Методическая разработка "Как справляться с проявлением агрессии у детей дошкольного возраста".
методическая разработка (старшая группа)
В статье рассматриваются причины возникновения агрессии, их устранение и рекомендации родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка на тему:
«Как справляться с проявлением агрессии у детей дошкольного возраста».
Белолуцкая Л.Я.,
Воспитатель ГАДОУ ДС № 18
Калининского района,
Санкт-Петербург.
Агрессивное поведение у детей это довольно распространённое явление. Агрессия — деструктивное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, она может приносить физический и моральный ущерб окружающим людям.
В ходе наблюдений мной установлено, что агрессия ребёнка чаще всего направлена: на окружающих людей; на животных; на себя; на внешние объекты, что проявляется в разрушении предметов, порче имущества. Зачастую агрессия проявляется в рисунках, в играх и общении со сверстниками.
Самые распространёнными причины агрессивного поведения:
- строгое наказание родителей за проявление агрессии ребёнка: именно тогда ребёнок скрывает свои чувства в присутствии родителей;
- потакание капризам ребёнка: в таких случаях ребёнок не чувствует себя в безопасности и начинает проявлять черты агрессии;
- чрезмерный контроль или безразличное отношение к ребёнку: в этом случае у ребёнка формируются агрессивные черты характера.
Часто родители уверенны, что это пройдёт, объясняя поведение ребёнка тем, что они в детстве были такими же и вели себя так же, а также ссылаются на наследственный фактор. А на самом деле все очень просто: ребёнок не уверен в себе и в своих силах, чувствует себя ненужным, и в таком случае он также начинает вести себя агрессивно.
Основываясь на моем общении с детьми, можно сделать вывод, что мальчики гораздо чаще проявляют агрессию, в отличие от девочки. Согласно сформировавшимся в нашем обществе стереотипам, мужчина должен быть сильным и умеющим за себя постоять, то есть «крутым».
Именно поэтому часто родители учат своих детей давать сдачи, поскольку иначе они просто не смогут «вписаться» в «мужское общество», в котором одной из основных ценностей является умение постоять за себя. Мальчики нередко вынуждены проявлять агрессивность, чтобы не оказаться «белыми воронами» и изгоями среди сверстников.
У детей агрессия проявляется также довольно разнообразно. Вербальная агрессия (обозвать, унизить, зло пошутить) бьёт по другим так же сильно, как и физическая (укусы, удары, тычки). Пассивно-агрессивное поведение ребёнка, заключающееся в нарушении родительских запретов, игнорировании просьб и указаний, выводит взрослых из себя надёжнее, чем любой другой вид агрессии.
Хотелось бы дать некоторые советы родителям. В первую очередь необходимо учить малыша способам взаимодействия с другими детьми. Объясните ребёнку что нужно меняться игрушками, как правильно и вежливо попросить дать поиграть. Что делать, если ему отказывали – в этом случае у вас должна быть с собой другая игрушка, лучше всего новая, чтобы мягко переключить внимание на неё. Если же вы не уследили, и в песочнице завязалась драка, Вам необходимо оставаться спокойными, но ни в коем случае не отворачиваться и не игнорировать ситуацию. Дома, когда ребёнок успокоится, отдохнёт, окажется в привычной среде, поест и попьёт - вернитесь к произошедшему. Напомните ребёнку что он сделал не так и снова расскажите, как ему следует попросить или предложить меняться игрушками. Не советую ждать быстрого результата, но так или иначе навык сформируется, если вы будете последовательны и уверены в своей правоте.
Хочу обратить внимание, что в отличии от первой ситуации, если вы заранее видите что ребёнок пытается ударить кого-нибудь, то следует пресечь ситуацию быстро и решительно. Твёрдо удержите руку ребёнка, строго скажите, глядя в глаза: «Драться нельзя».
В младшем дошкольном возрасте закладываются базовые способы взаимодействия ребёнка с миром. Именно поэтому родителям так важно быть особенно осторожными и последовательными, при формировании поведения ребёнка.
Когда дети идут в садик или начинают ходить в группы развития, на кружки и в секции, тогда отношения впервые выходят из-под тотального контроля. Так как раньше на каждого малыша приходился как минимум один заинтересованный взрослый, то есть родитель, а теперь воспитатель или преподаватель на всю группу детей. Именно тогда возникают недопустимые проявления агрессии у детей: драки, порча вещей, укусы. Это требует немедленного вмешательства со стороны взрослых.
В случае проявления ребёнком агрессии по отношению к другим детям, выраженную в перевозбуждении, крике, плаче, родителям следует увести ребёнка с детской площадки, праздника, немедленно прекратить игру, закончить прогулку. Все надо делать быстро и решительно, но не спешите с нотацией, сначала попытайтесь успокоить ребёнка, дайте попить – и вот тогда уже разберите ситуацию. Советую помнить простое правило: удовольствие прекращается немедленно и тогда начинается повседневность.
Родителям следует формировать у ребёнка эмпатию – умение встать на место другого. Научите ребёнка жалеть когда ушибся кто-то ещё, ведь ребёнок, который умеет сочувствовать, никогда не причинит боль специально.
Уделяйте больше времени на общение с ребёнком и развитие речи, расширение словарного запаса малыша. Объясните разницу между «обиделся» и «злюсь», «грустно» и «тревожно», научите слышать себя и понимать других. Заметьте, что Вам следует прислушиваться к словам ребёнка очень чутко.
Помните, что погашать агрессию давлением на ребёнка, угрозами, наказанием нельзя ни в коем случае. Если у вас получилось задавить проявления агрессии перечисленными способами – будьте уверены, она непременно проявится в другом месте и в другое время.
Я считаю, что очень важно научить ребёнка быть добрым, научить извиняться, а не бубнить заученную фразу «я больше не буду», не стесняться признать, что был неправ. Помните, что лучше всего учить детей этому своим собственным примером, говоря «а вот я бы сделал так…».
Уважаемым родителям рекомендую прислушаться к советам и сделать соответствующие выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/17/picture-207416-1463512091.jpg)
Шпаргалка для родителей Проявление тревожности у детей дошкольного возраста.
Тревожность - психологическая особенность, устойчивое свойство человека, характерная для него черта. То есть, если человек часто испытывает состояние тревоги, то его считают тревожным.У детей ста...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/16/picture-788852-1700120125.jpg)
Статья на тему "Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста"
Статья на тему "Особенности проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста"Выполнила: воспитатель старшей группы № 11 Фалина Ирина Сергеевна.Цель статьи : познакомить педагогов...
Причины возникновения и особенности проявления тревожности у детей дошкольного возраста
Статья о причинах возникновения тревожности у детей...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/26/picture-855336-1480179502.jpg)
Собственная методическая разработка: "Презентация агрессии у детей дошкольного возраста"
Классификация проявлений агрессииКакие черты свойственные агрессивным детям Причины агрессивностиГлавная социальная причина проявления агрессии в дошкольном возрасте - неверное ...
Особенности проявления агрессивности у детей дошкольного возраста
Агрессивные проявления у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего детства. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямства, часто не поддающихся упр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/02/picture-215057-1362246906.jpg)
Проявление одаренности у детей дошкольного возраста
Статья посвящена проблеме работы с одаренными детьми. В статье отмечена необходимость и важность обнаружения у ребенка уникальных способностей, а также говорит об особенностях работы с одаренными деть...