Семинар "Гендерное воспитание детей дошкольного возраста"
статья по теме
Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учётом их гендерных особенностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
текст | 44.23 КБ |
презентация ч.1 | 2.27 МБ |
Предварительный просмотр:
1. «Гендерное воспитание детей дошкольного возраста
- 2. Пол (от латинского - «secare» - разделять, делиться) —первоначально относится ни к чему иному, как к разделению человеческой расы на две группы: женщин и мужчин.
Каждый индивидуум принадлежит к одной из этих групп, к дному из двух полов. Человек является существом либо женского, либо мужского пола.
- Ге́ндер - (от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.
Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.
- 3. Формирование гендерной устойчивости ребёнка дошкольного возраста обусловлено социокультурными нормами нашего современного общества и зависит: от наличия двух или одного родителя участвующих в воспитании ребёнка, характера родительских установок, от воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
4. Полоролевое воспитание детей в России (XVIII-XIX веке) осуществлялось легко и естественно. В богатых семьях девочки большую часть времени проводили с матерью или няней а с 3 лет с гувернанткой, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. В бедных семьях воспитание девочек занималась мать или старшая сестра, воспитанием мальчиков - отец, или братья. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
5. Фольклор - одно из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности.
Опыт народной педагогики свидетельствует о том, что даже в младенчестве воспитание детей осуществлялось с учётом их гендерных особенностей. Так, например, в колыбельных песнях, пестушках, потешках, играх, присутствует обращение не просто к маленькому ребёнку, а именно к девочкам и мальчикам.
С самого рождения в семье учитывались гендерные особенности ребенка. Мать, укачивая своего малыша, в колыбельной песне обращается непосредственно к девочке или мальчику: «Мы сыночка покачаем…», « Баю-баюшки-бай-бай! Поди, бука, под сарай, мого Ваню не пугай…», «Прийди, котик, ночевать, нашу Машеньку качать…», « Спи, доченька маленькая…».
При решении задач гендерного воспитания по формирование гендерной идентичности большую помощь могут сыграть потешки, пестушки, прибаутки, величания. В этих произведениях отражаются те или иные качества, внешние особенности девочек и мальчиков. Так же неоценимую помощь в работе оказывают загадки. С помощью которых в интересной и увлекательной для детей форме, можно знакомить с предметами обихода, одежды, профессиями. Есть такое поверие про то, как появилась загадка. У всех первобытных народов существовал обряд посвящения мальчиков в полноправные члены рода - охотники. Чтобы выдержать испытание на зрелость, мальчику нужно было доказать не только свою физическую силу, ловкость, мужество, но и знания, ум, сообразительность, и проявлял он эти качества в отгадывании загадок.
6. Актуальность гендерного воспитания
Сейчас многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т.д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.
Современным маленьким рыцарям совершенно чужда хоть какая-то культура поведения по отношению к девочкам. Вызывает опасение и то, что содержание игр детей, например, в детском саду, демонстрирует модели поведения, не соответствующие полу ребенка. Из-за этого дети не умеют договариваться в игре, распределять роли. Мальчики редко проявляют желания прийти на помощь девочкам тогда, когда нужна физическая сила, а девочки не стремятся помогать мальчикам там, где нужна тщательность, аккуратность, заботою.
Поэтому гендерное воспитание, которое расставит по полочкам родителям и педагогам все особенности воспитания девочек и мальчиков очень актуально на современном этапе.
7. Задачи ДОУ по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
- Формирование полоролевых знаний, развитие умения использовать эти знания в различных ситуациях жизнедеятельности.
- Формирование представлений дошкольников о традициях воспитания мальчиков и девочек в русской народной культуре
- Развитие нравственно-волевых качеств, характерных для мальчиков (смелость, решительность, сила, выносливость, вера и др.) и девочек (чувствительность, доброта, нежность, сострадание и др.)
- Развитие ценностного отношения к себе как к человеку соответствующего пола, формирование способности к самореализации богатства внутреннего мира, женского/мужского своеобразия
- Формировать дружеское, толерантное отношение к противоположному полу.
8. Содержание работы ДОУ:
- Почему детей желательно воспитывать с учетом их гендерных особенностей?
- Девочки и мальчики дошкольного возраста. Какие они?
- Подготовка педагогического коллектива к работе с детьми с акцентом на их гендерную идентичность
- Формирование у родителей гендерной компетентности
- Подбор материалов и оборудования с учетом гендерных особенностей детей.
- Руководство игровой деятельностью девочек и мальчиков.
- Планирование занятий с детьми с акцентом на гендерную идентичность
- Народный фольклор с акцентом на гендер для мальчиков и девочек
9. Организация повышения квалификации педагогов ДОУ
Для того чтобы в дошкольном образовательном учреждении воспитание детей осуществлялось с учетом их гендерных особенностей, у педагогов и специалистов должна быть сформирована гендерная компетентность, которая предполагает овладение педагогами организационными, психолого-педагогическими и дидактическими аспектами руководства детской деятельностью с акцентом на гендерную идентичность.
10. Дети дошкольного возраста. Какие они?
Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.
11. Из чего же, из чего же, из чего же, сделаны наши девчонки?
Чем отличаются мальчики от девочек:
- Девочки, обычно, сначала наденут низ одежды, потом верх;
- Девочки раздеваясь, снимают блузку двумя, руками потянув наверх;
- Девочки зевая, прикрывают рот ладонью;
- Оборачиваясь на зов девочки поворачивают только голову;
- Девочки дышат грудью;
- Задумываясь, девочки наматывают прядь волос на палец;
- Поправляя прическу, девочки взбивают волосы пальцами распушив их;
- Девочки стараются подниматься (спускаться) боком;
- Рассматривая свои пятки, девочки оборачиваются за спину;
- Девочки пояс на халате завязывают выше пупка, на талии;
- Девочки уши затыкают пальцами;
- Стараясь удобно устроиться в кресле, девочки подворачивают под себя ногу;
- Рассказывая секрет девочки прикрывают свой рот и ухо подружки ладонью;
- Чистя зубы, девочки упираются рукой в бок
12. Из чего же, из чего же, из чего же, сделаны наши мальчишки?
Чем отличаются мальчики от девочек:
- Одеваясь, мальчики сначала наденут верх, потом низ;
- Мальчики снимают футболку, ухватив её на спине рукой и перетянув через голову;
- Зевая, мальчики прикрывают рот кулаком;
- Оборачиваясь на зов мальчики, поворачивают корпус, потому что шея у них не такая гибкая;
- У мальчиков в дыхании задействованы мышцы брюшного пресса;
- Задумываясь, мальчики почесывают подбородок и шею;
- Поправляя прическу, мальчики проводят рукой по волосам, приглаживая их;
- Поднимаясь (спускаясь) с горы мальчики просто шире расставляют ноги.
- Рассматривая свои пятки, мальчики поднимают ногу и смотрит на нее спереди;
- Мальчики пояс на халате завязывают ниже пупка;
- Мальчики уши затыкают ладонями;
- Стараясь удобно устроиться в кресле, мальчики широко расставляют ноги, либо кладут стопу одной ноги на колено другой;
- Рассказывая секрет, мальчики просто понижают голос и наклоняют голову;
- Чистя зубы, мальчики широко расставляют ноги и опираются свободной рукой на край раковины.
- 13. Игра – основной вид деятельности дошкольников
При проведении работы по воспитанию детей с учётом их гендерных особенностей, необходимо обратить особое внимание на следующее:
- На привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образов женского и мужского поведения;
- На достаточность и полноту материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины – матери;
- На наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий» в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
14. Маленькие рыцари и маленькие принцессы.
В процессе выполнения задачи по формированию представления о различиях между мальчиками и девочками – как внешних, так и в чертах характера и поведении, воспитывается культура общения с партнерами противоположного пола в различных ситуациях и игровой деятельности. У детей вырабатываются:
- Навыки доброжелательного отношения друг к другу.
- Умение быть опрятным: видеть и устранять недостатки своего внешнего вида в прическе, одежде и пр.
- Навыки оказания помощи друг другу в игре, совместной деятельности.
- Умение видеть и ценить хорошие поступки и положительные черты характера.
- Умение понимать и уважать мнение партнеров противоположного пола.
15. Маркеры с акцентом на гендерную идентичность
Совместно с родителями мы по-разному оформили метки на шкафчиках для одежды. Для девочек были подобраны картинки с изображением кукол, а для мальчиков – машин. Такие же красочные маркеры были изготовлены для кроватей и шкафчиков для полотенец.
Подобрали для девочек полотенца одного цвета, а для мальчиков – другого. Мешки для хранения физкультурной формы и чешек тоже изготовили с акцентом на гендерную идентичность.
16. Овладение опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности Овладению опытом мужского и женского поведения в хозяйственно-бытовой деятельности способствуют трудовые поручения, которые так же распределяются в зависимости от пола ребенка: мальчики выполняют работу, связанную с применением физической силы, девочки- с аккуратностью. Следует обратить внимание на то, как в семье осуществлять дифференцированный подход к труду девочек и мальчиков. Девочек можно привлекать к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды, ухаживать за домашними животными, приобретать навыки в вышивании, шитье, бисероплетении. Мальчиков привлекать в качестве помощников к сбору травы после покоса лужайки, перекапыванию земли под клумбу, учить мастерить, а также охотиться и рыбачить. Также у девочек и мальчиков дошкольного возраста в процессе хозяйственно-бытовой деятельности необходимо воспитывать нравственные качества: уважение к старшим, заботливое отношение к старикам и младшим детям, отзывчивость, вежливость, исполнительность.
17. Книжный уголок
Особое внимание мы обращаем на состояние книжных уголков.
Во многих сказках, рассказах, стихотворениях и других произведениях литературы для детей созданы образы бабушки, дедушки, мамы, папы, дочки, сына. Герои русских народных сказок, девочки, обладают природным умом, настойчивым характером, находчивостью и ловкостью. А мальчики, герои русских народных сказок, трудолюбивые и хозяйственные, помощники на работе и в быту.
- 18. Организация и проведение НОД
Благодаря непосредственно образовательной работе по гендерному воспитанию, проводимой в ДОУ, дошкольники получают представления о гендерной принадлежности, овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых людей соответствующего гендера, учатся распознавать и оценивать эмоциональные состояния и поступки людей разного пола.
- 19. Формирование гендерной принадлежности в изобразительной деятельности
Изобразительная деятельность способствует половой самоидентификации ребенка, управляет его эмоционально-смысловым поведением. В этом возрасте тематика детских рисунков обусловлена многими факторами. Один из них – принадлежность ребенка к определенному полу и степень его сенситивности к половым различиям.
Общая направленность на подобие своему полу придает определенное содержание рисункам ребенка: мальчики рисуют дороги с мчавшимися автомобилями, самолеты в небе, корабли в море, строительство домов, а также войну и драки. Девочки же рисуют «красивеньких девочек», принцесс, цветы, сады, всевозможные орнаменты, а также мам, гуляющих с дочками.
- 20. Физкультурные занятия с учетом половой принадлежности
На физкультурных занятиях цель и задачи занятий формулируются также с учетом половой принадлежности детей (на физкультурных занятиях планируется разная дозировка упражнений и разные основные виды движений, используются разные атрибуты и оборудование.
- 21. Музыкальное воспитание
На музыкальных занятиях репертуар, музыкальные инструменты и танцевальные номера подбираются с учетом пола детей).
- 22. Просвещение родителей по вопросам воспитания мальчиков и девочек
- Воспитание девочек и мальчиков
- Гигиена мальчиков и девочек и их одежда. Азы полового воспитания.
- Поведение мальчиков и девочек.
- Дружба мальчиков и девочек.
- В семье растет дочь, в семье растет сын
- Игрушки мальчиков и девочек.
- Формирование привычки к здоровому образу жизни, правильное питание.
- Я и моя семья.
- Домашние обязанности малышей. С удовольствием и без напоминаний.
- Женские и мужские профессии.
23.. Фоторепортаж ТЕМА: «ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В НАШЕЙ СЕМЬЕ»
Проходил в рамках недели по гендерному просвещению родителей по вопросам воспитания девочек и мальчиков дошкольного возраста
Наша работа по созданию в детском саду условий, способствующих гендерной социализации детей, принесла положительные результаты. Повысился уровень психолого-педагогической компетентности воспитателей и вырос их творческий потенциал. Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола. Промежуточный мониторинг на январь месяц по разделу социализация показал, что уровень знаний детей повысился на 15-20% Расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему. Знают, кем станут, когда вырастут. Я думаю, что наработанный опыт нашего педагогического коллектива будет в дальнейшем углубляться и совершенствоваться.
Перспективный план работы по гендерной социализации детей дошкольного возраста
месяц | цель | содержание работы |
раздел 1. мужчина и женщина – какие они | ||
октябрь | дать знания о различиях полов и сформировать естественное отношение к своему телу, удовлетворить познавательные интересы детей в этих вопросах. | рассказ воспитателя о физиологических различиях полов; беседа об обязательном гигиеническом уходе за своим телом; правила поведения в туалете, при переодевании. |
октябрь | уточнить знания детей о роли и занятости мужчины и женщины. | 1. беседа «будущие мамы и папы». 2. чтение стихов с. маршака «хороший день», п. воронько «мальчик-помогай». 3. дидактическая игра «наша семья». |
ноябрь | дать представление об особенностях женских и мужских профессий. | рассматривание иллюстраций о профессиях взрослых, родственников дидактическая игра «кто работает в детском саду». |
раздел 2. – я – мальчик, будущий мужчина. я – девочка, будущая женщина. | ||
месяц | цель | содержание работы |
ноябрь (продол-жение) | расширить знания детей о специфических чертах личности мужчины и женщины: героизм, отвага, смекалка, смелость, благо - родство, решительность, умение преодолевать труд-ности, защищать слабых; формировать представ-ление о роли отца в семье. | упражнение «помоги завязать шарф» (во время одевания на прогулку). игровая ситуация: «девочку обидели». заучивание пословиц и поговорок о смелости, героизме, отваге. ролевые игры: «у папы выходной», «с папой на прогулке». |
декабрь | расширить знания детей о специфических чертах личности женщины: доброта, трудолюбие, отзывчивость к чужому горю, вниматель-ность, самоотверженность, заботливость, желание опекать и оберегать малышей; формировать представ-ление о роли матери в семье. | сюжетно – ролевые игры: «кукла идёт в гости», «показ моделей». анализ поведения героинь в сказках «аленький цветочек», «сестрица алёнушка и братец иванушка», «кукушка». беседа «может ли семья обойтись без мамы?». ролевые игры: «мама готовит», «мама заболела». |
декабрь | формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, дедушки, бабушки, сестры, брата. осознание партнерского характера жизни в семье. | беседа «моя семья». рассматривание фотостенда «моя семья» (фотографии семей воспитанников). игра в домашние сюжеты, например «завтра воскресенье, семья едет на пикник». |
раздел 3. маленькие рыцари, маленькие принцессы. | ||
январь | уточнить характерные отличия во внешнем облике мальчиков и девочек. | беседа «одежда мальчиков и девочек» (зимой и летом), работа с картинками. чтение стихотворений а. барто «любочка», «вовка – добрая душа». рисование «праздничные костюмы для кукол кати и андрюши». дидактическая игра «наши причёски». |
февраль | воспитывать у мальчиков смелость, ловкость, активность, упорство, силу воли. | заучивание пословиц и погово-рок о доброте, ласке, трудолюбии. чтение «денискиных рассказов» в. драгунского. ролевые игры: «поздравим маму с 8 марта». |
март | формировать полоролевые позиции (например, отношение к младшей сестре как к маленькой женщине). | анализ рассказов н. носова «фантазёры», э. шим «брат и младшая сестра»; стихотворений а. барто «младший брат», «обида». беседа «мои братья и сестры». ролевые игры «сестренка заболела», «в семье появился братик (сестренка)». |
апрель | рассказать о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек, о дружбе между ними. | чтение сказок «цветик – семицветик», «снежная королева». беседы: «как подружиться с девочкой?», «как оказывать знаки внимания?». игровая ситуация «разрешите представиться». |
май | формировать дружеские взаимоотношения между мальчиками и девочками, нормы взаимоотношения полов. | беседы «драться или не драться?», «как попросить игрушку или конфету?» игра «попроси игрушку». анализ нравственных ситуаций, работа с картинками. |
Тематический план работы «Школы для мам и пап» по гендерной социализации
№ | Тема | Задачи | Вопросы для обсуждения | Формы работы с родителями |
1. | «Одинаково ли надо воспитывать сыновей и дочерей?» | Формировать у родите-лей представление о необходимости дифференцированного воспитания мальчиков и девочек в семье и ДОУ. | 1. Стереотипы в воспитании мальчиков и девочек, их преодоление. 2. Дифференцированный подход в воспитании мальчиков и девочек. 3. Трудности в формиро-вании женской и мужской модели поведения у детей. | Дискуссии, беседы, лекции |
2. | "Роль матери в воспитании дочери и сына" | Формировать понимание матерью своей роли в процессе воспитания дочери и сына. | 1. Мать – главный воспи-татель: правильно ли это? 2. Влияние примера мате- ри на формирование характера дочери. 3. Отношения матери с сыном и дочерью. 4. Нужно ли матери ласкать сына? 5. Как не допустить грубости и неуважения ребенка к матери | Обсуждение педагогич. ситуаций, круглый стол матерей по обмену опытом воспитания |
3. | "Роль отца в воспитании дочери и сына" | Формировать у отцов положительную мотива- цию к участию в процессе воспитания дочери и сына. | 1. Отец - один из первых воспитателей сына и дочери. 2. Влияние примера отца на формирование характера сына. 3. Роль отца в формировании у дочери женского самосознания. | Обсуждение педагогич. ситуаций, круглый стол отцов по обмену опытом воспитания |
4. | "Дружеские отношения между мальчиками и девочками: что нужно делать, чтобы они возникли?". | Формировать адекватное понимание родителями дружеских отношений между мальчиками и девочками среднего дошкольного возраста и способов их формирования. | 1. Особенности понимания дружбы средними дошкольниками 2.Совместная деятельность как способ формирования дружеских отношений между мальчиками и девочками. | Дискуссии |
5. | "Женские" и "мужские" обязанности. | 1. Актуализировать и обогащать представления родителей о домашних обязанностях мальчиков и девочек; 2.Согласовать действия ДУ и семьи по воспитанию у мальчиков и девочек трудовых качеств. | 1."Мужские" и "женские" обязанности | Обсуждение пед. ситуаций, беседы, круглый стол по обмену опытом. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему иному, как к разделению человеческой расы на две группы: женщин и мужчин. Каждый индивидуум принадлежит к одной из этих групп, к одному из двух полов. Человек является существом либо женского, либо мужского пола. Ге́ндер - (от лат. genus «род») — социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.
Формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит: от характера родительских установок и от воспитания ребенка в дошкольном образовательном учреждении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
Проект «Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)
Проект«Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста, как средство воспитания у них основ толерантности через игры драматизации (старший дошкольный возраст)Составила: воспитательВербицкая Е. В....
ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА через реализацию проекта по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Реализация долгосрочного проекта по патриотическому воспитанию, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Никто не забыт, ничто не забыто"...
Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно
Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...
"Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста"- презентация для родительской гостиной. Консультация для родителей по вопросам воспитания в области сенсорного восприятия мира детьми дошкольного возраста
Консультация для родителей по вопросам воспитания в области сенсорного восприятия мира детьми дошкольного возраста...
Самообразование по теме: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста». (Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка)
(Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с историей родного посёлка) « С любовью к родному краю, родной культуре, роднойречи начинается ...