Познавательное развитие дошкольников в рамках работы с семьей
статья
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poznavatelnoe_razvitie_doshkolnikov_v_ramkah_raboty_s_semey.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Познавательное развитие дошкольников в рамках работы с семьей»
В основе новой концепции взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие социальные институты призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах В. А. Сухомлинского, в частности, он писал: "В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей". Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если ОУ поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности.
Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития
Основным принципом работы является общение педагогов и родителей строящееся на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит меня перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.
Основными задачами в моей работе с семьей являются:
- Вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
- Повышение психолого-педагогической культуры родителей
- Обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах познавательного развития воспитанников.
Основные формы взаимодействия:
- Изучение особенностей семейного воспитания каждого ребенка
- Психолого – педагогическая поддержки семьи и повышение компетентности родителей
- Вовлечение семьи в образовательный процесс.
К традиционным формам работы мы можем отнести:
- коллективные (родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.);
- индивидуальные (педагогические беседы с родителями);
- наглядно-информационные (записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, НОД, фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки).
Схему классификации нетрадиционных форм предлагает Т. В. Кротова. Автором выделяются следующие нетрадиционные формы: информационно-аналитические (хотя они по сути приближены к методам изучения семьи), досуговые, познавательные, наглядно-информационные.
При изучении особенностей семейного воспитания каждого ребенка мне, в моей работе, помогают такая форма работы, как беседы, опросы и анкеты, цель которых - выявление интересов, запросов родителей. В начале года анкетирование я провожу для того, что ближе узнать ребенка, его особенности и достижения. Родителей знакомлю с мероприятиями, запланированными на год, слушаю предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подвожу итоги прошедшего года, совместно даем оценку и анализируем достижения и ошибки.
Кроме анкетирования, мне в моей работе с родителями помогает «Почта доверия» - это сделанный мною почтовый ящик, куда родители могут класть записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Из наиболее современных форм общения чаще всего работает sms – сообщения, электронный почтовый ящик. Родители вступают в общение, задают вопросы, которые потом обсуждаются на родительских собраниях или заседаниях родительского клуба, либо в виде консультаций в письменной, так и в устной индивидуальной формах. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени родителей мешает им встретиться со мной лично.
Большую роль в работе с родителями несут наглядно-информационные формы. Это ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. Информируют родителей о предстоящих праздникам, мероприятиях и памятных датой. Акцентирую их внимание на то, что их ребенок должен знать в этом возрасте и по определенной теме.
Формы проведения - информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск газет, организация мини-библиотек.
Форму проведения родительского собрания выбираю после обработки анкет, т. е. зависит от запросов, интересов родителей, это может быть и деловая игра или вечер вопросов и ответов
« Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Предварительно можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят.
« Семинар – практикум» На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями мы обыгрываем или решаем проблемные ситуации, можно провести элементы тренинга
В конце таких встреч провожу обсуждения с родителями – что понравилось, какие мои советы применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить.
Также с родителями и с детьми я провожу совместные прогулки, экскурсии. Цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. У родителей появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями. Затем увлеченно их отражают в своих рисунках, поделках и других творческих работах, привлекая своих родителей. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.
Одной из результативных форм являются выставки совместного творчества. Перед этим я показываю детям уже готовые работы, побуждаю к созданию совместных с родителями композиций. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвуют в выставках.
Семейные вернисажи, фотовыставки «Милая мама моя», «Самый лучший папа», «Творческая семейка», «Семья - здоровый образ жизни». Живой интерес и даже удивление родителей вызывает выставка - стенд «Семья глазами ребенка», где дети делятся своими мечтами. С точки зрения взрослых, мечты детей в семье были материальны: новая кукла, машинка, робот. Но дети высказывают другие пожелания: «Мечтаю о братике и сестричке», «Мечтаю, чтобы все жили вместе», «Мечтаю, чтобы родители не ссорились» . Это заставляет родителей взглянуть на свои отношения в семье с другой стороны, постараться укрепить их, больше внимания уделять детям.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но как писал Антон Семенович Макаренко: «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие, поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать воспитание». Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическое сопровождение в процессе познавательно-речевого развития дошкольников в рамках образовательной программы
В связи с введением в действие Федеральных государственных требований (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (2009 год) и ФГТ к условиям реализации...
Проектно - исследовательская деятельность, как важный фактор познавательного развития дошкольника в практике работы педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья
"Проектно - исследовательская деятельность, как важный фактор познавательного развития дошкольника в практике работы педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
"Проектно - исследовательская деятельность, как важный фактор познавательного развития дошкольника в практике работы педагога с детьми с ограниченными возможностями".
"Проектно - исследовательская деятельность, как важный фактор познавательного развития дошкольника в практике работы педагога с детьми с ограниченными возможностями"....
Использование сказки для познавательного развития дошкольников. (Из опыта работы)
Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с р...
«Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников» из опыта работы
Сущность познавательного развития у дошкольников, по мнению знаменитых психологов, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, кото...
Презентация "Технологии развивающего обучения, используемые в работе педагога-психолога ДОО для познавательного развития дошкольников (из опыта работы)"
Психолого-педагогическая технология развивающего обучения - это совместное бытие взрослых и детей: сотворчество, сопереживание, где учитываются: интересы друг друга, склонности и особенности, желания,...
Конспект ООД по познавательному развитию «О любви и доброте в семье» для детей средней группы № 9 (в рамках проектной деятельности)
Цель: Формировать представление детей о семье, о доброжелательных отношениях родных людей. Задачи:Обучающие:Познакомить детей с правилами доброй, совестливой жизни с людьми и миром.Расширять пред...