"Организация эксперимента "наблюдение за ростом лука" для развития познавательных навыков." (возраст 5-6 лет)
методическая разработка (старшая группа)
Методическая разработка по управлению деятельностью дошкольника предметно-пространственной среде ДОУ по теме: "Организация эксперимента " наблюдение за ростом лука" для развития познавательных навыков. (возраст 5-6 лет)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка "организация эксперимента "наблюдение за ростом лука" | 45.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по управлению деятельностью дошкольника в предметно-пространственной среде ДОУ по теме
«Организация эксперимента «наблюдения за ростом лука» для развития познавательных навыков. (возраст 5-6 лет)»
Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
К.Е. Тимирязев
Актуальность темы
- Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы), памяти, воображения, внимания.
- Кроме того, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину.
- Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.
- Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка давно доказана!
В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" .
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. №544н об утверждении профессионального стандарта «Педагог (Педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования) (воспитатель)»
Трудовые действия воспитателя включают в себя:
-Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.
- Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития.
- Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства .
Воспитатель должен уметь:
- Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства .
- Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской).
- Владеть ИКТ - компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Цель:
Развивать познавательные навыки, мышление, творческое воображение и любознательность в процессе экспериментальной и исследовательской деятельности детей.
Развивать интерес детей к растительному миру.
Задачи:
-развивать собственный познавательный опыт ребенка, наблюдательность, самостоятельность детей в процессе эксперимента с выращиванием лука;
-способствовать развитию коммуникативных и речевых навыков (умения ясно выражать свои мысли, слушать собеседника, договариваться, задавать вопросы по теме);
-развивать организационные и исследовательские навыки в процессе экспериментировании;
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;
-формировать представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, свет, тепло);
-формировать умения детей делать выводы на основе практического опыта и применять его;
-развивать мышление и кругозор;
-учить детей ежедневно ухаживать за луком;
-способствовать возникновению интереса к процессу роста и пользе лука;
-воспитывать уважение к труду.
Планируемые результаты
В результате проведения эксперимента «наблюдение за ростом лука» дети будут способны:
-проявлять инициативу и самостоятельность в общении;
- договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;
- высказывать свои мысли ;
-проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам;
-интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- наблюдать, экспериментировать;
-принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
-обладать элементарными представлениями и знаниями о полезных свойствах и способах выращивания лука.
Перспективное планирование:
1. Рассматривание и сравнение луковиц по величине, цвету.
2. Определение, в каких условиях будут проращиваться луковицы.
3. Наблюдение за прорастанием луковиц. Определить, какие из них проросли первыми.
4. Сравнение темпов роста луковиц, с занесением наблюдений в календарь.
5. Срезка зелёных перьев лука и употребление в пищу.
Практическая часть
1 этап
Организация эксперимента – «наблюдение за ростом лука»
- Наблюдение – это целенаправленное восприятие и сложный познавательный процесс. На основе совместной деятельности детей и воспитателя, формируются конкретные знания, которые развивают мышление и речь детей.
- Наше наблюдение совмещается с экспериментом, оно будет длительным. Длительное наблюдение требует обязательной зарисовки (дневник) и фотофиксации каждого этапа наблюдения.
- Выбираем четыре одинаковые луковицы и помещаем в разные условия.
Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Н. Никитина «Что растет в огороде»; чтение стихов, пословиц и отгадывание загадок о луке.
Углублять и расширять знания об овощных культурах.
Рассматривание иллюстраций овощных культур (в том числе лука).
Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.
Труд в уголке природы.
Учить детей правильно ухаживать за растениями, создать благоприятные условия (вода, свет, тепло).
Опыты: «Луковка», «Свет и темнота», «Вкус и луковые слёзы», «Сидит дед во сто шуб одет», «Два брата лучок и чесночок».
Уточнить представления о луковице; учить находить "донце" с корнями и верхушку; определить вкус лука: горький, сладкий, солёный; сравнить, чем похожи и чем отличаются лук и чеснок: форма, вкус, цвет; выяснить сколько «шуб» одето на луковице.
Беседа о том, как ухаживать за луком, используя календарь наблюдений.
Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии лука.
Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и друг с другом.
2 этап
Основной – наблюдение.
Первый день.
Цель: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки.
Обратить внимание детей на то, что луковицы гладкие и твердые.
Собрав детей вокруг большого стола, воспитатель предлагает рассмотреть луковицы, сравнить их. Подводит их к выводу: луковицы одинаковые по величине, форме, но разные по цвету; все твердые на ощупь. Затем уточняет, какие условия нужны для того, чтобы луковицы проросли и дали зелень. Воспитатель предлагает выращивать лук в разных условиях.
Одни дети наливают воду в баночки, ставят луковицы, приклеивают опознавательную информацию, другие делают зарисовки на странице календаря наблюдений. В заключении воспитатель сообщает: через неделю, в этот же день, мы будем рассматривать луковицы и снова их рисовать.
Вопрос: Что нужно растению для роста?
(Вода, тепло и свет)
Для каждого природного явления выбрать свой символ: вода - синий круг, тепло – красный, свет – желтый
Первую луковицу ставим в банку с синим, красным и желтым кружками. Для нее созданы все условия для роста.
Вторую луковицу ставим в банку с красным и синим кругами. Отсутствие света мы обозначим черным кругом. Накрываем ее колпачком из черной бумаги – светонепроницаемой.
Третью луковицу ставим в банку без воды, но в тепле и на свету. На банку наклеим белый круг – отсутствие воды. Красный – наличие тепла и желтый - наличие света.
Четвертую луковицу ставим в холодильник, где отсутствуют все природные условия, кроме холода. У нее нет тепла, света и воды.
В первый день эксперимента, делаем зарисовки лука, и фотографии.
Седьмой день
Наблюдение № 1
Цель: учить детей замечать изменениями, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения (начало прорастания) с наличием благоприятных условий - воды, света, тепла; учить сравнивать луковицы, замечать разницу в прорастании. В начале разговора воспитатель уточняет, сколько прошло времени со дня посадки луковиц. Мы сажали лук на прошлой неделе, в понедельник. Сегодня тоже понедельник, значит, прошла целая неделя. Ее можно представить цветной полоской, которая состоит из семи квадратиков - дней разного цвета, как в нашем календаре природы. Эту «полоску времени» мы приклеим на страницу, на которой будем рисовать лук.
Предложить детям рассмотреть луковицы и выяснить, какие изменения произошли с ними:
1 - я луковица
- Воды стало меньше.
- Появились маленькие корни.
2 – я луковица
- Вода стала грязной.
3 – я луковица
- На дне банки появились маленькие капельки воды.
4 – я луковица
- Нет изменений.
Через две недели
Наблюдение № 2
Цель: учить детей замечать изменения в росте луковиц (зелени корней), связывать их с условиями, в которых находится каждое растение; делать зарисовки с натуры, пользуясь трафаретами; замечать истекшую неделю в календаре « полоской времени ».
Через две недели предложить детям рассмотреть луковицы и выяснить какие изменения произошли с ними:
1- я луковица
- листики стали выше
- корни стали больше
воды – меньше
2 – я луковица
- вода грязная
- появился неприятный запах
- корней нет
- зеленых листьев нет
3 – я луковица
- появились маленькие листья
- выросли корни
- капельки воды на дне банки
4 – я луковица
- нет никаких изменений
Через три недели
Наблюдение №3
Цель: учить детей замечать изменения в состоянии растущих луковиц, фиксировать различия и связывать их с неодинаковыми условиями жизни, зарисовать луковицы с натуры.
Через три недели мы видим следующие изменения:
1- я луковица
- хорошие зеленые ростки, какие должны быть у лука
- сильные, длинные корни, они пили много воды
- стрелки у лука выросли крепкие, зеленые и сочные
2 – я луковица
- корешки выросли, но они более слабые
- стрелочки есть, но они бледные, маленькие и желтые
3- я луковица
- корни не появились
- ростки не выросли
- луковица стала мягкой и вялой
- вода грязная и пахнет плохо
4- я луковица
- никаких изменений не произошло
Консультация для родителей «Полезность зеленого лука»
Для нас с вами лук - самый обычный овощ, однако его состав не так прост, как кажется с виду.
Зеленый лук защищает от вирусных инфекций. Салат с зеленым луком защитит от простуды и гриппа. Перо лука полезно для кроветворения.
Свежая зелень лука возбуждает аппетит, делает любое блюдо более привлекательным. Свойства зеленого лука способствуют пищеварению и процессу усвоения пищи.
Зелёный лук полезен при авитаминозе, упадке сил, сонливости, головокружении, весеннем утомлении.
Зеленый лук содержит цинк в большем количестве, чем остальная зелень. Недостаток этого элемента может вызвать выпадение волос и ломкость ногтей. К тому же цинк участвует в формировании иммунитета. В зеленом луке содержатся вещества, укрепляющие сердечную мышцу и стенки сосудов, так что сердечникам и просто ослабленным людям необходимо обратить на него внимание. Богат лук и кальцием и фосфором, что очень благотворно для состояния зубов.
- Лук рекомендуется есть как можно больше в свежем виде - добавлять в салаты, заправлять им супы, щи, борщи, окрошку, приправлять тушеные овощи, посыпать картофельное пюре или отварной молодой картофель. Введение лука в блюда витаминизирует их и улучшает вкус. Кроме того, зеленый лук улучшает внешний вид блюд, особенно в сочетании с такими овощами, как свекла, морковь, помидоры, картофель. Он используется для украшения салатов, различных закусок, первых и вторых мясных, рыбных и овощных блюд.
- Зеленый лук необходим человеческому организму круглый год, а особенно зимой и ранней весной.
Загадки про лук
И зелен, и густ —
На грядке вырос куст.
Начали щипать —
Стали плакать и рыдать.
(Зеленый лук)
Сидит старый дед,
В золотую шубу одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.
(Лук)
Никого он не огорчает, но плакать всех заставляет. (Лук)
Пришёл с грядки, весь в заплатках, взглянешь на него, заплачешь все равно. (Лук)
Пришла Аня в жёлтом сарафане: стали Аню раздевать, сразу плакать и рыдать. (Луковица)
Пословицы и поговорки о луке
Пословицы про лук появились в устной народной речи давно. Есть на Руси такой «Луков день». В Луков день на многих площадках начинался торг репчатым луком – некими плетеницами. Красны девицы заплетали из лука косички и привешивали плетеницы к потолку. Так он и хранился.
В старые времена авторами некоторых интересных изречений об этой важной культуре были лукоторговцы. Чтобы выгодно продать свой товар, они придумывали меткие выражения. Со временем, мудрые изречения вошли в обиход как пословицы и поговорки про лук.
«Горе ты моё, луковое» — так говорили на Руси о человеке, совершающем какие-либо несуразные поступки. Нет возможности без слёз смотреть на то или иное неразумное действие, совершаемое человеком.
Сидит Ермолка на грядке – сам весь в заплатках.
Лук во щах – и голод прощай.
Сидит тупка в семи юбках; кто ни глянет, всяк заплачет.
Вырастишь лук от семи недуг.
Лук – добро и в бою и во щах (имеется в виду, что лук – это еще и метательное оружие, стрельба стрелами).
Лук да баня все правят.
Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят.
Лук с чесноком родные братья.
Лук с чесноком родные братья.
Ешь лук — чаще зубы будут.
Лук добр и в бою, и во щах.
Лук от семи недуг.
Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.
Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
Стихи о луке
Е. Жуковская
Ох, уж этот злющий лук!
С ним узнаешь столько мук!
Жжет глаза и жжет язык,
Заставит плакать в один миг.
И. Ефремов
У меня есть друг,
Он – от семи недуг!
Это - вкусный и полезный,
Желто - золотистый лук!
Н. Красноперова
На Букву «Л» тут зреет Лук,
Он для здоровья лучший друг.
Хоть Лук порой до слёз доводит,
Но со стола у нас не сходит.
В салат порежем мы лучок,
Иди, сорви скорей пучок.
Т. Казырина
Баба Таня чистит лук
Убежал из кухни внук
Он хоть мал, но твердо знает
Лук за глазки покусает
Л. Шмидт
– Какое горе! – крикнул Лук.
– Я приношу так много мук!
Хозяйка слёзы льёт полдня,
Лишь только шубу сняв с меня.
Н. Анишина
Лук стал сердитым от обиды:
– Во мне сплошные фитонциды.
Да, иногда я раздражаю, —
сказал он, слёзы вытирая. —
Когда людей сразит недуг,
все вспоминают: – Где же лук?
Я выгоняю хворь и боль,
Средь овощей и я не ноль.
Л. Громова
Жертва я ужасных мук, -
Ненавижу резать лук!
Щиплет он мне нос, глаза,
Все лицо уже в слезах
Подведение итогов эксперимента « наблюдение за ростом лука»:
Оформление выставки совместной деятельности детей и родителей «Лук – зеленый друг».
Сопоставление желаемых и полученных результатов.
Употребление в пищу выращенного лука.
Празднование удачного завершения работы.
Предполагаемый результат.
Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности; формирование познавательного интереса, наблюдательности, мыслительной деятельности; обогащение представлений детей о трудовых действиях, результатах труда.
Родители: получают новые знания, расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, чтение совместно с ребенком.
Употребление в пищу выращенного лука.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.
Вывод: в результате проведенной работы дети понимают и осознают, насколько ценен лук. Для роста растений, для того чтобы они правильно развивались, необходимы: свет, тепло и вода. А вот чтобы овощи, в частности лук, не портились и хорошо хранились, необходима прохлада. Это показала нам последняя луковица, которая великолепно сохранилась, ничуть не изменилась, в холодильнике.
По итогам работы было отмечено:
- Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
- Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к луку.
- Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения эксперимента «наблюдение за ростом лука»
- Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.
Заключение:
- Реализация данного эксперимента «наблюдения за ростом лука» научила детей сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт практико-ориентированной деятельности. В процессе эксперимента дети рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.
- Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат эксперимента по выращиванию лука принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
- Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим лук.
- Родители тоже принимали активное участие в проведении эксперимента .
Список литературы:
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 года №1155 г.Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российский Федерации от «18» октября 2013 г.№544н « Об утверждении профессионального стандарта педагога»
- Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят познавательный интерес к окружа...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."
Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят значимым и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...
Сообщение из опыта работы "Организация детского экспериментирования как средства развития познавательно-исследовательской деятельности"
Опыт работы содержит содеражтельный, методический и организационный аспекты развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития эколгической культуры и расширения экологиче...
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.
Для организации деятельности детей очень важно уделить особое внимание правильной организации предметно-пространственной среды соответствии с возрастными особенностями детей и задачами развития ...
Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.
Для организации деятельности детей очень важно уделить особое внимание правильной организации предметно-пространственной среды соответствии с возрастными особенностями детей и задачами развития ...
Использование мобильного обучения с элементами дополненной реальности для организации образовательной деятельности как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.
Дополненная реальность способна сделать восприятие информации воспитанниками гораздо проще и нагляднее. Принцип технологии дополненной реальности заключается в совмещении виртуальных и существующих об...
Презентация "Организация эксперимента "наблюдение за ростом лука" для развития познавательных навыков." (возраст 5-6 лет)
Презентация к методической разработке " Организации эксперимента "наблюдение за ростом лука"для развития познавательных навыков." (возраст 5-6 лет)...