Статья «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
статья (старшая группа)
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своем роде и неприкосновенная человеческая личность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 23.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста»
« Умей чувствовать рядом с собой человека, умей понимать его душу,
видеть в его глазах сложный духовный мир – радость, горе, беду, несчастье.
Думай и чувствуй, как твои поступки могут отразиться на душевном
состоянии другого человека». ( В. А. Сухомлинский)
В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своем роде и неприкосновенная человеческая личность.
Термин «толерантность» объясняется, как уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. На сегодняшний день толерантность рассматривается в контексте таких понятий как признание, принятие, понимание.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Хочу предложить высказывания великих людей:
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди» (Б. Шоу)
« Жизнь такая разная и сложная, не стоит делать ее одинаковой и простой. Живите так, как хотите жить… и не мешайте другим, кто живет иначе» (Сергей Лукьяненко) "Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бывает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера". (С. Смайлс)
"Чтобы поверить в добро, надо начать его делать". (Л. Толстой)
Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом формирования у подрастающего поколения является воспитание путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.
Формирование толерантности целесообразно начинать со старшего дошкольного возраста, так как именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности,
именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.
Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе работы на занятиях во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов.
Педагог должен уделять внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам России. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижением страны и своего региона. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к своей земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по – настоящему гражданином и патриотом.
Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формировании личной позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.
Большую ценность для детей имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе воспитываются, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Мы стараемся сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:
- проведение массовых мероприятий, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира;
- театрализованную деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
- сюжетно – ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
- русские народные подвижные игры, такие как «Гори, гори ясно», «Бояре» и другие;
-подвижные игры ближайших стран – соседей, такие как «Дорога», «Цветок» и другие;
- изучение народных праздников разных народов нашей страны;
- знакомство детей с традициями народов разных стран,
-НОД «Моя семья», «Моя родина Россия»,«Мой город», «Цветик - семицветик», «Дружат дети на планете», «Мы - жители планеты земля»
-с традициями празднования Нового Года в разных странах;
-сочинение сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок,
- создание в группе уголка: пословиц, поговорок, игр и сказок разных народов мира;
-организация уголка «Дружбы»:
-коробочка – копилка «Добрые дела»,
- «Дерево добрых дел»,
- создание с детьми календаря «Календарь дружбы»;
-создание «Забора Толерантности» (совместно с родителями)
-Оформление группы на тему « Новый Год по-английски»;
- вовлечение родителей в образовательный процесс, подготовку общесадовских и групповых мероприятий по теме толерантности.
Толерантность – это способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. Мы уверенны в том, что все это поможет нашим воспитанникам адаптироваться в обществе, сделать его лучше, открыть для себя новые возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-практическая статья «Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста средствами социально-культурной деятельности»
Формирование толерантности детей в настоящее время актуально. В справочных изданиях термин толерантность определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». Такая терпимость из...
Статья: "Формирование толерантности у дошкольников"
Искусство взаимопонимания: формирование культуры межнациональных отношений и толерантности детей дошкольного возраста....
Статья "Формирование дружеских отношений и толерантности у дошкольников в условиях совместной деятельности"
В условиях многонационального государства социальная стабильность во многом зависит от того, является ли дошкольная педагогика педагогикой поликультурности и толерантности. В этой связи в последнее вр...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ "
Толерантность - это проявление терпимости, уважения и понимания к личности другого человека независимо от каких либо отличий....
Статья "Формирование толерантности у дошкольников как необходимое условие психологической безопасности детей в детском саду"
В статье дается характеристика исследования педагогамиусловий образовательной среды, которые обеспечивают психологическую защищённость в процессе формирования личности дошкольника. Главное внимание уд...
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ (СТАТЬЯ).
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К НАЦИОНАЛЬНОЙ И МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ...
Мастер- класс для педагогов "Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольноговозраста"
Цветовосприятие – способность воспринимать и различать цвета и их оттенки. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития психич...