Развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ
статья
В статье рассмотрена тема профессионального развития педагогов ДОУ. Cозданная в ДОУ система методического сопровождения способствует профессиональному развитию, личному, творческому и мастерскому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие профессионального мастерства
педагогов ДОУ
Автор: Малышева Т.А.
Сегодня предъявляются особые требования к профессиональной деятельности педагогов. В условиях модернизации и развития системы образования произошли значительные изменения, как в организации, так и содержании педагогической деятельности коллектива ДОУ. Появилась реальная возможность для стандартизации образования как деятельности и повышения качества образования. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов. И определяется нами как уровень его знаний и профессионализма, позволяющий принимать правильные решения в каждой конкретной ситуации при организации образовательной деятельности в ДОУ.
Профессиональное мастерство педагогов в нашем дошкольном учреждении развивается и совершенствуется в соответствии с разработанной программой
Овладение педагогами теоретическими и практическими знаниями происходит посредством использования активных методов и форм методической работы; изучение и внедрение современных технологий; инновационной деятельности по реализации ФГОС ДО; обобщение собственного опыта; участие в конкурсном движении. Анализ результатов; планирование работы на следующий период.
Сейчас поделюсь опытом по повышению педагогического мастерства педагогов, раскрою некоторые факторы, формы и методы методической работы.
1) В методическом кабинете для этого созданы необходимые условия, постоянно обновляется и пополняется фонд информационной и методической литературы, оформляются тематические выставки, выставки новой литературы. Книги, энциклопедии, методические пособия систематизируются по годам, по направлениям, используются для составления программно-методического обеспечения, помогают педагогу, выбравшему тему самообразования, познакомиться с разными взглядами ученых и практиков на проблему. Результатом усилий педагогов является совершенствование работы с детьми.
2) В работе с педагогами стараюсь использовать самые разнообразные формы, но наиболее эффективны те, где участники максимально активны. Распространенной формой методической работы с включением педагогов в творческую деятельность являются консультации. Чтобы консультации способствовали повышению квалификации воспитателей, использую активные методы обратной связи.
Наиболее эффективной формой повышения профессиональной компетентности педагогических кадров являются обучающие семинары. В процессе подготовки к семинарам педагоги совершенствуют свой теоретический уровень, взаимодействуя с коллегами, участники семинара получают информацию, связанную с их образовательными потребностями, что отражает качество работы.
Следующим методом активизации педагогов является Проектный метод. Умение пользоваться проектным методом - показатель высокой квалификации педагога, овладения им прогрессивной методикой обучения и развития детей. Темы проектов могут быть различными. Также новые формы методической работы, связаны с использованием ИКТ: это электронные ссылки, вебинары, презентации на собственных сайтах педагогов. В своей практической деятельности наравне с традиционными методами, упражнениями и формами организации работы использую инновационные и интерактивные.
3) В течение всего межаттестационного периода педагоги ДОУ формируют портфолио, которое является дополнением к индивидуальной программе профессионального развития. Структура портфолио утверждена Положением ДОУ и выстроена по компонентам деятельности как в листе экспертного заключения на аттестации. Материалы портфолио рассматриваются как свидетельства профессионализма педагога. Это позволяет педагогу провести анализ своего профессионального роста, обобщить опыт работы, поставить дальнейшие цели, спланировать и организовать собственную деятельность.
4) Как показывает практика, результаты работы по повышению профессионального мастерства педагогов во многом зависят от создания положительного психологического климата в дошкольном учреждении.
5) Немаловажный фактор - стимулирование деятельности педагогов. Необходимо заметить, что в педагогическом коллективе лучше всего стимулируют сотрудников к эффективной работе справедливая оценка руководством качества их работы. Стало уже традицией, на итоговом педагогическом совете награждать Грамотами, Благодарственными письмами педагогов за профессионализм и творческий подход к работе, результативность и активную жизненную позицию в течение учебного года.
6) Сопровождение педагогов для участия в конкурсном движении на различных уровнях. Чтобы стимулировать педагогов на ситуации профессионального успеха регулярно сначала на уровне ДОУ проводились открытые просмотры, выставки, смотры, конкурсы, как творческие, так и профессиональные.
Затем разработала «Методические рекомендации по оформлению материалов на профессиональный конкурс». За последние 5 лет заметно вырост процент педагогов, участвующих в различных конкурсах, и занимающих призовые места.
Для подведения итога и определения уровня профессиональной компетентности, педагогов использовала методику следующих авторов-составителей: А. С. Агафоновой, С. А. Воротниковой и др. Результаты диагностики показали, что довольно большой процент педагогов (58%) на допустимом уровне, которые используют аналитические навыки, диагностические методы, творческий подход в работе с детьми, применяют современные средства и технологии в продуктивной, познавательной деятельности. Но пока еще не всегда могут объективно оценить результаты своей профессиональной деятельности.
Радует, что выделяются педагоги оптимального уровня (28%, которые выбирают инновационные методы, формы и средства образовательной деятельности. Прогнозируют развитие воспитанников с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей. Хорошо владеют доказательной научной аргументацией.
Педагогам, которые пока на низком уровне (14%, нужна постоянная мотивация, поддержка начинающим педагогам для дальнейшего профессионального продвижения и совершенствования в работе с дошкольниками.
Таким образом, целенаправленная и систематическая работа с педагогами, в соответствии с программой сопровождения, способствует положительным изменениям в педагогическом процессе, позволяет вести контроль и повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, а это самое главное для качественной организации образовательной деятельности в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/05/picture-137907-1352125299.jpg)
Развитие профессионального самосознания и профессиональной идентичности педагогов-психологов через участие в конкурсах.
В статье представлен опыт организации и проведения конкурса по представлению и анализу деятельности как процесса осмысления профессионального опыта...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/15/picture-678786-1479229732.jpg)
"Модернизация системы управления развитием профессиональных компетенций педагогов в соответствии с требованиями государственного профессионального стандарта в образовании"
Методическая разработка представлена структурой, которая позволяет системно и целостно рассмотреть возможность преобразования управления с переходом на новый уровень, посредством использования мотивац...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/03/picture-440933-1578047189.jpg)
Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников
Предпосылки разработки и внедрения профессионального стандарта в системе образования...
Руководителей и специалистов органов управления в сфере дошкольного образования приглашают к обсуждению вопросов внедрения профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций
С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...
Руководители органов управления дошкольного образования обсудят внедрение научно-обоснованного подхода и типовой дополнительной профессиональной программы по развитию профессиональных компетенций управленческих кадров в системе дошкольного образования
С целью повышения компетенций руководителей и специалистов, осуществляющих государственное управление в сфере дошкольного образования, в 2019 году по заказу Министерства просвещения Российск...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/02/picture-1424665-1664703346.jpg)
Педагогический совет «Профессиональный стандарт «Педагог», как средство повышения мотивации педагогов к развитию профессиональной компетентности»
Данное мероприятие разъяснит педагогам значимость перехода на Профессиональный стандарт педагога, поможет педагоги определить наиболее значимые профессиональные компетенции для педагогического коллект...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/06/picture-1425615-1665027516.jpg)
Программа профессионального самообразования. Методы развития профессиональных речевых умений
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной...