Статья "Формирование дружеских отношений и толерантности у дошкольников в условиях совместной деятельности"
статья на тему
В условиях многонационального государства социальная стабильность во многом зависит от того, является ли дошкольная педагогика педагогикой поликультурности и толерантности. В этой связи в последнее время в системе отечественного дошкольного образования обозначились общие мировые тенденции, к каковым следует отнести отказ от единых для всех регионов государственных программ, введение в госстандарты региональных компонентов, воспитание детей в духе правового, демократического общества, уважающего права и свободы личности, формирования у них целостного мирпонимания, развития культуры межэтнических отношений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_moya2.docx | 26.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование дружеских отношений и толерантности у дошкольников в условиях совместной деятельности.
Мир – в русском языке слово особенное. Оно имеет два значения: мир как Вселенная, как бытие и мир как гармония, как отсутствие противостояния, конфликтов и войн.
Без мира невозможно жить, без мира внутри себя невозможен человек. Как достичь мира в сердце, в душе?
Этот вопрос давно волнует человечество, хотя оно знает на него ответ. И мы его знаем – это воспитание. Если бы люди серьезно этим занимались, то скорее всего ситуация в мире была бы другая. Потому что войны, конфликты, насилие начинаются в умах людей, и именно там им должен быть положен конец – воцарен (воспитан) мир.
Все мы родом из детства, и именно в детстве закладываются зерна истинного мира. Это время – как весну для посева нельзя упустить.
В условиях многонационального государства социальная стабильность во многом зависит от того, является ли дошкольная педагогика педагогикой поликультурности и толерантности. В этой связи в последнее время в системе отечественного дошкольного образования обозначились обще мировые тенденции, к каковым следует отнести отказ от единых для всех регионов государственных программ, введение в госстандарты региональных компонентов, воспитание детей в духе правового, демократического общества, уважающего права и свободы личности, формирование у них целостного миропонимания, развитие культуры межэтнических отношений.
Суть толерантности формируется на основе признания единства и одновременно многообразия человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважения прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержания от причинения вреда, так как вред, наносимый другому, означает вред и для самого себя.
Понятие «толерантность» в разных языках имеет различные смысловые оттенки. Так, в английском языке толерантность – «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь»; во французском – « уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов»; в китайском – умение «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других»; в арабском – «прощение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение…расположенность к другим»; в персидском – «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению».
В эволюционно-биологическом контексте разработка концепции толерантности опирается на представление о норме реакции, т.е. о допустимом диапозоне вариантов реагирования, присущих тому или иному виду и не нарушающих его генотипа.
В этическом контексте концепция толерантности исходит из гуманистических течений, в которых подчеркивается непреходящая ценность различий, достоинств, добродетелей, в том числе этнических, отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство и своеобразие культур разных народов. Обэтом упоминали еще гуманисты итальянского возрождения. Толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступает как условие сохранения их разнообразия.
В политическом плане толерантность интерпритируется как готовность власти допускать инакомыслие в обществе и даже в своих рядах, разрещать (в рамках Конституции) деятельность оппозиции, способность достойно признавать свое поражение в политической борьбе, принимать политический плюрализм.
В педагогике и психологии толерантность – это приобщение детей к искусству жить в мире непохожих людей и идей. Когда обращаешься к современным программам, убеждаешься, что именно в учебно-воспитательных учреждениях детей приобщают к азам толерантности как системе определенных ценностей.
Возникает необходимость реализации программ, связанных с воспитанием детей дошкольного возраста в духе толерантности, в процессе ознакомления их с культурой, проживащих на территории родного края, приобщение к фольклору, народному декоративно- прикладному искусству и родной литературе. Еще Л. С. Выготский указывал: психическое развитие человека должно рассматриваться в культурно- историческом контексте жизнедеятельности.
Самоценность дошкольного детства в современной педагогике понимается так: именно в дошкольном возрасте закладываются ценностные основы мировоззрения.
Региональные концепции дошкольного образования, отличающиеся гибкостью и вариативностью, нацелены на решение конкретныхтпрактических задач. К одной из самых актуальных из них следует отнести создание личностно ориентированных моделей педагогического процесса…Это связано с культурно-историческим своеобразием Северного региона, его поли-этническим характером. Эти особенности можно использовать в качестве средств развития личности ребенка.
Приобщая детей к культуре своего народаи национальностей, проживающих рядом, у них формируются представления о себе и других, как о личности, при этом своеобразие национального лишь подчеркивает значимость общечеловеческого. Усваивать ценности, значимые для всех людей на земле, ребенок может только в творческой деятельности, так как именно она отражает его мировоззренческую позицию, его понимание добра и зла, справедливости, любви, гуманных чувств и т.п.
По мнению В.С. Мухиной, условием развития человека помимо реальности природы является созданная им реальность культуры, при этом в процессе развития, «входа» в культуру человек присваивает ее и становится ее деятельным участником. Еще Л.С. Выготский выдвинул идею о том, что в развитии ребенка надо различать две «сплетенные» линии: одна- естественное «созревание», другая – культурное совершенствование, овладение способами поведения и мышления.
Таким образом, культура родного края для детей дошкольного возраста является контекстом для развития.
Процесс вхождения ребенка в цннностно-нормативную систему мира взрослых должен осуществляться через освоение элементов культуры как, своего народа, так и людей, принадлежащих к другой этнической группе. Необходимо правильно регулировать отношения дошкольников, возникающие при взаимодействии их с другими детьми, отличными от них. Отталкиваясь от взрослого мира, дети зачастую противопоставляют ему свой мир, свою систему ценностей и норм. И тогда их мир выступает как «антимир» взрослой культуры, ориентированной, тем не менее, на ценности взрослого мира. Это часто приводит к тому, что влияние культурных традиций ослабевает. Вместе с тем, и это аксиома, общекультурные нормы и ценности необходимы для развития личности дошкольника.
Приобщение детей к азам толерантности невозможно без нравственно-патриотического воспитания.
В проекте национальной доктрины образования в Российской федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить…воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».
Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего родного края. «Только тот, кто любит, ценит, и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может лбить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом» (С. Михалков).
Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живет ребенок, гордость за нее. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, истори своих предков, их культуру. Знание истории своего народа, родной культурыпоможет поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Наш современник, академик Д.С. Лихачев отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», т.к. без корней в родной местности, в родной стороне человек похож на иссушенное растение перекати-поле. Так же необходимо развивать представление детей об основах социального и правового сознания, месте человека в истории и культуре.
Для решения этих задач детей, начиная с дошкольного возраста, знакомят со сказками, мифами и легендами своего народа и народов мира. Рассказывают о развитие труда человека; развивают у детей основы правового сознания; знакомят детей в привлекательной и соответствующей возрасту форме с популярным изложением международных документов по защите прав человека. Способствут развитию у детей уважения и терпимости к людям независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия. Способствуют развитию у ребенка чувства ответственности. В основе этого сложного педагогического процесса лежит развитие чувств.
«Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя», - писал К.Д. Ушинский.
Особую группу составляют нравственные и гуманные чувства. «Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не данные ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания», - писал А.В.Запорожец.
Воспитанию нравственных и гуманных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости.
В.А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.
Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками, т.е. неразрывно связаны с воспитанием у ребенка уверенности в себе и формированием социальных навыков.
Настоящий гражданин своей страны, патриот должен быть интернационалистом. Бытует мнение, что дети интернациональны от рождения, ведь они подоброму относятся ко всем окружающим, но это лишь потому, что в силу возраста факт существования разных народов ребенку неизвестен. С течением времени национальная неприязнь и расовая терпимость могут поразить детей. Вот почему так важно не опаздать с воспитанием интернациональных чувств. Поэтому воспитание чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну включает и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку.
Толерантное отношение к людям разных национальностей воспитывается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся постоянно рядом сним. Это особенно актуально в наши дни, когда среди некоторой части взрослого населения возникает противостояние по данным проблемам. Поэтому в детском саду особенно важно поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет народ той или иной национальности,о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, одежда, характер труда, особенности культуры.
В процессе работы решаются и задачи эстетического воспитания. Эмоционально воспринимать окружающее ребенку помогает яркое, живое слово, изобразительное искусство. Искусство помогает детям воспринимать то, что они не могут непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также представить по-новому то, что им хорошо знакомо.
Наблюдения в окружающем мире обогащают и стимулируют детское художественное творчество. Причем чем интереснее и целенаправленнее организуются такие наблюдения, тем содержательнее детское творчество.
Одним из немаловажных факторов формирования дружеских отношений и гуманных чувств является приобщение детей к труду, формирование ответственности за его результаты, умение трудиться сообща.
Конечно, все названные ценности требуют осмысления, как бы «вчувствования» в тему, нужно вначале составить свое представление о каждом понятии для того, чтобы ребенок смог лучше его воспринять и, чтобы нам самим было интересней работать. Мы должны знать, что посеянное никуда не исчезнет, но прорастет в свое время и в каждом ребенке индивидуально и в свои сроки. Главное – быть сеятелями, добрыми сеятелями и знать, что взялись мы за самое нужное, а дорогу осилит идущий. Так понемногу, постепенно мы начинаем окружать ребенка истинными ценностями, говорить об этих ценностях, действовать и поступать в соответствии с ними.
Литература.
1. Амрнашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! Москва 1988г.
2. Амонашвили Ш.а. как живете, дети! Москва 1988г.
3. Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. «Социально-психологический центр», Москва 1996г.
4. Буре В.С. Когда обучение воспитывает. Санкт-Питербург, Детство-пресс 2002г.
5. Виноградова Н. Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. Москва. 1993г.
6. Декларация прав ребенка. Права ребенка: Основные международные документы. Москва 1992г.
7. Дыбина О.В. Предметный мир как источник познания социальной действительности. Самара 1997г.
8. Запорожец А.В. Современная наука о детях: Материалы научно- практической конференции. Москва 1991г.
9. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа. Арти, Москва 2005г.
10. Курова Н.В. Интернациональное воспитание ребенка в детском саду. Детский сад №3, 2003г.
11. Петрова ВИ. Нравственное воспитание в детском саду. Мозаик-синтез, Москва 2002г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования
Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне....
Социально-личностное развитие дошкольников в условиях совместной деятельности
Одним из основных направлений работы ДОУ в соответствии с Федеральными Государственными требованиями является социально-личностное воспитание дошкольников. В статье рассказывается о том, как происходи...
Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования.
Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне....
Педагогический проект "Воспитание толерантности у дошкольников в условиях межнационального общения"
Целью данного проекта является формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных кул...
Развитие межличностных отношений дошкольников в условиях игровой деятельности
Жизнь каждого нормального человека буквально пронизана контактами с другими людьми. Потребность в общении одна из самых важных человеческих потребностей. Отношения с другими людьми рождают наиболее ос...
Программа по формированию дружеских отношений и толерантности "Солнышко"
Данная программа направлена на формирование дружеских отношений и толерантности у детей дошкольного возраста, посредством приобщения детей к культуре своего народа и национальностей, ознакомление с тр...
«Развитие дружеских отношений у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».
Дружба - это своеобразный моральный опыт ребенка, содействующий развитию позитивных чувств, образованию нравственных привычек, формированию устойчивых форм поведения, который приобретается прежд...