Консультация «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ
консультация
Цели:
- Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика»;
- Сформировать первичную установку на выбор конструктивных стратегий в межличностном взаимодействии;
- выработать примерные рекомендации, которые можно было бы применять в профессиональной деятельности в общении с участниками образовательного процесса.
План:
1. Вводная часть. Сообщение темы консультации;
2. Основная часть;
3. Заключительная часть. Заполнение бланков обратной связи.
1. Вводная часть. Сообщение темы консультации.
Наша консультация посвящена интересной проблеме - проблеме педагогической этики в общении. Автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери говорил о единственной подлинной роскоши – роскоши общения.
Придание гласит о том, что великий мудрец Эзоп, попавший волею судьбы в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiyappedagogicheskaya_etika_v_rabote_pedagoa_dou.docx | 21.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ ДОУ»
Цели:
- Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика»;
- Сформировать первичную установку на выбор конструктивных стратегий в межличностном взаимодействии;
- выработать примерные рекомендации, которые можно было бы применять в профессиональной деятельности в общении с участниками образовательного процесса.
План:
1. Вводная часть. Сообщение темы консультации;
2. Основная часть;
3. Заключительная часть. Заполнение бланков обратной связи.
1. Вводная часть. Сообщение темы консультации.
Наша консультация посвящена интересной проблеме - проблеме педагогической этики в общении. Автор «Маленького принца» Антуан де Сент-Экзюпери говорил о единственной подлинной роскоши – роскоши общения.
Придание гласит о том, что великий мудрец Эзоп, попавший волею судьбы в рабство к лидийскому царю Крезу, вынужден был прислуживать у него на пиру. И, когда подвыпивший Крез, попросил Эзопа принести для гостей самое лучшее угощение, которое есть во дворце, мудрец принес ему язык.
«Почему это блюдо самое лучшее?»- спросил удивленный царь.
«Что может быть прекраснее языка, передающего чувства?! Что может быть ценнее языка, дарящего нам знания?! Что может быть возвышенней языка, говорящего слова любви?!» – ответил Эзоп.
Тогда царь, решивший проверить находчивость Эзопа, потребовал принести самое худшее блюдо, которое только есть в царстве. Эзоп не сдвинулся с места и вновь протянул царю блюдо с языком.
«Но почему?!», - воскликнул Крез.
«Что может быть отвратительнее языка, который лжет, что может быть грязнее языка сквернословия, что может быть в мире более гнусного, чем язык клеветы и навета?!» – ответил мудрец.
Эта мудрость, дошедшая до нас через тысячелетия, свидетельствует о том, что общение бывает как конструктивным, этичным, так и деструктивным, конфликтным. Она нам говорит о том, что словом можно возвысить и унизить человека, о том, что слово может врачевать или убить. Вот почему проблема педагогической этики общения является центральной в таких науках как этика, социальная психология, педагогика. Общение является одной из ведущих видов жизнедеятельности человека.
2. Основная часть
Теоретический модуль «Педагогическая этика в общении»
Педагогическая этика это свод правил, которые позволяют:
- регулировать отношения между педагогами и их воспитанниками,
а также другими членами общественности образовательного учреждения;
- защищающие их человеческую ценность и достоинство;
- поддерживающие качество профессиональной деятельности педагогов и честь их профессии;
- создающие культуру образовательного учреждения, основанную на доверии, ответственности и справедливости.
На принципах педагогической этики основывается этический кодекс педагога. Он регламентирует такие области – требования к личности педагога, общение педагога в воспитанниками, коллегами и администрацией, авторитет, честь и репутацию.
1.1 Личность педагога
- Профессиональная этика педагога требует призвания, преданности своей работе и чувства ответственности при исполнении своих обязанностей.
- Педагог требователен по отношению к себе и стремится к самосовершенствованию. Для него характерны самонаблюдение, самоопределение и самовоспитание.
- Педагог несет ответственность за качество и результаты доверенной ему педагогической работы - воспитания.
- Педагог несет ответственность за физическую, интеллектуальную, эмоциональную и духовную защиту детей, оставленных под его присмотром.
1.2 Авторитет, честь, репутация
- Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.
- Педагог передает молодому поколению национальные и общечеловеческие культурные ценности, принимает посильное участие в процессе культурного развития.
- Он не может заниматься противокультурной деятельностью ни при исполнении своих прямых обязанностей, ни за пределами образовательного учреждения.
- В общении со своими воспитанниками и во всех остальных случаях педагог уважителен, вежлив и корректен. Он знает и соблюдает нормы этикета, подходящие для каждой отдельно взятой ситуации.
- Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.
- Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.
2.1 Общение педагога с воспитанниками
- Педагог сам выбирает подходящий стиль общения с учениками или воспитанниками, основанный на взаимном уважении.
- В первую очередь педагог должен быть требователен к себе. Требовательность педагога по отношению к воспитаннику позитивна и хорошо обоснованна. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.
- При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать им возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения.
- Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам. Приняв необоснованно принижающие воспитанника оценочные решения, педагог должен постараться немедленно исправить свою ошибку.
- При оценке достижений воспитанников педагог стремится к объективности и справедливости.
- Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.
- Педагогу запрещается сообщать другим лицам доверенную лично ему воспитанником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
2.2 Общение между педагогами
- Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства и уважения. Он не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.
- Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях.
- Правом и обязанностью педагога является оценка деятельности коллег и администрации. Преследование педагога за критику строго запрещено. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. она должна высказываться в ДОУ и других воспитательных учреждениях между педагогами, а не за пределами ДОУ. Высказывать ее следует с глазу на глаз. В школах и других воспитательных учреждениях не должно быть места сплетням.
- Критика, направленная на работу, решения, взгляды и поступки коллег или администрации, не должна унижать подвергаемое критике лицо. Она должна быть обоснованной, конструктивной, тактичной, необидной, доброжелательной. Важнейшие проблемы и решения в педагогической жизни обсуждаются и принимаются в открытых педагогических дискуссиях.
2.3 Взаимоотношения с администрацией
- В воспитательных учреждениях соблюдается культура общения, выражающаяся во взаимном уважении, доброжелательности и умении находить общий язык. Ответственность за поддержание такой атмосферы несет заведующий ДОУ.
- Педагоги имеют право получать от администрации информацию, имеющую значение для работы их учреждения.
- Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе мешают образовательному и воспитательному учреждению выполнять свои непосредственные функции.
- ДОУ дорожит своей репутацией. В случае выявления преступной деятельности педагогов и ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики глава учреждения должен подать в отставку.
2.4 Отношения с родителями и опекунами воспитанников
- Педагог консультирует родителей и опекунов по проблемам воспитания детей, помогает смягчить конфликты между родителями и детьми.
- Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов - о детях. Передавать такое мнение другой стороне можно лишь с согласия лица, довершившего педагогу упомянутое мнение.
- Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
- На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или опекунами ДОУ.
Правила «Педагогического общения»
Памятка для педагогов ДОУ
Примечание: перед сообщением правил, участникам семинара предлагается предложить свои правила. Они записываются на плакате.
1. Входи в группу детей с улыбкой.
2. Сначала научи своих воспитанников, потом спрашивай.
3. Никогда не обманывай детей, крепко держись данного детям слова.
4. Никогда не оскорбляй ребёнка, защити его от всех видов самоуправства.
5. Как бы ни было трудно, будь сдержанным и терпеливым.
6. Будь ребёнку примером в поведении, труде, одежде, отношении к другим людям.
7. В любой ситуации попробуй поставить себя на место ребёнка.
8. Помни, что по-настоящему понять ребёнка ты сможешь, если полюбишь его.
9. Учись у своих коллег, родителей, детей.
10. Никогда не жалуйся на своих воспитанников родителям, коллегам, помни, что хороший педагог бывает недовольным только самим собой.
11. Когда ты не прав в какой-либо ситуации, попроси у ребёнка прощения, это не принизит твой авторитет.
12. Живи интересами детей и их надеждами.
13. Будь великодушным к тому, кто случайно оступился.
14. Научись видеть зону ближайшего развития ребёнка и оптимизировать его будущее.
15. Никогда не говори при ребёнке о его ограниченных возможностях.
16. Родителям сообщай хорошие вести об успехах и достижениях ребёнка.
Заключение: Соблюдение этических принципов – это нить, которая создаёт невидимую основу взаимодействия детей и родителей, педагогического коллектива в целом.
Только партнерство и сотрудничество воспитателей, детей и родителей создаёт благоприятный климат в коллективе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для воспитателей "Педагогическая этика в работе с учащимися и родителями"
Семинар для педагогов...
Педагогическая этика в работе с семьёй ребенка с особыми образовательными потребностями.
В статье подобран материал и литература по педагогической этике.Представлены ситуации, правила построения взаимодействия с семьями, имеющими детей с особенностями в развитии....
Роль педагогической этики в работе с детьми дошкольного возраста
Современный воспитатель...
Консультация для педагогов "Педагогическая этика в работе педагога ДОУ. Взаимодействие субъектов образовательного процесса."
Консультация с элементами треннинга....
Консультация с элементами тренинга «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭТИКА В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ДОО. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»
В данной консультации представлены материалы по взаимодействию субъектов образовательных отношений....
Психолого-педагогический тренинг «Педагогическая этика в работе педагога ДОО»
Цель: Создание благоприятных условий для работы, осознание участниками некоторых своих личных особенностей, оптимизация отношений к себе и своей личности....
консультация для педагогов «Педагогическая этика в работе педагога ДОУ»
Цели: - Познакомить педагогов с темой «Профессиональная этика»;- Сформировать первичную установку на выбор конструктивных стратегий в межличностном взаимодействии; - выработать ...