Статья "Элементы песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста"
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
В данной статье идет речь о элементах песочной терапии, которые можно использовать в логопедической работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elementy_pesochnoy_terapii.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»
Татьяна Евгеньевна Кускова, учитель-логопед
ГАДОУ «Детский сад №15
Колпинского района Санкт-Петербурга»
В настоящее время число детей с нарушениями речи возрастает год от года. Появляется большое количество детей со сложной структурой дефекта в речи. В связи с этим возникают большие трудности в коррекционной работе. Помимо традиционных форм обучения в логопедии широко используются инновационные подходы, одним из которых является песочная терапия.
Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом. Естественные потребности ребенка играть с песком, определяют возможности его использования в деятельности логопеда. Используя элементы песочной терапии, повышается интерес детей, возрастает эффективность занятия. Они рассматривают это как игру, которая является диагностическим инструментом и методикой коррекции.
По-моему мнению, использование элементов песочной терапии дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.
Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
Во-вторых, с помощью песка развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».
В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.
В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
В своей логопедической работе я использую элементы песочной терапии в работе по автоматизации звуков. Например, высыпая песок, дети произносят изолированный звук.
Кроме этого, песок используется для развития воздушной струи. Для этого нужно спрятать в песок предметы и с помощью трубочки дуть до тех пор, пока они не появятся. Дополнительно можно придумать историю про найденный предмет.
Также на песке можно одновременно рисовать двумя руками и выкладывать буквы бусинами – это служит развитию межполушарного взаимодействия.
Для формирования связной речи можно нарисовать целую «песочную» картину и составить по ней рассказ.
Также песок используется для развития лексико-грамматического строя речи. Например, для отработки предлогов, из песка нужно сделать горки и размещать предметы за горкой, перед горкой, на горке.
Таким образом, элементы песочной терапии на логопедических занятиях, учитывая закономерности и особенности развития детей с речевыми нарушениями, позволяют повысить эффективность коррекционного обучения, предупредить появление вторичных нарушений, повысить качество работы по исправлению недоразвития всех компонентов речи воспитанников, повысить результативность и качество коррекционно-развивающей работы.
Список используемой литературы:
1.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь, 2001.С.279–299.
2. Набойкина. Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком / Е.Л. Набойкина – СПб.: Речь, 2006.-144с.
3.Забуга О. В. Использование элементов песочной и акватерапии в работе логопеда при коррекции всех сторон речи у дошкольников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 189-191. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8921/ (дата обращения: 05.03.2019).
4. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
5. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович – СПб. : Речь,2006.– 176с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ
Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. На фоне комплексной логопедической по...
Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ
Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, ...
«Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда»
Принцип терапии песком был предложен ещё Карлом Густавом Юнгом, замечательным швейцарским психологом и философом, основателем аналитической терапии. Песочная терапия - одна из разновидностей игр...
Статья « Песочная терапия в работе учителя – логопеда».
Логопедические игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно- образовательной работе логопеда детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрыть...
МАСТЕР – КЛАСС для воспитателей «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми»
мастер-класс для воспитателей...
Возможности использования метода песочной терапии в работе учителя -логопеда с детьми, имеющими РАС
Описан опыт применения песочной терапиив коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Приводятся приемы работы с песочным столом с подсветкой, классической (песочницей ...
Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста
В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с речевыми ...