Развитие творчества у детей 5-6 лет с нарушением речи
статья (старшая группа)

Лютавина Ирина Валентиновна

В материале описываются нетрадиционные художественно-графические техники , которые доступны со слаборазвитой мелкой моторикой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_izobrazitelnogo_tvorchestva_2.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творчества детей 5-6 лет с общим нарушением речи.

       Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте, поэтому воспитание творческих способностей – одна из главных задач дошкольной педагогики. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключён в изобразительной деятельности дошкольников.

       Детское изобразительное творчество – это отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке или аппликации.

       Работая с детьми с нарушениями речи, я отметила, что изобразительная деятельность этих детей во многом отличается от изобразительной деятельности детей в норме. Дети слабо владеют изобразительными навыками, рисунки их отличаются схематичностью, пропуском существенных деталей, что говорит о достаточно низком уровне развития художественно-творческих способностей детей. Из-за недостаточного развития мелкой и общей моторики у детей происходит торможение процесса творчества и общего уровня сенсорного развития, особенно мышления и речи. У большинства детей творчество само по себе не развивается и никак не проявляется.

       А ведь изобразительная и речевая деятельность взаимно стимулируют друг друга.

       Изобразительное творчество способствует:

  • Развитию концентрации внимания.
  • Сенсорному развитию (зрительное и осязательное восприятие предметов).
  • Развитию пространственного, образного, логического мышления.
  • Развитию мелкой моторики, координации движений.
  • Уточнению и углублению знаний об окружающем мире.
  • Эмоциональному и эстетическому развитию.
  • Поднятию самооценки, развитию самоуважения и успешности.

       Главной целью является: развивать у детей потребность в творческой и познавательной деятельности, обеспечить необходимые условия для коммуникативного развития детей и их творческого потенциала.

      Поэтому работа в группе ведётся по трём направлениям:

  1. Изобразительное творчество детей (взаимодействие с детьми)
  2. Организация предметно-развивающей среды.
  3. Взаимодействие с родителями.
  1.  Содержание изобразительной деятельности интегрируются со всеми образовательными областями.

       В своей работе использую разнообразные формы и методы работы с детьми:

  • НОД;
  • рассматривание картин, иллюстраций, предметов изобразительной деятельности;
  • познавательные беседы;
  • экспериментальная деятельность;
  • создание проблемных, игровых ситуаций;
  • дидактические игры, игровые упражнения, задания типа «представьте себе, что вы художники (иллюстраторы, скульпторы…)»;
  • использование художественного слова, музыкального сопровождения;
  • выставки детских работ и другие.

       Развитие художественно - творческих способностей детей в изобразительной деятельности осуществляется в 4 этапа:

1 этап   Демонстрация образца творческой деятельности

             (процесс творения на глазах у детей).

2 этап   Совместное творчество педагога и детей.

3 этап   Творчество детей с минимальной помощью взрослого.

4 этап   Самостоятельное творчество детей.

       По каждой лексической теме устраиваются выставки детского творчества. У детей появляется возможность рассказать о своих впечатлениях родителям, спросить их мнение, ответить на вопросы.

       Для активизации творческого потенциала личности широко использую сюжетное рисование, рисование по замыслу, создаю проблемные ситуации, даю различные творческие задания, такие как «нарисуй своё настроение», «несуществующее животное», «нарисуй, свои впечатления от увиденного (услышанного)».

       На занятиях по изобразительному творчеству поощряю инициативу детей и желание экспериментировать. Стараюсь использовать различные материалы, применяю необычные техники и их сочетания.

       Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию творческих способностей детей, повышают интерес к художественной деятельности, позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка, развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения. Они не сложны в исполнении, но позволяют создать оригинальные работы.

        Такие как:

  • Сочетание восковых мелков и акварели;
  • Рисование по-мокрому;
  • Рисование тычком жёсткой сухой кистью;
  • Рисование на воздушных шариках;
  • Рисование ладошкой;
  • Монотипия;
  • Рисование мятой бумагой;
  • Кляксография с трубочкой; Эта техника развивает творческие способности, воображение и полет фантазии. В процессе такой деятельности получаются фантастические силуэты, которые дети с увлечением дополняют, заканчивают.
  • Рисование пластилином;
  • Лепка из солёного теста; Эти техники развивают у детей аккуратность, умение подбирать нужный цвет, внимательность, мелкую моторику рук.
  • Аппликация из кусочков цветной бумаги, из осенних листьев, из геометрических фигур.

       Детскими работами украшаем группу, они служат украшением детского сада. Также изготавливаем атрибуты для сюжетно-ролевых и настольно-печатных игр, с которыми дети с удовольствием играют.

       Создаём с детьми различные альбомы, газеты, книжки-малышки, где иллюстрируем сказки, свои впечатления от увиденного. Изготавливаем пригласительные билеты к играм-драматизациям, праздникам, материал для непосредственно образовательной деятельности (демонстрационный счётный материал, рисунки-сюжеты, по которым дети придумывают и решают задачи). 

      2.  Важным условием детского изобразительного творчества служит предметно-развивающая среда. Поэтому в своей группе я особое внимание уделяю созданию условий для самостоятельной изобразительной деятельности детей, предоставив им как можно больше разнообразного материала (гуашь, акварель, мелки, фломастеры, бумага разного цвета, формата и фактуры, пластилин, глина, кисти, палитра, ёмкости для воды, губки и т.д.). Материалы предоставляются в распоряжение детей после совместного освоения техники работы с ними.

По каждой лексической теме подбираю развивающие игры, пособия, трафареты серии репродукций с картин художников, книги для детей об искусстве, предметы народного искусства, алгоритмы, схемы для естественного освоения процесса изображения.

      3. Успех в работе по развитию творческих способностей детей может быть достигнут только при тесном контакте с родителями.

 Для этого использую различные формы работы с родителями:

  • родительское собрание по теме «Развитие творческих способностей у ребенка»;
  • консультации, практикумы;
  • демонстрация занятий с детьми;
  • выставки детских работ, альбомов, плакатов, созданных вместе с родителями: «Как я провёл выходные», «Мой любимый музей» и др.
  • проведение различных конкурсов: «Здравствуй, Осень!» (поделки из природного материала), «Угощение к чаю» (лепка из солёного теста), «Настольный театр» (театр из пробок).

       Для решения поставленных задач по развитию изобразительного творчества у детей необходимо выполнять следующие правила:

  1. Не мешать детям творить.
  2. Быть вместе с ними в этом процессе.
  3. Принять и понять их позицию.
  4. Самому быть творцом.

      Развитие творчества детей с ОНР в процессе изобразительной деятельности приводит к позитивным изменением всех компонентов речевой системы: обогащается лексический запас, уточняются и закрепляются грамматические категории, появляется способность связно, последовательно и логично строить свой рассказ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дршкольного возраста с нарушенями речи посредством сказки

14 занятий по развитию эмоциональной сферы детей, включая развитие таких эмоций, как радость, грусть, эмпатия, удивление, страх. тревога. злость и т.д....

Тема: Коррекция и развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Переходный к школе период особо значим для развития внимания у детей. В детском возрасте развитие внимания протекает в два этапа с переходом между ними. На первом этапе (заканчивается в 6 лет) устанав...

Конспект совместной деятельности по развитию познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

Цель.Развитие психических процессов у детей дошкольного возраста, имеющих нарушения развития речи, в условиях детского сада.Задачи:Совершенствование восприятияРазвитие внимания (концентрация, переключ...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Эссе на тему "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи через использование нетрадиционных техник в ИЗО деятельности.

Практическая значимость опыта  заключается в определении основных путей педагогической работы, способствующих развитию мелкой моторики дошкольников с нарушением речи, что поможет им в речевом раз...

Развитие речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи.

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Л.С. Выготский убедительно доказывает, что очень мощный шаг в развитии детского воображения совершается именно в непосредств...