Статья на тему: ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ СЛОЖНУЮ СТРУКТУРУ ДЕФЕКТА
статья

Ненашева Алина Андреевна

Какие особенности имеет микроклимат семьи ребенка со множественными нарушениями в развитии. Как выстраивать общение с семьей, зная эти особенности? Какие ошибки в коммуникации с семьей может допускать воспитатель?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_raboty_vospitatelya_s_roditelyami_detey.docx21.77 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ СЛОЖНУЮ СТРУКТУРУ ДЕФЕКТА

Подготовила:

воспитатель ГБДОУ № 151Адмиралтейского района

г. Санкт-Петербург

Ларичева А.А.

Семья, в которой родился ребенок с тяжелым нарушением развития, находится в условиях психотравматической ситуации. По данным исследований (Р.Ф.Майрамян, 1976; О.К.Агавелян, 1989), рождение ребенка с аномалиями неизбежно, влечет за собой родительский кризис.

К сложной структуре дефекта относят сочетания двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др) одного ребёнка. Для таких детей характерны грубые нарушения всех сторон психики: мышления, памяти, внимания, эмоционально-волевой сферы. В настоящее время среди обучающихся образовательных учреждений увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии.

Первостепенной задачей психолого-педагогической помощи является создание эмоционально комфортной среды для выстраивания полноценного взаимодействия с семьей.

В частности, принятие ситуации появления в семье ребенка с особенностями развития имеет свои этапы. В детском саду можно увидеть родителей, находящиеся на совершенно разных стадиях переживания. Понимание этого поможет специалисту рассмотреть сложившуюся ситуацию с точки зрения родителей, и общаться с ними без осуждения. Перечислим основные стадии переживания ситуации в семье:

  1. Шок (Это характеризуется состоянием растерянности, беспомощности, страха. Родители задаются вопросом "Почему это случилось именно со мной?" Большая проблема здесь – принятие ситуации, ребенка, себя. Возникает чувство вины и собственной неполноценности.).
  2. Отрицание (Шоковое состояние трансформируется в негативизм, отрицание поставленного диагноза. Период такого негативизма и отрицания рассматривается исследователями как вторая фаза психологического состояния родителей, играющая защитную функцию. Она направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды и ощущения стабильности перед лицом факта, грозящего разрушить обычную жизнь. Это подсознательное стремление избавиться от эмоциональной подавленности и тревоги.).
  3. Торги (Крайней фазой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо корригирующих мероприятий. Некоторые родители, многократно обращаются в лечебные центры с целью опровергнуть установленный диагноз, ведут "поиск чудесного исцеления".).
  4. Переживание и признание проблемы (Постепенно родители начинают принимать диагноз и частично понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль. Этот синдром является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, следствием отсутствия у него положительных изменений, неутихающей боли от сознания неполноценности родного человека).
  5. Принятие и возрождение (болезнь ребенка воспринимается как часть жизни, родители принимают его. Позиция родителей: «признать — значит научиться с этим жить». Возвращается ощущение внутренней опоры, человек начинает задумываться о будущем).

Семья, где воспитывается проблемный ребенок, нуждается в особом отношении, защите и психологической поддержке, которая возможна при условии глубокого знания специфики отношении, складывающихся в семье.

ОСОБЕННЫЕ ЗАДАЧИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ:

  • Расширение знаний родителей о психологии воспитания и развития ребёнка. Внедрение воспитательных приёмов в повседневную жизнь.
  • Помощь родителям в адекватном оценивании  уровня развития, проблем  ребёнка и определении оптимальных путей взаимодействия с ним.
  • Формирование позитивного, сплочённого образа семьи у детей.
  • Обучение навыкам общения и способам взаимодействия в системе «родитель-ребёнок».

КАКИЕ ФАКТОРЫ МОГУ ПОМЕШАТЬ ВОСПИТАТЕЛЮ ЭФФЕКТИВНО ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С СЕМЬЕЙ?

— недооценивание педагогами роли семьи в воспитании детей;

— отсутствие установки на сотрудничество;

— различие ценностных ориентаций и взаимных ожиданий;

— стихийность выстраивания контакта с родителями;

— неумение педагогов планировать и выстраивать процесс общения с родителями.

Исследователи отмечают недооценку воспитателями роли семьи в воспитании дошкольников (Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, ОЛ. Зверева, Н.В. Корниенко, В.К. Котырло). В практике работы детского сада еще не изжит менторский подход воспитателей по отношению к членам семьи, наблюдаются самые разные варианты взаимоотношений воспитателя с родителями, проявляющихся в несогласованности, диктате и мирном сосуществовании, антагонизме и конкуренции. Воспитатель часто неосознанно выступает хозяином положения, берет на себя роль «эксперта», который все лучше знает и имеет право наставлять, поучать родителей. Определенная категория воспитателей не столько ищет в общении с членами семьи способов сближения, точек зрения и консолидации (единения) методов и содержания воспитания ребенка, сколько повода указать родителям на просчеты в семейном воспитании. Не умея тактично, продуманно и аргументированно вести диалог, они сами не удовлетворены контактами с родителями и вызывают соответствующее к себе отношение (Е.П. Арнаутова, В.М. Иванова).

Поданным О. Л. Зверевой, педагоги часто ориентируются на «среднего» родителя, не дифференцируют условий семейного воспитания по составу семьи, отношению родителей к воспитанию, их педагогическим возможностям, общей культуре, образованию, возрасту. В современных условиях воспитатели и родители не только сравнялись по уровню культуры и образованности, но нередко оказывается, что родители значительно превосходят по этим показателям дошкольных работников. Педагоги, не знающие условий семейного воспитания, механически переносят содержание, методы воздействия на детей в детском саду на условия семьи.

Специфика позиции педагога по отношению к родителям состоит в том, что в ней сочетаются две функции: формальная и неформальная (Т.П. Гаврилова). Воспитатель выступает одновременно в роли официального лица и доверительного собеседника. Задача воспитателя, считает она, состоит в том, чтобы преодолеть в себе элементы назидания по отношению к членам семьи воспитанника и выработать способ доверительного общения. Недоверие — главное препятствие к установлению доброжелательных отношений (В.М. Иванова).

Взаимодействие детского сада и семьи с использованием разнообразных форм работы обеспечивает организацию оптимальных условий, как для развития личности ребёнка, так и его ближайшего окружения. Ход этой работы опирается на такие нормы взаимодействия, как взаимоуважение, открытость к общению, доверие, право на самоопределение и пр.

Используемая литература:

Басилова Т. А. , Александрова Н. А. Как помочь малышу со сложным нарушением развития: пособие для родителей / Т. А. Басилова, Н. А. Александрова. – М. : Просвещение, 2008. – 111 с.

Басилова Т. А. Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением / Т. А. Басилова // Дефектология. — 1996. — № 3.

Добрович А.Б. «Воспитателю о психологии и психогигиене общения» 1987.

Стребелева Е.А., ЗакрепинаА.В. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии.// Дефектология. — 2005. — № 1. — С. 3—11


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение отношений родителей к детям со сложной структурой дефект

«Нет «необучаемых» детей, нужно просто уметь  любить их  такими, какие  они есть». Это девиз под которым работает специалист группы детей со сложной структурой дефекта. Именно полюбить ...

«Особенности познавательной сферы у детей со сложной структурой дефекта»

В России на основе изучения особенностей развития детей с особенностями развития создана система коррекционного обучения . Исследования, посвященные изучению неуспевающих детей с различным...

Особенности проведения занятий по физической культуре у детей со сложной структурой дефекта

Особенности проведения занятий по физической культуре у детей со сложной структурой дефекта (на примере детей с расстройствами аутического спектра и дебильностью)...

Конспект индивидуального занятия по конструированию с элементами математики (для детей со сложной структурой дефекта) Тема «Зоопарк». (Второй год обучения)

занятие для детей со сложной структурой дефекта. Конспект содержит задачи, оборудование, ход занятия. будет интересен воспитателям, дефектологам, логопедам....

План самообразования.Тема:«Бумагапластика - как средство развития мелкой моторики для детей со сложной структурой дефекта» на 2021-2023 учебный год.

1. Введение. Проблема, на решение которой направлен проект.Актуальность данной проблемы заключается в том, что дети с ДЦП уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания ...

«Особенности развивающей предметно-пространственной среды в группе для детей со сложной структурой дефекта (маркеры пространства)»

   Коррекционная работа с детьми со сложной структурой дефекта осуществляется в разных видах деятельности.     Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) ...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ "Развитие интереса к изобразительной деятельности детей со сложной структурой дефекта посредством нетрадиционных техник"

В ОПЫТЕ РАБОТЫ ОТРАЖАЮТСЯ1.Актуальность и перспективность опыта.2.Теоретическая интерпретация опыта.3.Новизна опыта.4.Содержательность опыта.5. Стабильность результатов.6. Результативность опыта...