"Организация эксперимента "наблюдение за ростом лука" для развития познавательных навыков." (возраст 5-6 лет)
методическая разработка (старшая группа)

Цывунина Оксана Васильевна

Методическая разработка по управлению деятельностью дошкольника предметно-пространственной среде ДОУ по теме: "Организация эксперимента " наблюдение за ростом лука" для развития познавательных навыков. (возраст 5-6 лет)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка по управлению деятельностью дошкольника в предметно-пространственной среде ДОУ по теме

«Организация эксперимента «наблюдения за ростом лука» для развития познавательных навыков. (возраст 5-6 лет)»                                                   

                                                     

Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
К.Е. Тимирязев

Актуальность темы

  • Деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы), памяти, воображения, внимания.
  • Кроме того, ребенок приучается к аккуратности,  обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину.
  •  Дети испытывают огромный интерес  к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.
  • Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка давно доказана!  

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва  "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" .

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. №544н об утверждении профессионального стандарта «Педагог (Педагогическая деятельность в сфере дошкольного образования) (воспитатель)»

Трудовые действия воспитателя включают в себя:

-Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами.

- Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития.

- Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства .

Воспитатель должен уметь:

- Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства .

- Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской).

- Владеть ИКТ - компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.

Цель:

Развивать познавательные навыки, мышление, творческое воображение и любознательность в процессе экспериментальной и исследовательской деятельности детей.

Развивать интерес детей к растительному миру.

Задачи:

-развивать собственный познавательный опыт ребенка, наблюдательность, самостоятельность детей в процессе эксперимента с выращиванием лука;

-способствовать развитию коммуникативных  и речевых навыков (умения ясно выражать свои мысли, слушать собеседника, договариваться, задавать вопросы по теме);

-развивать организационные и исследовательские навыки в процессе экспериментировании;

-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность;

-формировать представления об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, свет, тепло);

-формировать умения детей делать выводы на основе практического опыта и применять его;

-развивать мышление и кругозор;

-учить детей ежедневно ухаживать за луком;

-способствовать  возникновению интереса к процессу роста и пользе лука;

-воспитывать уважение к труду.

Планируемые результаты

В результате проведения эксперимента «наблюдение за ростом лука» дети будут способны:

-проявлять  инициативу и самостоятельность в общении;

- договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

- высказывать свои мысли ;

-проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам;

-интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

- наблюдать, экспериментировать;

-принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

-обладать элементарными представлениями  и знаниями о полезных свойствах и способах выращивания лука.

Перспективное планирование:

 

1. Рассматривание и сравнение луковиц по величине, цвету.

 

2. Определение, в каких условиях будут проращиваться луковицы.

 

3. Наблюдение за прорастанием луковиц. Определить, какие из них проросли первыми.

 

4. Сравнение темпов роста луковиц, с занесением наблюдений в календарь.

 

5. Срезка зелёных перьев лука и употребление в пищу.

 

Практическая часть

1 этап

Организация эксперимента – «наблюдение за ростом лука»

  • Наблюдение – это целенаправленное восприятие и сложный познавательный процесс. На основе совместной деятельности детей и воспитателя, формируются конкретные знания, которые развивают мышление и речь детей.
  • Наше наблюдение совмещается с экспериментом, оно будет длительным. Длительное наблюдение требует обязательной зарисовки (дневник) и фотофиксации каждого этапа наблюдения.
  • Выбираем четыре одинаковые луковицы и помещаем в разные условия.

Чтение художественной литературы: Е. Благинина «Не мешайте мне трудиться», Н. Никитина «Что растет в огороде»; чтение стихов, пословиц и отгадывание загадок о луке.

Углублять и расширять знания об овощных культурах.

Рассматривание иллюстраций овощных культур (в том числе лука).

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о видах растений.

Труд в уголке природы.

Учить детей правильно ухаживать за растениями, создать благоприятные условия (вода, свет, тепло).

Опыты: «Луковка», «Свет и темнота», «Вкус и луковые слёзы», «Сидит дед во сто шуб одет», «Два брата лучок и чесночок».

Уточнить представления о луковице; учить находить "донце" с корнями и верхушку; определить вкус лука: горький, сладкий, солёный; сравнить, чем похожи и чем отличаются лук и чеснок: форма, вкус, цвет; выяснить сколько «шуб» одето на луковице.

Беседа о том, как ухаживать за луком, используя календарь наблюдений.

Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии лука.

Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и друг с другом.

2 этап

Основной – наблюдение.

Первый день.

Цель: вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки.

Обратить внимание детей на то, что луковицы гладкие и твердые.  

Собрав детей вокруг большого стола, воспитатель предлагает рассмотреть луковицы, сравнить их. Подводит их к выводу: луковицы одинаковые по величине, форме, но разные по цвету; все  твердые на ощупь. Затем уточняет, какие условия нужны для того, чтобы луковицы проросли и дали зелень. Воспитатель предлагает выращивать лук в разных условиях.

 

Одни дети наливают воду в баночки, ставят луковицы, приклеивают опознавательную информацию, другие делают зарисовки на странице календаря наблюдений. В заключении воспитатель сообщает: через неделю, в этот же день, мы будем рассматривать луковицы и снова их рисовать.

Вопрос: Что нужно растению для роста?

(Вода, тепло и свет)

Для каждого природного явления выбрать свой символ: вода  - синий круг, тепло – красный, свет – желтый

 Первую луковицу ставим в банку с синим, красным и желтым кружками. Для  нее созданы все условия для роста.

Вторую луковицу ставим в банку с красным и синим кругами. Отсутствие света мы обозначим черным кругом. Накрываем ее колпачком из черной бумаги – светонепроницаемой.

Третью луковицу ставим в банку без воды, но в тепле и на свету. На банку наклеим белый круг – отсутствие воды. Красный – наличие тепла и желтый -  наличие света.

Четвертую луковицу ставим  в холодильник, где отсутствуют все природные условия, кроме холода. У нее нет тепла, света и воды.

В первый день эксперимента,  делаем зарисовки лука, и фотографии.

Седьмой день

Наблюдение № 1

 

Цель: учить детей замечать изменениями, которые происходят у прорастающих луковиц, связывать эти изменения (начало прорастания) с наличием благоприятных условий - воды, света, тепла; учить сравнивать луковицы, замечать разницу в прорастании. В начале разговора воспитатель уточняет, сколько прошло времени со дня посадки луковиц. Мы сажали лук на прошлой неделе, в понедельник. Сегодня тоже понедельник, значит, прошла целая неделя. Ее можно представить цветной полоской, которая состоит из семи квадратиков - дней разного цвета, как в нашем календаре природы. Эту «полоску времени» мы приклеим на страницу, на которой будем рисовать лук.

Предложить детям рассмотреть луковицы и выяснить, какие изменения произошли с ними:

  1 - я луковица

  • Воды стало меньше.
  • Появились маленькие корни.

2 – я луковица

  • Вода стала грязной.

3 – я луковица

  • На дне банки появились маленькие капельки воды.

4 – я луковица

  • Нет изменений.

Через две недели

Наблюдение № 2

 

Цель: учить детей замечать изменения в росте луковиц (зелени корней), связывать их с условиями, в которых находится каждое растение; делать зарисовки с натуры, пользуясь трафаретами; замечать истекшую неделю в календаре « полоской времени ».

 

Через две недели предложить детям рассмотреть луковицы и выяснить какие изменения произошли с ними:

1- я луковица

  •  листики стали выше
  •  корни стали больше

 воды – меньше

2 – я луковица

  •  вода грязная
  •  появился  неприятный запах
  •  корней нет
  •  зеленых листьев нет

3 – я луковица

  •  появились маленькие листья
  •  выросли корни
  •  капельки воды на дне банки

4 – я луковица

  •  нет никаких изменений

Через три недели

Наблюдение №3

 

Цель: учить детей замечать изменения в состоянии растущих луковиц, фиксировать различия и связывать их с неодинаковыми условиями жизни, зарисовать луковицы с натуры.

Через три недели мы видим следующие изменения:

1- я луковица

  •  хорошие зеленые ростки, какие должны быть у лука
  •  сильные, длинные корни, они пили много воды
  •   стрелки у лука выросли крепкие, зеленые и сочные

     2 – я луковица

  • корешки выросли, но они более слабые
  •  стрелочки есть, но они бледные, маленькие и желтые  

3- я луковица

  •  корни не появились
  •  ростки не выросли
  •  луковица стала мягкой и вялой
  •  вода грязная и пахнет плохо

4- я луковица

  •  никаких изменений не произошло

 

Консультация для родителей «Полезность зеленого лука»

Для нас с вами лук - самый обычный овощ, однако его состав не так прост, как кажется с виду.

Зеленый лук защищает от вирусных инфекций. Салат с зеленым луком защитит от простуды и гриппа. Перо лука  полезно для кроветворения.

Свежая зелень лука возбуждает аппетит, делает любое блюдо более привлекательным. Свойства зеленого лука способствуют пищеварению и процессу усвоения пищи.

Зелёный лук полезен при авитаминозе, упадке сил, сонливости, головокружении, весеннем утомлении.

Зеленый лук содержит цинк в большем количестве, чем остальная зелень. Недостаток этого элемента может вызвать выпадение волос и ломкость ногтей. К тому же цинк участвует в формировании иммунитета. В зеленом луке содержатся вещества, укрепляющие сердечную мышцу и стенки сосудов, так что сердечникам и просто ослабленным людям необходимо обратить на него внимание. Богат лук и кальцием и фосфором, что очень                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             благотворно для состояния зубов.

  • Лук  рекомендуется  есть как можно больше в свежем виде - добавлять в салаты, заправлять им супы, щи, борщи, окрошку, приправлять тушеные овощи, посыпать картофельное пюре или отварной молодой картофель.  Введение лука в блюда витаминизирует их и улучшает вкус. Кроме того, зеленый лук улучшает внешний вид блюд, особенно в сочетании с такими овощами, как свекла, морковь, помидоры, картофель. Он используется для украшения салатов, различных закусок, первых и вторых мясных, рыбных и овощных блюд.
  • Зеленый лук необходим человеческому организму круглый год, а особенно зимой и ранней весной.

Загадки про лук

И зелен, и густ —         
На грядке вырос куст.
Начали щипать —
Стали плакать и рыдать.

(Зеленый лук)

Сидит старый дед,
В золотую шубу одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает.

(Лук)

 Никого он не огорчает, но плакать всех заставляет.   (Лук)  

Пришёл с грядки, весь в заплатках, взглянешь на него, заплачешь все равно.   (Лук) 

 Пришла Аня в жёлтом сарафане: стали Аню раздевать, сразу плакать и рыдать.   (Луковица)

Пословицы и поговорки о луке

Пословицы про лук появились в устной народной речи давно. Есть на Руси такой «Луков день». В Луков день на многих площадках начинался торг репчатым луком – некими плетеницами.  Красны девицы заплетали из лука косички и привешивали плетеницы к потолку. Так он и хранился.

В старые времена авторами некоторых интересных изречений об этой важной культуре были  лукоторговцы. Чтобы выгодно продать свой товар, они придумывали меткие выражения.  Со временем, мудрые изречения вошли в обиход как пословицы и поговорки про лук.

«Горе ты моё, луковое» — так говорили на Руси о человеке, совершающем какие-либо несуразные поступки. Нет возможности без слёз смотреть на то или иное неразумное действие, совершаемое человеком.

Сидит Ермолка на грядке – сам весь в заплатках.

Лук во щах – и голод прощай.

Сидит тупка в семи юбках; кто ни глянет, всяк заплачет.

Вырастишь лук от семи недуг.

Лук – добро и в бою и во щах (имеется в виду, что лук – это еще и                                                                                   метательное оружие, стрельба стрелами).

Лук да баня все правят.

Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят.

Лук с чесноком родные братья.  

Лук с чесноком родные братья.

Ешь лук — чаще зубы будут.

Лук добр и в бою, и во щах.

Лук от семи недуг.

Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.

Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.

Стихи о луке

Е. Жуковская

Ох, уж этот злющий лук!

С ним узнаешь столько мук!

Жжет глаза и жжет язык,

Заставит плакать в один миг.

И. Ефремов

У меня есть друг,

Он – от семи недуг!

Это - вкусный и полезный,

Желто - золотистый лук!

Н. Красноперова

На Букву «Л» тут зреет Лук,

Он для здоровья лучший друг.

Хоть Лук порой до слёз доводит,

Но со стола у нас не сходит.

В салат порежем мы лучок,

Иди, сорви скорей пучок.

     Т. Казырина

Баба Таня чистит лук

Убежал из кухни внук

Он хоть мал, но твердо знает

Лук за глазки покусает

Л. Шмидт

– Какое горе! – крикнул Лук.

– Я приношу так много мук!

Хозяйка слёзы льёт полдня,

Лишь только шубу сняв с меня.

Н. Анишина

Лук стал сердитым от обиды:

– Во мне сплошные фитонциды.

Да, иногда я раздражаю, —

сказал он, слёзы вытирая. —

Когда людей сразит недуг,

все вспоминают: – Где же лук?

Я выгоняю хворь и боль,

Средь овощей и я не ноль.

Л. Громова

Жертва я ужасных мук, -

Ненавижу резать лук!

Щиплет он мне нос, глаза,

Все лицо уже в слезах

Подведение итогов эксперимента « наблюдение за ростом лука»:

Оформление выставки совместной деятельности детей и родителей «Лук – зеленый друг».

Сопоставление желаемых и полученных результатов.

Употребление в пищу выращенного лука.

Празднование удачного завершения работы.

Предполагаемый результат.

Дети: получение новых знаний, проявление творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности; формирование познавательного интереса, наблюдательности, мыслительной деятельности; обогащение представлений детей о трудовых действиях, результатах труда.

Родители: получают новые знания, расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, чтение совместно с ребенком.

Употребление в пищу выращенного лука.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ.

Вывод: в результате проведенной работы дети понимают и осознают, насколько ценен лук. Для роста растений, для того чтобы они правильно развивались, необходимы: свет, тепло и вода. А вот чтобы овощи, в частности лук, не портились и хорошо хранились, необходима прохлада. Это показала нам последняя луковица, которая великолепно сохранилась, ничуть не изменилась, в холодильнике.

По итогам работы было отмечено:

  • Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
  • Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к луку.
  • Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения эксперимента «наблюдение за ростом лука»
  • Укрепление сотрудничества родителей с детским садом.

Заключение:

  • Реализация данного эксперимента «наблюдения за ростом лука» научила детей сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт практико-ориентированной деятельности. В процессе эксперимента дети рассматривали рост лука, отметили его роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние на здоровье человека.
  • Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат эксперимента по выращиванию лука принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
  • Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходим лук.
  • Родители тоже принимали  активное участие в проведении эксперимента .

Список литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 года №1155 г.Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российский Федерации от «18» октября 2013 г.№544н « Об утверждении профессионального стандарта педагога»
  3. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация проектной деятельности как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста

Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят  познавательный интерес к окружа...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме Организация предметно- развивающей среды по программе "От рождения до школы" - " Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности."

Обучение наиболее эффективно тогда, когда ребенок занят  значимым  и интересным исследованием окружающего мира, в ходе которого он самостоятельно и при помощи взрослого совершает открытия. П...

Сообщение из опыта работы "Организация детского экспериментирования как средства развития познавательно-исследовательской деятельности"

Опыт работы содержит содеражтельный, методический и организационный аспекты развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе развития эколгической культуры и расширения экологиче...

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

Для организации деятельности детей очень важно уделить особое внимание правильной организации предметно-пространственной среды  соответствии с возрастными особенностями детей и задачами развития ...

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития познавательной деятельности.

Для организации деятельности детей очень важно уделить особое внимание правильной организации предметно-пространственной среды  соответствии с возрастными особенностями детей и задачами развития ...

Использование мобильного обучения с элементами дополненной реальности для организации образовательной деятельности как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Дополненная реальность способна сделать восприятие информации воспитанниками гораздо проще и нагляднее. Принцип технологии дополненной реальности заключается в совмещении виртуальных и существующих об...

Презентация "Организация эксперимента "наблюдение за ростом лука" для развития познавательных навыков." (возраст 5-6 лет)

Презентация к методической разработке " Организации эксперимента "наблюдение за ростом лука"для развития познавательных навыков." (возраст 5-6 лет)...