«Современные игровые технологии в МБДОУ»
статья
В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, которые определяют комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств по реализации образовательного процесса как в нескольких МДОУ, так и в конкретном детском саду или даже группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_igrovye_tehnologii_v_mbdou.docx | 27.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»
Статья
Тема: «Современные игровые технологии в МБДОУ»
Подготовила: воспитатель Понасечкина Н. А.
Смоленск 2018
В дошкольном образовании педагогическая технология представляет совокупность психолого-педагогических подходов, которые определяют комплекс форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств по реализации образовательного процесса как в нескольких МДОУ, так и в конкретном детском саду или даже группе.
Причины необходимости использования педагогических технологий:
- социальный заказ (родители, региональный компонент, требования ФГОС)
- образовательные ориентиры, цели и содержание образования (образовательная программа, приоритетное направление, результаты мониторинга).
Ценность педагогической технологии:
- конкретизирует современные подходы к оценке достижений дошкольников
- создает условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Дошкольный возраст есть уникальный и решающий период, в котором закладываются основы личности, вырабатывается воля, формируется социальная компетентность.
Эти и другие важнейшие качества не только в процессе специальных занятий, но также в игре, дающей ребенку:
- возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли
- быть лично причастным к изучаемому явлению( мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества)
- прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Игра является:
- способом обучения
- деятельностью для реализации творчества
- методом терапии
- первым шагом социализации ребенка в обществе.
Воспитательное и обучающее значение игры зависит от:
- знания методики игровой деятельности
- профессионального мастерства педагога при организации и руководства различными видами игр
- учета возрастных и индивидуальных возможностей.
На современном этапе игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии может быть использована:
- для освоения темы или содержания изучаемого материала
- в качестве занятия или его части ( введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля)
- как образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.
Цель игровой технологии: создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Задачи игровой деятельности:
- Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в условии знаний и умений за счет собственной активности ребенка.
- Подобрать средства активирующие деятельность детей и повышение ее результативности.
Требования, предъявляемые к игровым технологиям:
- Технологичная схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
- Научная база – опора на определенную научную концепцию достижения образовательных целей.
- Системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
- Управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
- Эффективность – должна гарантировать достижение определенного стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
- Воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.
Игровая педагогическая технология есть организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Последовательная деятельность педагога по:
- отбору, разработке, подготовке игр
- включению детей в игровую деятельность
- осуществление самой игры
- подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Главные признак педагогической игры в игровой технологии – это четко поставленная цель обучения и соответствующие ее педагогические результаты, которые характеризуются учебно - познавательной направленностью.
Виды педагогических игр:
По виду деятельности:
- двигательные,
- интеллектуальные,
- психологические,
- профориентационные
По характеру педагогического процесса:
- обучающие,
- тренировочные,
- контролирующие,
- познавательные,
- воспитательные,
- развивающие,
- диагностические.
По характеру игровой методики:
- игры с правилами;
- игры с правилами устанавливаемыми по ходу игры,
- игры, где одна часть правил задана условиями игры, и устанавливается в зависимости от ее хода.
По содержанию:
- музыкальные,
- математические,
- социализирующие,
- логические
По игровому оборудованию:
- настольные,
- компьютерные,
- театрализованные,
- сюжетно-ролевые,
- режиссерские
Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Значение:
- активизирует воспитанников
- повышает познавательный интерес
- вызывает эмоциональный подъем
- способствует развитию творчества
- максимально концентрирует время занятий за счет четко сформулированных условий игры.
- Позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счет усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.
Игровые занятия проходят живо, в эмоционально благоприятной психологической обстановке, в атмосфере доброжелательности, равенства, при отсутствии изоляции пассивных детей. Игровые технологии помогают детям в раскрепощении, у них появляется уверенность в себе. Действуя в игровой ситуации, приближенной к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности.
Концептуальные основы игровой технологии:
Игровая форма совместной деятельности с детьми создается при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребенка к деятельности.
Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Игровая технология охватывает определенную часть образовательного процесса, объединенную общим содержанием, сюжетом, персонажем.
В игровую технологию включается последовательно игры и упражнения, формирующего одно из интегративных качеств или знание из образовательной области. Но при этом игровой материал должен активизировать образовательный процесс и повысить эффективность освоения учебного материала.
Требования к организации игровой деятельности:
- выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностям детей (дети проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые)
- предложение игры – создается игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий)
- объяснения игры – кратко, четко, только после возникновения интереса детей к игре
- игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС
- организация игрового коллектива – игровые задачи формируются таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить свою активность и организаторские умения.
Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно
- развитие игровой ситуации – основывается на принципах;
отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру
наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности
- окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.
Особенности современных игровых технологий в МБДОУ
Современные игровые технологии в ДОУ отводят ребенку роль самостоятельного субъекта, который взаимодействует с окружающей средой.
Этапы взаимодействия:
- целеполагание,
- планирование и организацию,
- реализацию целей,
- анализ результатов деятельности.
Развивающее обучение направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности. Игровые технологии в МДОУ позволяют воспитателю развивать самостоятельность, привести в движение внутренние процессы психических новообразований.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, воспитатель должен обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка.
Игра полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества с взрослым.
Важной особенностью современных игровых технологий, которые воспитатель использует в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей:
- труд и игра,
- учебная деятельность и игра,
- повседневная бытовая деятельность,
- связанная с выполнением режима и игра.
Игровые технологии, направленные на развитие восприятия заключаются в том, что воспитатель организует, к примеру, игровую ситуацию «Что катится?» и использует ее в образовательной деятельности «Введение в математику» для обучения и закрепления понятий «круг», «квадрат».
Игровые технологии, направленные на развитие внимания, Осуществляют у дошкольников постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому воспитатель учит детей, снова используя игровые приемы. Например: в образовательной деятельности «Введение в математику» воспитатель использует игровую ситуацию «Найди такой же».
В образовательной деятельности «Ознакомление с окружающим миром» воспитатель использует игровую ситуацию «Найди ошибку».
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Воспитатель использует специально разработанные игры, такие как «Магазин», «Запомни узор», «Нарисуй, как было».
Игровые технологии способствуют развитию мышления ребенка. При этом воспитатель использует дидактические игры, которые позволяют научить ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения.
С помощью игровых технологий воспитатель развивает творческие способности детей, творческое мышление и воображение. Использование игровых приемов и методов нестандартных, проблемных ситуаций формирует гибкое, оригинальное мышление у детей. Например: на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых историй, сказок) воспитанники получают опыт, который позволяет им играть затем в игры – придумки, игры – фантазирования.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка. Говоря о современных игровых технологиях, следует особенно отметить технологию развивающих игр Никитина Б.П. состоящую из набора развивающих игр, которые при всем своем разнообразии исходит из общей идеи и обладают характерными особенностями. Дети играют с мячами, веревками, резинками, камушками, орехами, пробками, пуговицами, палками.
Предметные развивающие игры лежат в основе строительно-трудовых и технических игр и напрямую связаны с интеллектом.
Используя технологии развивающих игр Никитина, воспитателю удается соединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности самостоятельно по способностям, когда ребенок может подняться до «потолка» своих возможностей.
Воспитатель в игре решает сразу несколько проблем связанных с развитием творческих способностей: задания-ступеньки всегда создают условия опережающего развития способностей, занимаясь самостоятельно до своего «потолка», дети развиваются наиболее успешно. Современные игровые технологии тесно переплетаются с технологиями проблемного обучения, предлагающими такую организацию учебно-воспитательного процесса, которая предполагает создание воспитателем проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. Целью проблемной технологии выступает приобретение усвоение способов самастоятельной деятельности, развитие познавательных и творческих способностей детей.
Однако одним из наиболее актуальных направлений в современных игровых технологиях являются информационные компьютерные технологии. Информационные технологии значительно расширяют возможности родителей, педагогов и специалисты в сфере раннего обучения ИКТ воспитатель использует через игру.
В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления, которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. Возможности использования современного компьютера позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка. ИКТ позволяют развивать интеллектуальные, творческие способности, умение самостоятельно приобретать новые знания. ИКТ дает возможность воспитателю заложить потенциал обогащенного развития личности ребенка. Практика показала, что значительно возрастает интерес к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование воспитателем ИКТ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, повышает креативность ребенка.
Таким образом, современные игровые технологии охватывают широкий спектр развития способностей детей дошкольного возраста, обеспечивая эффективность усвоения материала. Однако, необходимо отметить, что подобное воздействие игровых технологий на ребенка достигается благодаря комплексному применению достижений педагогики и психологии.
Список литературы:
1. Буре, Р. С. Воспитатель и дети : учеб, пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студ. псд. колл, и вузов / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская. — М.: Ювента, 2001.
2. Виноградова, Я. А. Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы : метод, пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, Ю. В. Родионова. — М.: Айрис-пресс, 2009.
3. Галигузова, Л. II. Искусство общения с ребенком от года до шести лет: советы психолога/Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова. — М.: АРКТИ, 2004.
4. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? / К). Б. Гиииенрейтер. — М.: ACT; Астрель, 2008.
5. Гогоберидзе, А. Г. Дошкольная педагогика: путеводитель для студентов / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева. — М.: Центр педагогического образования, 2008.
6. Голицына, Я. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении / Н. Голицына. — М.: Скрипторий, 2004.
7. Голованова, Н. Ф. Общая педагогика / Н. Ф. Голованова. — СПб., 2005.
8. Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. — СПб.: КАРО, 2002.
9. Комарова, Т. Ипформационио-коммуиикационныетехнологии в дошкольном образовании /Т. Комарова, И. Комарова, А. Туликов. — М.: Мозаика-Синтез, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчёт о применении современных образовательных технологий Воспитателя МБДОУ детский сад № 8 «Снеговичок» г.Нижневартовск Полежаевой Юлии Александровны
Среда, в которой живет и развивается ребенок, изменчива и непостоянна. Маленький человек всегда ощущает необходимость видеть цели, выстраивать социальные связи, включаться в коллектив детей и взрослых...
Современные образовательные технологии в МБДОУ
Современные образовательные технологии в МБДОУ...
Доклад к семинару на тему: « Современные образовательные технологии» воспитатель МБДОУ детский сад № 29 Иванова А.В. «Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели
«Здоровье сберегающие технологии в детском саду — виды и цели» И для коего не секрет, что здоровье взрослого челов...
Аукцион педагогического мастерства «Современные профессии хорощи - выбирай на вкус» «Квест – игра: современные игровые технологии в МДОУ»
Увлекательный способ организации поисковой деятельности в рамках учебного процесса...
Аукцион педагогического мастерства «Современные профессии хорощи - выбирай на вкус» «Квест – игра: современные игровые технологии в МДОУ»
Организация поисковой деятельности в рамках учебного процесса...
Использование современных образовательных технологий воспитателем МБДОУ Трубчевский детский сад комбинированного вида «Дельфин» Дедущенковой О.Н.
Мир, в котором живет и воспитывается ребёнок, развивает необходимость проявлять инициативу, выстраивать социальные связи с окружающим. Передо мной, как педагогом стоит задача помочь ребенку адаптирова...
Современные образовательные технологии в МБДОУ
Ребенок воспитывается разными случайностями,его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям....