конце каждой игры, после выполнения задания – веселая анимация, в качестве поздравления. Серия детских компьютерных пазлов рассчитана для самых маленьких (на 2 – х летний возраст).
Профилактическая гимнастика для дошкольников.
Для снятия статического и нервно – эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища (рывки руками, повороты). Для снятия напряжения зрения рекомендуется зрительная гимнастика. Даже при небольшой ее продолжительности (1 минута), но при регулярном проведении она является эффективным мероприятием профилактики утомления. Зрительная гимнастика проводится в середине занятия с компьютером и в конце или после всего развивающего занятия с использованием компьютеров.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ "Коллаж как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
В современном мире стремительного развития техники и информационных технологий самой актуальной и ответственной функцией общества остается воспит...
Консультация для педагогов «Творческие задания как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой л...
Консультация для педагогов ДОО. Тема: Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.
Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. М. Н. Зубарева выделяет следующие уровни эстетического развития дошкольника...
Консультация для педагогов "Комментированное рисование как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"
Что привлекает интерес ребенка – дошкольника к рисованию: возможность сопереживания нарисованным героям и возможность «действовать» внутри нарисованной ситуации, возможность во...
Консультация для педагогов ДОО. Тема: Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
Консультация для педагогов ДОО. Тема: Художественно-эстетическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации...
Консультация для педагогов: "Использование методики ТРИЗ для развития воображения у детей дошкольного возраста"
ТРИЗ – это аббревиатура, которая расшифровывается как "теория решения изобретательских задач". Как и любая другая теория, она имеет свою структуру, функции и алгоритм. - Читайте подроб...
Консультация для педагогов «Использование мнемотехники как инструмента развития связной речи детей дошкольного возраста»
Что такое мнемотехника? Мнемотехника – это техника запоминания.Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой...