Тема: «Осень»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

создание условий для обобщения представлений о периодах осени и их характерных особенностях с закреплением умения рассказывать по мнемотаблицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya.docx59.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Осень»

 подготовительной группа

Форма: путешествие.

Цель: создание условий для обобщения представлений о периодах осени и их характерных особенностях с закреплением умения рассказывать по мнемотаблицам.

 

Содержание

Организационный момент. Утренний круг.

Воспитатель: Доброе утро, дети! Я хочу подарить вам свою улыбку. Приготовьте ладошки (дарит). А вы мне подарите?
Сегодня у нас гости очень милые и симпатичные. 
Давайте скажем им «доброе утро».

Введение в деятельность.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас отправиться в путешествие в осеннюю сказку.

Осенняя сказка.

Жила – была на свете весёлая птичка. C утра до вечера она пела своим деткам звонкую песенку. Проснулась однажды птичка и видит, что дерево, на котором она свила гнёздышко, стало как будто другое: листики стали золотые. Полетела птичка к своим подружкам и спрашивает: «Вы не знаете, кто мне подменил дерево, на котором я живу?» Но никто ей ничего не мог ответить.

На другой день и её подружки увидели, что у них тоже листики на деревьях стали жёлтые. Кого только не спрашивали птички, но нигде не могли найти ответ на свой вопрос.

И решили они обратиться к старой Сове, она ведь ночами не спит.

Прилетели, поздоровались и спрашивают «Бабушка Сова, ты не знаешь, кто листики на деревьях красит?» Посмотрела на них Сова и ответила: «Знаю, знаю. Когда вы спите, лесом ходит волшебница и раскрашивает в красно-жёлтые краски деревья, кусты, траву. А имя этой волшебницы….»

Дети - Осень!

Как вы догадались?

-Только осенью листья на деревьях становятся разноцветными (красными, жёлтыми, коричневыми).

Словарная работа.

Воспитатель: Давайте расскажем птичкам, какая бывает осень? Но сначала поиграем с осенними словами.

Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяете это же слово, но ставьте перед ним слова «осенний, осенняя, осеннее»:

Дидактическая игра «Подбери слова» (учить детей подбирать существительные к прилагательным):

месяц - осенний месяц,

погода - осенняя погода,

настроение - осеннее настроение,

цветы - осенние цветы,

листва - осенняя листва,

дерево - осеннее дерево

день - осенний день,

(Дети называют словосочетания.)

Игра «Продолжи предложение».

Если осенним днём светит солнышко то день… – солнечный.

Если небо заволокли тучи, стало пасмурно, то день …– пасмурный.

Если осенним днём дует ветер, то день - ветреный.

Если осенним днём пошёл дождь, то день- дождливый. Молодцы, ребята.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Воспитатель: Возьмите листик и передавайте его по кругу на каждое придуманное слово – действие.

- Осенью листья: что делают? (Ответы детей: падают, вянут, шуршат, шелестят, осыпаются, желтеют.)

- Осенью становится холодно, насекомые прячутся, засыпают. Возьмите карточки и скажите какие насекомые прячутся и сколько их? (Ответы детей: прячется одна бабочка, прячутся две бабочки, прячутся пять бабочек и т.д.)

Воспитатель: Птички узнали от нас много новых слов, а сейчас составим предложения об осени. Помогут вам картиночки. (У каждого разные картинки, чтобы не было однотипных предложений. 6 - 8 картинок.) Каждое предложение должно начинаться со слова «Осенью».

Составление мнемодорожек. 

- Осенью солнышко светит мало, на небе появляются тучи, из которых идёт дождь; дует ветер, летят листочки, становится холодно, люди надевают шапки, куртки, тёплые штаны, перелётные птицы улетают в тёплые края.

- Молодцы, ребята. Хорошие предложения придумали.

Зрительная гимнастика «Осень»

Беседа об осени (с опорой на личный опыт детей).

Давайте продолжим разговор об осени, расскажем птичкам, почему осень называют золотой, вспомним, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга.

- Какой месяц осени заканчивается? (Заканчивается ноябрь.)

- Какой месяц был перед октябрём? (Перед октябрём был сентябрь.)

- Какой месяц наступил после октября? (После октября наступил ноябрь.) Правильно.

- Как называют время в начале и середине сентября. (Это время называют ранней осенью.)

- В последние дни сентября начинается самый красивый период осени.

Как он называется? (Он называется золотая осень.)

Посмотрите на листья, рассыпанные на столе, и подумайте, почему осень называют золотой.

(Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, жёлтыми, алыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым.) Правильно мне очень понравилось объяснение, которое вы дали.

А сейчас, какой период осени заканчивается? (Заканчивается поздняя осень.) Дуют сильные ветры.

Физкультминутка «Осенние листочки».

Игра «Найди дерево по листу» (Поднимите по 1 листику.)

Назовите его, какой он. Кто назовёт, тот подходит к столу. «Какие листья на разных деревьях?» Показ картинок.

на березе – березовые,

на клене – кленовые,

на рябине – рябиновые,

на дубе – дубовые,

на осине – осиновые и т.д.

Дети отвечают. «У меня лист берёзовый» «осиновый» «дубовый», «рябиновый»

«кленовый», «каштановый».

Упражнение «Периоды осени».

Посмотрите на картины русских художников. Что написано на первой картине? – на второй? -на третьей? (Осень, осень, осень.)

Как же так получилось, картины разные, а подписаны одинаково? (Потому, что осень бывает разная: ранняя, золотая, поздняя.)

Воспитатель: Определите, на которой из картин изображена ранняя осень, на которой золотая осень, на которой – поздняя осень. Можете посоветоваться, а потом расставьте картины на мольбертах именно в таком порядке.

Что ж, вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Действительно на картине

«Рябина» Игорь Грабарь написал раннюю осень, художник Щербаков на картине «В конце сентября» изобразил золотую осень, а картина И. Бродского так и называется «Поздняя осень».

Воспитатель: Что нарисовал художник на первой картине? 

На картине нарисована ранняя осень.

Мы видим ясное, голубое небо, по которому плывут белые, пушистые, лёгкие облака, похожие на кусочки ваты. Видно, что ещё тепло. Листья на рябине зелёные, но уже есть и оранжевые. Хоть трава жёлтая, но вдали лес ещё совсем зелёный. Какие ещё признаки ранней осени вы запомнили? Всё чаще дует ветер.

Отличают раннюю осень от лета холодные густые туманы.

Ранней осенью ещё много цветов. Люди собирают урожай. В лесу много грибов.

Воспитатель: Что написал художник на второй картине? На второй картине нарисована золотая осень. Небо не голубое, пасмурное, стало прохладнее. Деревья, покрытые золотыми листьями. Много опавших листьев.

- Какие ещё признаки золотой осени вы запомнили?

- Что написал художник на третьей картине? На третьей картине поздняя осень, грустная пора. Небо стало серое. Появились голые деревья. Вдоль реки лежит снег.

Вспомним, ещё какие признаки поздней осени нам запомнились. Дуют сильные ветры. На реке появляется тонкий лёд.

Воспитатель: Мы рассказали и показали птичкам, какая бывает осень, а теперь возьмите листочек и полетели в кружок.

Игра «Осенние листочки»

Воспитатель: Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте её от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

- Что случилось? Листики кружатся и падают. Как называется это явление листопад.

Мы сегодня много интересного рассказали птичкам про осень. Это чудное, красивое время года. Вспомним, за что же мы любим осень. (Например: Я люблю осень, потому что птицы в стаи собираются и весело галдят.)

Птички, улетая на юг, нам оставили корзиночку с угощением. Они нам очень благодарны, за рассказ про осень.

Чтение стихотворения Ставропольского поэта А.Е.Екимцева «Пожелтела длинная трава», В.С. Маглеванова «Осень».

Итог. Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Чем занимались? Какие признаки осени мы наблюдали на картинах? Чем вы пользовались при составлении рассказа? Для чего нам необходимы мнемотаблицы? Вам понравилось сегодняшнее путешествие? Мне тоже. Спасибо за сотрудничество.

 тема: «Уроки без тетушки Совы»

разновозрастная группа

Цель: создание условий для формирования у детей основ безопасного поведения дома.

Детская цель: познакомить Непослуху с правилами безопасности в доме.

Формы организации детей на занятии: фронтальная, групповая.

 

Содержание:

I. Вводная часть.

Дети сидят полукругом перед доской.

Воспитатель: здравствуйте, ребята! Рада вас видеть!

Начинается урок,

Он пройдет всем детям впрок.

Постарайтесь все понять,

Много нового узнать.

Все расселись по местам,

Никому не тесно,

По секрету вам скажу: «Будет интересно!»

В группу влетает бумажный самолетик.

Воспитатель: Ребята, что это? Откуда здесь бумажный самолетик?

(Берет в руки, рассматривает, замечает, что это письмо.)

Да это не простой самолетик! Это записка! Давайте прочтем!

«Здравствуйте, ребята!
Пишет вам кот Яша из мульфильма о тетушке Сове. Прошу у вас помощи! Вчера мы с Непослухой были дома одни, так случилась беда! Непослуха порезался острым ножом. Я его предупреждал, что в доме много опасных предметов, но он и слушать меня не хочет. А тетушка Сова улетела на Север к своей сестре – Полярной Сове и не может нам помочь. Боюсь, как бы беды не случилось, ведь мы каждый день одни дома остаемся!
Помогите, ребята, расскажите Непослухе об опасности!»

Воспитатель: Вот это да… Ребята, поможем Непослухе? (Да.)

Ребята, кому – то из вас уже приходилось оставаться дома одному? Поднимите руки.

Тогда вам должно быть известно, что дома нас тоже поджидают опасности, а чтобы их избежать, необходимо соблюдать правила безопасности.

Наверное, Непослуха никогда не слышал этого слова. А как могли бы вы объяснить, что такое «безопасность»?

Ответы детей: …

Воспитатель: Все верно! Безопасность – это когда угрозы здоровью и жизни нет, есть защита от опасности.

Чтобы обезопасить Непослуху, нужно знать, от чего в его доме может исходить опасность. Для этого кот Яшка сфотографировал каждую комнату в доме, давайте посмотрим на них и найдем все опасные предметы!

II. Основная часть.

Воспитатель: Итак, на первом фото – прихожая. Давайте рассмотрим ее внимательно. Где здесь Непослуху может подстерегать опасность?

(Выслушать предположения детей, добиться ответа: входная дверь.)

Воспитатель: Как вы думаете? Почему среди опасных предметов оказалась дверь в квартиру? Как мы можем обезопасить себя?

(Ответы детей: ... когда родителей нет дома, в дверь может позвонить преступник и обманным путем проникнуть в квартиру; нужно посмотреть в глазок и убедиться в том, что это не родители; сказать человеку за дверью, что родители заняты и не могут открыть дверь.)

Воспитатель: Если незнакомые люди пытаются проникнуть к нам в дом, мы можем вызвать полицию, по какому номеру телефона нам нужно позвонить? (02 или 112). Какое правило назовем?

(Нельзя открывать дверь незнакомым людям.)

Молодцы! А мы двигаемся дальше. Здесь – фото кухни. Посмотрите, какие предметы мы здесь видим? (Дети перечисляют: чайник, микроволновка, плита, миксер.)

Верно, каким общим словом мы можем назвать эти все предметы? (Бытовая техника.)

Молодцы! А что объединяет все эти предметы? (Подвести к тому, что все предметы работают от электричества.)

Воспитатель: Чем опасно электричество? Где оно находится у нас в квартирах? Какие электрические приборы есть у вас дома?

Ответы детей: … (электричеством может убить; в розетках есть электрический ток; нецелостность шнура электрических приборов может быть опасна ударом тока; нельзя вставлять вилку в розетку сырыми руками, нельзя совать в розетку никакие посторонние предметы – ударит током).

Воспитатель: Какое правило назовем?

(Нельзя пользоваться электрическими приборами самостоятельно.)

Появляется фото магнитофона.

Ой, а это что за предмет? (магнитофон) он тоже работает от электричества. Хотите немного отдохнуть? Давайте включим его и немного потанцуем?

Физкультминутка «Помогатор» («Фиксики»).

Ну вот, отдохнули, двигаемся дальше. Кроме электроприборов здесь есть и другие опасные предметы. К сожалению, с одним из них уже успел встретится Непослуха. Вы уже поняли, о чем речь? (Ответ детей: нож.)

Воспитатель: Молодцы! Конечно, это нож! Какие еще острые предметы мы можем обнаружить дома? (Дети перечисляют.)

Острые предметы очень опасны! Расскажите, почему?

(Ответы детей: ... можно пораниться, порезаться, уколоться; иголка, ножницы, разбитые стеклянные предметы.)

Воспитатель: Для того чтобы этого не произошло, острые предметы нужно хранить на своих местах, ведь порядок в доме не только для красоты, но и для безопасности. Пользоваться этими предметами самостоятельно нельзя. Только в присутствии взрослых. Какое правило мы назовем?

(Не трогай острые предметы.)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, Яша прислал и фото холодильника. Как вы думаете, зачем? Разве там может быть что-то опасное для нас? Оказывается, может! Послушайте стихотворение и сделайте вывод.

Нужно, друзья, за здоровьем следить.

И потому полагается мыть

Фрукты и овощи перед едой

Чисто и тщательно теплой водой.

Чтоб не тревожить врачей-докторов,

Смоешь микробы – и будешь здоров!

Мытое яблочко ярче блестит,

Да и живот от него не болит!

Воспитатель: Какое правило мы запомним?

(Всегда нужно мыть тщательно фрукты и овощи, чтобы быть здоровым.)

На следующем фото - комната. Здесь очень много предметов! Непростая у нас задача… но мы справимся! Кот Яша отправил нам фото каждого предмета в отдельности! (Показать.)

Давайте разделимся на группы и быстро их разделим на опасные и безопасные!

А поделить нас поможет волшебная шкатулка! Доставайте из нее фигурку и становитесь за столы с таким же изображением.

(Дети вытягивают круги красного и зеленого цвета, встают за столы, на которых прикреплен большой круг красного или зеленого цвета;

На столах лежат карточки: опасные предметы (ножницы, шило, спички, иголка, градусник), безопасные предметы (книга, ложка, расческа, кукла, пирамида, мячик, конструктор).

Дети за столом с красным кругом выбирают все опасные предметы, с зеленым – безопасные.)

Воспитатель: Посмотрите, ребята! Здесь еще есть фото. Что это за шкафчик? (Аптечка.)

Как вы думаете, есть в нем опасные предметы, которые могут навредить Непослухе.

(Ответы детей: … таблетки и микстуры; можно отравиться; градусник ртутный можно разбить и пораниться, ртуть – опасное ядовитое вещество.)

Воспитатель: Если человеку необходима медицинская помощь, что мы можем сделать? (Позвонить в скорую помощь по номеру 03 или 112.)

Какое правило назовем?

(Нельзя брать лекарства, а тем более их пробовать.)

(Появляется фото утюга.)

Ребята, а что это за прибор в комнате? (утюг). Опасен ли он? (да). К чему могут провести неверные действия с утюгом? (к пожару).

А что еще может привести к пожару? (игра со спичками, зажигалками, свечами)

Воспитатель: Какое правило мы запомним?

(Не играй с огнем.)

Ребята, давайте на всякий случай посоветуем Непослухе, что нужно делать при пожаре?

(Если вдруг случился пожар, нужно позвонить по номеру 01 или 112.)

Молодцы, ребята!

А мы продолжаем и видим фотографию ванной комнаты. На первый взгляд, здесь нет ничего особенного… Но Яша неспроста отправил эту фотографию… А что, если заглянуть в шкаф? Сколько разных бутылочек!

Что в них находится?

(Ответы детей: … средства для мытья ванной, пола, чистящие средства, порошки.)

Как вы думаете, опасно ли их содержимое для здоровья? (да!)

Воспитатель: Какое правило запомним?

(Нельзя трогать бытовую химию, смешивать ее и тем более пробовать на вкус.)

А чтобы не ошибиться нужно внимательно рассмотреть эти предметы и запомнить их. Для этого потренируем наши глазки.

Зрительная гимнастика «Глазки видят все вокруг»

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Воспитатель: Давайте продолжим рассматривать фотографии дома.

(Появляется фото балкона и окон.)

Как вы думаете, балкон – это опасное место? Почему?

(Ответы детей: … нельзя высовываться из окна, потому что можно упасть вниз и разбиться; нельзя опираться на москитную сетку, она не может выдержать никого.)

Воспитатель: Какое правило мы запомним?

(Нельзя высовываться в окно.)

Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и посмотрели все фотографии, нашли опасные предметы и сформулировали правила безопасного поведения дома.

Но как же теперь рассказать о них Непослухе…

(Задумывается, выслушивает предположения детей, предлагает идею.)

Ребята, давайте сделаем для Непослухи красочный альбом!

(Для этого воспитатель предлагает детям вырезанные картинки с опасными приборами и отдельно листочки (можно круглые либо квадратные) красного цвета; задача детей наклеить предмет на красную основу и наискосок наклеить красную полоску, символизирующую запрет;

предложить картинки игрушек (безопасных предметов) и наклеить их на основу зеленого цвета, что символизирует разрешающее действие с ними.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь Непослуха все поймет по картинкам и с ним не случится беды! (Скрепляет альбом, кладет в большой конверт.)

III. Заключительная часть. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось помогать Непослухе? Что нового вы узнали?

Давайте еще раз вспомним те правила, что мы назвали, ведь они пригодятся не только Непослухе, но и нам! (Дети перечисляют.)

Молодцы, вы все назвали правильно! Я хочу, чтобы вы не забывали правила безопасного поведения дома и подсказывали эти правила другим.

тема: «Ознакомление детей  с природой родного края»

старшая группа

Форма проведения: Викторина «Что? Где? Когда?»

Задачи:

Образовательные. Воспитание гуманных чувств детей в процессе ознакомления с природой. Расширять знания детей о природе родного края, знакомить с ее разнообразием, животным и уникальным растительным миром, формировать непосредственное общение с природой, заботу и защиту. Закреплять умение правильно вести себя в природе; Способствовать развитию у детей эмоционально-положительного, экологически правильного отношения к природе;

Воспитательные. Воспитывать у детей интерес к природе, стремление сохранения ее целостности. Воспитание гуманных чувств, что является основой экологического образования, активизировать речь и двигательную активность, развивать логическое мышление, приобщать детей к природе через игру, вызывая положительные эмоции.

Развивающие. Развивать у детей фантазию; Развивать умение слушать друг друга, дополнять ответы товарища, уточнять их, доказывать свое мнение, рассуждать;

Материал и оборудование: проектор, экран, ноутбук магнитные доски, приз - кубок, музыкальный центр, чёрный ящик, деревья, баннер, лианы.

Ход игры

(Звучит музыка – песня знатоки.) Дети входят в зал становятся лицом к зрителям.

Воспитатель: Добрый день, дорогие гости. Ребята, посмотрите сколько у нас гостей, давайте поприветствуем их.

Сегодня у нас необычный день, мы с Вами собрались в клубе знатоков «Что? Где? Когда? Займите свои места. (Звучит музыка. Дети проходят, садятся за стол.)

Воспитатель: в сегодняшней игре вы покажите свои знания о бережном отношении к природе. Мы будем говорить сегодня о природе нашей Родины и Родного края.

(Клип.)

Воспитатель: Ребята, в роли ведущей буду Я, а вы будете знатоками. Вопросы вам сегодня будут задавать персонажи сказок и даже телезрители.

И так мы начинаем игру (крутит волчок, звучит музыка).

вы должны слушать внимательно, отвечать на вопрос может каждый из вас, кто знает ответ.

Воспитатель: вопрос от Доктора Айболита, внимание на экран

1. Видео-вопрос. «Ребята недобрые люди сделали ранку в стволе березы, березка плачет из-за этого листья высыхают, и она погибает, как помочь березе?

Дети: Замазать ранку березки можно смолой, сырым песком, глиной, забинтовать и завязать.

Воспитатель: Молодцы, это правильный ответ.

А можешь нам показать? (ребенок подходит к березе и завязывает ранку)

Воспитатель: Смотрите ребята, вы приложили к ранке глину, и забинтовала. Теперь береза вылечится, и на ее ветвях весной появятся листочки. Ребята, не только березу можно вылечить так, но и любое другое дерево.

Счет 1:0.

Воспитатель: Игра продолжается (крутится волчок звучит музыка).

С нами играет Старик-лесовик (музыка) (входит ребенок).

2. Вопрос. «Ребята, я пришел к вам на игру, чтобы проверить ваши знания. У меня в корзине картинки с птицами, где перелетные птицы, а где зимующие? (Две доски, куда дети должны разложить птиц.)

Воспитатель: Дети, вы готовы, ответить на вопрос Старика - лесовика? Кто ответит на этот вопрос? (Двое ребят классифицирует птиц.)

Воспитатель: Обращается к детям: Ты выбери перелетных, а ты зимующих.

Воспитатель просит назвать птиц, которых они выбрали.

1 Ребенок: (Ворона, голубь, воробей.)

Воспитатель: назови этих птиц.

2 ребенок: (Соловей, скворец, ласточка, грач.) А почему их называют перелетными?

2 Ребенок: они улетают в теплые края

Воспитатель: А почему?

2 ребенок: Потому что зимой насекомые прячутся и птицам недостаточно еды.

Лесовик: Ребята, а у меня в корзине осталась еще одна картинка.

1 ребенок к зимующим прикладывают кормушку.

Воспитатель: а кормушка для чего?

1 Ребенок: чтобы птицы зимой не голодали.

Воспитатель: Даже так? Ты и об этом подумал, ты очень заботливый!

Лесовик: это правильный ответ.

Воспитатель: Ребята, вы различаете птиц по внешнему виду. А как еще можно различать птиц?

Дети: По голосу.

Воспитатель: Верно, давайте послушаем голоса птиц, и вы мне назовете какая эта птица (Ворона, воробей, кукушка). Слушанье птиц. Отгадали

Ребята, а все ли птицы передвигаются по земле одинаково?

Дети: Нет, например воробьи и снегири прыгают, а вороны, голуби, сороки ходят.

Воспитатель: А почему они прыгают?

Дети: Потому что у воробья и снегиря ножки короткие, а у вороны длинные.

Счет 2:0.

Воспитатель: Продолжаем игру. (Крутит волчок звучит музыка волчка.)

(Звучит музыка черного ящика.) Внимание «Черный ящик» со знатоками играет Серый волк.

Видео-вопрос: «Здравствуйте уважаемые знатоки! Отгадайте мою загадку.

Зверь ушастый, летом серый,

А зимою снежно-белый.

Я его не испугался,

Целый час за ним гонялся.

Перед вами черный ящик, в нем находится ближайший родственник зайца. Кто в черном ящике?

Воспитатель - давайте посмотрим, что же в черном ящике - кролик правильно молодцы, воспитатель проходит к каждому все гладят кролик. Ребята, а какой он?

Ответы детей.

Воспитатель: а кролик дикое животное? А почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, он живет дома, и о нем заботится человек. Ребята, а сейчас давайте отправим кролика в нашу группу, где мы будем ухаживать за ним.

Счет 3:0.

Воспитатель: Уважаемые знатоки, давайте немножко отдохнем прогуляемся по сказочному лесу.

Звучит музыка леса. «Сценка Анзор»

/Появляется плачущие муравьишки

Воспитатель: Что случилось, муравьишки?

1-ый муравей: Нас обидел злой мальчишка.

2-ой муравей: Он нам лапки отдавил.

1-й муравей: Муравейник разорил.

Появляется плачущая бабочка.

Воспитатель: Бабочка – красавица, Что в лесу случилось? Скажи, какое горе С тобою приключилось?

Бабочка: Мальчик злой меня поймал, Крылышко мне сломал. Не могу теперь летать. Как же мне не горевать.

Воспитатель: Как зовут злого мальчика, который вас обидел?

Муравьи: Анзор!

Воспитатель: А где его найти?

1-ый муравей: Он лежит под кустом, музыку слушает.

Под кустом лежит мальчик, рядом с ним магнитофон, вокруг сорванные цветы, мусор. 

Воспитатель: 

Подойди сюда Анзор,

Серьёзный будет разговор.

Много бед ты натворил:

Муравейник разорил.

На поляне рвал цветы,

поломал в лесу кусты,

Бабочке крыло сломал.

А ведь ты уже не мал!

Мы не пустим тебя в лес,

Уходи из наших мест!

Муравьи, бабочки (вместе): Уходи из нашего леса!

Анзор: Не гоните меня! Я не знаю, как правильно вести себя в лесу.

Воспитатель: Ребята, давайте научим Анзора правилам поведения в лесу. Вы заметили, в нашем сказочном лесу есть знаки, напоминающие людям о правилах поведения в лесу?

Дети: Да!

Воспитатель: Вот например что означает этот знак?

Ребенок: Нельзя разрушать муравейники.

Воспитатель: Муравьи санитары леса.

Ребенок: Нельзя трогать птичьи гнезда.

Воспитатель: Птица мать может оставить гнездо.

Ребенок: Нельзя ломать ветки деревьев.

Воспитатель: Дерево живое, и оно может погибнуть.

Ребенок: Нельзя забирать животных из леса.

Воспитатель: Лес – это дом животных.

Анзор: Дорогая бабочка, Тебя я пожалею. И крылышко твоё Дыханием согрею. А вам, муравьишки-трудяги, я домик опять соберу. А мусор и соринки домой заберу. Анзор собирает мусор и сорванные цветы. Вы простите, простите меня, я не буду природу губить! И только в лес, как в гости, буду к зверятам ходить.

Физ.минутка

Мы вошли все с вами в лес,

Сколько здесь вокруг чудес!

Посмотрите вправо, влево.

Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули - это ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем

– это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем

– крылья сложили назад.

наклонились и присели

И за стол обратно сели

Воспитатель: а наша игра продолжается, займите свои места! Крутит волчок (Музыка волчка.)

Воспитатель: А сейчас вопросы буду задавать я, отвечать нужно быстро и правильно. Тот, кто знает ответ, поднимает руку.

  1. Самое быстрое насекомое?
  2. Столовая для зимующих птиц?
  3. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда?
  4. Самое упрямое животное?
  5. У какого насекомого уши на ногах?

Счет 4:0.

Крутится волчок. (Музыка волчка.)

С нами играет телезрительница из селения Казмаляр, Бабушка Зулейха.

Внимание на экран.

Видео-вопрос: Селение, где я живу расположено рядом с Самурским лесом, в этом лесу растет очень редкое растение. Знаете ли вы как оно называется?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, а в нашем сказочном лесу, где мы гуляли, есть Лианы?

Кто покажет?

Воспитатель: Да ребята, природа нашего родного края уникальна и разнообразна. И только у нас в Дагестане, есть единственный в России лиановый лес и находится он в самурском лесу.

Счет 5:0.

Воспитатель: Наша игра продолжается, внимание, следующий вопрос.

Звучит музыка волчка, выходит Шапокляк.

Шапокляк: Ой, добралась я наконец-то. Игра Зачем? Откуда? Почему?

Ведущая: здравствуй Шапокляк, да у нас игра, но называется она – Что? Где? Когда?

Ну да, я так и говорю. Мои друзья мне сказали, что вы тут на вопросы отвечаете, что все такие умные собрались здесь.

Я сейчас задам вам вопрос, ни за что не отгадаетеПриготовьтесь (бум).

Говорят есть какая то книга, в которую занесены все виды животных, растений птиц и даже насекомых. Как называется эта книга?

Воспитатель: Ребята, как называется эта книга?

Дети: Она называется красная книга.

Шапокляк: С чего это она красная, я например, люблю черный цвет.

Ребенок: Красной ее назвали потому, что красный цвет это цвет опасности и предупреждения. А животные и растения, которые внесены в нее, как раз находится в опасности, и могут исчезнуть навсегда.

Шапокляк: Ой, какие вы тут умненькие. Пойду Ларису сфотографирую. Воспитатель:

(Музыка победы.) В нашей игре победу одерживает команда знатоков

со счетом 6:0

Сегодня вопросы нам задавали:

Доктор Айболит (вопрос о березе),

Старик –лесовик (вопрос о зимующих и перелетных птицах)

Серый волк (Загадка о зайце и его родственнике)

Бабушка Зулейха из с.Казмаляр (вопрос о лианах).

Старушка Шапокляк (вопрос о красной книге).

Воспитатель: Ребята, какой вопрос был самый интересный?

Воспитатель: Уважаемые знатоки, вы правильно и быстро отвечали на вопросы, у вас хорошие знания о природе, и вы как победители, награждаетесь символом игры «Что? Где? Когда?» «Мудрая сова» (Звучит музыка вручается сова.)

Ребенок: а сейчас, мы хотели бы от команды знатоков сказать пожелания людям нашей планеты.

Воспитатель: Давайте послушаем.

Дети становятся полукругом и рассказывают стихотворение о природе

Воспитатель: давайте всегда любить беречь защищать и охранять природу нашей земли.

Уважаемые знатоки! На этом наша игра окончена, давайте всем скажем до свидания!

  тема: «В мире наук»

подготовительная группа

Цель: формирование у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Формы:

  • словесные – беседа, вопросы проблемного характера, художественное слово, пояснение, напоминание;
  • наглядные – демонстрационные картинки; карточки-схемы;
  • практические: физкультурная минутка, исследование предметов.

 

Содержание:

Организационный момент:

Утреннее приветствие.

«Дружные ребята»

В нашей группе яркое

Солнышко сияет!

(Идём по кругу, держась за руки.)

Здесь ребята дружные,

Это каждый знает!

Ты – мой друг, и я – твой друг,

(Ладонь направляется на друга, потом к себе.)

Как прекрасен мир вокруг!

(Развели руки в стороны.)

Мы друг другу улыбнёмся,

(Улыбаемся друг другу.)

Дружно за руки возьмёмся!

(Дети садятся в рефлексивный круг.)

Воспитатель: Ребята, когда мы сегодня работали в уголке природы вы ничего не заметили?

Предполагаемые ответы детей: Заметили, что цветы завяли

Ещё вчера мне подарили цветы и они были такие красивые так, почему же они завяли как вы думаете?

предполагаемые ответы детей: они завяли, потому что не было воды.

Да действительно цветы завяли потому что я забыла в вазу налить воды.

Скажите, а для чего нужна вода? (Ответы детей.)

Вода нам может принести как пользу, так и вред. Нельзя пить холодную воду, под дождем можно промокнуть и заболеть. Купаясь в воде нельзя забывать о безопасности. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. А где мы можем это сделать?

Предполагаемые ответы детей: Опыты проводят в лаборатории

Воспитатель: Кто работает в лаборатории?

Предполагаемые ответы детей: В лаборатории работают ученые, исследователи.

Воспитатель: Чем они занимаются?

Предполагаемые ответы детей: Ученые – это люди, изучающие наш мир и его устройство.

Они задают себе вопросы, а затем пытаются ответить на них.

Воспитатель: А вы бы хотели стать учёными, исследователями?

Предполагаемые ответы детей: Да

Наденьте фартуки и проходите в лабораторию.

(Воспитатель надевает халат.)

Воспитатель: Но прежде, чем мы приступим к опытам давайте вспомним, как нужно вести себя в лаборатории. А подскажут нам знаки.

Предполагаемые ответы детей:

1. Соблюдайте тишину в лаборатории.

2. Ничего не трогать без разрешения.

3. Работать только на своём месте – и убирать своё рабочее место.

4. Соблюдать осторожность.

5. Не пробовать на вкус.

Воспитатель: Спасибо!

Да ребята ещё нужно четко выполнять мои инструкции, слушать внимательно и запоминать. Берем только те предметы, которые я называю.

И как настоящие ученые все свои результата мы будем фиксировать в таблице изследования.

Опыт №1 «Вода – это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»

Воспитатель: Вода – это жидкость. Как доказать, что вода жидкость? (Ответы детей.) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (Жидкая.) А вы дома пили воду? Какая она на вкус? Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (Нет.) У воды есть вкус? (Значит вода безвкусная.) А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим камешек в наш стакан с водой. Мы видим этот камешек? (Да.) Значит вода какая? (Прозрачная, бесцветная.) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.

Вывод детей: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.

Опыт №2 «Вода растворитель»

Воспитатель: Посмотрите у вас на столах есть стаканы с водой и сахар. Мы с вами опустим кусочек сахара в стакан с водой и хорошо перемешаем пластмассовой ложкой. Что произошло с сахаром? Где в жизни мы можем это наблюдать? (Когда добавляем сахар в чай.)

Вывод: Вода – это растворитель твердых веществ.

Опыт №3 «Вода имеет твёрдое свойство»

Воспитатель: Ребята, возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (Лед.) Возьмите его в руку, какой он? (Ответы детей.) Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (В воду.) Значит лед это вода. Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.

Вывод детей: Вода имеет твёрдое свойство.

№4 Воспитатель. Посмотрите, у меня на столе лежат кубик и шарик. Какой формы эти предметы?

Дети. Кубик имеет квадратную форму, шарик – круглую.

Воспитатель. Нет, в любом месте они остаются кубиком и шариком. Форма их не меняется.

Воспитатель. А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос, проведём опыт. Будем наливать воду в чашечку, блюдце, стакан.

Самостоятельная работа детей.

Воспитатель. Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в стакан? Какую форму она принимает?

Дети. Форму стакана.

Воспитатель. А что с ней произошло, когда мы её налили в чашку, блюдце?

Воспитатель. Правильно, вода приняла форму того предмета, в которой её наливали – чашки, блюдца, баночки. Что же показал нам опыт? Какую форму имеет вода?

Вывод: Вода не имеет собственной формы. Она принимает форму того предмета, в которой её наливают.

Опыт №5 «Вода имеет плывучесть»

- Я знаю еще один очень интересный опыт на плавучесть. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки.) Скажите, где вы плаваете? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду.) А где легче всего плавать? (Дети: в море). А почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит.) Абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом.

В одной банке – простая вода, а в другую – добавляется соль. В пресной воде – яйцо тонет, а в соленой – плавает. Добавляя в банку то соленую, то пресную воду, заставляет яйцо, то всплывать, то опускаться на дно банки, и добивается того, что яйцо зависает на её середине.

Вывод: в соленой воде плывучесть легче.

Опыт №6 «Палитра красок»

- А теперь начинаем опыты на окрашивание воды. На занятиях ИЗО вы научились смешивать краски и получать новые цвета. У меня здесь две баночки с желтой и синей краской. Какой цвет получится, если их смешать? (Дети: синий.) Проверим! (Дети при помощи ватной палочки в прозрачных стаканчиках делают раствор желтого и синего цвета; одновременно выливают свои растворы в третий стакан, и моментально получается зеленый.)

Вывод: Вода легко приобретает цвет илиокрашивается.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Давайте ненадолго выйдем из лаборатории и встанем в круг.

Физкультминутка «Ручеёк».

Жил да был ручеёк,

(Волнообразные движения рук.)

Зажурчал и потёк.

(Ходьба по кругу.)

В тучку превратился

(Рисуют в воздухе круг.)

Капелькой спустился

(Присели.)

Вот и кругооборот

(Покружились вокруг себя.)

Наблюдательный поймёт

(Руки в стороны.)

Воспитатель: Молодцы! Отдохнули? Снова возвращаемся в нашу лабораторию.

Опыт №7 «Парообразная вода - пар»

Воспитатель: А теперь я вам покажу самый удивительный фокус! (В колбу наливается вода, затем добавляется небольшое количество марганца и соды, и получается пар.) Ребята что это? (Пар.) Где вы в жизни встречали пар? (Ответы детей.) На наше занятие я принесла один из электроприборов. Кто мне скажет, что это? (Это электрический чайник.) Давайте с его помощью попробуем нагреть воду. (Дети рассаживаются вокруг стола, на котором приготовлены атрибуты для опыта. Воспитатель проводит опыт по превращению воды в пар.)

Воспитатель. Вода постепенно начинает нагреваться. Что с ней происходит?

Дети. Она кипит, булькает, бурлит.

Воспитатель. А какая кипящая вода? Можно ей ожечься?

Дети. Да, она очень горячая.

Вывод: вода может быть в парообразном состоянии.

Воспитатель: Еще, ребята, я бы хотела вам рассказать, одну очень интересную историю о «Круговороте воды в природе». Берется кастрюля с горячей водой и накрывается крышкой. Когда открывается, то появляются капельки и детям объясняется круговорот воды в природе. (Мультфильм.)

Итог НОД.

Воспитатель: мы с вами узнали, что вода – одно из самых удивительных веществ. Вода может быть в трех состояниях (каких): жидком, твёрдом, парообразном. Она обладает многими свойствами: (какими) прозрачная, нет запаха, без вкуса. Вода находится в постоянном движении.

Для жизни человека вода имеет очень важное значение. Вода даёт нам жизнь. Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? Давайте расскажем об удивительных свойствах воды.

Воспитатель: Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. Вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим.

Воспитатель: Молодцы ребята! Наши опыты закончены. Спасибо за работу, вы были настоящими лаборантами.

Тема: «Сильные, смелые, ловкие, умелые»

Средняя группа

Форма: ПОДВИЖНЫЕ И СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ

цель: формирование представления о качествах человека: ловкости, смелости, выносливости.

Содержание:

1. Организационный момент

Участники заходят в физкультурный зал и строятся. 

Ведущий: Внимание, внимание!

Приглашаем ребят на очень спортивные состязания.

Нам смелым, сильным, и ловким, 

Быть надо всегда впереди!

Со спортом нам всем по пути. 
2. Основная часть.

Ведущий: Приветствуем вас участники, дорогие гости, болельщики.

Для того что бы размяться перед эстафетами, я предлагаю поиграть в интересную игру

П.и. «Ловишки с хвостиками».

По считалке выбираются ловишки. 2-3 человека. Остальные получают платочки, которые заправляют в шорты сзади. Дети, становятся в круг и произносят слова «раз, два, три, лови» и разбегаются. Ловишки догоняют, собирают платочки. Побеждает ловишка собравший больше хвостиков-платочков.

ВедущийЭй, команды смелые,
Ловкие, умелые
На площадку выходи
Свою силу покажи.

Предлагаю разделится на две команды, выбрать капитанов название своей команде.

1 эстафета «Самый ловкий».

Первый участник на мяче для фитбола скачет до обруча, оставляет мяч в обруче, оббегает стойку и передает эстафету следующему участнику.

Ведущий: Эстафеты продолжаются,

И новое задание объявляется!

2 эстафета «Кто быстрее».
Участвуют – все. На другом конце стоит ребенок и держит флажок, добежать до флажка, взять его, вернуться и передать следующему, тот бежит и отдает флажок, возвращается, передает эстафету и т. д.

3 эстафета «Самый умелый».

По сигналу, первый участник прыгает на скакалке до флажка и обратно (обегая стойку).

4. «Конкурс капитанов».

Ведущий: Прошу капитанов команд выйти вперед.

Разноцветные мячи разбросаны по залу. Капитаны по сигналу должны собрать как можно больше мячей и отдать их своей команде пока звучит музыка.

5 эстафета «Самые дружные».

Один катит обруч, другой пролазит, назад наоборот

6 эстафета «Кот в мешке».

Дети бегут в мешках до ориентира и обратно. Затем мешок передаются следующему участнику.

3. Заключительная часть.

Ведущий: вы сегодня показали свою силу, ловкость, смелость и выносливость, как вы думаете, для чего человеку эти качества?

Ответы детей.

Ведущий: в заключение я приготовил для вас игру.

П.И «Переправа»

Детям раздаются медали «Самый ловкий», «Самый смелый» и т.д. сладкие призы. Дети уходят в группу под музыку.

 Тема: «Воздушные шарики»

Младшая группа

Форма: игровая,беседа

Цель : Учить детей устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов.

Содержание :

1. Вводная часть.

Звучит тихая мелодия, за дверью раздаётся стук.

В.: Ребята, вы слышите? Кто-то к нам постучался.

(Воспитатель подходит к двери в раздевалку и выносит приготовленного заранее Чебурашку.)

В.: Ребята, посмотрите, кто это пришёл к нам в гости?

Д.: ответы детей.

В.: Правильно, это Чебурашка! Давайте с ним поздороваемся.

Д.: Здравствуй, Чебурашка!

Ч.: Ребята мне нужна ваша помощь, я дома нашёл воздушные шарики синие и красные, но я не умею считать. Я не знаю, как мне проверить каких воздушных шариков больше, а каких меньше. Вы не поможете мне?

В.: Ребята, поможем нашему гостю?

Д.: (ответы детей).

В.: Хорошо, давайте с вами пройдем за столы, на свои места, и ты Чебурашка присоединяйся к нам.

(Дети проходят за свои столы.)

2. Основная часть.

В.: Ребята, посмотрите у вас на столах лежат карточки с белой полосой. 

(Воспитатель рассказывает и демонстрирует.)

В.: Над полосой нам с вами нужно положить карточки и изображением синих воздушных шариков, а под полоской с изображение красных воздушных шариков.

Ребята, посмотрите внимательно, что у нас получилось, и скажите, каких воздушных шариков больше? 

Д.: (Ответы детей, если дети затрудняются ответить, воспитатель проговаривает ответ вместе с детьми несколько раз.)

В.: А каких воздушных шариков меньше? 

Д.: (Ответы детей, если дети затрудняются ответить, воспитатель проговаривает ответ вместе с детьми несколько раз.)

В.: Совершенно верно. Синих воздушных шариков оказалось больше, чем красных. А что мы с вами можем сделать, чтобы воздушных шариков стало поровну? Что надо сделать, чтобы стало одинаковое количество больших и маленьких воздушных шариков? 

Д.: (Ответы детей, если дети затрудняются ответить, воспитатель проговаривает ответ вместе с детьми несколько раз.)

В.: Правильно, можно добавить или 1 красных воздушный шарик, а можно убрать 1 синий воздушный шарик.

(Проверяем на практике правильность предложенных действий.)

В.: Чебурашка, ты разобрался вместе с нами как необходимо сравнивать предметы?

Ч.: Да. Ребята, вы такие молодцы, теперь я смогу сравнить количество всех предметов каких только захочу!

В.: Что-то мы с вами засиделись, давайте немного разомнемся.

Физминутка «Листочки»

Мы осенние листочки, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

Мы на веточках сидим. 

Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны, легкое покачивание.)

Мы летели, мы летели 

И на землю тихо сели. (Присели.)

Ветер снова набежал (Плавное покачивание руками вверху над головой.)

И листочки все поднял. 

Закружились, полетели 

И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

3. Заключение.

Подведение итогов занятия. Активизация речи детей при ответах на вопросы воспитателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коммуникация» Тема: Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени.

Цели: Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой. Закрепление представлений о ранней осен...

Конспект интегрированного занятия на итоговую тему об осени в младшей группе. Тема: «Осенние краски» (для детей с ОНР)

Конспект интегрированного занятия на итоговую тему об осенив младшей группе. Тема: «Осенние краски» (для детей с ОНР)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы "Осень. Покров" Тема: "Хозяйка Осень."

В конспекте отражена работа с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы  "Осень. Покров"  Определена ц...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»

План-конспект по развитию речи в старшей группе на тему«Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранней осени»Задачи:Обра...

План -конспект по развитию речи в старшей группе на тему: «Обучение рассказыванию, составление рассказов на тему «Осень наступила», чтение стихотворений о ранней осени».

Программное содержание: Образовательная: -систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;-продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ;-продолж...

Нетрадиционная техника рисования отпечаток листьев на бумаге для детей. Рисование по теме Осень в детском саду Тема: «Осенний букет»

Нетрадиционная техника рисования отпечаток листьев на бумаге для детей. Рисование по теме Осень в детском садуТема: «Осенний букет» Описание :Чтобы воспитать в ребёнке чувст...