Консультация "Проектный метод в работе воспитателей дошкольного отделения"
консультация
В консультации рассмотрен примерный план работы по подготовке проекта, основные этапы метода проектов, виды проектов, основная цель проектного метода и задачи развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проектный метод в работе воспитателей дошкольного отделения | 19.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Проектный метод в работе воспитателей дошкольного отделения»
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги.
В дошкольных учреждениях воспитатели широко используют метод проблемного обучения:
- вопросы, развивающие логическое мышление;
- моделирование проблемных ситуаций;
- экспериментирование;
- опытно-исследовательская деятельность;
- решение кроссвордов, шарад, головоломок и т. п.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о домашних животных, воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит их с ролью домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников-иллюстраторов.
Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна:
- полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием);
- частичная интеграция (интеграция художественной литературы и изодеятельности);
- интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
- занятия с включением проблемных ситуаций, детского экспериментирования.
- комплексные блочно-тематические занятия.
Интеграция:
- частичная интеграция;
- полная интеграция.
- метод проектов:
- форма организации образовательного пространства;
- метод развития творческого познавательного мышления.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
- На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
- Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями)
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составление плана-схемы проекта.
- Сбор, накопление материала.
- Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
- Домашние задания для самостоятельного выполнения.
- Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов
- Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
- Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
- в каких источниках можно найти информацию;
- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
- с какими предметами научиться работать для достижения цели.
- Выполнение проекта – практическая часть.
- Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
- по составу участников;
- по целевой установке;
- по тематике;
- по срокам реализации.
В практике ДОУ используются следующие виды проектов.
Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.
Ролево-игровые — с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы.
Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и т. п.).
Творческие: оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например: «Театральная неделя».
Так как ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты.
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные.
Основной целью проектного метода в ДО является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития
Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
Развитие познавательных способностей.
Развитие творческого воображения.
Развитие творческого мышления.
Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это:
- вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
- активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
- формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте — это:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в области «Чтение художественной литературы» для воспитателей дошкольного отделения
1. Знакомство детей с новой сказкой, обучение вниманию за развитием действия, умению характери зоватьпоступки героев, формировать свое отношение к персонажам; учить понимать ...
Система работы Хасановой Г.С. воспитателя дошкольного отделения «Сорочата» по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности
Пожар – это всегда страшно. Дети в огне – обычно следствие ошибок взрослых: не убрали, не предупредили, не уследили…Поэтому перед теми, кто работает с детьми в области пожарной профилактики, стоят две...
Практико-ориентированный семинар для воспитателей дошкольных отделений ГБОУ Школа №572 «Использование игровых технологий и ИКТ при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»
laquo;Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития»...
Семинар-практикум для воспитателей дошкольных отделений «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста посредством нетрадиционной деятельности»
Развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредствам разных видов деятельности в процесе работы с детьми....
Анализ анкетирования «Выявление удовлетворенности родителей работой воспитателей дошкольного отделения МБОУ «СШ №1 им. А.В. Войналовича»
Качество образования и развития в ДОУ...
Анализ анкетирования «Выявление удовлетворенности родителей работой воспитателей дошкольного отделения МБОУ «СШ №1 им. А.В. Войналовича»
Родителям предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с ними....
Анализ анкетирования «Выявление удовлетворенности родителей работой воспитателей дошкольного отделения МБОУ «СШ №1 им. А.В. Войналовича»
Родителям предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с ними...