Воспитательные технологии взаимодействия образовательного учреждения и семьи
консультация
Воспитательные технологии взаимодействия образовательно учреждения и семьи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnye_tehnologii_vzaimodeystviya_obrazovatelnogo_uchrezhdeniya_i_semi.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательные технологии взаимодействия образовательного учреждения и семьи
Приведем основные модели воспитательных технологий.
- Адлеровская модель
Задачи: помочь родителям понять детей, войти в их образ мышления, научиться разбираться в мотивах и значениях их поступков; помочь каждому из родителей развивать свои методы воспитания ребенка с целью дальнейшего его развития как личности.
Основные понятия: «равенство», «сотрудничество», «естественные результаты» в семье.
К истории вопроса. Альфред Адлер известен как психолог, занимавшийся проблемами личности, одновременно ставший одним из основоположником работ по воспитанию родителей. Он разработал основные критерии воспитания родителей и семейной терапии, которыми специалисты пользуются и поныне. Адлер считал, что задачей психологии и психиатрии является влияние на семью общества, именно поэтому в его концепции так выделен общественно-политический аспект. Основным принципом семейного воспитания, по Адлеру, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребёнка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье. Это направление воспитания основывается на сознательном и целенаправленном поведении родителей. Адлер рассматривает воспитание родителей не только с точки зрения развития ребёнка и семьи, но и с точки зрения общества – как деятельность, результат которой оказывает влияние на его состояние. Дрейкурс - один из последователей Адлера утвердил практику консультаций и лекций для родителей и подготовил почву для мыслей о возможности демократического пути разрешения этой проблемы в семье, школе, на предприятиях и других сообществах людей.
Философское развитие модели идет от идеи личности, согласно которой, человек по природе – существо социальное и его поведение диктуется социальными мотивами. В теории личности, разработанной А. Адлером, подчеркивается уникальность личности и творческие свойства человеческого «я» (его мотивов, черт характера и ценностей). Теория личности Адлера решительно отличается от теорий, разработанных З. Фрейдом или К.Г. Юнгом. По Адлеру, развитие личности рассматривается, в первую очередь, через призму социальных отношений.
Естественно, что эти мысли составляют и ядро теории воспитания родителей, предложенной Адлером. В центре внимания здесь оказывается отношение ребенка к остальным членам семьи, особенно к родителям. Ощущение себя равноправным членом данного сообщества позволяет человеку найти свое место в жизни. В этом случае человек социально активен и стремится к конструктивному сотрудничеству.
Анализ основных положений адлеровского воспитания родителей сводится к следующему:
- человек – социальное существо, для которого важно чувство принадлежности к определенной группе людей;
- социальные интересы людей – основной мотив их деятельности;
- Поведение человека всегда имеет определенную цель; чтобы понять человека, смысл его деятельности, необходимо знать преследуемые им цели;
- Каждый индивидум сам создает свой образ жизни, ее стиль, являющийся сгустком установок, целей верований, с помощью которых человек старается найти свое место в жизни и достичь своих целей как личность;
- Принцип равенства, провозглашенный обществом, требует равного отношения ко всем членам общества;
- Сотрудничество между членами семьи невозможно без чувства ответственности; свобода тесно связана с ответственностью.
- Человек ведет себя в соответствии со своими ожиданиями и формирует свое понимание места в семье согласно естественным и логическим результатам, связанным с этими ожиданиями.
По теории А. Адлера, семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются фактором в развитии личности. Дети учатся нормам общежития в обществе и воспринимают культуру через своих родителей.
Поскольку поведение человека преследует определённые социальные цели, то и для понимания поведения ребёнка так же надо знать его устремления. По Р. Дрейкурсу, плохое поведение ребёнка объсняется тем, что он пытается обратить на себя внимание, напугать, отомстить или показать собственное несовершенство. Плохое поведение ребёнка – чаще всего попытка достичь чувства безопасности в семье. Принципы воспитания детей в семье по адлеровской системе:
- семья – это организация, деятельность которой строится на понимании каждым членом своих задач и ограничений;
- чувство следует за мыслью и поведением. Человек относится дружелюбно к тем, кто отвечает ему тем же. Члены семьи должны совместными усилиями создавать тёплые и дружеские отношения между собой;
- люди могут сотрудничать, только будучи равноправными, а это означает, что каждый член семьи должен научиться уважать другого как равноправную личность;
- разум больше помогает в воспитании, чем сила. Родители должны избегать конфликтов с детьми, а стремиться в отношениях с ними к роли советчика и руководителя, только так можно достичь тёплой дружеской атмосферы.
- в воспитании нужно следовать внутренней логике взаимоотношений: родители должны позволить ребёнку уже в раннем детстве прочувствовать последствия их действий и поведения, так ребенок поймет, как устроен мир.
Эта модель воспитания подчёркивает равенство между родителями и детьми, как в области прав, так и в области ответственности, поэтому надо научить родителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста; при этом осознать, что дети не являются собственностью родителей. Помощь родителям заключается в осознании своих задач в семье.
Задачи:
- помочь родителям понять детей, войти в их образ мышления и научиться разбираться в мотивах и значении их поступков;
- помочь каждому из родителей развивать свои методы воспитания ребёнка с целью дальнейшего его развития как личности.
При этом следует учитывать принципы:
- невмешательство родителей в конфликты между детьми;
- понимание каждым членом семьи, что он сам ответственен за порядок в своей комнате и своих вещах;
- равное участие всех членов семьи в домашних делах.
По теории А. Адлера родителям не следует наказывать детей, так как это порождает озлобленность. Сотрудничество - это естественное следствие действия принципов равенства, свободы и ответственности. Это значит, что каждый член семьи действует со всеми во имя блага семьи. Но здесь необходимо помнить и об ограничениях, так как безграничная свобода не есть демократия, такая свобода превращает детей в тиранов, а взрослых в рабов, или наоборот. Идеалом демократического воспитания, предложенного Р. Дрейкурсом, является человек, способный к самоконтролю. Воспитать его можно, ещё в семье приучив отвечать за самого себя, за свои поступки и их последствия. Как существо социальное, ребёнок нуждается в доверии к себе и в отведённом ему месте в семье. Самостоятельные, уверенные в себе и внутренне управляемые люди создают демократичное, организованное общество и сами, в свою очередь воспитывают детей в духе разумной демократической свободы.
- Учебно-теоретическая модель.
В основе учебно-теоретической модели воспитания родителей лежат результаты экспериментальных исследований. С их помощью была сделана попытка определить, каким образом установки поведения родителей влияют на ребёнка. Учебно-теоретическое направление воспитания родителей основано на общей теории бихевиоризма. И хотя многие следователи этой теории (Ватсон, Б.Ф. Скиннер) в своих трудах не употребляют термин «воспитание родителей», именно их, наряду со многими другими психологами того же направления, мы и должны считать родоначальниками учебно-теоретического направления. В этой модели подчёркивается, что поведение родителей и детей заучено, и изменить его можно методом переучивания.
Основная идея:
- поведение родителей меняется по мере осмысления ими собственного поведения и поведения детей, а такое поведение соответственно отражается на поведении детей.
Принципы выведены из элементов теории социального обучения практических наблюдений за поведением. Представители этого направления выделяют обычно три способа формирования поведения: положительное подкрепление, отрицательное подкрепление, отсутствие подкрепления. При этом положительное подкрепление может быть конкретным или символичным. Учебно-теоретическая модель исходит из того, что изменения в окружении ведут к изменению в поведении.
Данная модель вобрала в себя множество различных программ по воспитанию родителей, где основные цели таковы:
– подготовить родителей к диагностическому расчету. Родители должны научиться оценивать и рассчитывать поведение, в том числе и собственное, но особенно поведение детей, в трех случаях:
1) делает ли человек что-то лишнее;
2)делает ли он чего-то слишком мало;
3) нетрудно ли человеку постоянно делать то, что общепринято и считается целесообразным (поддержка состояния).
– привитие родителям, а через них и их детям социальных навыков поведения. Под термином «социальные навыки» понимают такое сформированное и закреплённое поведение, с помощью которого индивид может осуществлять целенаправленные действия в различных ситуациях, взаимодействуя с социальной средой.
Направления воспитания: овладение навыками социального наблюдения (навыки диагностики); обучение принципам теории и применение этих принципов в воспитании детей; обучение созданию определенной оценочной программы для более эффективного формования или изменения поведения ребенка. Для этого нужно научиться ставить три вопроса:
- что происходит (определение поведения)
- что произошло перед самым «взрывом» (связь)
- что последует далее, к чему привело данное поведение (последствия)
Родителей учат отвечать на эти вопросы, пользуясь терминологией социального обучения.
Бихевиористская теория стремится к воспитанию необходимых для семейной жизни навыков взаимоотношений между родителями и детьми. Под этим подразумеваются, прежде всего, такие навыки, которые нужны для оценки собственного поведения или поведения других членов семьи.
3.Модель чувственной коммуникации.
Данная модель вобрала в себя основы взглядов Т. Гордона и стала популярной, благодаря не только специальным курсам для родителей, но, также и книгам по вопросам воспитания, которые расходятся в миллионах экземпляров на многих языках мира.
В модели Т.Гордона внимание концентрируется на коммуникативных отношениях и навыках общения. В центре её – передача чувств от человека к человеку. Исходные положения модели:
1. очень важна двусторонняя коммуникация, общение, в котором человек находит понимание и сам понимает родных;
2. позитивные негативные чувства членов семьи нуждаются в раскрепощении, они должны проявляться открыто перед всей семьёй;
3. проявление истинных чувств приводит к глубокому внутреннему удовлетворению;
4. самые тесные взаимоотношения между людьми могут быть построены только на основе искренних чувств и никогда на лицемерии;
5. каждый член семьи – это личность со своими чувствами, поэтому каждый может доверяться своим чувствам и чувствам своих близких, принимать их такими, какими они проявляются. Задача воспитания родителей состоит в усвоении таких основных умений:
- активно слушать, т.е. умение слышать, что ребенок хочет сказать родителям;
- довести до сознания ребенка собственные слова (умение выразить собственные чувства доступно для понимания ребенка);
- использовать принцип «оба правы» при разрешении спорных вопросов, т.е. уметь говорить с ребёнком так, чтобы результатом разговора были довольны оба его участника.
С названными навыками тесно связано и умение правильно увидеть проблему, способность вместе с ребёнком обсуждать вопросы чувств или взаимоотношений людей. Главная задача при этом – усвоить основные понятия модели и научиться ставить проблемы и разрешать их в рамках модели.
Т. Гордон считает, что родители должны помогать ребёнку самостоятельно справляться со своими проблемами, чтобы постепенно перенести всю ответственность за поиск решений на самого ребёнка. И наоборот, если один из родителей сам испытывает какие-то трудности, он должен уметь рассказать о них ребёнку, чтобы тот помог отцу или матери. По Гордону, любая проблема решается родителями совместно с детьми. Разрешение проблемы происходит по следующим направлениям:
- опознаётся и определяется сама проблема;
- продумываются варианты её разрешения;
- взвешивается каждый вариант;
- выбирается наиболее подходящий вариант;
- подыскиваются способы решения проблемы;
- производится оценка возможного успеха.
Участие ребёнка в разрешении проблемы очень важно, так как это развивает мышление, уменьшает конфликтность, позволяет родителям избежать принуждения и рождает у ребёнка желание и в дальнейшем участвовать в разрешении семейных проблем и в делах семьи.
В модели воспитания родителей, предложенной Т.Гордоном, находит отражение основной принцип – человек ответственен за свой выбор и может изменить себя. Гордон не считает последовательность в воспитании детей важным критерием, скорее наоборот. По его мнению, искренность намного важнее, например, терпеливости, готовности к самопожертвованию или последовательности в выражении своих чувств.
Из всего сказанного следует, что и воспитание родителей должно исходить из благожелательного отношения к родителям. Занятия проводятся по группам, в которых люди учатся общению: активному слушанию, самовыражению - получают навыки ведения беседы.
В этой модели отношения между родителями и детьми рассматриваются в практическом плане, ибо целью является помощь родителям в каждодневных трудностях и развитие положительных моментов во взаимоотношениях родителей и детей.
- Модель, основанная на трансакциональном анализе.
Трансакциональный анализ – это психологическая теория, касающаяся взаимовлияния и взаимоотношений между людьми, которая рассматривает развитие личности в социальном окружении. Как теория личности, трансакциональный анализ стремится определить развитие личности с помощью понятия социального обмена.
Согласно теории трансакционального анализа, личность каждого индивидуума определяется факторами, которые можно назвать состоянием «я», собственным состоянием. Это способ восприятия действительности, анализа получаемой информации и реакция индивидуума на действительность. Человек может ощущать, оценивать действительность и вести себя в различных ситуациях тремя способами: по-детски, по-взрослому, и по-родительски.
«Ребёнок» в личности – это спонтанность, творчество, и интуиция. С этим началом связаны биологические потребности и основные ощущения человека.
«Взрослый» в личности действует последовательно. Свойствами этого начала, этой части человеческой личности являются систематические наблюдения, рациональность и объективность, следование законам логики.
Положение «родителя» в личности человека по своей структуре соответствует категории superego в теории личности Фрейда. Она включает в себя приобретённые нормы поведения, привычки, ценности. Основные направления транскакционального анализа:
- все люди рождаются счастливыми, но в жизни они могут научится испытывать не только это;
- в личности каждого человека уживаются ребёнок, взрослый и родитель;
- испытания в процессе развития человека могут привести к формированию здоровой или нездоровой личности;
- ребёнок делает определённые выводы относительно себя уже в раннем (дошкольном) возрасте, и это отражается на его представлениях о мире, верованиях и поведении;
- люди могут обладать самосознанием и активно участвовать в развитии своей личности;
- положительное влияние и позитивное восприятие являются главным фактором, определяющим развитие здоровой личности.
Идея – ключ к изменению поведения ребенка лежит в изменении взаимоотношений между ребенком и родителями.
Задачи воспитания:
– научить родителей действовать так, чтобы своим поведением они способствовали развитию здоровой и счастливой личности ребенка;
– научить оперировать понятиями трансакционального анализа при рассмотрении своего поведения или взаимоотношений в семье, что должно помочь родителям анализировать и лучше понимать проблемы;
– научить родителей находить общий язык с детьми, лучше доводить до их сознания собственные нужды и понимать запросы ребёнка.
Основные понятия трансакционального анализа и технику их применения может освоить и ребёнок, что даёт возможность всей семьёй познавать и понимать себя творчески и весело, т.е. основная задача воспитания родителей – научить членов семьи взаимным компромиссам и умению пользоваться ими в других социальных сферах.
5.Модель групповых консультаций
Эта теория была разработана Хаимом Джинотом. Он был детским психотерапевтом и в 50-х годах разработал модель групповой терапии для родителей. В основе этой модели лежит стремление научить родителей переориентировать свои установки в зависимости от потребностей ребёнка.
По его мнению, воспитать здорового ребёнка можно только тогда, когда родители обладают самосознанием, когда они способны воспринимать ребёнка вместе со всеми его чувствами и деяниями, когда они сами являются искренней и полноценной личностью.
В этой модели принципы воспитания детей изложены следующим образом:
1. Внимательно слушать: родителей, которые внимательно слушают своего ребёнка, показывают ему, что к его мнению прислушиваются и его ценят, укрепляют уважение ребёнка к самому себе.
2. Не давать созреть «плодам зависти», избегать и не допускать таких действий или слов, которые могут оскорбить или вызвать злость; предупреждать оскорбления, обзывания, угрозы, обвинения, командирский тон.
3. Проявлять чувства и мысли без агрессивности: родители должны честно говорить о том, что они испытывают, и при проявлении собственных чувств уважать личность ребёнка.
Идея – воспитание родителей должно быть сосредоточено на практических вещах и рассматривать, прежде всего, проблемные ситуации.
Цель – укрепить у родителей веру в свои силы и помочь им путем передачи определенных навыков в практическом воспитании ребенка.
Принципы воспитания: внимательно слушать своего ребенка; не оскорблять его и не вызывать у него злость; проявлять мысли и чувства без агрессивности.
Джинтон различает три формы воспитания родителей: психотерапия, консультация и инструктаж. Все они ориентированы на то, чтобы помочь человеку стать хорошим воспитателем своих детей.
Целью групповой терапии является достижение постоянных изменений в структуре личности родителя.
Групповые консультации должны помочь родителям справляться с проблемами, возникающими при воспитании. Здесь не нужны никакие структурные изменения человеческой личности, главное – помочь родителям избежать ненужных стрессов и лучше ориентироваться в различных семейных ситуациях. Главное в инструктаже родителей – увеличить время совместного пребывания родителей и детей, научить родителей прислушиваться к детям, их чувствам и запросам, помочь им найти общий язык, научить руководить детьми, например при поддержании порядка в доме.
Одной из центральных задач является утверждение самоуважения родителей, что обязательно приведёт их к чувству удовлетворения соей ролью. А довольные собой и уважающие себя родители воспитают здоровую личность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи, как средства облегчающего адаптацию при поступлении детей в дошкольное учреждение посредством внедрения проектной деятельности
Современное дошкольное образование предполагает создание новых альтернативных форм работы с детьми дошкольного возраста.Неоспоримо, что ранний возраст от одного года до трех лет требует наибольш...
Консультация для родителей «Детский сад и семья как единое образовательное пространство» Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи. Основы взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями
Один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания подрастающего поколения – взаимосвязь учреждения и семьи. Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими зн...
«Основные направления использования здоровьесберегающих технологий в воспитательном пространстве образовательного учреждения»
Здоровье - одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Здоровье относится к числу глобальных проблем, то есть тех, которые имеют жизненно важное значение для в...
Модель воспитательной системы образовательных учреждений .Воспитательная система «Зеленый дом»
Лауреат XIII областного конкурса моделей воспитательных систем образовательных учреждений в номинации "Дошкольные образовательные системы"...
Возникновение и развитие воспитательных и образовательных учреждений для особых детей с Древней Руси и о 1917 года.
Данная статья посвещена краткому обзору возникновению и становлению воспитательных и образовательных учреждений в нашей стране с древних времен и до 1917 года....
Реализация воспитательного потенциала образовательного учреждения
В помощь методистам и старшим воспитателям при подготовке педагогического совета на тему "...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С СЕМЬЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Во все времена в работе педагогического коллектива привлечение родителей к жизни детского сада было очень важным и приоритетным направлением. Ведь дошкольное образовательное учреждение и семья ...