Аукцион педагогического мастерства «Современные профессии хорощи - выбирай на вкус» «Квест – игра: современные игровые технологии в МДОУ»
методическая разработка (младшая группа)
Увлекательный способ организации поисковой деятельности в рамках учебного процесса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Квест – игра: современные игровые технологии в МДОУ» | 45.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Жемчужинка»
Аукцион педагогического мастерства
«Современные профессии хорощи - выбирай на вкус»
«Квест – игра: современные игровые технологии в МДОУ»
Выполнили: Козак Л.А, воспитатель
Никонорова Э.Н.,
воспитатель 1 категории
п.Харп
2018г.
Содержание:
Актуальность. ………………………...…………………………………………3
Основатели квест-игры………………………………………………………….3
Значение квест-игр в детском саду……………………………………………..4 Задачи…………….………………………………………………………………4
Формы…………………………………………………………………………….5
Приемы…………………………………………………………………………...6
Методика организации и проведения квест-игр для дошкольников…………7
Приложение №1 (Конспект Квест- игра « В поисках поварешки»)………...12
Приложение №2 (Примеры оформления игрового маршрута).......................13
Приложение №3 (Примеры заданий)……………………………………..…..14
Приложение №4(Рекомендации воспитателю по проведению и организации квест-игр) ……………………………………………………………………....15
Список литературы………………………………………………………...…..18
Актуальность
В последние годы в связи с реализацией федерального государственного стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Не стал исключением и наш детский сад, воспитатели используют в своей деятельности современные технологии и методы работы. Главным образом изменился подход к образовательной деятельности дошкольников. Одним из ведущих методов при проведении образовательных ситуаций, в том числе и в группе младшего дошкольного возраста, является квест – игра». «Квест» – это поисковая игра. Идея игры проста – участники, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания. Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию. Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребёнка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что и является основным требованием ФГОС ДО. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации образовательной деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. С помощью такой игры можно достичь образовательных целей: реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с новой информацией, закрепить имеющиеся знания, отработать на практике умения детей.
Основатели по праву можно считать
Квест — это возрождение хорошо забытой старой игры в «секретики» или «казаки-разбойники» на новый лад. Такой увлекательный способ организации поисковой деятельности в рамках учебного процесса был предложен и разработан американским профессором Доджем Берни в середине 90-х годов прошлого столетия.
Мишель Монтен
Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний, универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребёнка, самостоятельность действий и способствующая полному погружению в происходящее.
Значение квест-игр:
- обучают умению планирования и прогнозирования;
- закладывают основы самоанализа;
- воспитывают навыки коллективного сотрудничества;
- развивают волевые качества и целеустремлённость;
- создают благоприятную эмоциональную среду, способствующую релаксации, снятию нервного напряжения и психологического
напряжения;
- способствуют формированию творческой, физически здоровой личности с активной жизненной позицией.
Задачи квест-игр
- активизировать интерес к познанию окружающего мира;
- помочь детям усвоить новые знания и закрепить ранее изученные;
- создать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации;
- воспитывать взаимопонимание и чувство товарищества, формировать умение решать конфликты;
- способствовать развитию мышления, речи, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков;
- стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность.
Формы квест-игр:
- игровой
- социально-коммуникативной
- художественно-изобразительной
- познавательно-исследовательской
- театрально-музыкальной;
- восприятие художественной литературы и знакомство с народным творчеством.
Приёмы
- дидактические, спортивные, театрализованные, компьютерные, оздоровительные и другие игры;
- арт-терапия (изотерапия, драматизация, музыкальные и танцевальные импровизации);
- интеллектуальные викторины;
- задания творческого характера;
- загадки, кроссворды, ребусы;
- конструирование, моделирование;
- экспериментирование.
Методика организации и проведения квест-игр для дошкольников
Проводить игры можно как в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в другие помещения МДОУ; на природе, во время прогулки или экскурсии. Квесту «все возрасты покорны», практикуется он и в младших группах, но диапазон интересных и сложных заданий значительно расширяется в старших группах.
Продолжительность квест-игр (занятия)
- 20–25 минут в младшей группе;
- 30–35 минут в средней группы;
- 40–45 минут в старших группах.
Типология квестов:
- Линейные — задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи.
- Штурмовые — команды получают задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно.
- Кольцевые — круговой аналог линейного квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели.
Результаты квест –игр:
1.Расширение поля образовательных и познавательных интересов детей, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков.
2.Развитие умственной самостоятельности дошкольников.
3.Сформированность способностей осуществлять поиск необходимой информации и использование в жизненных ситуациях.
4.Умение работать в команде.
Этапы прохождения квеста
Игровые события квеста разворачиваются в определённой последовательности:
- Пролог — вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность. Например, в соответствии с игровой легендой дети становятся следопытами и должны провести мини-расследование в поисках пропавшего котёнка. Ещё одним интересным сценарным вариантом может стать превращение дошкольников в космических путешественников, отправляющихся на ракете в поисках полезных ископаемых, необходимых для спасения человечества.
- Организационная часть квеста также включает:
- распределение детей на команды;
- знакомство с правилами;
- раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.
- Экспозиция — прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.
- Эпилог — подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу. Примеры вопросов для проведения аналитической беседы и итоговой рефлексии:
- Что вызвало наибольший интерес?
- Что узнали нового?
- Что показалось трудным?
- Довольны ли вы своими результатами?
- Что получилось, а над чем нужно ещё поработать?
Приложение №1
Конспект
Квест- игра
« В поисках поварешки»
По числу участников: групповое.
Продолжительность: Кратковременная.
Содержание : сюжетное.
Структура : линейная (Основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша).
Форма проведения: Поиск «сокровища».
Цель: Знакомство с профессией и работой повара пищеблока МДОУ
Задачи:
1.Формировать представления детей о работе повара, Продолжать расширять знания детей о труде, о значении труда в жизни людей;
2.Обучать детей способам взаимодействия со сверстниками в командных играх;
3. Обогащать и активизировать словарь детей по теме «Профессия Повар»;
4. Воспитывать у детей положительное отношение к труду повара.
Предварительная работа в группе:
Игры из лыпбуков «Повар», «Профессии».
Рассматривание иллюстраций «Повар готовит обед», дидактическая игра «Кому что нужно?» , беседы «Из чего мама варит суп, компот?», загадывание загадок о профессиях.
Рассматривание репродукций, иллюстраций о труде взрослых и о труде повара.
Маршрут квест-игры по детскому саду
1.Организационный момент:
Ребята вы любите играть? Мы сегодня поиграем в интересную игру Сегодня мы будем искать с вами необычное сокровище, но чтобы найти – надо выполнить много интересных заданий. Внимательно осмотрите комнату. Вы должны увидеть первую подсказку.
Она стоит на видном месте, новая , необычная.
Первый, кто увидел, подходит, забирает подсказку и отдаёт её мне".
Дети внимательно осматривают помещение и обнаруживают «волшебный бочонок»
В «Волшебном бочонке» находим нарисованный след и домик
2.Основная часть.
Задание1. «Следы»
Пройти по следам и найти домик (подсказка указывает на то что следующее задание находится в домике.
Задание 2. «Загадки и отгадки»
Какой интересный домик, интересно что в нем? Может тут что нибудь вкусненькое? Посмотрим что в нем? Что же это такое? (Колпак индив. и хоровые ответы). Куда его надевают?
(воспитатель надевает колпак на голову ребёнка) Кто носит колпак? Тут еще, что - то есть. Как называется этот предмет? (передник). Куда его надевают? (воспитатель надевает передник). Для чего нужен передник?
А вот наверное и ответ, нужно отгадать загадку.
Ходит в белом колпаке
С поварёшкою в руке.
Он готовит нам обед:
Кашу, суп и винегрет.
Кто это? Правильно, это повар. А Злата похожа на повара? Но чего то повару нашему не хватает. Как вы думаете, чего не хватает? В домике ещё что-то есть. Слушайте загадку.
Наварил нам повар кашки.
Положить бы кашку в чашки.
Будем кушать понемножку.
Только дайте..... (поварёшку)
Правильно, поварёшка. Для чего нужна поварёшка повару?
Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель… И тогда
Ждёт вас вкусная еда.
Но в домике нет ни какой поварешки . Наверное его надо найти. Наша Злата похожа на повара, но она еще маленькая и не сможет нам при готовить обед без взрослого. Идем дальше. От домика опять идут следы . Посмотрите какой интересный конверт
Задание 3. «Разрезные картинки» Собираем картинку и определяем следующую подсказку. Интересная картинка, на ней нарисованы пальчики и капуста. Что же мы должны сделать?
Задание 4. Пальчиковая гимнастика.
Ребята, а вы хотите превратиться в поварят? Что нам для этого нужно? (колпак и передник). Имитация одевания .
А у нас сегодня в группе
Будет новая игра!
Все девчонки – поварихи,
А мальчишки повара.
Мы передники наденем
Колпаки на головах
Дело спорится в руках!
Сейчас мы с вами приготовим салат.
Физкультминутка «Мы капусту рубим, рубим…»
Какие вы молодцы, вкусный салат приготовили. А что бы позвать гостей нужно кроме салата еще чем то угостить. А угостить то нечем. Что же делать, как же быть?
И мука закончилась, нечем тесто замесить. А давайте главному повару позвоним, позовём его на помощь. Повар сказала, что сначала мы должны отгадать что нужно для повара
Задание 5. Дид. игра «Что нужно для повара»
Цель: Формирование у ребенка элементарных представлений и знаний о профессии повара. Ознакомление с орудиями труда и элементами спецформы формы повара. Воспитание у детей уважения к профессии повара.
Задание 4. Лото «Готовим обед»
Цель: Развитие внимания, речи; активизация употребления прилагательных и существительных, глаголов в разговорной речи, расширение словарного запаса у детей. закрепление знаний о продуктах питания и о профессии повар.
Что то наш повар ни как не идет. Посмотрите он нам нарисовал стрелочки, чтобы мы сами к нему добрались
Задание 5. Практическая часть.
Давайте пойдем на кухню и попросим наших поваров рассказать нам о своей профессии и показать как и из чего они готовит, нам обед. (Дети вместе с воспитателем идут на большую кухню детского сада на пищеблок.)
Перед началом экскурсии с детьми была проведен инструктаж «Как вести себя на пищеблоке.
На входе в пищеблок ребят поприветствовала Нина Петровна и Жанна Николаевна с поварешкою в руке. Повар рассказала детям о своей профессии и показала детям свое рабочее место, которое называется пищеблок, где каждый день они готовят для детей вкусную еду. Нина Петровна рассказала детям об отделениях пищеблока, кухонной утвари и оборудовании: большой жарочный шкаф, огромную плиту, большие кастрюли, половники, дуршлаги, тёрки, поварские ножи, разделочные доски. Так же рассказала о том, как хранятся и обрабатываются продукты питания, готовят вкусные и полезные блюда, побеседовала с детьми о том, у кого какие любимые блюда.
Угостила кексами к чаю.
Благодарим повара
Повар любит все готовить:
Борщ, котлеты и салат.
Поварам сказать спасибо
За их труд каждый рад!
Заключение
1. Дети знают и называют профессию повар, называя по имени и отчеству повара.
2. Владеют обобщающим понятием «профессия»
3. Называют предметы, необходимые для работы повара.
4. Умеют имитировать работу людей в ходе сюжетно-ролевых игр.
Приложение №2
Примеры оформления игрового маршрута
- Маршрутный лист. Загадки, кроссворды, закодированное слово, ребусы, которые станут подсказкой по поводу того места, куда следует отправиться.
- «Волшебный клубок». К нити прикреплены записки с названием пунктов следования.
- Карта — изображение маршрута в схематической форме.
- «Волшебный экран» — планшет, на котором размещены фотографии мест, куда должны переместиться ребята.
- «Следы». Пройти от одного задания к другому можно по нарисованным стрелочкам или приклеенным следам. Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан, например, на лепестках ромашки.
- «Тайник». Капсула с подсказкой может спрятаться в одном из воздушных шариков или в ёмкости с песком, крупой, водой. Можно рассмотреть и выбрать другой вариант тайника, например:
- заморозить в кубике льда;
- написать «секретное письмо» — ребёнок зарисовывает чистый лист бумаги цветным карандашом и с удивлением обнаруживает зашифрованное сообщение в виде изображения, выполненного восковой свечой или белым восковым мелком;
- положить в контейнер, привязать нить и вывесить за окно, ребёнок наматывает нить на палочку, пока не увидит контейнер;
- искать подсказку на ощупь в мешочке с другими мелкими игрушками и предметами;
- спрятать в сундучок, закрытый на навесной замочек, поиск ключа становится самостоятельной забавой;
- спрятать записку в коробочку, положить её высоко и предложить сбить коробочку метким ударом снежка из мятой бумаги.
Приложение№3
Примеры заданий
- Кроссворд». Дети отгадывают загадки, затем вписывают (малышам помогает педагог) в клеточки первые буквы названных слов и получают слово-подсказку.
- «Пазл». Собранная из пазлов картинка подскажет, куда двигаться дальше, например, получилось изображение холодильника, значит, нужно идти на кухню.
- «Лабиринт». Нужно проползти между натянутыми верёвками или преодолеть тоннель, сконструированный из мягких деталей напольного строительного конструктора.
- «Зеркало». Буквы расположены в зеркальном отражении, дети отгадывают слово и понимают, что следующая подсказка ожидает их в шкафу.
- «Кто лишний?». Детям предлагаются картинки с изображениями предметов, задача — определить лишний предмет, который и станет словом-подсказкой.
- «Составь рассказ». Две команды составляют рассказы по опорной схеме, картинке или таблице. Например, одна команда составляет рассказ о весне, а другая — о зиме. Рассказывают те дети, у которых на эмблеме изображены цветочек и снеговик.
- «Цветик-семицветик». На сердцевине цветка, в центре круга, изображён звук «В», на лепестках нарисованы картинки. Задание: подобрать лепестки с изображениями предметов, в названии которых есть звук «В».
- «Фея танца». Согласно легенде, детям нужно пройти через пещеру, но сказочная фея пропускает только тех ребят, которые под звуки лёгкой и тихой музыки перевоплощаются в гномов, а, услышав громкую и тяжёлую, изображают грозных троллей.
Приложение №4
Рекомендации воспитателю по проведению и организации квест-игр
Алгоритм работы над программным содержанием игры:
- Провести исследование образовательных и воспитательных потребностей детей, проанализировать уровень своих педагогических возможностей, взвесить силы, оценить ресурсную базу. Во время размышлений имеет смысл подумать над такими вопросами:
- Какие задачи наиболее важны для детей?
- Какие темы были бы действительно актуальными?
- Что дети моей группы не знают и не умеют делать?
- Обладаю ли я личностным потенциалом и уровнем профессиональной подготовки, которые необходимы для такой работы?
- Какой результат хотелось бы видеть?
- Сформулировать цели и задачи.
- Продумать временной план реализации поставленных целей и задач, формы и техники работы.
- Разработать сценарий, придумать метафору, интригу и яркое название, прописать сюжетную линию игровой программы (задания, вопросы, варианты усложнения и импровизаций). Требования к сценарию:
- первое задание не должно быть слишком сложным, его задача — заинтересовать, вовлечь и игру, вдохновить и вселить оптимизм;
- поставленные задачи должны быть понятны, пробуждать любознательность и не вызывать ощущение переутомления;
- зоны игрового маршрута не должны пересекаться;
- игровые задания и вопросы должны соответствовать возрасту воспитанников, быть не только интересными, но и разнообразными;
- целесообразно придерживаться принципа чередования активной деятельности малышей с фазами отдыха (пальчиковая и дыхательная гимнастика, музыкальная пауза или упражнение на релаксацию).
- задания должны быть последовательными, логически связанными друг с другом.
- Подготовить раздаточный и дидактический материал, создать условия для успешного проведения проекта:
- продумать методику проведения игровых испытаний;
- подготовить презентацию для вводной части;
- продумать музыкальное оформление;
- подготовить реквизит, карты, костюмы, атрибуты для прохождения каждого этапа.
- О чём нужно помнить при подготовке квеста:
- Дети должны чётко понимать конечную цель игры, к реализации которой они стремятся, например, найти сокровища пиратов или спасти принцессу и т. д.
- Используемые материалы для дидактических игр, костюмы, атрибуты должны соответствовать сценарию и общей тематике.
- Необходимо проявлять индивидуальный подход, учитывать личностные и поведенческие особенности детей.
- Запрещается использовать задания, выполнение которых содержит потенциальную угрозу для здоровья детей. Помните, безопасность превыше всего!
- Эстетическую привлекательность и положительный эмоциональный фон игры создадут декорации, музыка, костюмы, дополнительные атрибуты.
- Важно придерживаться принципа уважения личности ребёнка, например, нельзя заставлять петь, танцевать, разыгрывать роль, если малыш робок и застенчив.
- Возникающие в процессе игры ссоры и конфликты разрешать мирным способом.
- Роль педагога — направлять, помогать советом, но основную работу дети должны выполнять самостоятельно.
- В конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно.
Список литературы:
1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1985.
2. Дыбина О.Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2009- 2010
3. Потапова Т.В. Беседы с дошкольниками о профессиях. – М.: ТЦ Сфера , 2003.
4. Жукова Р.А. Трудовое воспитание. Разработки занятий. Младшая группа. – Волгоград: ИТД «Корифей» , 2009
Интернет ресурсы:
https://portalpedagoga.ru/
http://fb.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Квест-игра» - современная игровая технология обучения дошкольников в условиях ФГОС ДО
Квест- игры в дошкольном образовательном учреждении: это в игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников, реализовать проектную и игровую деятельность, познакомить с но...
Семинар-практикум «Квест-игра» — современные игровые технологии в ДОУ»
Семинар-практикум «Квест-игра» — современные игровые технологии в ДОУ»...
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ "Квест-игра"-современные игровые технологии в ДОУ
На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия .Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образоват...
Консультация для педагогов «Квест-игра — современная игровая технология в ДОУ»
В последние годы в связи с реализацией федерального государственного стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Воспитатели используют в своей деятельности совреме...
Квест-игра "Современные игровые технологии в ДОУ"
Мастер-класс для педагогов рассматривает «квест» как пример современных игровых технологий для ДОУ, позволяющих реализовывать требования ФГОС ДО. Квест-игра способствует развитию активной,...
«Квест-игра – современная игровая технология в ДОУ»
Насыщенная информационная среда окружает современного ребёнка с самого рождения. Современных детей всё сложнее чем-либо удивить. Это, безусловно, накладывает определенный отпечаток на развитие л...
Аукцион педагогического мастерства «Современные профессии хорощи - выбирай на вкус» «Квест – игра: современные игровые технологии в МДОУ»
Организация поисковой деятельности в рамках учебного процесса...