Личностно-ориентированные технологии в развивающей среде.
материал

Ермолаева Елена Викторовна

Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированные технологии в развивающей среде.

Личностно-ориентированная технология реализуется в предметно – пространственной развивающей среде , отвечающей требованиям содержания новой ООП ДО с ФГОС ДО, которая позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя, свои возможности и интересы.

Организуя с детьми образовательную деятельность , я делаю акцент на личностно - ориентированный подход в общении, а, именно, планирую НОД, совместную деятельность воспитателя и детей так, чтобы она была направлена не на выяснение того, что знает ребёнок, а на то, насколько развиты его “сила ума”, наклонности и способности рассуждать, критически мыслить, находить правильное решение, применять знания на практике. Как система отношений сотрудничество многоаспектно, но важнейшее место в нем занимают отношения "педагог - ребёнок". В концепции сотрудничества ребёнок представлен как субъект своей учебной деятельности. Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе; ни один из них не должен стоять над другим.

Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы воспитательно-образовательной работы нашего детского сада:

- обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном образовательном учреждении;

- бесконфликтных и безопасных условий ее развития;

- реализацию имеющихся природных потенциалов.

Цель личностно-ориентированной технологии - «заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа»

Задачи личностно-ориентированной технологии:

- гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ;

- обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов;

- приоритет личностных отношений;

- индивидуальный подход к воспитанникам.

Формы организации деятельности личностно-ориентированной технологии:

- игры, занятия, спортивные досуги

- упражнения, наблюдения, экспериментальная деятельность

- упражнения, игры, гимнастика, массаж

- тренинги, этюды, образно-ролевые игры

Функции личностно-ориентированного образования:

- гуманитарная, суть состоит в признании самоценности человека и обеспечении его физического и нравственного здоровья, осознание смысла жизни и активной позиции в ней, личностной свободы и возможности максимальной реализации собственного потенциала;

- культуросозидательная (культурообразующая, направлена на сохранение, передачу, воспроизводство и развитие культуры средствами образования;

- социализации, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта, необходимого и достаточного для вхождения человека в жизнь общества. Механизмом реализации данной функции являются рефлексия, сохранение индивидуальности, творчество, как личностная позиция в любой деятельности и средство самоопределения.

Позиция педагога в условиях личностно-ориентированной технологии

• оптимистический подход к ребенку и его будущему как стремление педагога видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и умение максимально стимулировать его развитие

• отношение к ребенку как субъекту собственной образовательной деятельности, как к личности, способной развиваться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и выбору, и проявлять собственную активность

• опора на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные)каждого ребенка в образовании, содействие их обретению и развитию.

Особенности личностно-ориентированной технологии.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации, открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:

1. Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения. Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни, помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны

2. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения). Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладает образовательная программа «От рождения до школы». Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество)образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий. Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития. Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей.

В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:

- постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;

- подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;

- оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;

- заключительная оценка результата - уровень развития дошкольникаЛичностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.

Все участники педагогического процесса создают условия предметно-развивающей среды: изготавливают пособия, игрушки, игровые атрибуты, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы образования и воспитания личность ребенка, обеспечение ему комфортных условий в учреждении, в котором он находится, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации имеющихся природных потенциалов. Личность ребенка в данной технологии не только субъект, но и субъект приоритетный: она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.

В результате использования личностно - ориентированных технологийпедагоги имеют возможность построения индивидуального образовательного маршрута воспитанников.

Использование различных форм проведения даёт свои положительные результаты: воспитывает толерантное отношение к личности ребенка; формирует базис личностной культуры с сохранением индивидуальности ребенка; выстраивание между педагогом и ребенком партнерских отношений; повышает уровень мотивации ребёнка к образовательной деятельности

Результат использования технологии - становление ребёнка как личности. Это предполагает решение следующих задачразвитие доверия ребенка к миру, чувства радости. (психологическое здоровье); формирование начал личности (базис личностной культуры)развитие индивидуальности ребенка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта - занятия по рисованию в младшей группе на тему" Улитка" с элементами исследовательских, личностно - ориентированных, игровых технологий.

Конспект занятия по рисованию "Улитки" в младшей группе. Формировать умение у детей правильно держать карандаш, закреплять знания цветов (красный, желтый, зеленый, синий),воспитывать интерес к изобраз...

Конспект открытого мероприятия "Большая стирка" с использованием игровых, личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий

Конспектоткрытого мероприятия для детей средней группы с использованием игровых,  личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий .              ...

Личностно -ориентированные технологии в развивающей среде.

Личностно- ориентированная технология реализуется в предметно- пространственной развивающей  среде, отвечающей требованиям содержания новой ООП ДО с ФГОС ДО. Она позволяет ребенку проявить собств...

Личностно-ориентированное обучение - технология Портфолио

В данной статье рассказано об инновационной технологии портфолио в ДОО, которая способствует повышению уровня развития дете и качества образования в целом....

Методическая разработка для детей дошкольного возраста в старшей группе на тему: «Зимние забавы» (с использованием ИКТ, здорвьесберегающих, личностно-ориентированных, игровых технологий).

Конспект «Зимние забавы»(с использованием ИКТ, здорвьесберегающих, личностно-ориентированных технологий)Автор-разработчик: Меркушева Виктория АлександровнаВозрастная  адресованность: ...