Тест-анкета "Определение видов способностей детей старшего дошкольного возраста" (автор Н.П.Смелянская)
тест

Путнина Татьяна Альфредовна

Выявление способностей приоритетной сферы интересов детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл test_smelyanskaya_moy.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕСТ-АНКЕТА

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДОВ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА

(автор Н.П. Смелянская)

Оценка по каждому пункту от 2-х до 5-ти.

Нельзя ставить «0» или «--»!

Способности

Содержание

Музыкальные

  1. Любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку.
  2. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает.
  3. Если поет или играет на музыкальном инструменте, то вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение.
  4. Сочиняет свои собственные мелодии.
  5. Научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Артистиче-ские

  1. Часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями.
  2. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает.
  3. Меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает.
  4. С большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые.
  5. С удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения.
  6. Пластичен и открыт всему новому.
  7. Любит и понимает значение красивой или характерной одежды.

Литературные

  1. Рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
  2. Любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное.
  3. Выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев.
  4. Изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными.
  5. Любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Художественные

  1. Не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение.
  2. В своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций, а не "зацикливается" на изображении чего-то вполне удавшегося.
  3. Серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и очень сосредоточенным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж.
  4. Когда есть свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски.
  5. Стремится создать какое-нибудь произведение, имеющее очевидное прикладное значение, - украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное.
  6. Не робеет высказывать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Спортивные

  1. Он энергичен и все время хочет двигаться.
  2. Он смел до безрассудства и не боится синяков и шишек.
  3. Он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре.
  4. Не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками.
  5. Лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно.
  6. Предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, бесцельную беготню.
  7. Кажется, что он никогда всерьез не устает.
  8. Неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Интеллектуа-льные

  1. Хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей.
  2. Обладает хорошей памятью.
  3. Легко и быстро схватывает новый материал.
  4. Задает очень много продуманных и оправданных ситуационных вопросов.
  5. Любит читать (слушать) книги, причем по своей собственной программе, на несколько лет опережающей возрастную.
  6. Обгоняет своих сверстников в овладении программой обучения, причем не обязательно является образцом в учебе.
  7. Гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно.
  8. Обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив.
  9. Очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро реагирует на все новое и неожиданное в жизни.

Научно – изыскатель-ские

  1. Обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям.
  2. Умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение.
  3. Любит смотреть по ТV научно-популярные телепрограммы и слушать (читать) издания, взрослые статьи и книги, опережая в этом сверстников на несколько лет, причем отдает предпочтение этой, а не развлекательной литературе.
  4. Часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий.
  5. С удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, конструкций, схем, коллекций.
  6. Не унывает и не надолго забрасывает работу, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
  7. Отличается гибкостью мышления и высокой работоспособностью.

Технические

  1. Интересуется самыми разными механизмами и машинами.
  2. Любит в игровой форме конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру.
  3. Пытается понять причины неисправности и капризов механизмов или аппаратуры. Любит загадочные поломки или сбои в работе механизмов.
  4. Предполагает, как можно починить испорченные механизмы и приборы, использовать старые детали для создания новых игрушек, поделок, находит свои решения.
  5. Любит рисовать ("видит") чертежи и эскизы игрушек, механизмов.
  6. Интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

ОЦЕНОЧНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 1. Каждый характерный признак определенных способностей оценивается от 2 до 5 баллов. Если какая-то характеристика особенно подходит ребенку, ставьте ему пять баллов, если она выражена только хорошо - четыре балла и т.д. (Не ставьте оценку ниже двух баллов).

 2. Суммируйте баллы внутри каждой из восьми анкет на каждый тип способностей. Полученную сумму поделите на число признаков. Например, сумму, полученную при сложении баллов оценивающих спортивный талант, надо поделить на восемь.

 3. На основании этого вы сможете установить наиболее выраженную одаренность ребенка.

 4. Необходимо также построить график уровня интересов ребенка. Для этого постройте оси координат. На горизонтальной оси расположите восемь позиций (по числу видов способностей). На вертикальной оси нанесите через равные расстояния цифры от 2 до 5. На пересечении проекций средней оценки в баллах и вида способностей нанесите точку. Соединив полученные точки, вы получите нужный вам график. График нужен для того, чтобы принять правильное решение, когда вы захотите, чтобы ребенок одновременно занимался музыкой и плаванием, а также математикой и рисованием. Взглянув на график, вы сможете оценить перспективы малыша.

 5. Не огорчайтесь, если линия на графике не имеет пиков - предлагаемый вам метод выявления одаренности ребенка при помощи анкетирования все-таки довольно прост, а талант имеет свойство долгое время вести "скрытый образ жизни" и не проявляться бурно и ярко.

 7. Анкету можно применять для анкетирования детей уже с пяти лет, хотя ее точность значительно повышается, когда ребенку исполняется 6-7 лет.

Лист ответов по Смелянской Н.П. (для воспитателей)

Оцените наличие у ребенка каждого качества баллами от 2х до 5 (чем сильнее проявляется, тем выше балл). Посчитайте сумму баллов в графах по каждому виду способностей отдельно

Если ребенку уже исполнилось 5 лет и вы:

а) согласны с утверждением психологов о том, что каждый ребенок, потенциально талантлив;

б) обнаружили те или иные способности у ребенка;

в) считаете его " нестандартным",

предлагаем заполнить данную анкету, которая поможет:

а) определить наиболее выраженные способности ребенка;

б) оценить перспективы малыша;

в) принять правильное решение при выборе видов занятий с ним.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста. Автор:воспитатель Русакова А.Н.

Цель:  формирование у детей дошкольного возраста основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение следующих задач:формирование представлений об опасных для ребенка ситуациях и спосо...

Сценарий праздника посвященный дню матери «Мама-первое слово» Для детей старшего дошкольного возраста Авторы: Миничкина О.А., Осипова А.Д.

Сценарий праздника посвященный дню матери «Мама-первое слово»Для детей старшего дошкольного возраста         Авторы: Миничкина О.А., Осипова А.Д. Теневой т...

Фольклорный праздник «День Земли» Для детей старшего дошкольного возраста Авторы: Миничкина О.А., Осипова А.Д.

          Фольклорный праздник «День Земли»       Для детей старшего дошкольного возраста         Автор...

Номинация: СПОРТИВНО - МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Название: «МЫ – СПОРТСМЕНЫ!» (для детей старшего дошкольного возраста). Автор - составитель: Якубовская Елена Александровна

Автор - составитель:Якубовская Елена Александровна, музыкальный руководитель высшей категории.Описание: Данный  сценарий  «Мы спортсмены!»  можно   использова...

Методическая разработка Рабочая программа по Петербурговедению для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Старкова М.С.

         Наш город всегда считался северной и культурной столицей России. Какими же должны быть жители этого прекраснейшего города мира? Прежде всего, они должны знать ...

Интерактивный модульный комплекс «Музыкальная радуга» для развития музыкально-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Авторы Чернышева Н.Б,, Сапелкина Н.Ю.

Образовательно-игровой комплекс «Музыкальная радуга» - это обучающая модель, создающая  интегрально-обучающую среду для развития музыкально-творческих способностей, как детей старшего...

Конспект открытого интегрированного урока «Помощники Незнайки» (Для детей старшего дошкольного возраста), автор Андрияшина Валентина Васильевна, педагог дополнительного образования

Программное содержание:Образовательная область «Познание».1. Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 20;обратный счёт в пределах 10.2. Продолжать учить решать и прид...