ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Умелые пальчики»
проект (младшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 166 «Цветик - семицветик» города Чебоксары
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Умелые пальчики»
Выполнила : Игнатьева Л.В.
Содержание
1.Паспорт проекта……………………………………………………………….3
2.Актуальность(проблема)……………………………………………………...5
3.Анализ внешней и внутренней среды……………………………………….9
4.Цели и задачи проекта……………………………………………………….10
5.Участники и их роль в реализации проекта…………………………..........10
7.Механизм реализации проекта……………………………………………....11
8.План реализации проекта…………………………………………………....14
9.Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности……………....15
10.Перспективы дальнейшего развития проекта…………………………… 15
Список литературы…………………………………………………………….16
1.Паспорт пректа
Творческое название | «Умелые пальчики»
|
Тема проекта | Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в условиях ДОУ |
Автор проекта | Игнатьева Лариса Валериановна |
Место реализации | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №166 Цветик - семицветик» г. Чебоксары Чувашской Республики |
Актуальность ( проблема) | У детей слабо развита мелкая моторика пальцев рук: они слабо владеют навыками рисования, лепки, шнуровки, расстегивания и застегивания пуговиц. Какие игровые технологии будут способствовать развитию мелкой моторики рук у детей раннего возраста?
|
Цель проекта | Развить мелкую моторику рук у детей раннего возраста с помощью игровых технологий. |
Задачи проекта | 1.Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики рук. 2.Разработать комплекс мероприятий по развитию мелкой моторики рук. 3.Сформулировать интерес у детей к играм, способствующим развитию мелкой моторики рук. 4.Привлечь родителей к участию в реализации проекта. |
Сроки реализации проекта | долгосрочный |
Участники проекта | - воспитанники группы ; - воспитатели группы; -родители (законные представители), бабушки и дедушки детей |
Ожидаемые результаты | 1. Предметно – развивающая среда обогащена играми, пособиями, способствующими развитию мелкой моторики рук младших дошкольников. 2. Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики руки (игр с прищепками, шнурками, счетными палочками, пуговицами). 3.Дети стали самостоятельнее, увереннее работают в продуктивной деятельности, проявили интерес к новым играм. 4.Родители проявили интерес к развитию мелкой моторики рук своих малышей, создали игры в домашних условиях, оказали помощь в изготовлении игр. |
2.Актуальность(проблема)
Развитие мелкой моторики рук ребёнка - одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе ДОУ. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Учёные доказали, что с аналитической точки зрения около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и её близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат.
Ещё В. С. Сухомлинский говорил, что «ум ребёнка находится на кончике его пальцев». В связи с этим было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребёнка. Поэтому, что бы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук или мелкую моторику.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребёнка потребует использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных и учебных действий. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Я считаю, что развитию общей и особенно мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание, начиная с самого раннего возраста. Считаю эту тему актуальной. Вот поэтому я и взяла её для углубленного изучения.
Главная цель, которую я поставила перед собой – развить мелкую моторику рук у детей раннего возраста с помощью игровых технологий.
Описанные мною методы и приемы помогут в решении данной проблемы и достижении поставленной мною цели.
3.Анализ внешней и внутренней среды
Анализ внешней среды
Нормативные документы (федерального и регионального значения)
1. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 г. № 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015 г.).
2. Указ Президента Чувашской Республики от 21.03.2008 № 25 «О Стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года» (с изм. от 21.12.2011 г. № 125).
3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016 г.) «Об образовании в Российской Федерации».
4. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
5. Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 № 2765-р «О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы».
Благоприятные | Неблагоприятные |
| |
Необходимость раннего обучения обосновывается «Конвенцией о правах ребенка»; Законом РФ «Об Образовании». Конституцией РФ, «ФедеральнымиГосударственными Образовательными Стандартами»; Перечень необходимых программ технологий, методических пособий на базе программы «Отрождения до школы»; Основная общеобразовательная программа дошкольного образования; Право на получение основного образования на родном языке. Закон «О языках в Чувашской Республике». | -Социальная незащищенность населения, как фактор увеличения материальных проблем в семье. -Недостаточное бюджетное финансирование ограничивает приобретений игр и пособий. - Недостаточность социально-экономической среды и состоянием материально-технической базы. - низкий уровень заработной платы и связанный с ней невысокий социальный статус работников детского сада, -недостаток средств на обеспечение нормального питания детей, рост заболеваемости и многое другое. |
Выводы | |
-Авторы программы «От рождения до школы» основывались наважнейшем дидактическом принципе - развивающем обучении и научном положении Л.С. Выготского о том,что правильное организованное обучение «ведет» за собой развитие.Воспитание и психическое развитие не могут выступать как два обособленных, независимых друг от друга процесса, но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В.Давыдов).
| -Несформированны навыки игры. -Неумение общаться взрослого с ребенком. -Незнание нервно-психического развития детей младшего дошкольного возраста. -Все это ведет к низкому уровня развития связной речи и мелкой моторики рук. Чаще всего это происходят но причине загруженности родителей и вне внимательном отношении к речи ребенка. |
| |
|
|
Анализ внутренней среды
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 166 «Цветик- семицветик» города Чебоксары – столицы Чувашской Республики расположено по адресу : г.Чебоксары, ул.Ленинского Комсомола д. 78 г. В деском саду функционируют 14 групп.
Планирование воспитательно – образовательной работы осуществляется в соответствии с рабочей программой по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 166 «Цветик- семицветик» города Чебоксары, которая разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155,зарегестрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,регистрационный № 30384 ) и с учетом примерной основной образовательной программы дошкольного образования (одобрена решением УМО по общему образованию протокол от 20 мая 2015 года № 2\15).
Целостность педагогического процесса в ДОУ обеспечивается реализацией основной образовательной программы «От рождения до школы» \ под редакцией Н.Е.Вераксы,Т.С.Комаровой,М.А.Васильевой – М,: МОЗАИКА – СИНТЕЗ,2016, разработанной в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного обрахзования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155,зарегестрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г.,регистрационный № 30384) и ряда парциальных программ.
Реализация национально – региональных особенностей образовательного процесса :
-Программа художественно – творческого развития ребенка – дошкольника средствами чувашского декоративно –прикладного искусства \ Сост. Л.Г.Васильева – Чебоксары,1994;
В группу раннего возраста № 1 « Колокольчик» посещают 24 ребенка.
Сильные стороны | Слабые стороны |
| |
-Оборудование помещений дошкольного учреждения безопасные, здоровьесберегающие, эстетически привлекательные и развивающие; -Оснащение сенсорного уголка в ДОУ постоянно пополняется; -Овладение педагогами новыми образовательными технологиями по обучению детей мелкой моторики -Посещение занятий педагогов; -Функционирование семинаров, практикумов; -Наличие библиотеки методической и художественной литературы: наличие наглядно-дидактических пособий; -Разрабатываются материалы по работе с родителями( анкеты, тесты); -Участие родителей на семинарах по теме: "Формирование связной речи у детей младшего дошкольного возраста в процессе развития мелкой моторики" ; -Организуются выставки детских рисунков.
| -Низкий уровень здоровья детей; -Гиперактивность детей, зависящие от многих причин по состоянию здоровья; -Недостаточное уделение внимания детям со стороны родителей в связи занятостью на производстве; -Предметно-развивающая среда требует обновлений некоторых атрибутов; -Недостаток ресурсного обеспечения; -Отсутствует сенсорной комнаты дошкольном учреждении; -Особенности психофизиологического развития ребенка неустойчивость и быстрое истощение нервной системы; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения; -недостаток знаний об источниках; переоценка своих возможностей. |
Выводы | |
-ДОУ развивается в инновационном режиме; -Благотворное влияние имеет обучение воспитателей на курсах повышения квалификации; -Организация работы с родителями позволила обогатить предметно-развивающую среду в группе. | -Отсутствие комплексного подхода к развитию личности ребенка; -Экономическая нестабильность родителей воспитанников ведет к низкому уровню развития; - Родители уделяют мало внимания воспитанию детей; - Некоторые дети не могут посещать детский сад из-за недостаточности денежных средств в семье. По этой причине воспитанники не усваивают программный материал.
|
4.Цель и задачи проекта
Цель проекта:
Развить мелкую моторику рук у детей раннего возраста с помощью игровых технологий.
Задачи проекта:
1.Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики рук.
2.Разработать комплекс мероприятий по развитию мелкой моторики рук.
3.Сформулировать интерес у детей к играм, способствующим развитию мелкой моторики рук.
4.Привлечь родителей к участию в реализации проекта.
5.Участники и их роль реализации проекта
Участниками проекта являются:
- воспитанники группы списочный состав – 24 ребенка
- воспитатель группы
- родители (законные представители), бабушки и дедушки детей
Мероприятия с детьми: пальчиковые игры, дидактические игры, пальчиковый театр, нетрадиционные формы рисования, лепка, массажпальцев и кистей рук.
Мероприятия с родителями: беседы, консультации, анкетирование,конкурс на лучшее пособие (привлечение родителей к изготовлению пособий по развитию мелкой моторики).
Мероприятия с педагогами: изготовление картотеки пальчиковых игр:
- «Моя семья»; «Цветочек для мамочки»; «Пальчики»
7. Механизм реализации проекта
подготовительный | основной | заключительный |
1) постановка цели и определение задач проекта; 2)обоснование значимости проекта; 3)изучение методической литературы; 4) изготовление папку - передвижку 5)анкетирование родителей, бабушек и дедушек детей и обработка результатов;
| Мероприятия с детьми: пальчиковые игры, дидактические игры, пальчиковый театр, нетрадиционные формы рисования, лепка, массаж пальцев и кистей рук. Мероприятия с родителями: Беседы,консультации, анкетирование,конкурс на лучшее пособие. Мероприятия с педагогами:
1) изготовление картотеки пальчиковых игр | 1)обобщение результатов проекта; 2)Проведение дидактических и пальчиковых игрсовместных с родителями и детьми; 3)отчетный доклад на педагогическом совете по итогам реализации проекта |
8.План реализации проекта
№
| Содержание работы | Сроки | Место проведения | Ответственный |
1 | 1.Знакомство с детьми, диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей. 2. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» 3. Игра пальчиковая «Вышла осень погулять…» 4.Игра пальчиковая «Мячик я в руках катаю…» (массажный мячик). 5. Игра пальчиковая «Я надену сапоги…» 6. Знакомство и игры с блоками Дьенеша. 7. Консультация для родителей: «Игры и игровые упражнения для формирования мелкой моторики у детей раннего возраста»
| Сентябрь- | МБДОУ Детский сад № 166 | Воспитатель Игнатьева Л.В. Дети Воспитатель Игнатьева Л.В. Родители Воспитатель Игнатьева Л.В. Дети
Воспитатель Игнатьева Л.В. Родители
|
2 | 1. Оснащение группы оборудованием по играм для развития мелкой моторики рук. 2. Привлечение родителей к изготовлению ковриков для развития у детей тактильной чувствительности. 3. Игра пальчиковая «Мой веселый круглый мяч…» 4. Игра пальчиковая «Семья». 5. Лепка«Вот ежик, ни головы, ни ножек» 6. Игры с блоками Дьенеша: «Найди все фигуры, как эта» (по цвету, по размеру, по форме).
| Октябрь | МБДОУ Детский сад № 166 | Воспитатель Игнатьева Л.В. Родители
Воспитатель Игнатьева Л.В. Дети
|
3 | 1. Игры для развития мелкой моторики с использованием массажного мячика: «Бежит ежик по дорожке…». 2. Нетрадиционная техника рисование ватными палочками «Покормим птичек»; 3. Игры с платочками: «Пальчики играли в прятки…», «Постираю чисто, с толком рубашку, кофту и футболку…». 4. Игры с использованием нестандартного оборудования, без стихотворного сопровождения: «Разноцветные дорожки» (цветные нити, разноцветная мозаика). «Открути и закрути». «Ловкие ручки» (бусы, веревочки). 5. Консультация для родителей «Волшебные палочки». 6. Консультация для родителей на тему: «Игры с предметами домашнего обихода». 7. Беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук» 8. Игра с мозайкой «Дождик, дождик, лей, лей».
|
Ноябрь |
МБДОУ Детский сад № 166
| Воспитатель Игнатьева Л.В. Дети
Воспитатель Игнатьева Л.В. Родители
Воспитатель Игнатьева Л.В. Дети
|
4 | 1. Разучивание с детьми игр - заводилок. 2. Нетрадиционная техника рисования (пальчиками) « Снег ложится на дома…» 3. Игра пальчиковая « Здравствуй, Дедушка Мороз!». 4. Консультация для родителей на тему: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». 5. Рекомендации по проведению пальчиковых игр. 6. Игра с водой «Водичка». 7. Беседа на тему: «Развитие мелкой моторики рук, как одно из эффективных средств формирования речи» | Декабрь | МБДОУ Детский сад № 166 | Воспитатель Игнатьева Л.В. Дети Воспитатель Игнатьева Л.В. Родители Воспитатель Игнатьева Л.В. Дети Педагог-психолог Родители |
5 | 1. Оформление стенда для родителей «Игры для пальчиков для девочек и мальчиков». 2. Д/и «Сортируем фасоль»; 3. Массаж рук с помощью подручных предметов«Упражнение с пробками» 4. Оформление папки передвижки «Пальчиковые шаги». 5. Дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы). 6. Игра с бумагой «Как на горке - снег, снег…». | Январь | МБДОУ Детский сад № 166 | Воспитатель Игнатьева Л.В. Родители Воспитатель Игнатьева Л.В. Дети Воспитатель Игнатьева Л.В. Родители Воспитатель Игнатьева Л.В. Дети |
6 | 1. Игры пальчиковые «Илья Муромец-Добрый молодец…», «Дятел дерево долбит: тук- тук- тук…», «Вот убрав царапки, кошка моет лапки…», «Котик серенький сидит…», «Погода сегодня холодная, погода сегодня нелетная…». 2. Игра на выкладывание «Подарок маме». 3. Игровой массаж «Поиграем с ручками" 4. Упражнения пальчиковой гимнастики«Червячки»; 5. Анкетирование «Что такое мелкая моторика?».
| Февраль | МБДОУ Детский сад № 166 | Воспитатель Игнатьева Л.В. Дети Воспитатель Игнатьева Л.В. Дети Воспитатель Игнатьева Л.В. Родители |
7 | 1. Сбор материала, изготовление оборудования и игр по теме: «Игры с фасолью для развития мелкой моторики у детей». 2. Подборка материала для уголка родителей «Чем полезны игры с природным материалом нашим малышам». 3. Игры с фасолью: «Волшебные домики» (цветные тарелки, фасоль). 4. «Накормим Колобка» (баночка с отверстием, фасоль) 5. «Рисование фасолью» (яркие, крупные раскраски). 6. Пальчиковая гимнастика «Мамочка хорошая, мамочка любимая…» «Мама, папа, я - вот моя семья». 7. Организация выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей. | Февраль | МБДОУ Детский сад № 166 | Воспитатель Игнатьева Л.В. Родители
Воспитатель Игнатьева Л.В. Дети
Воспитатель Игнатьева Л.В. Родители
|
8 | 1. Пальчиковый настольный театр «Репка»; 2. Рисование ладошками «Весеннее солнышко»; 3. Лепка «Колобок»; 4. Учить детей крепить платочки к решеткам с помощью прищепок; 6. Завязывание веревочек, шнурков, ленточек. 7. Игра пальчиковая « На карнизе в ряд сосульки…» «К нам весна шагает…» «Вот уж две недели капают капели…» «Только снег растает, птицы прилетают…» 8. Оформление папки передвижки «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста с фото отчетом».
| Апрель | МБДОУ Детский сад № 166 | Воспитатель Игнатьева Л.В. Дети
Воспитатель Игнатьева Л.В. Дети
Воспитатель Игнатьева Л.В Родители
|
9 | 1. Лепка «Солнышко лучистое » 2. Пальчиковые игры «Утро - солнце всходит. Ночь - луна приходит». «Мы пошли гулять на луг, а по лугу ползал жук». 3. Консультация «Развитие мелкой моторики в продуктивных видах деятельности»; 4. Консультация «Особенности речевого развития детей трех лет».
| Май | МБДОУ Детский сад № 166 | Воспитатель Игнатьева Л.В. Дети
Воспитатель Игнатьева Л.В. Родители
|
9. Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности
1. Предметно – развивающая среда обогащена играми, пособиями, способствующими развитию мелкой моторики рук младших дошкольников.
2. Разработаны игровые комплексы по развитию мелкой моторики руки (игр с прищепками, шнурками, счетными палочками, пуговицами)
3.Дети стали самостоятельнее, увереннее работают в продуктивной деятельности, проявили интерес к новым играм.
4.Родители проявили интерес к развитию мелкой моторики рук своих малышей, создали игры в домашних условиях, оказали помощь в изготовлении игр.
10. Перспективы дальнейшего развития проекта
Анализ проведённой работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование игровых приёмов, эффективно помогает развить мелкую моторику и благотворно влиять на развитие связной речи и подводит их к успешному овладению письмом. Представленная система работы направлена не только на овладение навыком письма, но и на формирование учебной деятельности в дальнейшем. На основе использования игр, заданий, упражнений у младших дошкольников развивается память, внимание, мышление, воображение, расширяется словарный запас, приобретаются навыки учебной деятельности.
Для совершенствования работы по данной проблеме я наметила следующие перспективы: продолжить работу над развитием мелкой моторики рук у детей раннего возраста; продолжить знакомить детей с различными игровыми технологиями; пополнять копилку пальчиковых игр;
пополнить картотеку дидактических игр; следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития мелкой моторики у детей; осуществлять взаимодействие с семьей.
Список литературы
1.Педагогическое проектирование в дошкольной образовательной организации: метод.пособие /сост. Н.А.Васильева.- Чебоксары : ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2016. – 108с.
2. Проектная деятельность в дошкольной образовательной организации: метод.пособие /сост. Н.А.Васильева.- Чебоксары : ГАПОУ ЧР «ЧПК» Минобразования Чувашии, 2017. – 200 с.
3. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года), Е.А. Янушко- Мозаика- Синтез, 2010
4. Разговорчивые пальчики «Для самых-самых маленьких», Т.Ю. Бардышева.– М., 2001
5. Гениальность на кончиках пальцев Кислинская Г.А.- Генезис, М – 2008
6 .Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.
7. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
8. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.
9. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.
10. Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь. Санкт-Петербург, 2013.
11.Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация педагогического проекта «Умелые ручки»
Художественно-эстетическое развитие...
Педагогический проект "Умелые ручки"
Большинство детей охотнее играют в игры и игрушки, поэтому мы и создали этот проект....
Педагогический проект «Умелые ручки»
Данный проект, направленный на реализацию системы занятий по изготовлению различных видов рисунков с использованием нетрадиционных техник, предполагает развитие мелкой моторики руки у детей....
Педагогический проект "Умелые ручки" (для детей первой младшей группы)
В данном проекте были подобраны занятия для работы по изобразительной деятельности, которые включают в себя лепка, аппликация, рисование. При моих занятиях были использованы различные материалы: покуп...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Умелые ручки» у детей раннего возраста через дидактическую игру»
laquo;Формирование представлений о сенсорных эталонах...
Педагогический проект«Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.
В настоящее время у большинства детей отмечается отставание в развитии мелкой моторики. К сожалению, из-за вечной занятости, в стремлении обеспечить материал...
презентация: Педагогический проект«Умелые пальчики» по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста.
В настоящее время у большинства детей отмечается отставание в развитии мелкой моторики. К сожалению, из-за вечной занятости, в стремлении обеспечить материально себя и свою семью, родители все меньше ...