Развитие нравственно – трудовых качеств, посредством организации разнообразной трудовой деятельности.
статья (младшая группа) на тему

Маковкина Гульнара Фанилевна

В данной статье представлен опыт работы по развитию нравственно - трудовых качеств у детей младшего возраста, посредством организации разнообразной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_nravstvenno1.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Развитие нравственно – трудовых качеств, посредством

                       организации разнообразной   трудовой деятельности.

             В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатели формируют трудовые навыки, воспитывают ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, формируют положительные взаимоотношения между детьми.

          Основные виды труда в детском саду — это хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. В раннем возрасте трудовая деятельность ребенка тесно связана с игрой. В играх с куклами, игрушечными животными дети начинают отображать не только отдельные бытовые ситуации (кормление, укладывание спать), но и делают попытки передать трудовые действия окружающих людей (мамы, дедушки, няни в детском саду, продавца, врача), их взаимоотношения (мама ласково разговаривает с дочкой, врач внимательно слушает больного, продавец вежливо обслуживает покупателя).        

          Для развития и закрепления трудовых навыков у детей мы в своей работе используем сюжетно – ролевые, дидактические игры,  игровые упражнения.

         В таких сюжетно – ролевых играх как «Дочки – матери», «Семья» дети легко

овладевают простейшими трудовыми  действиями, необходимыми для формирования навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового труда. (Раздевают кукол, укладывают спать, угощают чаем, моют посуду, берут сумочки и идут в магазин).

           Также используем  дидактические игры, например: «Уложим куклу спать», «Покормим куклу», «Оденем куклу на прогулку», «Напоим куклу чаем». В этих играх у детей  также формируются и закрепляются трудовые навыки (раздеть, уложить спать, накрыть на стол, после еды моют посуду), закрепляются некоторые приемы действий.

           Содержание всех игр направлено на то, чтобы формировать и закреплять трудовые действия, хотя наряду с этим мы решаем и другие воспитательно-образовательные задачи, например нравственное развитие ребенка.

Формируем у детей навыки доброжелательных взаимоотношений (желание помочь товарищу, уступать друг другу, договариваться), стараемся вызвать  добрые чувства (внимания, заботы) к кукле, передающей образ человека.

            Труд для детей раннего возраста  это самообслуживание в повседневной жизни. Осваивая навыки самообслуживания, ребенок чувствует большую самостоятельность, меньшую зависимость от взрослого. В процессе обучения навыкам самообслуживания мы используем   художественное слово, игровые ситуации с игрушками (приходит в гости  кукла, которая показывает,  как аккуратно вешают одежду на спинку стула).

            Для формирования первых навыков самообслуживания у детей, необходим показ действия, необходимо поощрять детей при попытках самостоятельно справиться с одеванием, умыванием, даже при  незначительных достижениях детей.

         В повседневной работе с детьми приучаем поддерживать порядок в группе (убирать игрушки после игр, задвигать стульчики после приёма пищи).Трудовые навыки также закрепляются во время свободной деятельности, дети приучаются самостоятельно приносить и убирать материал на место после работы (это у детей получается не сразу, а после многократных показов, напоминаний, похвалы), многие упражнения в практической зоне способствуют овладению навыками застегивания, расстегивания, шнурования.

          Труд в природе: дети помогают поливать и опрыскивать комнатные цветы. Это происходит при нашем участии, так как дети  раннего возраста при осваивании трудовых действий часто нуждаются в помощи. Дети учатся бережно обращаться с цветами, ухаживать за ними, наблюдать за ростом, все это  воспитывает любовь и  бережное отношение к природе.

          Труд на участке: зимой дети помогают расчищать дорожки от снега; летом посильная  помощь в перекопке песка; помогают выносить корзину с игрушками.

Во время прогулок проводим наблюдения за работой дворника. (Он подметает двор и дорожки), за машиной заезжающей во двор сада (Это водитель привёз ребятам продукты (хлеб, молоко).

В процессе наблюдения за трудом водителя, дворника стремимся вызвать у детей доброжелательное отношение к ним, желание помочь. Эти наблюдения за трудом дворника, водителя закрепляются в играх в группе.

          При ознакомлении детей с трудом взрослых также используем  иллюстрации различных профессий (доктор, парикмахер, водитель, дворник), орудий труда, дидактические игры типа «Подбери пару», «Играем в профессии», чтение художественной литературы, наблюдения за трудом взрослых.

Для успешного решения задач нравственно - трудового воспитания уделяем внимание  работе с родителями. В своей работе используем памятки и рекомендации «Как вырастить помощника», «Воспитание у детей навыков самообслуживания», беседы на тему «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка», консультации «Учимся одеваться самостоятельно», «Учим детей самостоятельности», готовим фотовыставку «Наш день в саду».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. Развивать нравственно- волевые качества личности необходимо уже в дошкольном возрасте. К ним относятс...

Консультация для родителей "Роль трудового воспитания в развитии нравственно-волевых качеств дошкольника"

В статье говорится о такой важной составляющей дошкольного образования, как трудовое воспитание, о роли родителей в воспитании способности к труду....

«Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр» март

laquo;Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр» март...

Консультация для педагогов на тему: «Развитие нравственно – волевых качеств дошкольников посредством игр».

Формирование нравственно - волевой сферы — важное условие всестороннего воспитания личности ребёнка. Деятельность, которая приносит ребёнку удовольствие, способству...

Конспект НОД в подготовительной группе. «Развитие нравственно-патриотических качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с историей родного города». Тема: «Люби и знай свой край».

Программное содержание:Образовательные: Продолжить работу по формированию нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством приобения их к истории народа, родного края...

Развитие нравственно- волевых качеств дошкольников посредством игр.

Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка....