«Основные направления использования здоровьесберегающих технологий в воспитательном пространстве образовательного учреждения»
статья на тему
Здоровье - одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Здоровье относится к числу глобальных проблем, то есть тех, которые имеют жизненно важное значение для всего человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorove.docx | 22.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Купина Наталья Валерьевна
магистр педагогики,
старший воспитатель
МАДОУ ЦРР - детский сад №66
Ручко Ирина Сергеевна
воспитатель
МБДОУ
детский сад комбинированного вида №64
«Основные направления использования здоровьесберегающих технологий в воспитательном пространстве образовательного учреждения»
Здоровье - одна из важнейших жизненных ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Здоровье относится к числу глобальных проблем, то есть тех, которые имеют жизненно важное значение для всего человечества.
Примечательно, что слово “здоровый” образовано от древнеиндийской приставки “съ” (хороший) и праславянской основы “дорв” (твердое дерево, дуб) и первоначально означало сильный, невредимый, крепкий, как дуб. Понимание содержания слова “здоровье” прошло ряд этапов. Первоначально под здоровьем понимали отсутствие какого - либо заболевания, и здоровым считали человека, у которого нет признаков болезни. В настоящий момент данное понятие имеет огромное количество определений, наиболее емким и точным, на наш взгляд, является определение, данное всемирной организацией здравоохранения: «Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов».
Стремительное ухудшение состояния здоровья детей дошкольного возраста в России стало общепризнанным фактом. Проблема ухудшения здоровья детей становится приоритетной национальной проблемой. В связи с этим предпринимаются разнообразные попытки исправить положение, найти наиболее эффективные пути, методы, технологии. Занимаются этим как ученые, так и практики. Эти проблемы волнуют и практических работников ДОУ, ежедневно осуществляющих оздоровительно-воспитательный процесс.
Анализ состояния здоровья вновь прибывших в детский сад детей показывает, что дошкольное учреждение посещают дети, имеющие 2 и 3 группы здоровья. Число детей с хроническими заболеваниями примерно 29%, с функциональными отклонениями 69%, 1-ую группу здоровья имеет 2% детей.
Стоит признать, что медицина не успевает должным образом реагировать на происходящие изменения. В связи с этим, особую роль приобретает профилактика детской заболеваемости. Вырастить ребенка здоровым, крепким, сильным – это не только желание родителей, но и одна из ведущих задач, стоящих перед дошкольным образовательным учреждением. Именно поэтому здоровьесберегающие технологии в данный момент имеют особую актуальность.
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья детей.
Термин «здоровьесберегающие технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегашие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья детей.
Специалисты предлагают несколько подходов к классификации здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым.
Автор выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.
- Медико-гигиенические технологии (МГТ). Все проблемы, связанные со здоровьем человека, традиционно относятся к компетенции медицинских работников, к ответственности системы здравоохранения. К медико-гигиеническим технологиям относятся контроль и помощь в обеспечении надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПиНов.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий – создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ).
Их реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской обороны, пожарной инспекции и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранение жизни – требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.
5. 3доровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) подразделяются на 3 три подгруппы:
- организационно-педагогические технологии (ОПТ), определяющие структуру образовательного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические технологии (ППТ). Сюда относится и психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса;
- учебно-воспитательные технологии (УВТ), которые включают программы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья детей, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек.
Волошина Л.Н., автор программы физического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении «Играйте на здоровье», выделяет следующие типы технологий в области сохранения и укрепления здоровья:
1. Пассивные здоровьесберегающие – технологии, создающие безопасные условия пребывания, обучения и работы, решающие задачи рациональной организации образовательного процесса (с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей и гигиенических требований), соответствия учебной и физической нагрузки возможностям ребенка.
- Физкультурно-оздоровительные - технологии, направленные на решение задач укрепления физического здоровья учащихся, повышение потенциала (ресурсов) здоровья.
- Технологии, направленные на воспитание культуры здоровья, развитие личностных качеств, способствующих сохранению и укреплению здоровья. Они обеспечивают формирование представлений о здоровье как ценности, мотивацию на соблюдение здорового образа жизни, ответственности за собственное здоровье, здоровье семьи.
Таким образом, данные типы технологий в области сохранения и укрепления здоровья находят свое отражение в образовательном процессе.
Данная классификация, на наш взгляд, в большей степени способствует формированию профессионально-приоритетных, профессионально-значимых качеств личности педагога, обеспечивает трансляцию ЗОЖ в профессиональной деятельности. И, соответственно, способствуют укреплению здоровью детей.
Таким образом, изучив современные технологии, мы пришли к выводу, что к основным направлениям использования здоровьесберегающих технологий в воспитательном пространстве образовательного учреждения следует отнести:
- организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей;
- организацию питания;
- обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в образовательном учреждении;
- организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками;
- физическое воспитание детей;
- формирование здоровьесберегающей пространственной среды;
- формирование здоровой образовательной среды;
- рациональная организация учебно-воспитательного процесса;
- физкультурно-спортивная деятельность;
- оздоровительная деятельность;
- диагностика состояния здоровья воспитанников и учащихся.
Важно отметить, что выбор направлений здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также любую педагогическую деятельность следует начинать только после того, как будет получена информация о состоянии здоровья и уровне физического развития каждого ребенка. Кроме того, сохранение и укрепление здоровья воспитанников, как основная задача образовательного учреждения, должна базироваться на осознанном отношении ребенка к своему здоровью, которое, в свою очередь, должно стать системообразующим фактором модернизированной физкультурно-оздоровительной деятельности.
В заключении мы хотели бы отметить, что представление о здоровье как триединстве – баланса физического (соматического), психического (душевного) и духовно-нравственного здоровья отражает невозможность сохранить и укрепить его, заботясь только о физическом или только о душевном благополучии; необходим комплексный подход.
Современная образовательная среда требует обязательного применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном пространстве. Педагогу необходимо вести пропаганду здорового образа жизни, оказывать поддержку для социальной и психологической адаптации обучающихся. Комфортная психологическая обстановка, организация мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков, способствуют укреплению здоровья детей.
Источники:
- Алямовская, В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении /В.Г. Алямовская //Дошкольное образование. - 2004. - №17-24.
- Зедгенидзе, В.Я. Формирование здоровья ребенка /В.Я. Зедгенидзе //Современный детский сад. - 2007. - №1. - С.25-30.
- Волошина Л.Н., Демидович О.В., Нагель О.П.,Серых Л.В. Воспитание здорового человека/Л.В. Волошина, О.В. Демидович, О.П. Нагель, Л.В. Серых – Белгород: ООО «ГиК», 2011 – С.237-138.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2007.
- Педагогика и психология здоровья /Под ред. Н.К. Смирнова. - М.: АПКиПРО, 2003.
- Сергиенко, Т.Е. Работа с педагогами по повышению их компетентности в области здорового образа жизни дошкольников /Т.Е. Сергиенко //Методист. - 2006. - №10. - С.63-68.
- Сивцова, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях /А.М. Сивцова //Методист. - 2007. - №2. - С.65-68.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. - М.: АРКТИ, 2003.
- Шарманова, С.Б. Роль родителей в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни /С.Б. Шарманова //Управление ДОУ. - 2006. - №4. - С.40-45.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства»
Проект «Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, для организации единого образовательного пространства» Цель: Создание...
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательной работе с детьми.
Выступление из опыта работы...
Сообщение к семинару Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно–образовательном процессе МБДОУ
Закаливание — это система процедур, направленных на тренировку защитных физиологических механизмов терморегуляции организма и под влиянием которых повышается сопротивляемость организма неблагопр...
Консультация для педагогов "Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ"
Использование здоровьесберегающих технологий в ...
Отчёт об использовании здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества. Сейчас практически не встретишь абсолютно здор...
Использование здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ
Использование здоровьесберегающих технологийв воспитательно-образовательном процессе ДОУ...
Перспективный план образовательной деятельности с детьми общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет по направлению « Использование здоровьесберегающих технологий как средство формирования здорового образа жизни детей раннего возраста»
Перспективный план образовательной деятельностис детьми общеразвивающей направленности от 2 до 3 лет по направлению « Использование здоровьесберегающих технологийкак средство формирова...