Родительское собрание "Развитие речи средствами малых фольклорных жанров"
методическая разработка (старшая группа)
Тема: «Развитие речи детей средствами малых фольклорных жанров».
Аннотация: На сегодняшний день актуальной проблемой остается развитие речи детей дошкольного возраста. Как бы ни был хорош детский сад, насколько бы квалифицированные специалисты там не работали, основным фактором, определяющим особенности развития ребенка, была и остается семья. Поэтому для достижения ребенком одного из целевых ориентиров федерального государственного образовательного стандарта (развитие устной речи детей, необходимо тесное сотрудничество родителей с педагогами ДОУ. Материалы родительского собрания " Развитие речи детей средствами малого фольклора " помогут педагогам и родителям в решении речевых проблем детей дошкольного возраста.
Цель данного родительского собрания – обогатить знания родителей о влиянии малого фольклора на развитие речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 27.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание «Развитие речи детей дошкольного возраста через использование устного народного творчества на занятиях и в повседневной жизни.»
Тема: «Развитие речи детей средствами малых фольклорных жанров».
Аннотация: На сегодняшний день актуальной проблемой остается развитие речи детей дошкольного возраста. Как бы ни был хорош детский сад, насколько бы квалифицированные специалисты там не работали, основным фактором, определяющим особенности развития ребенка, была и остается семья. Поэтому для достижения ребенком одного из целевых ориентиров федерального государственного образовательного стандарта (развитие устной речи детей, необходимо тесное сотрудничество родителей с педагогами ДОУ. Материалы родительского собрания " Развитие речи детей средствами малого фольклора " помогут педагогам и родителям в решении речевых проблем детей дошкольного возраста.
Цель данного родительского собрания – обогатить знания родителей о влиянии малого фольклора на развитие речи детей.
Развитие речи детей средствами малых фольклорных жанров.
1 января 2014 года вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Это совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Одним из целевых ориентиров ФГОС ДО является следующее достижение ребенка: владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности.
Для развития устной речи ребенка, предлагаю вам, уважаемые родители, самый доступный способ – это развитие речи через малые фольклорные жанры. М. Горький говорил: “… Начало искусства слова – в фольклоре”.
- Что такое фольклор? (Ответы родителей)
Фольклор – устное народное творчество, включающее:
сказки,
пословицы и поговорки,
колыбельные песни,
загадки,
потешки и др.
Слово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
Детский фольклор это особая часть народной культуры, которая играет важнейшую роль в жизни каждого народа.
Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию; способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов, это помогает лучше запомнить, а потом и воспроизвести их содержание, что оказывает непосредственное влияние на развитие речи ребенка.
Сказка.
От того, насколько качественный в языковом отношении материал используется дляразвития выразительности речи (да и других речевых характеристик, зависит не только общее речевое развития, но и личностное, культурное развитие ребенка. Сказка одна из важных средств формирования личности ребенка и развития речи. Развитие выразительности речи посредством сказки - наиболее благоприятно. (О. В. Акулова).
Использование сказок в развитии речи имеет следующие преимущества:
1) простота и занимательность сюжета сказки позволяет обыгрывать действия персонажейпосредством различных заданий, направленных на развитие речевых и неречевых функций;
2) персонажи сказок и их действия могут быть обозначены звукоподражаниями или простыми по морфологической структуре словами, которые достаточно легко включаются в экспрессивную речь ребенка;
3) дети, испытывающие значительные затруднения в понимании обращенной речи, оказываются, тем не менее, способными воспринимать простой сюжет сказки, основанный на знакомых реалиях, включающий множество повторов, устойчивых оборотов;
4) привлекательность персонажей сказок делает занимательными для детей задания по развитию оптико-пространственных функций, обучающие разнообразным приемам изображения сказочных героев.
Поиграем в сказку (совместно с родителями).
1 вариант.
Предлагаю иллюстрации к сказкам, нужно выбрать те иллюстрации, которые относятся к одной сказке и разложить их в той последовательности, как развивались события.
2 вариант.
Предлагаются иллюстрации к сказке. Нужно пересказать сказку по предложенному образцу.
3 вариант.
Предлагаются иллюстрации к одной из сказок, которые разложены в последовательности, но среди них есть одна или две иллюстрации из другой сказки. Нужно найти лишнюю, объяснить и назвать из какой она сказки.
- Все эти игры можно использовать дома с ребенком.
Фольклор влияет на оздоровление организма ребенка в целом, например, потешки«Сорока-ворона», «Куй, куй, молоток, подкуй чеботок», доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног. Это залог развития речи ребенка.
Некоторые потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом.
Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики кистей и пальцев рук (например, «Пальчик-мальчик»).
Потешка " Пальчик-мальчик " (выполняем вместе с родителями).
Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С этим братцем щи варил.
С этим братцем кашу ел.
С этим братцем песни пел.
(Показываю большой палец правой руки и говорю, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца).
Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей:
обогащая словарь,
развивая артикуляционный аппарат,
фонематический слух,
давая образцы для составления описательных рассказов и др.
Некоторые из них можно инсценировать; при этом передавать содержание только движениями, если дети пока не владеют активной речью (например, «Две тетери»,«Киска»).
- Что относится к Колыбельным песням? (Ответы родителей)
Много песен создано народом:
пестушки и потешки,
колыбельные,
заклички,
прибаутки,
небылицы.
Обратимся к колыбельным песенкам, которые каждый из нас знает: с незапамятных времен в доме, где рождался ребенок, под потолок подвешивали зыбку – колыбель для младенца. Мать, мерно раскачивая ее, порой выполняя какую-либо работу, напевала колыбельную своему ребенку:
Баю-баю, баюшок,
В огороде петушок.
Петя громко поет,
Ване спать не дает,
А ты, Ванечка, усни,
Крепкий сон к тебе приди.
Тебе спать – не гулять,
Только глазки закрывать.
Напевность, особый ритм учат детей плавному произношению фраз, предложений. Значительно обогащается и словарный запас. В произведениях устного народного творчества изобилие слов-признаков предметов, образных сравнений, используется множество синонимов, антонимов и т. п.
Сначала ребенок копирует то, как взрослый выполняет те или иные движения и интонации, с которыми поется песня.
Позже появляются слова, тексты песен. Удивительно быстро многие слова песен переходят в активный словарь детей и звучат уже во время игр, разговоров с ровесниками.
Важную роль в развитии речи ребенка играет развитие фонематического восприятия, чему способствуют колыбельные песни. По мнению народа, они «спутник детства».
Колыбельные, наряду с другими жанрами народного творчества, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста.
Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи.
Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя".
К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.
Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании особой интонационной организации речи ребенка:
напевное выделение голосом гласных звуков,
медленный темп,
наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.
Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи.
Несмотря на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.
Потешки, заклички, считалки.
Потешки, прибаутки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками, т. п.).
Заклички – обращение к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Адресованные детям потешки, заклички, считалки, прибаутки звучат, как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Именно это и нравится детям вмалых формах фольклора.
Сколько в этих, казалось бы незамысловатых стишках нежности, такта, рациональности. Они удовлетворяют рано возникшую у ребенка потребность в художественном слове.
В любом, даже самом маленьком произведении – будь то потешка, прибаутка или закличка – высвечивается эпоха, быт, колорит национальной культуры.
Фольклор для детей не исключение из общего правила – это очень веселый, порой поучительный жанр народного творчества. В шуточной форме можно похвалить и пожурить ребенка.
Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка, расширяют словарный запас,развивают воображение. Ведь, чтобы использовать простейшие считалки и заклички, ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке (к каким именно явлениям природы ему нужно обратиться, снова сравнить их соответствие и только тогда проговорить ее.
Считалка – это фольклорный жанр, который помогает ребятам вести честную игру, и, прежде всего выбрать водящего.
Создавая этот жанр, поэт как бы вступает в игровые отношения с детьми, но не только смыслом и назначением своего стиха, но и звуком. Таким образом считалка помогает работать над звукопроизношением.
Особенности этих фольклорных произведений-миниатюр – глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка.
Фольклорные произведения интересны детям разного возраста, они быстро запоминаются ребенком.
Загадка.
Загадываю родителям загадки:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор.
Айболит
Возле леса, на опушке
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки.
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
Три медведя
Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажите имя ее.
Красная Шапочка
Толстяк живет на крыше,
Летает он всех выше.
Карлсон
Она красива и мила,
А имя ей от слова "зола".
Золушка
Это что за очень странный
Человечек деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный…
Кто же это? …
Буратино
На сметане мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился.
колобок
«Загадка – ключ словесного образа,
зерно поэзии, метафора».
М. А. Рыбникова
Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Благодаря таким поэтическим средствам, используемым в загадках, как метафора, метонимия, олицетворение, гипербола, с самыми простыми предметами происходят волшебные превращения: початок кукурузы становится башней, морковь – девицей с косой.
Метафоры и сравнения в загадках отличаются от метафор и сравнений в других литературных и фольклорных жанрах тем, что здесь они даются в форме занимательной игровой задачи, и внимание слушателя или читателя специально направлено на необходимость отгадки, сопоставления и сравнения.
Следовательно, сама художественная специфика загадки является той ступенькой, которая поднимает человека по лестнице, ведущей к пониманию поэтического образа, развитиюхудожественного мышления и творчества.
Можно использовать и другие малые формы фольклора, имеющие конкретныеразвивающие и обучающие функции:
скороговорки,
чистоговорки, используемые для выработки правильной, фонетической чистой речи;
считалки (элемент игры);
зазывалки (тип песенок)
Фольклор - лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.
Игра «Как правильно разучить скороговорку» (совместно с родителями).
1. Прочитайте скороговорку медленно.
2. Предложите ребёнку подумать, о чём говорится в скороговорке.
3. Предложите послушать, какие слова похожи друг на друга по звучанию.
4. Пусть ребёнок проговорит скороговорку медленно, слух, постарается запомнить.
5. Теперь пусть он проговорит скороговорку шёпотом несколько раз: сначала медленнее, потом быстрее и быстрее.
6. Пусть произнесёт скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.
7. Теперь посоревнуйтесь, кто без ошибок быстрее произнесёт скороговорку.
• Три сороки – тараторки
Тараторили на горке.
• У ежа – ежата, у ужа - ужата.
• У Сени и Сани в сетях сом с усами.
• Шесть мышат в камышах шуршат.
Родители - самые дорогие и близкие люди! Ваши дети гордятся вами, им хочется с вами вместе танцевать, петь песни, играть.
Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они всегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.
Итог.
Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в детском саду, так и с родителями в домашних условиях развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров »
Ранний возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Грамотная, эмоционально насыщенная...
Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров
«Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров» выбрана мной в связи с ее актуальностью в современных условиях процесса воспитания и обучения детей в ДОУ....
Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров
«Развитие образной речи детей средствами малых фольклорных жанров» выбрана мной в связи с ее актуальностью в современных условиях процесса воспитания и обучения детей в ДОУ....
Программа саморазвития педагога 2014-2015 год в межаттестационный период по теме «Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров».
Пояснительная записка Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с у...
Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров
«Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зав...
Развитие речи у детей 2-4 лет средствами малых фольклорных жанров.
Предлагаю материал по теме: « Развитие речи у детей 2-4 лет средствами малых фольклорных жанров».Данный материал будет полезен родителям и воспитателям младших групп детских садов....
«Развитие активной речи детей раннего возраста средствами малых фольклорных жанров»
laquo;Развитие активной речи детей раннего возрастасредствами малых фольклорных жанров»...