Консультация для воспитателей "Сказкотерапия в работе воспитателя"
презентация
«Настоящая сказка не кончается никогда, она только переходит из одной в другую…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya_prezentatsiya.pptx | 2.93 МБ |
skazkoterapiya.docx | 338.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сказкотерапия является инновационным методом в работе с детьми, который позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающие.
Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребёнка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире.
Сказкотерапевтическое воздействие осуществляется с помощью пяти видов сказок: 1 . Дидактические (в форме учебного задания). 2. Медитативные ( для снятия психоэмоционального напряжения), дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”. 3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника), дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли. 4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка), читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать. 5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки) народные (с идеями добра и зла, мира, терпения, стремления к лучшему) сказки о животных; бытовые сказки; страшные сказки; волшебные сказки.
Основные методы, используемые в сказкотерапии: Рассказывание сказки Рисование сказки Сказкотерапевтическая диагностика Сочинения сказки Изготовление кукол Постановка сказки
Для того чтобы сказка или история обрела силу или оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил её создания: 1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но не в коем случае не иметь с ней прямого сходства. 2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребёнок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. 3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности: Жили-были. Начало сказки, встреча с её героями. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Примерно с 5-6 лет ребёнок предпочитает волшебные сказки.
« Настоящая сказка не кончается никогда, она только переходит из одной в другую… » БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ !
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад № 67 г.Балаково Саратовской области
Тема выступления:
«Сказкотерапия в работе воспитателя»
Подготовила:
воспитатель первой
квалификационной категории
Тюсина Ю.В.
2018г
Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика, игровая оздоровительная гимнастика);
2. Технологии обучения здорового образа жизни (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, самомассаж, активный отдых – день здоровья, физкультурный праздник, точечный массаж);
3. Технологии коррекционные (артикуляционная гимнастика, психогимнастика, цветотерапия, фонетическая ритмика, сказкотерапия).
Один из видов здоровьесберегающих коррекционных технологий является сказкотерапия, которая является инновационным методом в работе с детьми, который, позволяет мягко и ненавязчиво воздействовать на ребёнка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи: воспитательные, образовательные и развивающие. Сказкотерапия нацелена на развитие самосознания ребёнка и обеспечивает контакт как с самим собой, так и с другими, способствуя построению взаимопонимания между людьми и усвоению необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире. Принципы сказкотерапии заключаются в знакомстве ребёнка со своими сильными сторонами, в «расширении» его поля сознания и поведения, в поиске нестандартных, оптимальных выводов из различных ситуаций, обмене жизненном опытом. Этот метод развивает умение слушать себя и других, учить принимать и создавать новое. В процессе каждого занятия по сказкотерапии можно дополнительно решать определенные задачи. Например, отработка произвольного внимания или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, расширение эмоционально-поведенческих реакций, где на примерах сказочных героев дети учатся разбираться в людских характерах.
Выделяют несколько функций сказок:
1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.
2. Концепция сказкотерапии основана на идеи ценности метафоры как носителя информации: – о жизненно важных явлениях;
– о жизненных ценностях;
– о постановке целей;
– о внутреннем мире автора.
3. В сказке в символической форме содержится информация о том:
– как устроен этот мир, кто его создал;
– что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
– какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ним справляться;
– как приобретать и ценить дружбу и любовь;
– как прощать.
Рассмотрим типологию сказок, которую предлагает Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстегнеева:
1. Художественные сказки. К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.
2. Народные сказки. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды:
– Сказки о животных, взаимоотношения людей и животных;
– Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. В этих сказках рассказывается о маленьких семейных хитростях.
– Сказки о преобразовании. Например, сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок».
– Страшные сказки. Сказки про нечистую силу. Также сказки – страшилки. Многократно моделируя и переживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Рассказывание страшилок детям семи лет, необходимо учитывать, что конец должен быть обязательно неожиданным и смешным.
– Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6-7 лет.
3. Авторские художественные сказки. Чтобы помочь детям осознавать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ними авторскую сказку. В работе с особенными детьми подойдет авторская сказка Мамин-Сибиряк Д. «Серая шейка».
4. Дидактические сказки создаются для подачи учебного материала. Так, например, на непосредственной образовательной деятельности детей можно обучать записывать математические примеры в виде дидактических сказок.
5. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка. Психокоррекционную сказку можно просто почитать ребёнку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребёнок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть её с помощью кукол, рисунков, песочницы.
6. Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Такие сказки, не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.
Основные методы, используемые в сказкотерапии:
– Рассказывание сказки.
– Рисование сказки.
– Сказкотерапевтическая диагностика.
– Сочинение сказки.
– Изготовление кукол.
– Постановка сказки.
Для того чтобы сказка или история обрела силу или оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил её создания:
1. Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но не в коем случае не иметь с ней прямого сходства.
2. Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребёнок может сделать новый выбор при решении своей проблемы.
3. Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности: Жили-были. Начало сказки, встреча с её героями. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Примерно с 5-6 лет ребёнок предпочитает волшебные сказки.
В своей работе с детьми мы используем элементы сказкотерапии, учитывая их возрастные особенности. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий. Через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи, такие как: снижение чрезмерной двигательной активности, нормализация эмоционального и речевого состояния ребенка, избавление от собственных страхов.
Создаем условия для творческого воображения и оригинального мышления, стимулируем творческое самовыражение, формируем позитивное отношение ребенка к своему «Я».
Педагогам в своей работе с дошкольниками необходимо использовать сказкотерапию, потому что даже те дети, которые вначале не включаются в игру, не принимают сказку, все равно испытывают на себе её благоприятное влияние на подсознательном уровне. Ребёнок почерпнет из сказки намного больше, если будет путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, дети легко воспринимают «сказочные законы» – нормы и правила поведения.
Таким образом, можно сделать вывод, что каждый из нас может научиться сочинять сказку для детей дошкольного возраста, которая поможет раннему развитию ребёнка, снимет стресс у малыша, а также поможет наладить контакт: мостик понимания и дружбы между обыденным миром взрослых и волшебным миром детей.
«Настоящая сказка не кончается никогда, она только переходит
из одной в другую…»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Коррекционная работа воспитателя"
О коррекционной работе воспитателей, работающих в группах для детей с нарушениями речи по ОО "Социально-коммуникативное развитие" с учетом коррекционной направленности...
Консультация для педагогов ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОУ
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ...
Консультация " Игровые технологии в работе воспитателя"
Описание применения игровых технологий в работе....
Консультация "Проектный метод в работе воспитателей дошкольного отделения"
В консультации рассмотрен примерный план работы по подготовке проекта, основные этапы метода проектов, виды проектов, основная цель проектного метода и задачи развития....
Консультация для педагогов: " Коррекционная работа воспитателей логопедических групп".
Консультация для педагогов: " Коррекционная работа воспитателей логопедических групп"....
Консультация для педагогов: " Коррекционная работа воспитателей логопедических групп".
Консультация для педагогов: " Коррекционная работа воспитателей логопедических групп"....
Консультация «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ
Цели:- Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика»;- Сформировать первичную установку на выбор конструктивных стратегий в межличностном взаимодействии; - выработать п...
- Мне нравится (3)
Комментарии
Очень познавательный материал
Очень познавательный материал. Возьму на заметку. Обязательно буду применять эту технологию в своей работе! Спасибо!