Семинар - практикум «Знакомство детей дошкольного возраста с православными праздниками»
методическая разработка
В настоящее время много внимания уделяется проблеме духовно-нравственного воспитания детей. Несомненно, что духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формируют гражданские позиции, патриотическую и семейную ориентацию, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Поэтому необходимо уже в дошкольном возрасте знакомить детей с традициями духовной и православной культуры, из которых самое видное место занимают, конечно, праздники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ д/сад №10 «Звёздочка»
г. Невеля Псковской области
« Знакомство детей дошкольного возраста с православными праздниками»
Воспитатель: Шабанова Н.А.
2004 год
На тревожный гоголевский вопрос: «Русь, куда же несёшься ты?» - нет ответа до сих пор. И чем дальше уносится куда-то Русь, приблизившись к 21 веку, тем труднее ответить на него, тем заинтересованнее вглядываемся мы в своё прошлое и, пытаясь ответить на вопрос о будущности России, всё чаще спрашиваем о другом: «Русь, откуда несёшься ты?» Потому что отчётливо понимаем: мы не имеем права не помнить наше прошлое, мы должны сделать всё, чтобы не уснула окончательно наша дремлющая историческая память. Попытка рассказать – пусть коротко, выборочно – о таком неординарном, интересном, вобравшим в себя все элементы народной жизни явлении, как народно – православные праздники, призвана разбудить нашу историческую память и обогатить наши представления о жизни и труде наших предков, о религиозных, культурных, нравственно - этических основах их бытия. Кроме того, знакомство с православными праздниками ведёт нас к истокам нашей веры, национального самосознания, к первоосновам нравственности народа.
Праздник всегда шагал в ногу с историей человечества, являясь живым организмом народа – организмом сложным, очень подвижным. Как человек, наследующий свойства родителей, праздник в течение веков вбирал черты исторической, религиозной народной жизни. И как всякий живой организм, он проходил основные этапы эволюции: младенчество (им было язычество), отрочество (его уместно соотнести с принятием христианства и первых веков его существования на Руси). « Взрослость» праздника соотносится с веками утверждения и расцвета христианства.
Принятие христианства означало начало новой эпохи в жизни Руси. Ритмика праздников в дохристианский период была подчинена смене времён года, которые обусловливали занятия земледельца. Русичам – язычникам после крещения пришлось овладеть не только знанием православного учения, но и постичь, соотнести всё это с прежними своими верованиями. Процесс этого постижения был сложным, протяжённым во времени. Он нашёл полное отражение в праздниках: народные, языческие, они вбирали праздники христианские, или, наоборот, христианские праздники входили в жизнь и быт народа и переосмысливались в народном сознании. Именно поэтому мы говорим о народно – православных праздниках. Слитые воедино, они оказывали друг на друга влияние на протяжении веков, и это сложное соединение народного и православного начал сформировали стройную систему верований. Церковный календарь чётко и органично вошёл в трудовой ритм, эстетику, годовой сельскохозяйственный цикл православного россиянина.
Напомним об особенностях нашего календаря. До 1342 года по языческой традиции год начинался с марта – времени весеннего равноденствия и пробуждения природы. Январь, таким образом, был одиннадцатым месяцем.
С 1343 года Новый год стали праздновать 1 сентября. Январь стал, соответственно, пятым месяцем. Реформа летоисчисления, проведённая Петром Первым в соответствии с западноевропейским календарём, сделала январь первым месяцем года. И с 1 января 1700 года счёт лет начали вести не от сотворения мира (по христианским представлениям – 1 марта 5508 года), а от Рождества Христова. Названия же месяцев утвердились те, что с принятием христианства пришли к нам из Древнего Рима.
Напомним также о традиционной церковной дифференциации праздников. Этих особых праздников – двенадцать, поэтому они называются двунадесятыми. По литургическому принципу внутри годового круга они, в свою очередь, разделяются на две категории. Первая категория – неподвижные непереходящие) праздники: они всегда приходятся на строго определённое число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых праздников:
1. Рождество Пресвятой Богородицы.
2. Воздвижение Креста Господня.
3. Введение (вход) во храм Пресвятой Богородицы.
4. Рождество христово.
5. Богоявление, или крещение Господня.
6. Сретение Господне.
7. Благовещение Пресвятой Богородицы.
8. Преображение Господне.
9. Успение Пресвятой Богородицы.
Вторая категория двунадесятых праздников – переходящие (подвижные): они принадлежат к так называемому пасхальному циклу, всегда отстоят на известное число дней от Пасхи и переходят в разные годы на те или другие числа. Это три праздника:
1. Вход Господень в Иерусалим (иначе Вербное Воскресенье) празднуется за неделю до Пасхи.
2. Вознесение Господне (празднуется через 40 дней после Пасхи, то есть всегда в четверг шестой месяц по Пасхе.
3. День Святой Троицы, Пятидесятница (через 7 недель, всегда в воскресенье).
Сам Праздник Пасхи – День светлого Христова Воскресенья – в этот счёт не входит, ибо он есть « праздник праздников и торжество торжеств», и поэтому не может стоять в ряду других праздников и быть с ними сравниваем. Праздник Пасхи перемещается – так называемые «пасхальные пределы» - в пределам 35 дней: от 22 марта (4 апреля) до 25 апреля (8 мая) и может падать на любой из воскресных дней в этот период. По значимости к двунадесятым, согласно церковной традиции приближаются великие праздники: в честь св. Иоанне Предтечи, в честь св. первоверховных апостолов Петра и Павла, Покров Пресвятой Богородицы и Обрезание Господне.
Кроме того, существуют особо чтимые праздники. Это праздники – весенний и зимний в честь чудотворца и св. угодника Николая, а также два праздника в честь св. великомученика Георгия Победоносца: Егорий вешний (Юрьев день весенний) и Егорий осенний (Юрий холодный). Это и посвящённый памяти пророка и чудотворца Ильи – Ильин день. Помимо двунадесятых, великих и особо чтимых христианских праздников, есть и ещё несколько особенно любимых в народе и важных в бытовом плане праздников, дней памяти святых угодников (например, Космы и Дамиана, св. Екатерины и др.).
І. РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ – 8(21) сентября.
День Рождества Пресвятой Богородицы считается первым в цикле великих двунадесятых праздников, т.к. Церковный год начинается с 1 сентября. Церковное придание гласит, что родители Пресвятой Девы были благочестивые Иоаким и Анна. Уже в преклонные годы по особому обетованию Божию они родили дочь, имя которой – Мария – было предуказано ангелом, возвестившим им и о самом её рождении.
Народ называет этот праздник Малой Пречистою или Госпожинками. Нередко дент этот звали в разных регионах России Аспожка, или Спасовым, Аспасовым днём, осенинами. В сельскохозяйственной практике этот день был, когда убирали на зиму пчелиные улья, собирали лук, а праздник в целом знаменовал окончание главных летних полевых работ и начало осенних приготовлений. Богородицу – небесную покровительницу земледелия, подательницу урожая, спорительницу хлебов – за собранный урожай и просили её помощи на год будущий.
ІІ. ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ – 14(27) сентября.
Историческое содержание этого древнейшего двунадесятого христианского праздника объясняется различно, и при этом обычно имеются в виду три события, происходивших в разное время, но соединённых общей святыней – крестом. Празднование Воздвижения Церковью продолжается девять дней: с вечера 27 сентября и до 4 октября (по н.ст). Прославление же Креста Церковь Начинает уже 1 августа – с первого Спаса.
В русских летописях Воздвижение именовалось ещё «ставровым днём» от слова Крест. В народе, связывая праздник с природными явлениями и родом занятий в это время года, его называли Сдвижением или Вдвижением. Это нашло отражение в пословицах, поговорках, приметах: «Пришло Сдвижение – кафтан с шубой сдвинулся», «Хлеб с поля на гумно движется», «Воздвижение – последняя конца с поля двинулась», «Воздвижение осень навстречу зиме двигает и др».
Воздвижение на селе было связано с окончанием работ в поле и на огородах. Заготавливались на зиму капуста и другие овощи. В этот день совершались крестные ходы и служились молебны о будущем урожае, исцелении больных, т.к. наши предки верили в исцеляющую, помогающую, благодатную силу креста. Бытовало в народном быту ещё одно поверье: на праздник Воздвижения змеи, свившись клубками, впадают в спячку, поэтому в лес на Воздвижение ходить нельзя. В тёплые страны улетают птицы, и первой в обетованную страну улетают – и последней возвращается оттуда – кукушка.
ІІІ. ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ – 21ноября
(4 декабря).
В основу праздника Введение легли такие события: когда Марии исполнилось 3 года, родители решили выполнить данный Господу обет: посвятить жизнь Марии Богу, её одели в лучшие одежды, снарядили своих ближних родственников вместе с детьми, и шествие двинулось в Храм. Праведная Анна поставила малютку на первую ступень крыльца храма. И совершилось великое знамение: никем не поддерживаемая Мария легко и прямо взошла на вершину крыльца. Все были изумлены. Первосвященник повёл за собою Марию в сокровенную глубину храма, во «Святая Святых». Туда не позволяли входить не только никому из женщин, но не ступали туда и священники. Это необыкновенное событие поразило не только людей, но и ангелов, которым ещё не было открыто предназначение Марии. В память этого события Церковь и установила праздник Введения – в конце 4 века. Так и жила Мария во храме до 14 лет,. За это время умерли её родители. Когда исполнилось Марии 14 лет, по обычаю ей полагалось оставить храм и выйти замуж.
О высоком смысле и значимости праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы говорится так: привести в Храм – это значит жизнь ввести в соприкосновение с Богом, дать жизни конечную цель и назначение, осветить её изнутри светом. Веками люди верили, что только в Храме может человек соприкоснуться с Богом.
Праздник Введения, на который бывает то оттепель, то стужа, народный календарь помечает поговорками, приметами: «На Введенье – леденье», «Введенье пришло – зиму привело». От названии я праздника – и название первых заморозков – Введенские.
ІV. РОЖДЕСТВО (Христово) ГОСПОДА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА) – 25 декабря (7 января).
Этот великий двунадесятый праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа считается вторым после Пасхи. Рождество Иисуса Христа было так: римский император Август хотел узнать, сколько у него подданных, для этого он велел произвести перепись народа. Каждый должен был записаться в том городе, откуда он был родом. Городом предков Иисуса Христа был Вифлеем, туда вместе с Пресвятой Девой Марией и отправился праведный Иосиф. После долгого и утомительного путешествия усталые путники наконец достигли Вифлеема, но места для ночлега в городе они не нашли, т.к. там было очень много народа. Тёмная восточная ночь застала путников на окраине города, перед ними была безлюдная пустыня, усталые и изнурённые стояли они, не зная, куда им идти. Наконец, они увидели пещеру, служившую для пастухов и их стада убежищем во время зимних непогод. Здесь – то, под сводами этой мрачной и убогой пещеры, родился от Пресвятой Девы Марии Царь мира – Господь наш Иисус Христос. В то время, когда родился Иисус Христос, на небе взошла особенно красивая, большая и светлая звезда. Она и возвестила о рождении Спасителя людей. Первыми о рождении Христа узнали пастухи, которые были в поле и пасли стада овец. Они услышали пение ангелов и увидели яркую звезду. Все поспешили к пещере, чтобы увидеть младенца и поднести ему свои дары.
В нашу жизнь Рождество вернулось совсем недавно. В недалёком прошлом о нём не принято было даже упоминать, зато сейчас это один из тех церковных праздников, который отмечается в государстве официально и считается нерабочим днём. На Западе существуют рождественские каникулы – целая неделя отдыха, и главные подарки там принято дарить именно на Рождество. У нас в это время каникулы только у школьников.
Но Рождество на Руси празднуют от души! Верующие люди готовятся к этому дню шестинедельным Филлиповым постом, а накануне праздника, в так называемый рождественский сочельник, не полагается есть до появления на небе первой звезды, напоминающей о том, как 20 веков назад загоревшаяся на небе Вифлеемская звезда возвестила людям о рождении Спасителя. К великому празднику верующие стремятся прийти чистыми душой, телом и духом.: идёт уборка в домах, топятся бани, все от мала до велика – моются и надевают чистую одежду. Сочельник было принято ознаменовывать добрыми делами: помогать страждущим и убогим, раздавать милостыню и делать приношения, посылать подарки. Рождество издавно сопровождалось красочными народными обычаями. Святочные обряды, гадания, хождения со звездой, ряжение и, конечно, колядки. Колядки – это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Тому, кто колядует, за поздравления, шутки – прибаутки, положено угощение или подарок. Невозможно представить этот праздник и без гаданий. Их великое множество: гадание на вещах, лошадях, курицах, на поленьях, на сковородах, на кольце, хлебе и т.д. С Рождественской ночи и до Крещения в честь Рождества Христова на Руси проходили 12-дневные празднества и торжества, которые назывались Святками, или Святыми вечерами, и которые были наполнены радостью и весельем.
V. СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА – 6(19) января.
Установлен этот праздник в честь крещения Иисуса Христа в тридцатилетнем возрасте в водах священной реки Иордан. Сам Господь, будучи безгрешным, в покаянии не нуждался, но принял крещение, положив своим примером начало великому таинству, через которое человек входит в церковь. Когда же Спаситель принял крещение, свершилось явление миру всех Трёх Лиц Святой Троицы: Бог – Сын крестился в водах Иорданских, Бог – Дух Святой сходил на него с небес в виде голубя, Бог – Отец свидетельствовал о сыне. В Крещенский Сочельник и в самый день праздника после литургии в храмах совершается великое освятение воды, после которого она становится великой святыней, исцеляющей душевные и телесные недуги. И действительно, такая вода очень долго остаётся свежей, не портится. На Крещение особенным считается даже снег, выпавший в этот день.
VІ. СРЕТЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА – 2 (15) февраля.
Спустя 40 дней после Рождества празднуется праздник Сретение – Встречи (встреча праведника Симеона и младенца Иисуса). В народном быту этот праздник воспринимался ещё, и как время встречи зимы с весною: «На Сретенье зима с летом встретилась», - говорили наши предки и добавляли верные приметы: «На Сретенье солнце на лето, зима на мороз поворотила». Очень часто в старину на Сретение ударяли последние зимние морозы. Их до сих пор называют Сретенскими, как и первые весенние оттепели, что случаются на этот праздник.
VІІ. БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ – 25 марта (7 апреля).
Это один из самых древнейших богородичных двунадесятых праздников. Он посвящён воспоминанию о возвещении ангелом Деве Марии об ожидавшем её (о том что она родит сына и назовёт его Иисусом – спасителя, который навсегда, навеки сделает бессильными все силы зла). Благовещение в народе воспринималось как праздник весны, как символ начала всеобщего благоденствия – в природе и в жизни людей. С праздником Благовещения связан добрый обычай в этот день выпускать из клеток птиц на волю. В старину пожилые женщины пережигали в этот день соль в печи. По поверью, эта соль чудесно исцеляет от всяких болезней, поэтому её кладут в тесто и пекут небольшие булки – их едят не только люди, но и добавляют в корм скоту. Тяжким грехом считалось в старину на Благовещение заниматься каким – либо делом. «Птица гнезда не вьёт, девица косу не плетёт», - говорили в народе. Издревле веровали, что на Благовещение, сам Господь благословляет землю и открывает её на плодородие. С Благовещением связано множество пословиц и примет: «Каково Благовещение проведёшь, таково и весь год», «Если в день Благовещения ветер, иней и туман – к урожайному году», «Покров – не лето, Благовещение – не зима», «На Благовещение дождь – родится рожь», «На Благовещение мороз – урожай на грузди» и т.д.
VІІІ.ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ – 6 (19) августа.
Этот праздник связан со следующим событием. Когда земной путь Господа стал подходить к концу, Христос, чтобы оградить своих учеников от опасности уныния, явил чудо преображения Господня. И до сих пор на горе Фавор – горе Преображения Господня – живёт память о посещении её Спасителем. Местные жители рассказывают, что в ночь Преображения над вершиной горы можно увидеть светлое облако.
Народное название праздника – второй Спас. Для крестьянина он начинается с посещения церковной службы, на которую приносились для освещения плоды садов и огородов. Приносились в храм для освещения и колосья и семена нового урожая злаков – над ними совершались молитва и окропление святой водой. Долгое время существовал обычай к празднику преображения распахивать землю под озимые. Следует добавить, что на Руси из всего множества созревающих фруктов и овощей к концу августа неизменно выделялись яблоки. Вот почему праздник Преображения часто называют ещё и «Спасом яблочным». Рассказ о празднике Преображения будет неполным без пословиц, примет: «А пришёл Спас – всему час: плоды зреют», «На второй Спас и нищий яблочко съест», «Второй Спас – шубу припас», «На второй Спас бери голицы про запас», «Со второго Спаса засевай озимы» и др.
ІX. УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ -15(28) августа.
Празднику Успения предшествует двухнедельный пост. Вспоминая Успение Богородицы, церковь учит нас, что смерть – не уничтожение нашего бытия, а только переход с земли на небо, от тления и разрушения – к вечному бессмертию. Праздник Успения получил название Госпожинок, Госпожина дня. В силу того, что к этому времени заканчивается жатва, то и сам праздник называли Оспожинками. Праздник начинался на селе с церковной утренней службы, на которую приносили семена или колосья для благословения и освещения. В старину селяне устраивали в этот день весёлый и сытный пир. По старому обычаю на поле оставляли немного несрезанных колосьев, перевязывали их лентой и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!». Народные присловья праздника Успения полны мудрых заветов молодым земледельцам: «С Успенья солнце засыпается», «На Успенье огурцы солить, на Сергея (8 октября) капусту рубить», «Озимь сей за три дня до Успенья и три после», «До Успенья пахать – лишнюю копну нажать» и др.
Итак, это был рассказ о переходящих церковных праздниках, а теперь следует уделить внимание и второй категории двунадесятых праздников – переходящим.
X. ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ) – за 6 дней до ПАСХИ.
Этот праздник посвящён вступлению Иисуса Христа в Иерусалим. Но вступает он не так, как раньше: неузнанный, неизвестный, а сам как бы готовит своё торжество. Он приказывает ученикам привести молодую ослицу, садится на неё и вступает в город, предшествуемый толпой и детьми с пальмовыми ветвями в руках. И толпа приветствуеи егЕго как царя, т.е. Христос был признан народом как Царь.
Праздник входа Господня в Иерусалим на Руси издревле назывался Вербным Воскресеньем. Верба играла ту же роль, что пальмовые ветви, которыми народ приветствовал въезжавшего в город Христа. Верба освещалась святой водой. Вербе приписывалась магическая сила, способствовала плодородию будущему урожаю. Считалось также, что верба обладает способностью наделять здоровьем, предохранять от заболеваний и очищать от нечистой силы, охранять дома от пожаров. Следуя убеждению, что верба обладает универсальной целебной силой, наши предки съедали с освещённой вербы по девять шишек, считая, что это предохранит от болезней. Во время грозы освещённую вербу вынимали из-за божницы и ставили на подоконник – верили, что это спасёт от попадания молнии.
ПАСХА – СВЕЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ – не ранее 22 марта
(4 апреля) и не позднее 25 апреля (8 мая).
Для православных этот день – праздник праздников и торжество из торжеств: он главный праздник в православии. Ничто не может сравниться с ним по силе воздействия на умы и души, по красоте и торжественности. Пасха всегда приходится на весенние дни, когда возрождающаяся природа сама способствует торжеству, воодушевляет народ. Во время Великого семинедельного поста люди должны задуматься над своей жизнью, раскаяться, очиститься, внутренне обновиться. Заключительная неделя поста носит название страстной, т.к. в эту неделю вспоминают страсти Господни – страдания Иисуса Христа перед казнью, крестные муки и погребение. Каждый день Страстной недели именуется святым и великим, а именно: понедельник, вторник, среда – Христос посвятил проповедям в храме, страстной четверг – Это Тайная вечеря и предательство Иуды и арест Христа, пятница Страстной недели – это день суда и смерти Иисуса Христа, суббота – день погребения его и воскресенье – воскресение Христа из мёртвых. Ночь Великой Субботы на Руси всегда становится чудным, величественным зрелищем. Люди заполняют храмы, ждут крестного хода. Перед полночью торжественная процессия выходит из храма и начинается крестный ход вокруг церкви, в руках людей свечи, духовенство с крестами, иконами. Церковный хор возвещает радость великую: «Христос воскрес! – Воистину воскрес!». Только в этот день святой праздник существует обычай: все верующие поздравляют друг друга с праздником, обнимают, целуют троекратно, приветствуют словами: «Христос Воскрес!» и отвечают «Воистину воскрес», обмениваются при этом яйцами. Яйцо – символ возникновения жизни в недрах её и то же время символ гроба, то есть круга жизни от рождения до смерти. Красный цвет яйца – символ крови Господней, оно означает наше возрождение кровью Христа. Сейчас яйца красят в различные цвета и покрывают различными затейливыми узорами. В отличие от красных – «крашенок», их называют «писанками». Яйцо, кроме этого воспринимается как символ всего цветущего и живущего в мире. Вот почему оно стало составной частью обряда в пору посевной, в мешок с семенами клали праздничные яйца, а скорлупу при посеве разбрасывали по полю и приговаривали: «Роди, Боже, конопли билы, як яйца».
В пасхальный обряд входит также благословение и освящение явст: сыра, куличей. Радостно, весело, по – настоящему празднично было на Руси на Пасху; колокольный звон, различные игры, развлечения, хождения в гости, катание крашеных яиц. На Пасху принято было устраивать качели для детей. Был на Пасху также обычай посещать кладбище. Ходили христосоваться к умершим родственникам, оставляли на могилах крашеные яйца, куличи, сладости. Этот обычай жив и ныне.
XІ. ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ празднуется на 40-й день после Пасхи. В течение 40 дней после Воскресения Христа являлся своим ученикам, беседовал с ними. На 40 – й день после Пасхи Христос вознёсся в облаке на небо. Смысл и цель этого праздника в том, чтобы мы, следуя мысленно за вознёсшимся Христом, возносились духом, научились и земной и небесной мудрости. В народном календаре этот день был днём памяти умерших родителей и предков. Праздник Вознесения совпадает с разгаром полевых работ: «Придёт Вознесеньев день, - говорили в народе, - сбросит весна красна лень, летом обернётся – прикинется, за работу в поле примется».
XІІ. ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ – ПЯТИДЕСЯТНИЦА.
Через 9 дней после Вознесенья и 50 дней после Пасхи христиане празднуют сошествие Святого Духа. Церковное название праздника Пятидесятница, народное – ТРОИЦА. Божество триедино, Бог существует в трёх лицах Святой Троицы: Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Дух Святой, отсюда название Троица. Сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы окончательно утверждена была Церковь Христова. На месте сошествия Святого Духа был построен первый христианский храм. На Троицу храмы и дома украшают ветками берёзы, а также травами и цветами. На церковной службе также стояли с цветами в руках. Это символизировало обновление людей силою сошедшего с небес Святого Духа, подобно тому, как обновляется весной и летом вся природа. Народ на Руси всегда любил Троицын день, причём празднества растягивались на всю седьмую после Пасхи неделю. Её называли ещё семицкой. Шумные игрища, гулянья по лесу, гадания и обряды, могли совершать только девушки. Недаром Троица считалась всегда девичьим праздником. Самое уважаемое дерево на Троицу – берёза. В старину считали, что берёза обладает особенной жизненной силой, дерево светлое и чистое, да и одевается в зелёный наряд оно раньше всех. Важнейшей частью семицких обрядов было и сохранилось до сих пор почитание мёртвых, их поминовение и чествование. Считалось, что от благорасположения духов предков и вообще умерших зависит хозяйственное и личное благополучие. Посещали могилы мёртвых, обметали их зеленью, украшали берёзовыми ветками и цветами, расставляли на могилах принесённое из дома угощение, угощались, оставляли на могилках помин, как бы приглашая к трапезе дорогих усопших.
В настоящее время много внимания уделяется проблеме духовно-нравственного воспитания детей. Несомненно, что духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций благотворно влияет на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формируют гражданские позиции, патриотическую и семейную ориентацию, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Поэтому необходимо уже в дошкольном возрасте знакомить детей с традициями духовной и православной культуры, из которых самое видное место занимают, конечно, праздники.
«Пусть каждый, - пишет К.Д.Успенский, -припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это – действительно событие в годовой детской жизни, - и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как мы считаем свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. Церковь со своими торжественными обрядами, природа со своими годовыми переменами и семья со своими праздничными традициями – вот три элемента, озаряющие в моей памяти каждый праздник моего детства».
Знакомство дошкольников с праздником делится на 3 этапа: подготовительный, проведение праздника и заключительный. Все православные праздники связаны с теми или иными событиями, описанными в Священном писании. Поэтому на первом этапе я старалась дать детям доступные знания о Боге, о Кресте, о Церкви. В этом мне помогла Библия для детей. Ребёнок, как известно, легко и быстро увлекается хорошими примерами, его сердце внимательно и чутко к великим подвигам, которых так много в Библии. В книге очень просто и наглядно проиллюстрированы важнейшие события Ветхого и Нового Заветов. Дети узнали о сотворении мира и человека, о рождении Девы – Марии, о том, как Бог послал на землю Спасителя – Иисуса Христа, о его детстве, о том, что он был усердный и внимательный, добрый и послушный, все поражались его умом и богатством знаний. С большим интересом дети слушали о чудесах Иисуса Христа, о том, как он исцелял людей, предании Иисуса и его распятии и как после смерти он воскрес. Дети очень увлеклись чтением этой книги и часто перед сном просили: «Почитайте нам про Иисуса Христа». Это значило, что эта книга затронула их душу. Очень просто и доступно дети узнали о простых истинах:
учись дорожить каждой крошкой хлеба, любить всех людей, делать добро; поделись последним куском хлеба с товарищем; помогайте другим и вам помогут. « На хорошем, цветущем дереве не вырастут плохие плоды, так и хороший добросердный человек не сделает худого зла», - так учил Иисус народ. Понять содержание прочитанного помогают яркие, красочные иллюстрации в книге, которые уяснят и укрепят в детской душе всё то, что прочитано.
Познакомив детей с событиями из Священной книги, можно было начинать знакомство с православными праздниками, связав их с событиями Церковной жизни. Очень хорошо сделать годовой круг Православных праздников (прилагается). Здесь отчётливо видны все двунадесятые праздники, последовательность смены, даты празднования. Начинается календарь православных праздников с 1 сентября. Кроме того праздники разделены по сезонам. Согласно календарю знакомлю детей с историей праздника, как отмечают праздник в церкви, связывали церковное название праздника с народным, обычаи и обряды в старину и сейчас, а также с приметами и народными пословицами.
При знакомстве с праздниками стараюсь использовать направленный диалог, учу выражать свои мысли и чувства, делиться впечатлениями об увиденном и услышанном.
Первыми православными праздниками были Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня и Введение во Храм Пресвятой Богородицы. На всех этапах знакомства с праздниками я использовала разные методы: словесные (чтение детской библии, заучивание пословиц и примет праздника, беседы с детьми в форме диалога), наглядные (показ демонстрационного материала о празднике, дополнительно, при знакомстве с Воздвижением Креста показывали детям крестики, а при знакомстве с праздником введения во Храм – изображения различных храмов, предметов церковной утвари – свечи, иконы и др.) и практические методы: рисование на темы праздника: «Матерь Божья с младенцем», крестики простой и восьмиугольный; учила детей креститься, правильно сложив пальцы на лоб, живот, на правое и левое плечо; использовала такой практический метод, как посещение храма с родителями, где ребёнок мог воочию увидеть то, о чём я рассказывала: множество икон с изображением Иисуса Христа, Божьей Матери, ангелов, святых, горящие свечи и самое святое место в храме – алтарь). Многие родители, не все конечно же, откликнулись на моё предложение, а дети побывавшие в церкви, рассказывали о том, что они видели, делились впечатлениями.
Следующее знакомство с одним из самых великих праздников – с Рождеством Христовым. Провела с детьми беседу о празднике, рассказала о том, как встречают Рождество в церкви и как сопровождается этот праздник красочными народными обычаями. Пришлось немало потрудиться, чтобы найти побольше дополнительной литературы, помогли мне в этом родители. Читали очень много стихов, легенд, притчи о трёх деревьях, о рождественских розах и др. Прослушали в записи на кассете о рождении Христа, молитвенные песнопения, стихи о Рождестве, о рождественской звезде, о том, как празднуют на Руси этот великий праздник. Вместе с детьми я сама узнавала много нового, интересного, затронувшего душу. Затем мы решили поставить спектакль и участвовать в областном конкурсе «На лучший спектакль к Рождеству Христову». Составили сценарий, распределили роли и началась упорная работа. Дети учили слова, старались читать выразительно, и всем хотелось участвовать в спектакле. Но по условиям конкурса мы были поставлены в строгие рамки – не более 10 детей и на 20 минут. Много времени и хлопот было с сооружением пещеры, продумали, как лучше сшить костюмы. Всем хватало работы. Хочется сказать слова благодарности всем воспитателям за помощь в подготовке спектакля. Очень заинтересовались и родители. Они помогали нам в изготовлении атрибутов, костюмов, покупали материал, дождик, ходили в церковь за советом как правильно изображать рождественскую звезду.
Таким образом выяснили, что рисовать её нужно восьмиконечной от креста. Вместе с детьми делали ингушки для рождественской ёлочки. В процессе подготовки спектакля дети очень заинтересовались, чувствовалось, что им нравится выступать, с каждой репетицией наши маленькие артисты становились раскованнее, даже что-то сами импровизировали. В результате получился прекрасный спектакль, посвящённый такому великому событию в православной жизни, как рождению Христа. Этот спектакль был показан не только для детей и родителей нашего детского сада, но и для педагогов района.
Впечатления от прочитанного и увиденного, от спектакля, дети отразили в рисунках. Но праздник Рождества Христова ещё не прошёл, вплоть до Крещения продолжаются Святки, со Святочными обрядами, гаданиями, хождением ряженых. Сейчас мы с детьми готовим Колядки, разучиваем частушки. Следующий праздник, с которым буду знакомить детей _ Крещение Иисуса Христа.
В заключении хочется преподнести всем присутствующим гостям небольшие подарки – вот таких ангелочков, сделанных детьми моей группы. Пусть эти маленькие бумажные ангелочки охраняют вас от зла и принесут в ваши дома мир, счастье и благополучие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар "Дидактические игры детей дошкольного возраста"
Теоретический семинар для воспитателей ДОУ...
Семинар "Физическое развитие детей дошкольного возраста".
Семинар "Физическое развитие детей дошкольного возраста" знакомит педагогов ДОУ с одним из главных направлений развития детей - физическое развитие....
Семинар "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"
Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учётом их гендерных особенностей....
Семинар практикум "Подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте"
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова....
Беседа для детей дошкольного возраста «Весенний православный праздник Пасха».
Наступил прекрасный весенний праздник, который называется «Пасха». Его отмечают на Руси (в России) с наступлением весны уже много – много лет. Пасха – это праздник ...
Презентация "Знакомство детей дошкольного возраста с православной культурой"
Детский сад – это первая ступень познаний детей, поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо знакомить маленьких детей с традициями духовной и православной культуры....