Воспитание трудолюбия и трудовых навыков у детей.
консультация

Тюхменева Любовь Юрьевна

   Необходимым условием воспитания трудолюбия является совместная работа детского сада и семьи. Привычку к труду прививают, прежде всего, дома. Вряд ли найдётся взрослый, который будет против того, чтобы ребёнка приобщили к труду. Вместе с тем в каждой семье вопросы трудового воспитания решаются по-своему.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_trudolyubiya_i_trudovyh_navykov_u_detey_sayt.docx712.1 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание трудолюбия и трудовых навыков у детей

   Трудовое воспитание помогает решать разнообразные воспитательные задачи и является одним из важнейших средств всестороннего развития личности ребёнка.

   Необходимым условием воспитания трудолюбия является совместная работа детского сада и семьи. Привычку к труду прививают, прежде всего, дома. Вряд ли найдётся взрослый, который будет против того, чтобы ребёнка приобщили к труду. Вместе с тем в каждой семье вопросы трудового воспитания решаются по-своему.

   В наши дни чаще всего можно встретить семью, в которой двое взрослых воспитывают одного-двух детей. В этих условиях нет необходимости в детском труде. В это же время родители понимают: когда-то и детям придётся трудиться, и уже сейчас в 4-6 лет необходимо что-то делать для трудового воспитания. И это что-то порою проявляется в разговоре с ребёнком  о том, что трудиться нужно, что труд полезен и почётен.

   «Видишь, мама иного работает»,- говорит ребёнку отец. - Пришла домой с работы, квартиру убрала, ужин приготовила, посуду моет, а тебе не хочется даже чашку на кухню отнести». «Не хочется», соглашается сын и продолжает игру. В этой семье единственный метод трудового воспитания – разговор о важности труда. Разговор делами не подкрепляется и пользы не принесёт.

    В других семьях приобщают к труду по – иному. Дети принимают участие во всех домашних делах: вытирают пыль, пытаются мыть пол. Но движения у них неловкие, девочке трудно держать большую тряпку, она не может отжать выстиранное полотенце. Взрослые не довольны. Труд в данном случае приносит ребёнку одни огорчения, он понимает свою неумелость, беспомощность. А происходит это потому, что ребёнка привлекают к труду, непосильного его возраста.

   Некоторые родители считают, что торопиться с трудовым воспитанием не надо. «Не омрачим ли мы счастливое детство наших ребятишек, если внесём в их жизнь уже в дошкольном возрасте какие-то обязанности, заботы? Пусть бы ещё годик – другой побегал, порезвился на свободе»,- так считают они. Насколько основательны рассуждения таких родителей?

   Дети обычно очень активны, это живой деятельный народ. И доступный возрасту труд отвечает потребности ребёнка быть в действии, что- то делать.

   В процессе своего труда ребёнок узнаёт много нового о вещах, об их количестве, назначении. Он знакомиться, например, со стеклянной и металлической посудой, узнаёт, из чего сделана лопата и как с ней обращаться и т.д.

   Таким образом, в трудовой деятельности ребёнок получает ответ на свои многочисленные «почему», «для чего», «как», удовлетворяет свою потребность в познание окружающего.

   В несложной как- будто работе детям приходится преодолевать известные трудности, надо суметь выполнять дело, не оставлять его незаконченным. А это очень важно для развития хорошей настойчивости, дисциплины.

  В детях следует воспитывать чувство уважения к труду взрослых. Знакомство с трудом взрослых помогает детям получить представление об общественном характере труда, вызывает желание принять участие в труде.

   В детском саду на занятиях мы проводим беседы о труде взрослых, родителей. И вот тут-то и видно, что не все дети знакомы с трудом своих мам и пап. Некоторые могут указать лишь учреждение, в котором родители трудятся, а вот в чём состоит их работа,  этого сказать не могут.

   Родителям нужно знакомить детей с характером своей работы, обращать внимание на то, что все люди вокруг трудятся, наблюдать, как работает строитель, продавец, почтальон.

   Но самое важное – это то, что самостоятельная работа ребёнка, требующая определённых физических, умственных и волевых усилий, даёт ему, в конце концов, представление о труде, создаёт правильное отношение к труду. Одно лишь наблюдение за работой других, рассказы о работе не воспитывают должного уважения к труду, к людям труда, не создают привычки и желание позаботиться о родных и близких.

   Приобщение к труду начинается с просьбы – поручения. Выполняя их, дети привыкают слышать и выполнять требования взрослого, появляется опыт послушания. Но ребёнок мал, и всё делает первый раз. Поэтому, поручая что-то детям, родители должны показать, как нужно действовать. Только после неоднократного, уже самостоятельного, выполнения той же работы у ребёнка появляется умение. Уметь - это значит выполнить работу не только самостоятельно и точно, но и самому контролировать свои действия, применять усвоенные приёмы. Сразу всему научится трудно, поэтому родители должны терпеливо, систематически не только объяснить и показать, но и упражнять в действиях.

   Поручения в семье должны сменяться обязанностями, т.е. делами, которые требуется выполнять постоянно без напоминания взрослых. Обязанности ребёнка могут быть в том, что он регулярно занимается самообслуживанием, следит за порядком в игровом уголке, ухаживает за растениями. Пусть обязанностей будет немного, но ребёнок должен выполнять их систематически.

     Это, пожалуй, наиболее сложная часть трудового воспитания. Сегодня родители потребовали, чтобы ребёнок убрал игрушки, а на следующий день не вспомнили об этом. Такая нерегулярность требований – основная причина неудачных попыток родителей приобщать детей к труду.  

    Бывает, что дети, долгое время, выполняя одно и то же поручение, отказываются трудиться. Время от времени нужно заменять одни обязанности другими, вносить что-то новое в труд, который стал привычен. Если ребёнок хорошо справляется с обязанностями, родителям нужно подбодрить, поощрить ребёнка.

   В детском саду в старшей группе труд выделен в самостоятельную деятельность, определены задачи, содержание и формы его организации. В программу включены три вида труда: труд хозяйственный, труд в природе и ручной труд. Исходя из этого, и строится весь воспитательный процесс:

  1. Ребёнок учиться самостоятельно одеваться, раздеваться, застёгивать пуговицы, складывать правильно одежду.

Самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, после загрязнения и туалета.    Дети обычно очень активны, это живой деятельный народ. И доступный возраст труд отвечает потребности ребёнка быть в действии, что- то делать.

   В процессе своего труда ребёнок узнаёт много нового о вещах, об их количестве, назначении. Он знакомиться, например, со стеклянной и металлической посудой, узнаёт, из чего сделана лопата и как с ней обращаться ит.д.

   Таким образом, в трудовой деятельности ребёнок получает ответ на свои многочисленные «почему», «для чего», «как», удовлетворяет свою потребность в познание окружающего.

   В несложной как- будто работе детям приходится преодолевать известные трудности, надо суметь выполнять дело, не оставлять его незаконченным. А это очень важно для развития хорошей настойчивости, дисциплины.

  В детях следует воспитывать чувство уважения к труду взрослых. Знакомство с трудом взрослых помогает детям получить представление об общественном характере труда, вызывает желание принять участие в труде.

   В детском саду на занятиях мы проводим беседы о труде взрослых, родителей. И вот тут-то и видно, что не все дети знакомы с трудом своих мам и пап. Некоторые могут указать лишь учреждение, в котором родители трудятся, а вот в чём состоит их работа,  этого сказать не могут.

   Родителям нужно знакомить детей с характером своей работы, обращать внимание на то, что все люди вокруг трудятся, наблюдать, как работает строитель, продавец, почтальон.

   Но самое важное – это то, что самостоятельная работа ребёнка, требующая определённых физических, умственных и волевых усилий, даёт ему, в конце концов, представление о труде, создаёт правильное отношение к труду. Одно лишь наблюдение за работой других, рассказы о работе не воспитывают должного уважения к труду, к людям труда, не создают привычки и желание позаботиться о родных и близких.

   Приобщение к труду начинается с просьбы – поручения. Выполняя их, дети привыкают слышать и выполнять требования взрослого, появляется опыт послушания. Но ребёнок мал, и всё делает первый раз. Поэтому, поручая что-то детям, родители должны показать, как нужно действовать. Только после неоднократного, уже самостоятельного, выполнения той же работы у ребёнка появляется умение. Уметь - это значит выполнить работу не только самостоятельно и точно, но и самому контролировать свои действия, применять усвоенные приёмы. Сразу всему научится трудно, поэтому родители должны терпеливо, систематически не только объяснить и показать, но и упражнять в действиях.

  1. Самостоятельно есть, пользуясь вилкой.
  2. Содержать в порядке игрушки, личные вещи, убирать их в определённое место.
  3. Заботиться о своих товарищах, помочь им в случае надобности.

   Участие детей в дежурстве является одной из наиболее распространённых форм их трудового воспитания в детском саду.

Вначале пока ещё нет нужных навыков и умений, дети не доводят начатое дело до конца, отвлекаются, но постепенно они приобретают умения, необходимые для выполнения обязанностей дежурного. Дети учатся правильно накрывать на стол. 

                              C:\Users\HP\Desktop\DCIM\101MSDCF\DSC04317.JPG

   При подготовке к занятию дежурные раздают необходимые пособия и материалы, аккуратно убирают их после занятий. Детям прививаются умения поддерживать порядок на своём столе во время занятий. Детям прививаются умение ухаживать за комнатными растениями, моют игрушки, стирают кукольное бельё.

C:\Users\HP\Desktop\DCIM\101MSDCF\DSC04345.JPGC:\Users\HP\Desktop\DCIM\101MSDCF\DSC04330.JPG

   Трудовую деятельность проводим и  на участке детского сада. Коллективная работа увлекает всех детей. Мы не упускаем случая похвалить детей, но похвала должна быть всегда заслуженной.

Завышенная оценка вырабатывает у детей формальное отношение к труду.

   Постепенно дети усваивают некоторые правила:

  1. У взрослых и детей есть дела, выполнение которых обязательно.
  2. Начатое дело не откладывать на потом.
  3. Закончил трудиться – убери за собой.

   Если детям без напоминаний выполняют эти правила, можно говорить о хорошем уровне трудового воспитания.

 

                                                                                                                   Воспитатель группы «Теремок»  

                                                                                           Тюхменева Л. Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание трудолюбия и трудовых навыков у детей.

Трудовое воспитание помогает решать разнообразные воспитательные задачи и является одним из важнейших средств всестороннего развития личности ребёнка....

Формирование первоначальных трудовых навыков у детей раннего возраста.

формирование у детей раннего возраста навыков самообслуживания, кгн....

«Взаимодействие с семьей по формированию трудовых навыков у детей у дошкольников»

Стоит только привыкнуть к труду, как уже нельзя жить без него.Все в этом мире зависит от труда.Л. ПастерЭффективность трудового воспитания в дошкольном учреждении и его уровень не может происходить бе...

Развитие трудовых навыков у детей дошкольного возраста. Авторы: Сиркина А.И., Зотова М.В.

Основы трудового воспитания закладываются в дошкольном возрасте, именно в этот период ребенок впервые начинает испытывать потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и...

«Формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Вы желаете, чтобы ваш ребенок был чутким и отзывчивым, чтобы он был хорошим товарищем и верным другом – создайте условия, при которых он ежедневно работал бы вместе с другими и повседневно учился помо...

Система работы по воспитанию трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста

«Важность труда и любовь к нему – лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный, и богач».К.Д. Ушинский....

ОТЧЁТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ .РАЗВИТИЕ ПРОСТЕЙШИХ ТРУДОВЫХ НАВЫКОВ

Отчёт по самообразованию воспитателя Наказная Ирина Сергеевна.за 2022 – 2023 учебный годпо теме: «Трудовое воспитание. Развитие у детей простейших трудовых навыков».»....