Проект по теме «Формирование детского коллектива через развитие дружеских взаимоотношений».
проект (младшая группа)

Сенченко Надежда Игоревна

«Формирование детского коллектива через развитие дружеских взаимоотношений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1.docx245.14 КБ

Предварительный просмотр:

 

«Формирование детского коллектива через развитие дружеских взаимоотношений»

                                                                      

 Воспитатель  2 младшей «Б» группы:

                                                          Сенченко Надежда Игоревна

г.Ачинск 2019

Введение:

Период дошкольного детства – один из значимых в развитии ребенка.

Важная потребность дошкольного периода общение с другими детьми.

Дети начинают играть вместе, придумывают сюжеты, учатся договариваться. Дружеские связи в своем большинстве не очень стойкие. За один день ребенок может несколько раз поссориться и помириться. И вмешательство взрослых в этот процесс хорош только тогда, когда примирение не происходит или если у ребенка слабо развиты навыки невербального установления контакта. В этом случае вместо «Привет, давай дружить» или «Давай играть» ребенок начинает толкаться, разрушать то, что другие строят – т.е. привлекать внимание невербально. Тогда с помощью игры можно потренировать варианты поведения в случае, если с ребенком не хотят играть т.е. помочь ему освоить важные навыки общения.

Родители и воспитатели иногда не подозревают о той широкой гамме чувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам, обидам. Между тем опыт первых отношений со сверстниками является тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет характер отношения человека к себе, к другим, к миру в целом. Далеко не всегда этот опыт складывается удачно. 

Однако какое именно влияние должен оказывать взрослый для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно?

В младшем дошкольном возрасте возможны два пути, во-первых, это организация совместной деятельности детей; во-вторых, это формирование их субъектного взаимодействия. Психологические исследования показывают, что для младших дошкольников предметное взаимодействие оказывается малоэффективным. Дети сосредоточиваются на своих игрушках и занимаются в основном своей индивидуальной игрой. Их инициативные обращения друг к другу сводятся к попыткам отобрать привлекательные предметы у сверстника. На просьбы и обращения ровесников они либо отвечают отказом, либо не отвечают вовсе. Интерес к игрушкам, свойственный детям этого возраста, мешает ребенку "увидеть" сверстника. Игрушка как бы "закрывает" человеческие качества другого ребенка. 

Значительно более эффективным является второй путь, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъектным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера, предлагает повторить его действия т. д. При таких воздействиях взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику. Именно взрослый помогает ребенку "открыть" сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам.

Одной из наиболее эффективных форм субъектного взаимодействия детей являются совместные хороводные игры для малышей, в которых они действуют одновременно и одинаково (каравай, карусели др.). Отсутствие предметов и соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства со сверстниками и близости детей, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений.

Основной источник трудных взаимоотношений в детском коллективе- неумение видеть и воспринимать сверстника (его переживания, желания, проблемы. Не секрет: многие дети настолько сосредоточены на себе, на своем «я», что сверстник для них лишь фон их жизни. Интерес представляет только собственная персона. В этом можно убедиться, если попросить ребенка рассказать о сверстнике. Вместо развернутого ответа можно услышать краткую фразу: «Он со мной дружит» или «Он меня обижает».

За пределами семейного круга наиболее значительными для ребенка социальными отношениями является отношения с друзьями. Дружеские отношения в раннем возрасте зачастую хрупки; они быстро устанавливаются и так же быстро прерываются. Тем не менее, даже у дошкольников может быть крепкая дружба.

Наблюдая за взаимоотношениями «дошколят» в группе, я отметила, что ребята нарушают правила поведения, поступают часто наперекор требованиям педагога, не знают или не хотят их выполнять. Часто не ориентируются на сверстников, не обращают внимание на их состояние, возникающие трудности, интересы.

   Научить ребёнка дружить - это, прежде всего, научить помогать, сочувствовать, уважать мнение другого, быть щедрым и внимательным. Ведь детская дружба – это мир, полный красок и секретов, радостей и, к сожалению, печалей. Так давайте поможем детям строить взаимоотношения и дружить с другими детьми. Однако трудно обсуждать взаимоотношения в детском коллективе так, чтобы ребёнок все понял и не ощутил при этом давления взрослых. А с книжками проще — вы обсуждаете и высказываете свое мнение о поведении героев, надеясь, что ребенок сам сопоставит вымышленных и настоящих персонажей.

Игру можно использовать как средство формирования способности к общению, так как именно с помощью игры педагог способен помочь ребенку установить контакт с окружающим миром, а также со сверстниками и взрослыми.

Нужно предлагать занятия в форме игровых ситуаций, побуждающих детей к сближению друг с другом и с педагогом на основе сопереживания и самой ситуации, и ее участникам, причем не только тем событиям, которые требуют сочувствия и участия, но и радостным, веселым событиям.

Содержание предлагаемых занятий-игр предусматривает формирование у детей знаний и умений, необходимых для дружеского общения, воспитание хороших манер. В ходе занятий нужно стремиться подвести детей– к ощущению чувства принадлежности к группе сверстников. Также их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод – непосредственное взаимодействие.

При формировании и укреплении дружеских отношений детей значительная роль отводится игре. Некая другая деятельность, даже самые совершенные и методические отношения занятия, не смогут сделать того, что может сделать игра. Играя поначалу просто рядом, а потом, объединяясь в игре по двое, по трое, дети приучаются считаться с партнерами, подчинять свои действия общему замыслу игры. Все это способствует развитию дружеских отношений между ними. Это работа требует от педагога большого мастерства, глубокого знания детской психологии и индивидуальных особенностей детей.

Искусство педагогов, родителей состоит в корректной и мягкой помощи детям  –  сделать первый шаг и познакомиться с другим ребенком, организовать интересную совместную игру,  провести ряд бесед и занятий,  помочь ребёнку стать немного увереннее. По мере того, как дети приобретают навыки общения, их излишняя агрессивность или пассивность в общении исчезает, острые и конфликтные моменты сглаживаются.

Для формирования дружеских взаимоотношений у детей  рекомендуется  рассматривание  картин, иллюстраций,  показ видеофильмов,  беседы,    игровые  упражнения,  занятия, игровые  ситуации  и  сюжеты, ситуативные  игры-истории  с элементами драматизации,  игры-драматизации, инсценировки, проектная деятельность,  чтение художественной литературы, развлечения, праздники на темы дружбы и товарищества.

Участники проекта:

- дети младшего дошкольного возраста;

- родители;

- воспитатели

Тип проекта: информационно-творческий.

Проблема: неумение общаться, поддерживать дружеские отношения

Цель проекта: Формирование у детей представление о друге, дружбе, воспитание доброжелательного отношения друг к другу, быть сдержанными, уметь работать в коллективе.

Задачи:

- Дать понятие, что такое дружба.

- Учить детей правилам общения друг с другом.

- Уметь правильно оценивать свои поступки и поступки своих друзей.

- Совершать благородные поступки, радоваться результату.

- Вовлечь родителей в участие в проекте,.

Методы: словесные, игровые, наглядные, практические.

Приёмы:

- беседы,

- наблюдения,

- чтение художественной литературы,

- игры.

Этапы работы над проектом:

I этап – Подготовительный

 Подобрали художественную литературу, предметные и сюжетные картинки, а так же литературу малых жанров фольклора по теме;

Подобрали песни о дружбе для прослушивания и музыкальный репертуар для исполнения.

Подобрали игры для формирования детского коллектива

II этап – Основной

Практическая деятельность: утренний сбор, беседы о дружбе, заучивание с детьми стихотворений о дружбе, пословиц, песен, потешек; слушание песен о дружбе. Чтение художественной литературы. Театрализованные игры: «Теремок», «Петушок золотой гребешок». Непосредственно-образовательная деятельность: проблемные ситуации, подвижные, словесные, хороводные, пальчиковые игры. Организация сюжетно-ролевых игр, игр – драматизаций. Ситуативные беседы.

III этап - Презентация проекта 

На третьем создание фото-выставки «Мой друг»

Приложение №1

«Игры и упражнения,

направленные на сплочение детского коллектива

и установление позитивных взаимоотношений между детьми

во второй младшей группе».

Ритуал приветствия «солнышко»

Цель: создание положительного настроя в группе; развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова.

          Проводится утром с использованием игрушки « Доброе солнышко». Дети встают в круг, взявшись за руки. Использование круга, как известно, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей.

          Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково.

Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра.

Ходит солнышко по кругу

Дарит деточкам свой свет.

А со светом к нам приходит

Дружба – солнечный привет.

 

             Также можно использовать следующие эмоциональные настрои, которые могут проводиться как утром, так и днем.

 

«Привет фотографии»

Цель: обучение детей узнавать друг друга по фотографии, создание положительного настроя

            Дети сидят в кругу. В центре на столе лежат фотографии лицами вниз. Ребенок выходит в центр круга, берет любую фотографию, затем находит человека по фотографии, подходит к нему и здоровается (пожать руку и сказать «Привет»)

           Ребенок, с которым поздоровались, сначала отвечает на приветствие, а затем выбирает следующую фотографию. Игра продолжается до тех пор, пока не останется ни одной фотографии.

 

«Родители»

— Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают? Как улыбаются папа и мама, когда вас обнимают?

 

«Котик»

Лучик котика коснулся,

Котик сладко потянулся.

(Изобразите ласкового котёнка, который просит молочка).

 

«Проснись»

Воспитатель. Давай поиграем. Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А ты – моя мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать (Ситуация разыгрывается по ролям. При этом «просыпающийся» может потянуться протереть глаза, улыбнуться утру и «маме». При повторе участники игры меняются ролями.).

Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: «Проснись, моё солнышко!» и т.д.

 

«Лягушки»

а) Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, довольны.

б) А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу её на травку.) Покажите, как вы будете это делать.

           (Надо добиваться не только развития мелкой моторики рук, но и выражения эмоционального состояния персонажей).

 

«Иди сюда»

  В гости пришёл Петушок (можно выбрать любой персонаж), но он робеет и держится от детей на расстоянии. Воспитатель предлагает ребёнку позвать гостя движением руки, чтобы тот приблизился. В случае затруднения можно подсказать жест: махнуть рукой «к себе». Объясняет, что надо сначала вытянуть руку ладонью вверх и только потом махнуть ею «к себе». Малыш пытается позвать гостя вместе со взрослым или самостоятельно, ласково приговаривая: «Иди сюда». Если жест выполняется ребёнком выразительно, мягко, Петушок приближается к нему. И наоборот, если малыш, призывая гостя к себе, не смотрит на него, не старается выполнить движение мягко, ласково, то Петушок остаётся на месте, даже отодвигается опасливо. На это воспитатель обязательно обращает внимание ребёнка и побуждает его быть более приветливым.

 В младшем дошкольном возрасте зарождается и интенсивно развивается общение детей со сверстниками. Общение со сверстниками обогащает жизнь малышей новыми впечатлениями, является источником ярких положительных эмоций. Контакты детей этого возраста строятся преимущественно на подражании действиям друг друга, которые сопровождаются бурными эмоциональными проявлениями – криками, визгом, смехом, веселыми гримасами и др.

 

 Этюды

«Прогулка в лес»

б) Заблудились мы в лесу (грустно)

Закричали все: «Ау!» (громко)

Ой! (весело)

Нашли тропинку возвращаемся домой.

(Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу)

 

«Мыши»

На носочках ходят мыши,

Чтобы кот их не услышал.

(Изобразите мышат, которые вышли из норки и гуляют около спящего кота.)

 

 «Ёжик»

Листья клёна настелил ёжик на кроватку,

Чтобы долгою зимой спать под ёлкой сладко.

Пусть ему навеют сны снежные метели,

Пусть проспит он до весны в тёплой колыбели.

(Изобразите ежа, который спит на мягкой постели из осенних листьев, снаружи – метель, снег, но ёжику в тёплой норке спокойно и уютно)

 

             В общении между детьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним, неумение уступать. Установить положительные, уважительные взаимоотношения, между детьми в группе помогут целенаправленные игры, ритуалы с применением игрушек — мирилок («Доброе солнышко»).

 

ИТОГ

              Задача воспитателя с помощью специально заданных игровых ситуаций устанавливать склонности детей к общению со сверстниками. Педагог своими действиями, советами помогает обогатить игру новыми сюжетами, ролями, действием, умело использует представления детей о правилах поведения, взаимоотношений.

              Одним из главных условий проведения игр является добровольность участия детей. Для тех, кто не решился включиться в игру. Наблюдение за сверстниками станет интересным и полезным занятием. Постепенно все воспитанники группы втянутся в игру и станут ее участниками.

Педагог!

Помни, от тебя зависит многое -

И атмосфера в группе, и настрой ребят,

Ты не смотри на них глазами слишком строгими,

Простой улыбки от тебя они хотят.

Отдай им сердце, не скупись на милосердие.

Ведь для добра на свете создан человек.

Господь оценит твой талант, твоё усердие -

И в душах детских ты останешься навек!

 Дидактические     игры.

Музыкальная игра «Танец в парах».

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ.

«Магазин»

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.

Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.

Игровые действия: Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.

Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары».

Предварительная работа: Экскурсия в магазин. Наблюдение за разгрузкой товара в овощном магазине. Беседа с детьми о проведенных экскурсиях. Чтение литературных произведений:    Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др. Этическая беседа о поведении в общественных местах.

Встреча детей с мамой, которая работает продавцом в магазине. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?»: «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т.д. Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т.д.).

Игровой материал: весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование

Мирилки                    

Своё название мирилки получили от слова «мир» - мириться, дружба. Это короткие стихотворные строчки, которые проговаривают дети после ссоры. При этом ребята сцепляют мизинцы и трясут руками, прощая друг друга.

  1. Ссориться не будем.                                2. Жили - были я ли, ты ли

Будем мы дружить.                                      Между нами вышел спор.

Клятву не забудем,                                       Кто затеял позабыли

Пока будем жить.                                         И не дружим до сих пор.

Ир - ир- ир- ир,

Наступил мир.                                          3. Петя драться любит очень

Ба-ба-ба-ба                                                    С ним играть никто не хочет.

Снова дружба.                                              На друзей не дуйся, брат.

Я мирюсь, мирюсь, мирюсь.                       Сам ты в этом виноват!

И я больше не дерусь.                                  Драчунов и нытиков

Ну, а если подерусь,                                     Пусть исправит критика.

В грязной луже окажусь.

4. Ем я кашу и сметану,                              5. Улыбкой делиться мы будем,

У меня силёнки есть.                                  И с дружбой по жизни шагать.

Все же драться я не стану,                         Пожалуйста, больше не будем,

Только ты ко мне не лезь.                          Друг друга мы обижать.

6. Лучше съешьте вы ириску                         7. Не ругайся, не бранись.    

Или сладких сухарей.                                      А скажи ты: «Подружись»

А драчливых и капризных                              А скажи ты: «Помирись»

Прочь гоните поскорей.                                   Будем мы с тобой всегда

                                                                            Неразлучные друзья!

8.Мы с тобою подружились                            9. Кто будет играть в интересную игру

Чтобы вместе играть.                                          Драться, обзываться

Чтоб игрушки и улыбки                                     Тому не разрешу.

Друг другу дарить.                                              Лучше весело играть

Чтобы ссора исчезла                                            Никого не обижать,

И пропала обида                                                   Если будешь драться -

Чтобы яркое солнце                                             Один можешь остаться.

Нам светило всегда.

10. Я твой друг,                                                   11. Раз, два, три, четыре, пять.

Ты мой друг                                                              Мы помиримся опять,

Руку мне давай                                                         Руку крепко мы пожмем

И меня не обижай.                                                    И опять дружить начнем.

12. Мы дружные дети,                                                 13.Кто ударил мячиком,

Драться нельзя.                                                                 На ногу наступил.

Давай с тобой обниматься                                               Кто сделал все нечаянно -

И прокричим: Ура! Ура! Ура!                                         Прощенья попросил.

Играть уже пора.                                                              С тем я буду играть,  

                                                                                            И не буду обижать.

14. Мы поссорились с подругой                                 15.Мы играли, мы играли

И уселись по углам.                                                          Нашу дружбу потеряли,

Очень скучно друг без друга,                                          А теперь мирись, мирись

Помириться нужно нам.                                                   И с друзьями не дерись!

Дам ей мишку, извинюсь,                                                 Драться и ругаться

Дам ей мячик, дам трамвай                                               Вовсе ни к чему,

И скажу: «Играть давай!»                                                 Ссоры не желаем

                                                                                              Больше никому.

16. Я хочу с тобой мириться,                                      

Я хочу с тобой дружиться.                                              17. Зачем шуметь и ссориться

Будем вместе мы играть,                                                       Нам нечего делить

Долго бегать, хохотать.                                                         У дружных дело спорится

Вместе будем мы читать,                                                       Водой их не разлить.

И друг другу помогать.

Заведем себе игрушку.                                                       18. Помирились Лена с Олей

Тайны говорить на ушко.                                                        Помирились Коля с Толей,

Ссор не будет никогда,                                                            Помирись и ты дружок.

Потому что мы друзья.                                                           Становись-ка в наш кружок.

19. Два козлика, два братца                                                 20. Ты мой друг

Дерутся и бранятся                                                                     И я твой друг,

Я говорю им: «Братцы,                                                               Помирившись,

Не надо, братцы, драться!                                                          Встали в круг.

Лягаться и бодаться!                                                                   Раз, два, раз, два,

А надо разобраться!»                                                                  Начинается игра.

21.Для чего нам ссориться,                                                22. Ты мирись, ты мирись!

Просто не понятно.                                                                   Больше с нами не дерись!

Лучше взявшись за руки,                                                         Раз, два, три, четыре, пять

Петь на целый свет!                                                                  Будем дружно мы играть!

Если мы помиримся.                                                        

Это так приятно.                                                                  23. Мы одной планеты дети

И милей на свете                                                                        Все друзья, одна семья.

Дружбы нет!                                                                             Дружбе нет преград на свете

                                                                                                    Дружба - это ты и я!

24.Драться больше мы не будем                                        25. Мы помиримся с тобою,

Помириться не забудем                                                        Очень дружно заживем.

Руку ты мою пожми,                                                             Нам ругаться недосуг,

На меня зла не держи.                                                            Поиграем лучше, друг.

26.Петухи распетушились,                                                27. Бессовестный,

А подраться не решились,                                                       Безжалостный,

Если будешь петушиться,                                                       Не бей меня, пожалуйста,

Можно перышек лишиться.                                               Будь веселым, добрым, смелым,

Если перышек лишиться,                                                        Моим другом

Нечем будет петушиться.                                                        Самым верным.

28. Мы поссорились немножко,                                         29. Ежик, ежик,

Сели тихо у окошка.                                                            Не царапай мне ножек,

А небе хмурые,                                                                     Не коли меня, не режь,

Облака понурые.                                                                  Не кусай меня, не ешь,

Но наконец мы дружно                                                       Ты со мною помирись,

Захохотали так,                                                                    Ты со мною подружись.

Что туча растворилась

И вместе с нею мрак.

Конспекты организованной  образовательной деятельности.

                     Тема «Давайте, дети, дружить друг с другом»

                                          (младшая группа)

Задачи:

Образовательная область «Коммуникация»: Формировать навык

доброжелательного общения друг с другом; развивать умение передавать

чувства через ласковые, добрые слова. Способствовать развитию пассивного словаря, развивать монологическую речь. Формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него.

Образовательная область «Социализация»: Формировать

нравственные качества личности: доброжелательность, любовь к ближнему,  взаимопомощь и т. д.; развивать эмоциональную отзывчивость; показать,  какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни.

Образовательная область «Музыка»: Способствовать развитию

певческих навыков под сопровождение музыкального инструмента

(фортепиано), развивать умение точно воспроизводить ритмический    рисунок песни, правильно произносить слова, формировать навык точного

интонирования мелодии голосом в пределах сексты.

 Образовательная область «Безопасность»: Формировать навык

безопасного поведения в подвижной игре, при пользовании спортивным

инвентарем.

Образовательная область «Физическая культура»: Развивать

умение энергично отталкиваться двумя ногами и правильно приземляться в прыжках с продвижением вперед; развивать ловкость, быстроту реакции,

координацию движений; развивать активность детей в двигательной

деятельности. Закрепить умение действовать согласованно, сообща.

Предварительная работа:

-Чтение художественной литературыпо теме.

-Беседы о дружбе, о друзьях; кого можно назвать другом; какими качествами должен обладать друг и т.п.

- Разучивание песни «Песенка друзей», муз. В.Герчик, сл. Я.Акима

- Подбор аудиозаписей к песням о дружбе для сопровождения.

- Разучивание движений под песню «Дружба» из репертуара вокальной

группы « Барбарики».

-Повторение ОВД: ходьба «змейкой», прыжки из обруча в обруч, ходьба

приставным шагом.

Материал и оборудование: Куклы, оборудование для препятствий

(кегли, гимнастические палки, обручи); музыкальный центр, фортепиано,

аудиозаписи песен: «Песенка о дружбе». сл. М. Танич , муз. В. Шаинский ,

«Дружба» из репертуара вокальной группы «Барбарики», «Песенка друзей»,

муз. В.Герчик, сл. Я.Акимова; сердечки из картона, изготовленные детьми

заранее.

Содержание организованной деятельности:

1. Организационныймомент.

Детей в зале встречают музыкальный руководитель.

Звучит аудиозапись песни «Песенка о дружбе», муз. В.Шаинского

(дети входят в зал). Каждый со своей обидой

Без умолку говорит.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами научим наших кукол дружить. Что

же такое дружба? (индивидуальные ответыдетей)

Воспитатель: Правильно. Дружба- это когда люди хотят быть вместе, вместе

играют, не ссорятся, делятся всем. Дружба – это улыбки друзей.

Игра- имитация «Настроение»

Воспитатель: Давайте и мы с вами улыбнемся, друг другу, нам стало

хорошо, весело (дети улыбаются).

- Теперь нам стало грустно, мынахмурились (дети хмурятся)

Воспитатель: А давайте покажем, какие мы с вами дружные. Нам не

страшны никакие препятствия.

Игровое упражнение «Друг без друга нам нельзя» (проводит

инструктор по физическому воспитанию).

Инструктор ставит препятствия на пути детей (кегли, гимнастические

палки, обручи).

Дети, повернувшись лицом, друг к другу, соприкасаются ладошками и

таким образом преодолевают эти препятствия: перешагивают через

гимнастические палки, прыгают из обруча в обруч.

Воспитатель: Скажите, а есть ли у вас друзья в детском саду? Во что

любите играть в детском саду со своими друзьями? (индивидуальные ответы

детей).

Воспитатель: А как называется группа, в которую выходите?

Ребенок:

Наша группа «Светлячок»

Зажигает огонек

Огонек для всех ребят

Шаловливых дошколят

Он не гаснет никогда

Радость всем несет всегда Освещает жизни путь

Не дает с нег свернуть.

Воспитатель: И этот огонек называется – дружба. Друзья на то и

существуют, чтобы помогать друг другу.

-А теперь ребята отдохнем и потанцуем.

(Дети садятся на стульчики)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто-то к нам идет?

Сценка «Лиса и заяц» (показывают дети старшей группы).

Жили – были в лесу лиса и заяц. Вот однаждыпошла лисичка погулять.

Воспитатель: Увидела цветок, остановилась, понюхала его. Идет дальше.

Смотрит, что это под листочками…

Лиса: Ой! Ура! Гриб! Положу его в кармашек, может, быть белочке

пригодится, она ведь собирает грибы.

Воспитатель: Идет дальше. Шишку нашла с семенами.

Лиса: Повешу на веточку - птицам пригодится. А это что такое? Ну-ка?

Ягодка, да какая спелая, ее можно съесть. Ах, как вкусно!

Воспитатель: А вот по лесу идет заяц. Увидел цветок.

Заяц: Вот еще мешает здесь.

Воспитатель: Затоптал его. Пошел дальше.

Заяц: Ну-ка, что это такое? А грибок…

Воспитатель: Ногой ударил его, как мячик.

Заяц: Ух, полетел! Вот так! А это что? Шишка…

Воспитатель: Замахнулся, бросил ее далеко…

Заяц: Вот это да!

Воспитатель: Так по лесу прошлись- прогулялись лиса и заяц.

Рефлексия: Что вы скажете об этой прогулке? Кто иззверей друг белкам и

птицам? Почему вытак думаете? Кто отрицательный герой в этой сказке?

 (ответыдетей) Воспитатель:Давайте продолжим разговор о дружбе.

Упражнение «Модель дружбы».

– Кого называют другом?

– Что такое дружба?

– А как выдумаете, какого она цвета?

– А как она пахнет?

– А если дружбу потрогать, то какая она на ощупь?

– Какие слова вспоминаются, когда говоришь о дружбе?

(ответыдетей)

Воспитатель: Ребята, я сегодня обиделась на своего друга потому, что он не

позвонил мне. А вы как относитесь к своим друзьям?

Игра «Закончи предложение».

– Ярадуюсь с другом, когда…(ответы детей)

– Ядоволен другом, когда…(ответыдетей)

– Ярадуюсь за друга, когда…(ответыдетей)

– Япомогаю другу, когда…(ответыдетей)

– Я сержусь на друга, когда…(ответыдетей)

– Язабочусь о друге, когда… (ответыдетей)

Дети: Ядоверяю другу во всем!

Воспитатель: Мы с вами знаем песенку про друзей, давайте ее споем.

«Песенка друзей», муз. В.Герчик, сл. Я.Акимова.

Воспитатель: Я еще раз убедилась, что у нас в группеживет дружба, вы

умеете дружить.

Давайте, дети,

Дружить друг с другом,

Как птицы – с небом,

Как травы – с лугом,

Как ветер – с морем,

Поля – с дождями,

Как дружит солнцеСо всеми нами…

3.Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы! Сейчас мы с вами пойдем в группу, отдохнем, а

потом встанем в «теплый круг». Каждый из вас возьмет вот такое сердечко,

скажет доброе пожелание своему другу, и положит его в «волшебную

шкатулку», которая останется у нас в группе на долгое время, и вы сможете

пополнять ее новыми пожеланиями о дружбе

                   

                       

                             

КОНСУЛЬТАЦИИ

  "ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ"

                                       (для воспитателей)

Один из важнейших вопросов взаимодействия детского сада и семьи актуальна на протяжении многих лет. Формировать у детей навыков поведения воспитывать сознательное, активное отношение к порученному делу. товарищество, нужно начинать с дошкольного возраста. В детском саду для этого немало возможностей. В процессе повседневного общения со сверстниками дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими. Так же нужно сказать, что развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье, где уже установился психологический климат. Нельзя забывать о примере взрослых, ибо формы поведения маленький ребенок начинает усваивать, подражая близким людям. Не зря говорят: дети зеркало родителей. Общение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребенка, поступившего в детский сад, круг общения расширяется, добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций. обладающий великой воспитательной силой. Умение совместно действовать служит основой для воспитания дружеских взаимоотношений детей. В коллективной строительной игре формируются навыки, необходимые дальнейшей самостоятельной деятельности, складываются дружеские взаимоотношения, которые облегчают подготовку детей к обучению, к активному общению в условиях школы, закрепляются и совершенствуются умения, приобретенные на занятиях по конструированию. Старшие дошкольники учатся самостоятельно выполнять правила коллективной строительной игры, у них вырабатывается представление о том, что значит; работать дружно, кого можно считать хорошим товарищем. Свои умения играть со строительным материалом дети переносят на другие виды деятельности.
Нравственное воспитание подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формирование умений договариваться, помогать друг другу; стремления радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающим людям; заботливого отношения малышам, пожилым людям; умения помогать им.
Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость. отзывчивость, готовность придти на помощь друг к другу, «Если товарищу трудно, помоги ему», «Если тебе трудно — обратись за помощью» - поправила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становиться для них нормой поведения. В группе часто возникаю «неожиданные случайности» из-за невнимания, неловкости. Например, один ребенок нечаянно толкнет другого, наступит на ногу и, как правило, происходи•; ссора или начинаются жалобы. Совет воспитателя не ссориться, извиниться перед товарищем часто не воспринимается ребенком. А созданная игровая ситуация помогает задуматься над происшедшим, учит сознательно употреблять. слова «извините», «пожалуйста». Уроки вежливости учат детей анализировать свои поступки и поступки товарищей, переносить правила поведения из игровых ситуаций в жизнь. И родители не словами, а своими действиями должны воспитывать детей. При ежедневных тренировках в быту постоянно повторяющиеся вежливые поступки превращаются в полезные привычки. В формировании навыков культурного поведения не ограничиваются только уроками вежливости. Я думаю, надо широко использовать чтение художественной литературы, сюжетно-ролевые игры. Не только воспитатели в детских садах, но и дома родители должны читать своим детям книги. С малых лет приучать детей к любви к литературе. И еще хочу сказать: воспитатели и родители должны работать сообща. Только в их взаимодействии возможны какие-либо результаты. Участие родителей в проводимых мероприятиях е детском саду очень значима. Родители увидят своих детей в коллективе, их поведение вне дома, как они общаются, играют.

Исходя из этого, я думаю, одной из основных задач детского сада, является установление положительных взаимоотношений между воспитателями, родителями и детьми.

      «Воспитание дружеских отношений в игре»

Творческие игры создаются самими детьми. Тематика этих игр многообразна. Дети изображают быт семьи, строительство новых домов, наши праздники. В этих играх чаще всего их внимание привлекают отношения между людьми – заботы матери, ласковое обращение бабушки и других членов семьи, поведение детей.

Часто по играм детей можно судить о взаимоотношениях не только детей и родителей, но и других членов семьи: бабушки, дедушки и т.д. Большое место в творческих играх занимает отображение труда взрослых: дети играют в поезд, пароход, с большой любовью изображают смелых воинов. Однако родители всегда должны помнить, что без знакомства с окружающим, без чтения доступных детям книг, рассказов, сказок, стихов, без внимания и заботы о правильном и разумном развитии детей – их игры будут бедными по содержанию.

Семья, детский сад показывают детям пример любви к труду, к своему городу. Дружеские отношения друг к другу. Все эти качества проявляются в играх детей. У детей игры занимают самое большое место.  

Взрослые должны внимательно относиться к задуманному игровому замыслу ребёнка и не разрушать его игру только потому, что им кажется смешным, что прутик в игре может быть и лошадкой. В творческих играх дети не только отражают накопленный опыт, но и углубляют свои представления об изображаемых событиях, о жизни.

Ребёнок, как и взрослые, познаёт мир в процессе деятельности. В конкретных действиях, связанных с выполнением роли, ребёнок обращает внимание на многие стороны жизни, которые он без игры и не заметил бы.  

Под воздействием родителей и воспитателей интересы детей становятся всё более устойчивыми и целеустремлёнными, их игры продолжаются намного дольше, обогащаясь эпизодами и давая простор для развития воображения. И чем содержательнее и интереснее игра, чем более устойчивы правила в игре, тем больше дети говорят друг с другом, лучше понимают друг друга, умеют быстрее найти общие интересы.  

В игре ребёнок испытывает сложные и высокие чувства коллективной ответственности, дружбы и товарищества, он приучается согласовывать свои действия с действиями других детей, подчинять свои стремления ходу игры.

                                 

                                             «О дружбе»

                        (консультация для родителей)

Друг всегда меня сможет выручить,

Если что-нибудь приключится вдруг.

Друг в беде не бросит, лишнего не спросит.

Вот что значит настоящий, верный друг!

(М. Пляцковский)

Именно о таком друге для своего ребенка мечтает любой из нас. Но что же делать, если ребенок стал дружить с человеком, поведение которого вызывает у вас опасение? Чем вы можете помочь ребенку и нужно ли вообще вмешиваться?

Выбор существует в любой ситуации. Можно ничего не предпринимать, оставить все как есть. Как говорится, куда течением вынесет. Часто, поступая так, родители оправдывают свое бездействие тем, что так они воспитывают в ребенке самостоятельность: «Для ребенка важен любой опыт: и положительный, и отрицательный. Обожжется один раз, в другой будет умнее

Прежде чем принимать какое-то решение, присмотреться к ситуации. Отношения между людьми могут строиться «на равных», либо один из друзей выбирает роль вожака, а другой становится ведомым. Если вы видите, что ваш ребенок равноправный партнер либо лидер, нет никакой необходимости ограничивать такое общение. Ребенок при этом приобретает социальный опыт положительного влияния на окружающих, еще более повышается его самооценка, ощущение собственной значимости. От этой дружбы ребенок может сам отказаться в любой момент. А вот запрет вызовет противоположную реакцию – мы же помним: то, что не разрешено, приобретает особую привлекательность.

Нередко бывает, что мальчик или девочка при переходе из одного садика в другой на первых порах заводит дружбу с наименее успешными детьми из нового коллектива – их внимание легче привлечь. В новичке видят шанс начать новую жизнь, наладить новые отношения, измениться. Побеседуйте с ребенком и попытайтесь ответить на вопрос: почему он дружит именно с этим мальчиком и девочкой? Причины могут быть разные, а следовательно, разными будут ваши ответные действия. Наиболее типичные случаи.

1. Возможно у вашего ребенка низкая самооценка. Ему кажется, что дружбы с лучшими детьми он не достоин, и уж пусть лучше этот Петька, чем никто. В таком случае ситуация общения может изменится только вместе с ростом самооценки. Меньше критики, никакого сравнения с другими. Отмечать самые незначительные достижения, создавать ситуации успеха для ребенка. Хорошо было бы совместно обсудить и выбрать для него интересное занятие, а вместе с тем и новый детский коллектив, где он мог бы наладить новые дружеские контакты.

2. Ваш ребенок не умеет оценивать людей. Он оправдывает скверные поступки своих друзей, смотрит на мир их глазами и просто не понимает, что дальнейшее общение с таким товарищем может привести к печальным последствиям. Необходимо помочь ребенку понять, кто есть кто в его окружении. Постарайтесь при этом не раскрасить мир в черные тона. Помните, что у любого человека есть недостатки, но есть и достоинства. Научите ребенка анализировать поступки других людей, делать из этого правильные выводы. Сочините вместе сказку об острове «Дружба». Кто будет жить на этом острове? Как выглядят местные жители? Как друг к другу относятся? Чему бы ты хотел у них научиться? Чему ты сам можешь их научить? Внимательно слушая ребенка, можно многое узнать о его представлениях о дружбе, о людях, можно и сказочно повлиять на ситуацию, если от лица какого-то героя давать советы.

3. Ребенок не умеет строить взаимоотношения со сверстниками. Ребенок попадает под влияние из-за недостаточного социального опыта. Дружбе, как и всему остальному, ребенка нужно учить. Как правильно организовать игру, как выразить свое несогласие, как радоваться успехам товарища и не слишком огорчаться проигрышу, как радоваться успехам товарища и не слишком огорчаться проигрышу, как тактично сделать товарищу замечание. Приглашайте в кости детей, с которыми общается ваш ребенок. Обсуждайте вместе с ребенком мультфильмы, сериалы. Высказывайте собственные мысли по поводу отношений между героями, давайте им оценку.

4. Ваш ребенок обнаруживает сходные черты характера с неподходящим другом. Этот случай сродни скрытой форме болезни, когда она уже протекает в организме, разрушая его, но внешне никак себя не обнаруживает. Ребенок, внешне пока оставаясь прежним, послушным и воспитанным, уже поменял внутренние установки, принял такое нежелательное поведение как возможное для себя и подсознательно налаживает дружеские контакты с близким по духу. Через какое-то время «болезнь» выйдет наружу в разнообразных формах: от негативизма, агрессивности и непослушания ребенка до выраженных форм страха и неуверенности, робости. Этот случай наиболее сложный. Он потребует от родителей более длительного внешнего контроля и помощи. Необходимо обсудить с ребенком то, что вас в нем тревожит. Ограничить нежелательное общение, но не запретами, а пересмотрев досуг ребенка. Выберите дополнительные кружки, студии и сами постарайтесь больше времени проводить в общении с ребенком: организуйте поездки, прогулки.

Если вы попробовали различные способы, но ситуация не изменяется в лучшую сторону а скорее наоборот, имеет смысл обратиться за помощью к специалисту. Родителей должно насторожить также любое резкое изменение в поведении ребенка, когда, к примеру, веселый и непосредственный ребенок становится замкнутым, плаксивым, а спокойный – наоборот, чрезмерно возбудимым.

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ДРУЖБЕ.

Будете друг за дружку держаться - можете ничего не бояться.

В дым разругаетесь, потом - сгорите со стыда.

В согласном стаде и волк не страшен.

Веселишься, ешь да пьёшь - так любой дружок хорош, а в день горя хороша только близкая душа.

Вещь хороша, когда новая, а друг - когда старый.

Вместе и беда легче переносится.

Вместе тесно, а врозь скучно.

Все за одного, один за всех.

Всяк дом хозяином хорош.

Где дружба прочна, там хорошо идут дела.

Для милого дружка и серёжка из ушка.

Добрая шутка дружбы не рушит.

Добро потеряешь - опять наживёшь, друга потеряешь - уже не вернёшь.

Доброе братство милее богатства.

Друг - ценный клад, недругу никто не рад.

Друг неиспытанный, как орех нерасколотый.

Дружба дружбой, а служба службой.

Дружи с теми, кто лучше тебя самого.

Дружно не грузно, а врозь хоть брось.

Друзья познаются в беде.

Друзья познаются в несчастье.

Есть пирожки - есть и дружки, нет пирожков - нет и дружков.

Знакомых много, а друзей мало.

И мудрому человеку совет требуется.

Каждый сам себе лучший друг.

Когда горшок кипит, то и в друзьях нет недостатка.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Кто друг прямой, тот брат родной.

Кто оторвался от друзей и товарищей, тому не на кого рассчитывать в беде.

Лучше вода у друга, чем мёд у врага.

Лучше выслушать упрёки друга, чем потерять его.

Лучше умный враг, чем глупый друг.

Любят того, кто не обидит никого.

Народная дружба и братство дороже всякого богатства.

Не бросай друга в несчастье.

Не бывает дерева без ветвей, славы - без соратников друзей.

Не в службу, а в дружбу.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Неверный друг - опасный враг.

Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

Обидеть-то каждый может, а пожалеть-то некому.

Один в поле не воин.

Один палец не кулак.

Одна пчела много мёду не принесёт.

С тем не ужиться, кто любит браниться.

С тем, чьи слепы глаза, подружись, от слепого душой - отвернись.

С хорошим другом горы свернёшь, с плохим - горя хлебнёшь.

Сам погибай, а товарища выручай.

Старый друг лучше новых двух.

Товарищ за товарища в огонь бросится.

Тот, кто ищет друзей без недостатков, сдружится лишь с разочарованием.

Тот, кто надеется, что друзья предпочтут его интересы своим, будет страдать.

Тот, кто упрекает друзей в пустяках, обретает врагов.

Ты, гроза, грозись, а мы друг за друга держись.

Улыбке недруга не доверяй, злобы в друге не подозревай.

Чего себе не хочешь, того и другому не делай.

Человек человеку - друг и брат.

Правила дружбы

Правила дружбы: 
• Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
• Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет. Играй и работай с друзьями так, чтобы не брать себе все самое лучшее.
• Останови товарища, если он делает что-то плохое. Если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.
• Не ссорься с друзьями; старайся работать и играть с ними дружно, не спорь по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам - надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
• Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.
Чтобы всегда было много друзей!
• Никогда не груби своим товарищам. Не называй обидными словами. Не давай им прозвищ.
• Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя (например, в игре) место.
• Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.
• Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей забыть и простить ему свою обиду. Не злись!
• Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
• Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда попросил твой друг или когда ты сам пообещал).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ЧЕРЕЗ ТАТАРСКИЙ НАРОДНЫЙ ФОЛЬКЛОР С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Тип проекта: Исследовательско - творческий, долгосрочный (2013г.-2015г.) Актуальность: обновление деятельности образовательной организации тесно связано с внедрением национально-регионального ком...

Обобщение опыта работы на тему: "Формирование детского коллектива посредством трудовой деятельности"

Данный опыт представлен для воспитателей детских садов, раскрывает актуальность трудового воспитания в период формирования детского коллектива....

Консультация для родителей " Развитие дружеских взаимоотношений через игровую деятельность"

Консультация для родителей " Развитие дружеских взаимоотношений через игровую деятельность"...

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «ПОЧЕМУЧКИ» по формированию познавательного интереса через развитие речи у детей младшего возраста

Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность малыша постоянно направлена на познание окружающего мира  и построение своей картины этого мира. Играя, ре...