Мастер-класс для педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности. «Волшебный мир»
статья (средняя, старшая группа)

Смирнова Наталья Викторовна

Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу. Ребёнок способен к самостоятельному поиску знаний, если педагог подготовил к этому соответствующие условия. Педагогу важно организовать занятие по опытно-экспериментальной деятельности так, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности.

«Волшебный мир»

Цель: Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через экспериментально-исследовательскую деятельность.

 Задачи: Поделиться с педагогами опытом по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность; сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников;

Практическая значимость: Данный мастер-класс может быть интересен и педагогам, использующим экспериментирование в своей работе, возможно, они найдут для себя что-то новое, и не использующим в своей работе экспериментальную деятельность, так как поймут насколько это интересно и увлекательно.

Оборудование: Ёмкость с водой, ёмкость с песком, бумага, ножницы, карандаш, банка с горячей водой, крышка с дырочками, лед, газированная вода, ягоды винограда, слепки следов, железная пластина, деревянная пластина.

Ход мастер-класса:

-Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности .

Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка — дошкольника?

Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности и творческих способностей. Ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Расширяется кругозор детей. Поддерживается у детей инициатива, сообразительность, пытливость, самостоятельность. Обогащается словарный запас. Происходит воспитание у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Сегодня, я хочу показать вам в форме сказки, некоторые виды экспериментирования с разными материалами.

 Сказка называется: «Волшебный мир»

 На одном птичьем дворе у мамы-курицы вылупились цыплята. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой-курицей, только один был уж очень любопытный. Устав отвечать на постоянные вопросы цыпленка: когда? зачем? где? почему? - мама-курица просто перестала обращать на него внимание. Обидевшись, цыпленок решил узнать, что же там за забором птичьего двора и пошел открывать мир.

Выйдя за забор, он увидел большой водоём круглой формы, он подошел к берегу. Припекало солнце, цыпленку захотелось пить. Он попробовал воду - без вкуса, понюхал ее-без запаха, посмотрел, а вода прозрачная.

Вывод: закрепляем знания о свойствах воды: не имеет вкуса, запаха, прозрачная.

-Он увидел, что вокруг плавает много загадочных цветов, которых он раньше никогда ни видел - это были кувшинки. А так, как было утро и солнышко начало всходить - то цыпленок смог увидеть, как распускаются эти прекрасные цветы.

Опыт 1:Вырезаем из белой бумаги цветы с длинными лепестками, закручиваем лепестки при помощи карандаша. Опустите кувшинки на воду. Что происходит? (Лепестки цветов «распускаются»). Почему?

Вывод: Бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки «распускаются».

-Цыпленок захотел поближе рассмотреть эти прекрасные цветы, но он не умел плавать. Поэтому ему нужно было на чем-то подплыть к цветам. Посмотрев по сторонам, он увидел кусок коры дерева, металлическую пластинку. С трудом опустив металлическую пластинку в воду, он с ужасом заметил, что она утонула. Следующую попытку он проделал с корой дерева и увидел, что она плавает.

Опыт 2:Опускаем в емкость с водой металлическую пластинку и кору дерева. Вывод: Металл тяжелый, тонет в воде, кора дерева легче и поэтому не тонет.

-Проплывая по водоёму, цыпленок увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке. Цыпленку не давал покоя вопрос: «Почему же плавают эти загадочные существа?»

Опыт 3:Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько ягод винограда. Они падают на дно стакана, т.к. они тяжелее воды и поэтому тонут. А потом виноградины всплывают и снова падают. Вывод: В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают виноградины; потом пузырьки воздуха лопаются, а тяжелый виноград снова опускается на дно.

- Но тут вдруг подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.

 Опыт 4: Наливаем в банку горячей воды. Банку закройте крышкой с дырочками, сверху положите несколько кубиков льда. Получаются капельки дождя. Вывод: Лед тает от теплого воздуха и превращается в капельки воды.

- Прошло немного времени, дождь закончился, снова появилось солнце. Цыпленок решил идти дальше. Тут он увидел, что, идя по мокрому песку, после него остаются следы, а потом он увидел еще другие следы, и был в недоумении, кто же это?

Опыт 5:Песок смачивается водой, чтобы видно было отпечатки, затем делаем отпечатки на песке заранее изготовленными слепками следов (следы можно изготовить из пластилина, дерева). Вывод: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет.

-Цыпленку очень понравилось познавать этот огромный, удивительный и волшебный окружающий мир. Ему захотел поскорее вернуться на птичий двор и рассказать обо всем своей маме.

Итог: Познавательная деятельность понимается не только, как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Методика экспериментально-исследовательской деятельности с дошкольниками"

Данный материал поможет воспитателям в работе по организации экспериментально-исследовательской деятельности с дошкольниками...

Мастер – класс совместно с педагогом-психологом по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Страна Волшебных красок»

Цель:Содействие сохранению физического, психологи­ческого, социального здоровья педагогов, формированию позитив­ного мышления.Задачи:1.     Создание благоприятных условий д...

Мастер-класс для педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности на тему: «Волшебный мир»

Цель мастер – класса:                    Представление опыта работы с детьми дошкольного возра...

Мастер-класс по конструированию на основе экспериментально-исследовательской деятельности на тему: «Калейдоскоп»

Цель: Содействовать совершенствованию умений в конструктивной деятельности, формировать умение создавать конструкции в соответствии с конкретными условиями. Развивать творческие способности детей...

Мастер-класс класс для педагогов «Дидактическая игра как средство сенсорного развития у детей дошкольного возраста»

Актуальность: Основным средством для сенсорного развития являются дидактические игры. Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время расширяет представление детей об окружающем мире, ...

Мастер-класс для педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности

Данный мастер-класс может быть интересен педагогам, использующим экспериментироване в своей работе, возможно, они найдут для себя что-то новое, и не использующим в своей работе эксперимнтальную деятел...