Программа кружковой работы «Весёлые пальчики»
рабочая программа

целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа кружковой работы

«Весёлые пальчики»

на 2019-2020 г в первой младшей группы.

Пояснительная записка.

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.

Актуальность, цель и задачи

Актуальность работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Работа по развитию мелкой моторики проводится с детьми первой младшей группы. В группе дети, у которых не были сформированы навыки самообслуживания. Все эти навыки формируются под воздействием воспитания у ребенка общей и мелкой моторики. Рука ребенка в этом возрасте физиологически несовершенна. Как и весь организм, она находится в стадии интенсивного развития. Мелкая моторика развита плохо. Пальцы рук сгибаются и

разгибаются        синхронно,        т.е.                действуют        все        вместе.        Движения        пальцев        слабо дифференцированы,        поэтому        при        сгибании                одного        пальчика        остальные        выполняют аналогичное действие. Наблюдается неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

В начале работы провести диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей с целью – выявить уровень развития мелкой моторики рук. Диагностику провести по следующим критериям:

  1. Упражнение «Фонарики»,
  2. Сжимание и разжимание кулачков,
  3. Потирание кулачков,
  4. Сминание бумаги в кулаке.

Критерии делятся на три уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень: точное воспроизведение движения.

Средний уровень: основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности

выполнения.

Низкий уровень: отсутствие основных элементов в структуре движения.

Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, провести с детьми работу в этом направлении, работая в контакте с родителями.

Цель работы: развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.

Задачи:

  1. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
  2. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.
  3. Развивать тактильную чувствительность рук детей.

Предполагаемый результат:

  1. Усовершенствована предметно-развивающая среда;
  2. Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.

Заключение.

Чётко спланированная кружковая работа по развитию мелкой моторики рук проводится еженедельно во вторую половину дня с детьми первой младшей группы. Полученные навыки закреплять в повседневной жизни.

Учебно-тематический план.

Название пальчиковой игры

Цели и задачи

Сентябрь

  1. «Прячем ручки», «Флажок».
  2. «Спрячь в ладошке», «Очки».
  3. «Котёнок», «Бинокль».
  4. «Ветерок», «Стол».

Учить   детей        подражать движениям взрослого.

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Октябрь

  1. «Брызгалки», «Стул, кресло».
  2. «Ямки», «Бочка».
  3. «Спрячь шарик», «Птичка пьёт из бочки».
  4. «Пирожки», «Миска, гнездо»

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук. Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук.

Ноябрь

  1. «Спрячь руки!», «Птичка в гнезде».
  2. «Найди игрушку!», «Птенцы в гнезде».
  3. «Гора из песка», «Крыша, башня, дом».
  4. «Пересыпь крупу», «Магазин с прилавком».

Развивать хватательные движения, осязание; развивать силу рук, соотносящие движения рук.

Учить детей пересыпать сыпучие вещества из одной ёмкости в другую.

Декабрь

  1. «Где шарик», «Покупатель и продавец».
  2. «Сдуй игрушку!», «Мостик».
  3. «Что внутри?», «Кораблик».
  4. «Бумажные снежки», «Ёлка».

Развивать силу руку укреплять мышцы пальцев и кистей рук; знакомить с предметами разной величины.

Январь

  1. «День рождения», «Солнечные лучи».
  2. «Погремушка», «Скворечник».
  3. «Покажи пальчики!» «Беседующие человечки».
  4. «Непослушные колечки», «Ворота».

Развивать        силу        рук,        хватательные, соотносящие движения рук.

Февраль

  1. «Мастер-ломастер», «Цепочка».
  2. «Разборные картинки», «Шарик».
  3. «Мозаика», «Колокольчик».
  4. «Курочка Ряба», «Летит оса».

Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук; развивать моторику рук; развивать умение захватывать мелкие предметы двумя

пальцами (большим и указательным).

Март

  1. «Сорока-воровка», «Зайчик».
  2. «Пластилиновые узоры»,«Зайчик и барабан».
  3. «Пластилиновая мозаика», «Собачка, лошадь».
  4. «Длинная дорожка», «Всадник на

лошади».

Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук; знакомить с приёмами лепки (вдавливание); развивать мелкую моторику рук.

Апрель

  1. «Заборчик», «Собака лает».
  2. «Фигурки», «Гусь».
  3. «Домик», «Курочка».
  4. «Волны», «Петушок».

Развивать соотносящие хватательные движения рук, деференцированные движения пальцев рук.

Май

  1. «Кладём плитку», «Улитка».
  2. «Узоры», «Домик улитки».
  3. «Весёлый шнурок», «Кошка».
  4. «Развяжи бантик», «Мышка»

Развивать силу рук, хватательные, соотносящие движения рук; развивать движения кистей и пальцев рук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа "Весёлые пальчики"

Развитие мелкой моторики, стимулирование двигательной активности детей....

Программа кружковой работы "Веселые пальчики"

Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мы...

Кружковая работа «Весёлые пальчики» с детьми с нарушением интеллекта группа Колобок»

Записка кружковой работы Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования. А...

План кружковой работы "Весёлые пальчики"

Ребенку уже в раннем возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм ...

Программа кружковой работы "Ловкие пальчики" для детей старшего дошкольного возраста

Программа кружковой работы "Ловкие пальчики" для детей старшего дошкольного возраста...