Статья "Элементы песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста"
статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Кускова Татьяна Евгеньевна

В данной статье идет речь о элементах песочной терапии, которые можно использовать в логопедической работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elementy_pesochnoy_terapii.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»

Татьяна Евгеньевна Кускова, учитель-логопед

ГАДОУ «Детский сад №15

Колпинского района Санкт-Петербурга»

В настоящее время число детей с нарушениями речи возрастает год от года. Появляется большое количество детей со сложной структурой дефекта в речи. В связи с этим возникают большие трудности в коррекционной работе.  Помимо традиционных форм обучения в логопедии широко используются инновационные подходы, одним из которых является песочная терапия.

Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом. Естественные потребности ребенка играть с песком, определяют возможности его использования в деятельности логопеда. Используя элементы песочной терапии, повышается интерес детей, возрастает эффективность занятия. Они рассматривают это как игру, которая является диагностическим инструментом и методикой коррекции.

По-моему мнению, использование элементов песочной терапии дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, с помощью песка развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика.

В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

В своей логопедической работе я использую элементы песочной терапии в работе по автоматизации звуков. Например, высыпая песок, дети произносят изолированный звук.

Кроме этого, песок используется для развития воздушной струи. Для этого нужно спрятать в песок предметы и с помощью трубочки дуть до тех пор, пока они не появятся. Дополнительно можно придумать историю про найденный предмет.

Также на песке можно одновременно рисовать двумя руками и выкладывать буквы бусинами – это служит развитию межполушарного взаимодействия.

Для формирования связной речи можно нарисовать целую «песочную» картину и составить по ней рассказ.

Также песок используется для развития лексико-грамматического строя речи. Например, для отработки предлогов, из песка нужно сделать горки и размещать предметы за горкой, перед горкой, на горке.

Таким образом, элементы песочной терапии на логопедических занятиях, учитывая закономерности и особенности развития детей с речевыми нарушениями, позволяют повысить эффективность коррекционного обучения, предупредить появление вторичных нарушений, повысить качество работы по исправлению недоразвития всех компонентов речи воспитанников, повысить результативность и качество коррекционно-развивающей работы.

Список используемой литературы:

1.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь, 2001.С.279–299.

2. Набойкина. Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком / Е.Л. Набойкина – СПб.: Речь, 2006.-144с.

3.Забуга О. В. Использование элементов песочной и акватерапии в работе логопеда при коррекции всех сторон речи у дошкольников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 189-191. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8921/ (дата обращения: 05.03.2019).

4. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005

5. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович   – СПб. : Речь,2006.– 176с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование элементов песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения  речи. На фоне комплексной логопедической по...

Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Естественная потребность ребенка «возиться» с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психотерапевту, ...

«Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда»

Принцип терапии песком был предложен ещё Карлом Густавом Юнгом, замечательным швейцарским психологом и философом, основателем аналитической терапии. Песочная терапия  - одна из разновидностей игр...

Статья « Песочная терапия в работе учителя – логопеда».

Логопедические игры с песком считаю очень эффективным и современным решением в коррекционно- образовательной работе логопеда детского сада. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрыть...

Возможности использования метода песочной терапии в работе учителя -логопеда с детьми, имеющими РАС

Описан опыт применения песочной терапиив коррекционной работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра. Приводятся приемы работы с песочным столом с подсветкой, классической (песочницей ...

Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста

В современных социально – экономических условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с речевыми ...