Презентация опыта работы по теме: "Формирование коммуникативных навыков через развитие познавательно-речевой сферы у детей раннего возраста"
презентация по развитию речи
Предварительный просмотр:
Презентация опыта работы: «Формирование коммуникативных навыков через развитие познавательно-речевой сферы у детей раннеговозраста».
подготовила воспитатель
Землянко Светлана Александровна
Надым 2023
Период раннего детства (от рождения до 3 лет) особенно уникален: за три первые годы жизни ребенок меняется буквально на глазах, он осваивает такой объем нового материала, который равноценен всему, что он узнает и осваивает за оставшуюся жизнь. Именно в раннем возрасте закладывается фундамент психических функций: речь, память, мышление, внимание, восприятие а, также фундамент личности человека, способствующий в дальнейшем развитию коммуникативных умений и лучшей адаптации в социуме.
Родителям не всегда удается догадаться самим, какие специальные условия необходимы для развития их малыша.Но как учить? И кто научит этому маму? В таком случае, нужен педагог, имеющий специальные знания в области раннего развития и владеющий методиками обучения детей раннего возраста.
Опыт нашей работы показал, что чем раньше начато обучение, тем больших результатов удается достичь в будущем. Доказано, что обучение является наиболее адекватной формой социализации ребенка в социуме.
Все выше изложенное, подтолкнуло к написанию и реализации опыта работы для детей раннего возраста «Формирование коммуникативных навыков через развитие познавательно-речевой сферы у детей раннего возраста»».
Презентация опыта работы «Формирование коммуникативных навыков через развитие познавательно-речевой сферы у детей раннего возраста» - комплекс мероприятий по формированию коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми, через развитие познавательно-речевой сферы, средством интегрированных занятий с детьми раннего возраста.
Многолетний опыт работы показал, что тесное сотрудничество с родителями, ведет к оздоровлению семейных отношений, появляется возможность другого отношения к своему ребенку, большему пониманию и успешному сотрудничеству.
Цель и задачи
Цель: формирование коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми через развитие познавательно-речевой сферы, средством интегрированных занятий педагога с детьми раннего дошкольного возраста.
Задачи:
Организационные:
- - сформировать банк данных детей.
- - сформировать группу детей для развития коммуникативно - речевых умений и навыков средствами занятий;
- - привлекать родителей к тесному сотрудничеству в проведении занятий с детьми раннего возраста;
- - подобрать и систематизировать материал по развитию познавательно - речевой сферы;
Исследовательские:
- - провести диагностическое обследование детей раннего дошкольного возраста имеющих трудности в развитии коммуникативно-речевых навыков.
Практические:
- - научить взаимодействовать со сверстниками в процессе развития коммуникативно-речевых навыков и познавательных процессов;
- - повысить психолого-педагогическую грамотность родителей, при помощи( консультаций, бесед).
- - закреплять полученные знания детьми и родителями в домашних условиях;
Аналитические:
- - провести итоговую диагностику, на предмет сформированости коммуникативно - речевых навыков у детей раннего дошкольного возраста;
- - изучить результативность проделанной работы в сфере формирования коммуникативно-речевых навыков у детей раннего дошкольного возраста;
- - проанализировать эффективность проводимой работы через итоговую диагностику, отзывы и анкетирование родителей.
Основные принципы
- Принцип научности. Подкрепление всех мероприятий, научно-обоснованными и практически-апробированными методиками.
- Принцип комплексности педагогических процессов. Педагогические занятия планируются, проводятся и анализируются педагогом.
- Принцип последовательности. Каждое из развивающих направлений реализуется в процессе поэтапной работы от простого к сложному.
- Принцип системности и согласованности. Ребенок нуждается в системных, согласованных действиях родителей и педагога.
- Принцип учета уровня развития ребенка. Любое предполагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа воздействия.
- Принцип повторений, умений, навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
- Принцип активного обучения. Обучение происходит на непроизвольном уровне, а значит, с опорой не на волевые усилия ребенка, а на интерес к занятиям.
Методы и приемы работы
- Наглядные:
- наглядно-зрительный;
- тактильно-мышечный;
- наглядно-слуховой.
- Словесные:
- пояснения;
- беседа;
- словесная инструкция;
- образный сюжетный рассказ.
- Практические:
- игровой.
Основное содержание
Опыт работы разработан для детей раннего дошкольного возраста (1-3 года) и состоит из четырех блоков, каждый из которых имеет свои цели и задачи. Благодаря работе педагогаи родителей формируются коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми через развитие познавательно-речевой сферы.
Блоки тесно взаимосвязаны между собой, а реализация их задач зависит от возрастных особенностей детей.
- Диагностический блок:
- организация комплексного изучения ребенка при динамическом наблюдении развивающего процесса, а также эффективности его развития.
- Развивающий блок:
- развивающие занятия с детьми раннего возраста;
- формирование способов усвоения необходимого материала.
- Работа с родителями:
- родители являются непосредственными участниками, они получают образцы взаимодействия с ребенком, овладевают методическими приемами формирования умений и навыков, реальной оценки уровня развития ребенка и его возможностей.
Формы работы с родителями:
тематические консультации групповые и индивидуальные;
практические рекомендации (демонстрация, показ);
предоставление дидактических материалов (стихи, упражнения для развития мелкой моторики и артикуляционного аппарата для использования в домашних условиях).
Механизм реализации
Методические рекомендации составлены с учетом возрастных особенностей развития детей раннего дошкольного возраста. Тематическая направленности и организационная вариативность занятий способствует формированию у детей коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми через развитие познавательно-речевой сферы, средством интегрированных занятий педагога.
Интегрированные занятия включают в себя элементы: пальчиковые игры и массаж пальцев, артикуляционной гимнастики, артикуляционной базы звуков, формирования неречевого и речевого дыхания, речевые и музыкальные игры, чистоговорки, стихи, игры для развития активного и пассивного словаря, упражнения для развития внимания, памяти, формирование действий с предметами, упражнений на релаксацию под музыку. Упражнения выполняются с опорой на показ педагога.
Методические рекомендации реализуются педагогом МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Огонек» в тесном сотрудничестве с родителями детей.
Основным направлением деятельности педагога, является развитие речи и предупреждение речевых нарушений, формирование коммуникативных навыков общения, действий с предметами, а также развитие основных познавательных процессов.
Родители являются непосредственными участниками, они получают образцы взаимодействия с детьми, овладевают методическими приемами формирования, умений и навыков, реальной оценки уровня развития ребенка и его возможностей.
На интегрированных занятиях используются материально-технические ресурсы учреждения, а также:
- специальная литература по возрастным особенностям детей;
- дидактические пособия по программе Монтессори;
- наглядные и дидактические материалы по тематике занятия;
- игры для развития мелкой моторики рук (массажные мячики, пальчиковый театр)
- нотный и песенный материал;
-музыкальные игрушки (ложки, погремушки, металлофоны, бубны, колокольчики);
- декорации в соответствии с тематикой занятия.
Ожидаемые результаты
В результате реализации данного направления работы у детей раннего дошкольного возраста происходит:
- развитие познавательных процессов;
- предупреждение речевых нарушений и формирование правильного речевого уклада;
- развитие коммуникативных способностей;
- нормализация социальной ситуации развития ребенка.
у родителей:
- приобретение опыта педагогического сотрудничества, грамотное осознанное взаимодействие с ребенком;
- активизация позиции в совместном сотрудничестве: родитель-педагог, педагог-родитель;
- обеспечение информационной и педагогической поддержки в вопросах семейного воспитания.
Критерии оценки
Качественные критерии эффективности реализации:
- соответствие полученных результатов к ожидаемым (по результатам диагностического обследования у детей раннего дошкольного возраста наблюдается положительная динамика. (детей раннего возраста);
- получение отзывов от родителей. (отзывы на сайте педагога);
- сформировать ответственную позицию родителей на основе совместной деятельности с педагогом. (анкетирование родителей)
- Календарно - тематическое планирование
- интегрированных занятий для детей раннего возраста
Неделя | № занятия | Тема занятия | Основные задачи | Основные игровые приемы | Планируемые результаты |
СЕНТЯБРЬ, ДЕКАБРЬ, МАРТ | |||||
1 | 1 | В гостях у ежика | 1. Создавать положительный эмоциональный настрой у детей в группе; 2. координировать речь с движением; 3. развивать слуховое внимание, речь, воображение; 4. развивать мелкую моторику; 5. работать над снижением эмоционального и мышечного напряжения; 6. работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками. | 1.Коммуникативная игра «Здравствуйте!» 2. «Пошел ежик в лес гулять, да грибочки собирать» 3.«Затопали ножки: топ-топ-топ» 4. Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий» 5.Игровой массаж «Ходит ежик» 6. Игра «Собери грибочки по цвету в корзиночки» | 1. Создан положительный эмоциональный настрой у детей в группе; 2. проводилась координация речь с движением; 3. развивалось слуховое внимание, речь, воображение; 4. развивалась мелкая моторика; 5. проводилась работа над снижением эмоционального и мышечного напряжения; 6. проводилась работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками. |
2 | Как ежик готовится к зиме . | 1. создавать положительный эмоциональный настрой у детей в группе; 2. координировать речь с движением; 3. развивать слуховое внимание, речь, воображение; 4. развивать мелкую моторику; 5. работать над снижением эмоционального и мышечного напряжения; 6. работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками. | 1.Коммуникативная игра «Здравствуйте!» 2. «Пошел ежик в лес гулять, да грибочки собирать» 3.«Затопали ножки: топ-топ-топ» 4. Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий» 5.Игровой массаж «Ходит ежик» 6. Игра «Собери грибочки по цвету в корзиночки» | 1. Создан положительный эмоциональный настрой у детей в группе; 2. проводилась координация речь с движением; 3. развивалось слуховое внимание, речь, воображение; 4. развивалась мелкая моторика; 5. проводилась работа над снижением эмоционального и мышечного напряжения; 6. проводилась работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками. | |
2 | 3 | В гости к зайке мы пойдем» | 1. создавать положительный эмоциональный настрой у детей в группе; 2. координировать речь с движением; 3. развивать слуховое внимание, речь, воображение; 4. развивать мелкую моторику; 5. работать над снижением эмоционального и мышечного напряжения; 6. работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками. | 1.Коммуникативная игра «Здравствуйте!» 2. Пляска «Заинька» 3.«Затопали ножки: топ-топ-топ» 4.«Пальчик - зайчик» 5.Видео игра «Зайчик» 6.Игра «До свидания!». | 1. Создан положительный эмоциональный настрой у детей в группе; 2. проводилась координация речь с движением; 3. развивалось слуховое внимание, речь, воображение; 4. развивалась мелкая моторика; 5. проводилась работа над снижением эмоционального и мышечного напряжения; 6. проводилась работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками. |
4 | В гостях у мишки | 1. создавать положительный эмоциональный настрой у детей в группе; 2. координировать речь с движением; 3. развивать слуховое внимание, речь, воображение; 4. развивать мелкую моторику; 5. работать над снижением эмоционального и мышечного напряжения; 6. работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками. | 1. Коммуникативная игра «Здравствуйте!» 2. Песня «Мишка» 3. Игра «Мишка ягоды собирал» 4. Обводка по трафарету круг- овал. 5.Динамическая пауза «Шарики для ежика» 6.Игра «До свидания!». | 1. Создан положительный эмоциональный настрой у детей в группе; 2. проводилась координация речь с движением; 3. развивалось слуховое внимание, речь, воображение; 4. развивалась мелкая моторика; 5. проводилась работа над снижением эмоционального и мышечного напряжения; 6. проводилась работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками. | |
3 | 5 | Котик в гости к нам пришел. | 1. создавать положительный эмоциональный настрой у детей в группе; 2. координировать речь с движением; 3. развивать слуховое внимание, речь, воображение; 4. развивать мелкую моторику; 5. работать над снижением эмоционального и мышечного напряжения; 6. работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками. | 1. Коммуникативная игра «Здравствуйте!» 2. Игра «Ты котик, я котик» 3.Ритмическая игра с погремушками 4.«Пирожки для кошки» 5. «Котик маленький сидит» 6.Игра «До свидания!». | 1. Создан положительный эмоциональный настрой у детей в группе; 2. проводилась координация речь с движением; 3. развивалось слуховое внимание, речь, воображение; 4. развивалась мелкая моторика; 5. проводилась работа над снижением эмоционального и мышечного напряжения; 6. проводилась работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками. |
6 | Собачка в гости к нам пришла | 1. создавать положительный эмоциональный настрой у детей в группе; 2. координировать речь с движением; 3. развивать слуховое внимание, речь, воображение; 4. развивать мелкую моторику; 5. работать над снижением эмоционального и мышечного напряжения; 6. работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками. | 1. Коммуникативная игра «Здравствуйте!» 2. Динамическая игра «Собачка» 3. «По ровненькой дорожке» 4.«Вот сидит наш пес Барбос» 5. Игра под музыку «Платочки» 6. Игра «До свидания!». | 1. Создан положительный эмоциональный настрой у детей в группе; 2. проводилась координация речь с движением; 3. развивалось слуховое внимание, речь, воображение; 4. развивалась мелкая моторика; 5. проводилась работа над снижением эмоционального и мышечного напряжения; 6. проводилась работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками. | |
4 | 7 | День рожденье у собачки | 1. создавать положительный эмоциональный настрой у детей в группе; 2. координировать речь с движением; 3. развивать слуховое внимание, речь, воображение; 4. развивать мелкую моторику; 5. работать над снижением эмоционального и мышечного напряжения; 6. работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками. | 1.Коммуникативная игра «Здравствуйте!» 2. Песня «Гав» 3. Игра «Бубен» 4.Пальчиковая гимнастика Я пеку, пеку, пеку» 5.Игры за столом (разрезные картинки) 6. Игра «До свидания!». | 1. Создан положительный эмоциональный настрой у детей в группе; 2. проводилась координация речь с движением; 3. развивалось слуховое внимание, речь, воображение; 4. развивалась мелкая моторика; 5. проводилась работа над снижением эмоционального и мышечного напряжения; 6. проводилась работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками. |
8 | Утка и утята | 1. создавать положительный эмоциональный настрой у детей в группе; 2. координировать речь с движением; 3. развивать слуховое внимание, речь, воображение; 4. развивать мелкую моторику; 5. работать над снижением эмоционального и мышечного напряжения; 6. работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками. | 1. Коммуникативная игра «Здравствуйте!» 2. «Устали наши ножки» 3.Пальчиковая игра «Утенок» 4.Ловим уточек в бассейне 5.Игра «Мозаика» 6.Танец «Веселые утята 7. Игра «До свидания!». | 1. Создан положительный эмоциональный настрой у детей в группе; 2. проводилась координация речь с движением; 3. развивалось слуховое внимание, речь, воображение; 4. развивалась мелкая моторика; 5. проводилась работа над снижением эмоционального и мышечного напряжения; 6. проводилась работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками. | |
5 | 9 | Курочка | 1. создавать положительный эмоциональный настрой у детей в группе; 2. координировать речь с движением; 3. развивать мелкую моторику; 4. работать над снижением эмоционального и мышечного напряжения; 5. работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками. | 1. Коммуникативная игра «Здравствуйте!» 2.«Вышла курочка гулять» 3.Пальчиковая гимнастика «Цыпа-цыпа» 4. Игра «Прятки-цыплятки» 5.Игра «До свидания!». | 1. Создан положительный эмоциональный настрой у детей в группе; 2. проводилась координация речь с движением; 3. развивалось слуховое внимание, речь, воображение; 4. развивалась мелкая моторика; 5. проводилась работа над снижением эмоционального и мышечного напряжения; 6. проводилась работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками. |
10 | Петушок | 1. создавать положительный эмоциональный настрой у детей в группе; 2. координировать речь с движением; 3. развивать слуховое внимание, речь, воображение; 4. развивать мелкую моторику; 5. работать над снижением эмоционального и мышечного напряжения; 6. работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками. | 1.Коммуникативная игра «Здравствуйте!» 2. Динамическая игра «Вот шагает петушок». 3. Песенка про петушка. «Петя, петушок» 4. «Очень холодно зимой, сыплет снег на нас с тобой» 5. Игра «По кочкам» 6.Игра «До свидания!». | 1. Создан положительный эмоциональный настрой у детей в группе; 2. проводилась координация речь с движением; 3. развивалось слуховое внимание, речь, воображение; 4. развивалась мелкая моторика; 5. проводилась работа над снижением эмоционального и мышечного напряжения; 6. проводилась работать над сплочением группы, развивать умение общаться со сверстниками. |
Библиографический список
- Алямовская В. Ясли-это серьезно! - М., 2000.
- Григорьева Г.Г. Кроха -М.,-2007.
- Железнова.О ., Вместе с мамой.- М., 2006.
- Климанова Л.Ф. Вместе с мамой (с 8 мес. до 3 лет). - М., 2000.
- Лайзане С.Л. Физическая культура для малышей.- М., 2007.
- Литвинова М.Ф. Подвижные игры и упражнения с детьми. - М., 2005.
- Лыкова И.А. Рисование для самых маленьких. - М., 2005.
- Лямина Г.М. Развитие ребенка раннего возраста. -М., 1981.
- Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. - М., 1985.
- Павлова Л.Н. 365 дней и ночей жизни ребенка (1,2,3 год). - М., 2001, 2004, 2008.
- Павлова Л.Н. Раннее детство: познавательное развитие.- М.,2000.
- Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышление.- М.,2000.
- Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование.- М.,1999.
- Петрова В.А. Малыш -М.,-2002.
- Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в детском саду. - М., 2008.
- Печора К.Л.Сотникова В.М. Контроль за развитием и поведением детей раннего возраста. -М., 2000.
- Пилюгина Э.Г. Воспитание сенсорной культуры. - М., 2007.
- Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малышей – М., 2003.
- Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет. – СПб., 2005.
- Смирнова Е.О., Галигузова Л. Первые шаги - М.,-2007.
- Сотникова В.М. Действия с предметами и предметные игры. - М., 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы на тему "Формирование навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития с использованием демонстрационного материала регионального содержания"
Данный опыт работы и представленные в нем игры и упражнения могут использоваться в практической деятельности учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп при формировании у д...
Презентация опыта работы по теме: "Формирование фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые упражнения"
¨Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы по формированию фонематических представлений у детей с общим недоразвитием речи через дидактические игры и игровые ...
Презентация опыта работы на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III посредствам кинетического песка"
Презентация опыта работы по формированию грамматического строя речи посредствам кинетического песка....
СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: « ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
СООБЩЕНИЕИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ФОРМИРОВАНИЕ КГН У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...
Обобщение опыта работы по теме: «Формирование умения разрешать конфликтные ситуации в самостоятельной игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста»
В работе редставлен опыт работы по работе со старшими дошкольниками на умение разрешать конфликтные ситуации....
Обобщение опыта работы по теме - Формирование знаний и навыков безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Идея опыта: создание условий по формированию у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих в различных жизненных ситуациях....
Презентация опыта работы по теме: «Формирование коммуникативных навыков через развитие познавательно-речевой сферы у детей раннего возраста»
Развитие речи детей раннего возраста...