Трудовая деятельность
статья
Работа воспитателя с детьми по трудовому воспитанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trudovaya_deyatelnost.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
Трудовая деятельность в развитии ребенка
Дошкольный возраст – период формирования картины мира ребенка. В это время закладывается фундамент образа окружающего мира. Но процесс этот не должен быть хаотичным, без помощи взрослых полноценная картина мира у ребенка не будет сформирована. Социально-коммуникативное развитие ребенка происходит в различных видах деятельности, и именно оно служит основой для формирования образа мира.
Окружающий мир многогранен и разнообразен, поэтому важно формировать и развивать различные умения и навыки у дошкольников. В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач социально-коммуникативного развития является становление самостоятельности ребенка и саморегуляции собственных действий, а также формирование позитивного отношения к различным видам труда.
Трудовая деятельность позволяет сформировать у ребенка позитивное отношение к разным видам труда, а также к миру в целом. Именно трудовая деятельность дает возможность развить умение следовать социальным нормам поведения в ходе различных видов деятельности.
Правильное использование технологий привития положительного отношения к труду способствует психическому развитию дошкольника, позволяя проявить собственную самостоятельность в рамках выполнения трудовых действий.
Начинать трудовое воспитание нужно уже в раннем возрасте. Ребенок должен воспринимать труд не как наказание, а как способ познания мира и проявления собственных умений и навыков.
В ходе трудовой деятельности у детей дошкольного возраста формируются и развиваются умения ставить цель, действовать под влиянием общественно значимых мотивов, планировать работу и достигать результата с последующей его оценкой. Каждым из этих умений ребенок овладевает в соответствии с возрастом.
Трудовая деятельность позволяет развивать ребенка, реализуясь через помощь в приобретении определенных трудовых навыков и умений, в ходе освоения структуры трудовой деятельности. Помимо этого происходит развитие свойств и качеств личности ребенка, а также происходит формирование опыта социального взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми в труде.
С дошкольных образовательных организациях используются следующие виды труда: ручной труд, самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
Самым простым видом для овладения является самообслуживание, которое включает умение одеваться-раздеваться, правильно принимать пищу и осуществлять санитарно-гигиенические процедуры. Этот вид деятельности ребенком осуществляется ежедневно в условиях детского сада и дома, начиная с первых дней нахождения в дошкольной образовательной организации. И если в младшем дошкольном возрасте навыки только формируются, то в среднем и старшем дошкольном возрасте они развиваются и совершенствуются, поэтому этот вид труда актуален в любом возрасте.
Следующим видом труда, которым ребенок может овладеть в дошкольном детстве, является хозяйственно-бытовой труд, который включает в себя, например, уборка помещения, мытье посуды и т.д. И если в условиях детского сада эти навыки только закладываются, то дома они должны развиваться и совершенствоваться, так как этот вид труда направлен на общественное взаимодействие.
В ходе труда в природе ребенок учится взаимодействовать с растениями и животными, в процессе происходит нравственное воспитание дошкольника, а также формируются основы экологического воспитания и образования.
В ходе ручного труда дети создают различные поделки из природных материалов, из бумаги и картона, ткани и дерева. В процессе выполнения различных поделок у детей дошкольного возраста развивается воображение, фантазия, мелкая моторика, формируется умение доводить начатое дело до конца и т.д.
Трудовая деятельность в дошкольной образовательной организации может быть организована через поручения, которые воспитатель в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями дает детям. Поручения чаще всего носят эпизодический характер, при этом они в целом должны охватывать всех детей в группе.
Еще одним видом организации труда является дежурство, то есть выполнение одним или несколькими детьми действий, направленных на пользу группе. Например, дежурство в период сервировки стола для завтрака, обеда, полдника и ужина. В ходе дежурства формируется гуманное отношение к окружающим и природе, стремление помочь другим.
Помимо этого используются такие формы, как общий труд (нет разделения труда, все делают общее дело) и совместный труд (пооперационный, то есть дети договариваются о выполнении какого-то определенного действия). Эти формы трудовой деятельности позволяют закрепить навыки взаимодействия, а также получить собственный опыт ребенком. В младшей группе в связи с возрастными особенностями используется другая форма – труд рядом, в ходе которого дети выполняют одинаковую работу.
В качестве примера организации трудовой деятельности детей хочу привести студию "Кулинарная академия". Здесь вместе с детьми мы готовим. Процесс готовки очень интересен детям, так как позволяет им побыть в роли взрослого, а также получить не только моральное удовлетворение, но и реальный результат (определенное блюдо). В процессе готовки с детьми обязательно проводятся беседы, рассказывается и показывается процесс приготовления конкретного блюда (например, блинов), дети учатся правильно отмерять пропорции, узнают о взаимодействии различных продуктов.
В ходе трудового воспитания происходит развитие детей дошкольного возраста, так как в соответствии с возрастом происходит усложнение трудовых заданий и поручений, что позволяет детям приобрести практический личный опыт. То, что ребенок делает сегодня со взрослым, завтра он сможет выполнить самостоятельно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие нравственно – трудовых качеств, посредством организации разнообразной трудовой деятельности.
В данной статье представлен опыт работы по развитию нравственно - трудовых качеств у детей младшего возраста, посредством организации разнообразной деятельности....
Модель развития трудовой деятельности детей. Трудности в организации трудовой деятельности дошкольников.
Не нужно, наверное, никому доказывать важность вопроса трудового воспитания детей. Все мы знаем, что трудовое воспитание - это...
Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.
Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; поливать из леечки водой комнатной температуры; закреплять знания детей о разных способах полива комнатных растений. Развивать аккуратность при...
"Трудовая деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Структура, цели, задачи. условия трудовой деятельности"
Труд в жизни каждого человека и в жизни общества имеет определенное значение. От того как человек относится к труду, как он умеет трудиться, во многом зависит его судьба....
Проект по трудовой деятельности из опыта работы "Приобщение детей 2-3 х лет к доступной трудовой деятельности посредствам проекта "Труд и терпение превращаются в умение "
Приобщать детей к доступной трудовой деятельности.Поощерять интерс детей к трудовой деятельности взрослых.Потдерживать порядок в игровой комнате, по окончании игры расставлять игровой материал по мест...
Ознакомительный семинар по теме «Виды трудовой деятельности, методы развития детской инициативы и самостоятельности при организации трудовой деятельности»
выписка из годового плана, протокол заседания МО...
Консультация для молодых педагогов «Виды трудовой деятельности. Формы организации трудовой деятельности в ДОУ»
Консультация поможет систематизировать знания у молодых педагогов о видах трудовой деятельности, о формах организации трудовой деятельности в ДОУ...