«Формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая группа) на тему
Вы желаете, чтобы ваш ребенок был чутким и отзывчивым, чтобы он был хорошим товарищем и верным другом – создайте условия, при которых он ежедневно работал бы вместе с другими и повседневно учился помогать людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_trudovyh_navykov_u_detey_mladshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Вы желаете, чтобы ваш ребенок был чутким и отзывчивым, чтобы он был хорошим товарищем и верным другом – создайте условия, при которых он ежедневно работал бы вместе с другими и повседневно учился помогать людям.
В младшем дошкольном возрасте трудовую деятельность, которую взрослый целенаправленно демонстрирует как «театр» для ребенка, воздействует на эмоции воспитанника, вызывает удивление, восхищение и желание научиться у взрослого, включиться в совместную деятельность.
И формируется как самостоятельность в отдельных видах (самообслуживание и общественно-полезный труд).
Немало важное значение имеет умение педагога своевременно обнаружить неполадки и в одежде детей, и в одежде кукол, и в игрушках, и в пособиях, и в местах хранения всего игрушечного хозяйства, находящегося в пользовании. Принимаясь за любое дело, я непременно организую детей на его выполнения.
В формировании трудовых навыков дошкольника большую роль играет ознакомление детей с художественной литературой.
В своей работе с детьми младшего возраста большое внимание уделяю ознакомлению детей с малыми формами фольклора - потешкам, пестушкам, закличкам, приговоркам, колыбельным-песенкам.
Обращая внимание детей на природные явления, я стараюсь, через заклички, познакомить их с могучей силой природы, учу радоваться и солнцу, и дождю и радуге:
А ты радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не давай дождя.
Давай нам солнышка - колоколнышка!
Заклички очень веселят детей, создают ощущение радости, единения с природой.
Приговорка, построенная по принципу просьбы - пожелания, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде.
Уродись, бобы
Велики круты,
В поле густы,
На столе вкусны.
Матушка репка
Уродись крепка
Ни густа, ни редка
До великого хвоста.
Очень важно научить детей наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой. Это понимали и наши предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о растениях, временах года, солнце, небе:
Сосна, сосна
Отчего ты красна?
Оттого я красна,
Что под солнышком росла!
В потешках и песенках оживают явления природы (Ночь пришла, темноту привела, «Солнышко-ведрышко» «обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят...», «на небе появилась радуга-дуга...»), действуют животные (<<кисонька- мурысынька, курочка- рябушечка, сорока- белобока и многие другие персонажи).
Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей. Труд в природе помогает воспитывать любовь к ней.
Малые формы фольклора я также использую и при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Обучая детей одеваться после сна, стараюсь сделать процесс одевания и раздевания приятным для них. Поощряю их стремление к самостоятельности, называю предметы одежды, обуви и читаю соответствующую потешку.
Приучая детей мыть руки, лицо, стараюсь вызвать у детей положительные эмоции, радостное настроение, для этого процесс умывания сопровождаю такими потешками как:
Водичка, водичка,
Умой мое личико …
Чистая водичка,
Умоет Саше личико
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Деткам улыбаемся.
Все это помогло малышам запомнить и последовательность процедуры, и веселую потешку.
Умение и желание ухаживать за своими игрушками.
Время гулять, но сначала - одеться. Пора учиться и это делать самостоятельно, но в первый раз все кажется трудным, а вот с потешками легче и веселее.
Вот они сапожки,
Этот - с правой ножки,
Этот- с левой ножки.
Настенька маленька
На ней шубка аленька,
Опушка бобровая
Настя чернобровая.
Для того чтобы малышам было легче запоминать эти потешки, я сопровождаю их рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, а также игр.
Простота мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Наблюдая за игрой детей, я заметила, что малыши осуществляли самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек в игры и в повседневную деятельность.
Таким образом, этот опыт показывает, что целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, физическое и музыкальное развитие), помогает овладеть первоначальными навыками самостоятельной художественной деятельности. А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все трудовые навыки.
При умывании | |
Ай, лады, лады, лады, | От водички, от водицы |
Водичка, водичка, | Водичка-водичка, |
Зайка начал умываться. | Кран откройся, |
Ах, водичка хороша! | Топики, топики, |
Мы пойдем купаться | Ай, лады, лады, лады |
Ладушки, ладушки, | Кран, откройся! |
Ай, лады, лады, | Буль, буль, буль, |
При одевании | |
Маша варежку надела: | У нас Ванечка один, |
Вот они сапожки, Этот - с правой ножки, Этот- с левой ножки. Настенька маленька На ней шубка аленька, Опушка бобровая Настя чернобровая. | Купим сыну валенки, |
Ты, мороз, мороз, мороз, | Тушки-тутушки, |
Мы с тобой пойдем гулять. | Раз, два, три, четыре, пять — |
При причесывании | |
Расти, коса, до пояса, | Расти, косынька, |
Ты расти, расти, коса, | Петушок-петушок, |
Уж я косу заплету, | Расти, косынька, |
Уж я косу заплету, | Расти, коса, из корню, |
Ознакомление с окружающим миром | |
Уродитесь, бобы, | Матушка-репка, |
Сей, сей горох, | У нас в палисаднике |
- Ваня, Ваня, где ты был? | - Куда бежите, ножки? |
- Ножки, где вы были? | Я по лесу по зелёному бреду, |
Пошел котик на торжок, | - Курочка-рябушечка, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности
Формирование трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста в различных видах деятельности...
" Проблема формирования ИЗО навыков у детей младшего дошкольного возраста".
"Проблема формирования ИЗО навыков у детей младшего дошкольного возраста"....
Опыт работы на тему:«Формирование двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста нетрадиционными средствами физического воспитания"
СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТА: ИПМ – 1 Сведения об автореИПМ – 2 Условия формирования опыта2.1. Факторы, способствующие формированию опыта2.2. Характеристика дошкольного учрежденияИПМ – 3 Теоретическая интерп...
Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
О важности трудового воспитания написано много философских, психологических и педагогических работ. В истории воспитания и образования общества созданы уникальные системы, в основе которых лежит трудо...
Рекомендации по формированию трудовых навыков у детей младшего дошкольного возраста
Одной из важнейших задач в воспитания детей является формирование уважения и любви к труду. В детском саду необходимо воспитывать желание оказывать помощь взрослым, побуждать к самостоятельности, акце...
«Роль семейных праздников в формировании трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Современные родители часто недооценивают воспитание трудом. Но такая позиция ошибочна, поскольку именно в детстве закладыается отношение человека к труду, формируются основные трудовые навыки. В масте...
Проект- Формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации
Данный проект посвящен исследованию и разработке методик, направленных на формирование трудовых навыков у детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольной образовательной организации. Ц...