Развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ
статья

Малышева Татьяна Алексеевна

В статье рассмотрена тема профессионального развития педагогов ДОУ. Cозданная в ДОУ система методического сопровождения способствует профессиональному развитию, личному, творческому и мастерскому.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profes_masterstvo.docx21.47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие профессионального мастерства

педагогов ДОУ

Автор: Малышева Т.А.

Сегодня предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагогов. В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива ДОУ. Появилась реальная возможность для стандартизации образования как деятельности и повышения качества образования. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. И определяется нами как уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации образовательной деятельности в ДОУ.

Профессиональное мастерство педагогов в нашем дошкольном учреждении развивается и совершенствуется в соответствии с разработанной программой  

Овладение педагогами теоретическими и практическими знаниями происходит посредством использования активных методов и форм методической работы; изучение и внедрение современных технологий; инновационной деятельности по реализации ФГОС ДО; обобщение собственного опыта; участие в конкурсном движении. Анализ результатов; планирование работы на следующий период.

 Сейчас поделюсь опытом по повышению педагогического мастерства педагогов, раскрою некоторые факторы, формы и методы методической работы.

1) В методическом кабинете для этого созданы необходимые условия, постоянно обновляется и пополняется фонд информационной и методической литературы, оформляются тематические выставки, выставки новой литературы. Книги, энциклопедии, методические пособия систематизируются по годам, по направлениям, используются для составления программно-методического обеспечения, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Результатом усилий педагогов является совершенствование работы с детьми.

2) В работе с педагогами стараюсь использовать самые разнообразные формы, но наиболее эффективны те, где участники максимально активны. Распространенной формой методической работы с включением педагогов в творческую деятельность являются консультации. Чтобы консультации способствовали повышению квалификации воспитателей, использую активные методы обратной связи.

Наиболее эффективной формой повышения профессиональной компетентности педагогических кадров являются обучающие семинары. В процессе подготовки к семинарам педагоги совершенствуют свой теоретический уровень, взаимодействуя с коллегами, участники семинара получают информацию, связанную с их образовательными потребностями, что отражает качество работы.

 Следующим методом активизации педагогов является Проектный метод. Умение пользоваться проектным методом - показатель высокой квалификации педагога, овладения им прогрессивной методикой обучения и развития детей. Темы проектов могут быть различными. Также новые формы методической работы, связаны с использованием ИКТ: это электронные ссылки, вебинары, презентации на собственных сайтах педагогов. В своей практической деятельности наравне с традиционными методами, упражнениями и формами организации работы использую инновационные и интерактивные. 

 3) В течение всего межаттестационного периода педагоги ДОУ формируют портфолио, которое является дополнением к индивидуальной программе профессионального развития. Структура портфолио утверждена Положением ДОУ и выстроена по компонентам деятельности как в листе экспертного заключения на аттестации. Материалы портфолио рассматриваются как свидетельства профессионализма педагога. Это позволяет педагогу провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.

4) Как показывает практика, результаты работы по повышению профессионального мастерства педагогов во многом зависят от создания положительного психологического климата в дошкольном учреждении.

5) Немаловажный фактор - стимулирование деятельности педагогов. Необходимо заметить, что в педагогическом коллективе лучше всего стимулируют сотрудников к эффективной работе справедливая оценка руководством качества их работы. Стало уже традицией, на итоговом педагогическом совете награждать Грамотами, Благодарственными письмами педагогов за профессионализм и творческий подход к работе, результативность и активную жизненную позицию в течение учебного года.

6) Сопровождение педагогов для участия в конкурсном движении на различных уровнях. Чтобы стимулировать педагогов на ситуации профессионального успеха регулярно сначала на уровне ДОУ проводились открытые просмотры, выставки, смотры, конкурсы, как творческие, так и профессиональные.

 Затем разработала «Методические рекомендации по оформлению материалов на профессиональный конкурс». За последние 5 лет заметно вырост процент педагогов, участвующих в различных конкурсах, и занимающих призовые места.

Для подведения итога и определения уровня профессиональной компетентности, педагогов использовала методику следующих авторов-составителей: А. С. Агафоновой, С. А. Воротниковой и др. Результаты диагностики показали, что довольно большой процент педагогов (58%) на допустимом уровне, которые используют аналитические навыки, диагностические методы, творческий подход в работе с детьми, применяют современные средства и технологии в продуктивной, познавательной деятельности. Но пока еще не всегда могут объективно оценить результаты своей профессиональной деятельности.

 Радует, что выделяются педагоги оптимального уровня (28%, которые выбирают инновационные методы, формы и средства образовательной деятельности. Прогнозируют развитие воспитанников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Хорошо владеют доказательной научной аргументацией.

 Педагогам, которые пока на низком уровне (14%, нужна постоянная мотивация, поддержка начинающим педагогам для дальнейшего профессионального продвижения и совершенствования в работе с дошкольниками.

Таким образом, целенаправленная и систематическая работа с педагогами, в соответствии с программой сопровождения, способствует положительным изменениям в педагогическом процессе, позволяет вести контроль и повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, а это самое главное для качественной организации образовательной деятельности в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие профессионального самосознания и профессиональной идентичности педагогов-психологов через участие в конкурсах.

В статье представлен опыт организации и проведения конкурса по представлению и  анализу деятельности как процесса осмысления профессионального опыта...

"Модернизация системы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в соответствии с требованиями государственного профессионального стандарта в образовании"

Методическая разработка представлена структурой, которая позволяет системно и целостно рассмотреть возможность преобразования управления с переходом на новый уровень, посредством использования мотивац...

Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников

Предпосылки разработки и внедрения профессионального стандарта в системе образования...

Руководителей и специалистов органов управления в сфере дошкольного образования приглашают к обсуждению вопросов внедрения профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций

С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...

Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования

С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...

Педагогический совет «Профессиональный стандарт «Педагог», как средство повышения мотивации педагогов к развитию профессиональной компетентности»

Данное мероприятие разъяснит педагогам значимость перехода на Профессиональный стандарт педагога, поможет педагоги определить наиболее значимые профессиональные компетенции для педагогического коллект...

Программа профессионального самообразования. Методы развития профессиональных речевых умений

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной...