Педагогическая практика " Развитие у детей с ТНР умения слушать и понимать речь в рамках деятельности экспериментальной передвижной лаборатории"
материал
Педагогическая практика " Развитие у детей с ТНР умения слушать и понимать речь в рамках деятельности экспериментальной передвижной лаборатории"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shemetova_i.a._praktika.docx | 42.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Территория:
г. Назарово
Полное наименование образовательной организации:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 «Теремок»
Ф.И.О. должность ответственного за реализацию практики:
Шорникова Елена Ильинична, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 26 «Теремок» г.Назарово
Контактные данные (телефон, e-mail):
8(39155) 58826 DSTerremok@yandex.ru МБДОУ «Детский сад № 26 «Теремок»
Автор(ы) Ф.И.О.с указанием должности и места работы:
Шеметова Ирина Александровна, воспитатель группы компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад № 26 «Теремок»
Направление практики
«Изменение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в ДОО»
Название практики:
«Развитие у детей с ТНР умения слушать и понимать речь в рамках деятельности экспериментальной передвижной лаборатории».
Целевые группы практики: дети 5-6 лет с ТНР
Основная идея (актуальность, цели, задачи):
Развитие речи детей дошкольного возраста - одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Для развития речи детей в детском саду воспитатели создают специальные условия с целью овладения речью как средством общения и культуры. Но особое внимание они уделяют детям дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР). Такие дети являются особенными по причине их специфического развития, которое претерпевает отклонение именно в речевой деятельности, которое в свою очередь, влияет на психику, они почти всегда рассеянны, поэтому такие дети еще и плохо слышат то, что им говорят. Тяжелые нарушения речи характеризуются не только проблемами с произношением звуков, но и сложностями их восприятия на слух. При этом слух у таких мальчиков и девочек сохранен, да и базовые интеллектуальные показатели в норме. Дети с ТНР либо не говорят совсем, либо имеют очень скудный словарный запас. При неплохих физиологических интеллектуальных способностях они отстают в психическом развитии и их нередко принимают за умственно отсталых. Они с трудом овладевают письменной речью, зачастую страдает их грамотность, могут быть сложности в освоении арифметических заданий. Как правило, тяжелые формы речевых отклонений чаще всего встречаются в детстве. Именно в этот период жизни у человека формируются навыки овладения родным языком. Он учится произносить звуки, запоминает слова и их формы. Ежедневно пополняет свой словарный запас новыми словами. Осознает смысловую наполненность речи. Естественно, речь маленького человечка зависит от того, в какой среде он растет. На нее влияют и культура общения в семье, и воспитательные процессы, и то, чему его обучают в детском саду и дома. Такие дети с трудом строят речевые конструкции – фразы, предложения. Им сложно общаться с людьми, а это чревато комплексами и трудностями с социализацией. Если вовремя не принять меры и не научить детей слушать и слышать речь других людей, им сложно будет распознать и раскрыть их природные таланты и склонности.
В организации педагогической деятельности по созданию условий для обучения детей умениям слушать и понимать речь выделяем несколько этапов. На первом этапе усилия взрослых направлены на погружение детей в идею обучения малышей умениям проводить опыты и эксперименты через создание передвижной экспериментальной лаборатории: изучение работы лаборатории, игровые и проблемные ситуации, рассказ воспитателя, вызывающие интерес у детей с ТНР к деятельности, подбор материалов и оборудования; организация работы по информированию и привлечению родителей к реализации цели.
На втором этапе воспитатель показывает и рассказывает последовательность проведения опыта. При этом взрослый мотивирует ребенка: чтобы научить чему-то других детей, нужно этому научиться самому, а чтобы научиться самому, надо уметь слушать и понимать смысл сказанного. Затем для закрепления полученных знаний ребенок с ТНР самостоятельно рассказывает и проводит опыт. На третьем этапе в игровой непринужденной форме дети с ТНР обучают малышей, как проводить опыты и эксперименты. На четвертом этапе проводятся итоги деятельности детей, рефлексия, диагностика уровня развития у детей с ТНР умения слушать и понимать для определения эффективности работы передвижной лаборатории.
Остановимся на более подробном описании организации экспериментальной лаборатории, целью которой является развитие у детей с ТНР умения слушать и понимать речь воспитателя в процессе освоения действий и последовательности проведения эксперимента.
Организация лаборатории предполагает (ожидаемые результаты к концу учебного года):
- развитие у детей с ТНР умения слушать, не перебивая малышей и взрослых; воспринимать сказанное, осознавать и понимать содержание их речи; понимать инструктаж взрослого о правилах проведения эксперимента и практических действиях;
- развитие у детей с ТНР умения рассказывать ход эксперимента и проводить его с помощью подсказки взрослого, сверстников или схемы (повторение и закрепление знаний и опыта проведения эксперимента);
- развитие у детей с ТНР умения самостоятельно рассказывать и показывать последовательность эксперимента детям средней группы, слушать и понимать их высказывания.
В работе передвижной лаборатории участвовали дети 5-6 лет с ТНР и дети 4-5 лет в качестве обучаемых. В основу работы лаборатории был положен принцип добровольности и личной заинтересованности каждого участника.
На начальном этапе провели с детьми с ТНР беседу об организации лаборатории и предстоящих встречах с малышами для обучения их способам проведения простейших опытов и экспериментов; познакомили со значением слов «лаборатория» и «передвижная; подобрали оборудование и материалы для создания передвижной лаборатории; затем знакомили детей с 2-3 темами для проведения опытов и предложили им выбрать одну тему и обосновать, почему именно с этим экспериментом нужно познакомить малышей; учили их планировать совместные действия, обсуждать коллективный замысел.
После консультации для родителей на тему «Экспериментирование как средство развития у детей с ТНР умения слушать и пониматьречь другого человека», определили задачи:
- разработать на весь учебный год план работы лаборатории по обучению детей с ТНР способам экспериментирования (темы, задачи, место проведения, содержание) с сентября по май;
- разработать критерии оценки качества развития у детей с ТНР умения слушать и понимать речь взрослого в процессе освоения действий и последовательности проведения эксперимента;
- составить график работы лаборатории (1 раз в две недели 2 - 3 ребенка с ТНР встречаются с малышами для обучения их способам экспериментирования, предварительно научившись этому сами);
- определить продолжительность занятий (не более 20 минут);
- определить время работы лаборатории (на прогулке в теплый период года или в группе во второй половине дня, в период, когда часть детей получают дополнительное образование);
- определить территорию работы передвижной лаборатории (в группе, на участке детского сада, в зоне леса, на огороде);
- приобрести чемоданчик с материалами и оборудованием для проведения экспериментов.
Перед тем, как организовать встречу с малышами обсуждали с детьми с ТНР каждую тему эксперимента, определяли ее цель, задачи и предполагаемый результат, затем воспитатель объяснял и показывал, как нужно проводить эксперимент с теми или другими материалами. Заранее готовя детей с ТНР к встрече с малышами, воспитатель громко, внятно и четко объяснял, как нужно проводить опыт и сопровождал свой рассказ показом.
Дети слушали воспитателя, смотрели за его действиями при проведении опытов и экспериментов. Главным для ребенка было - научиться слушать, понимать и запоминать смысл и ход проведения эксперимента, чтобы рассказать другим детям. В процессе такой деятельности старались установить с ребенком с ТНР эмоциональный контакт, сформировать у него желание и умение слушать говорящего, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Подойди ко мне», «Посмотри на меня», «Покажи, как это нужно делать».
Однако далеко не все дети внимательно слушали педагога, отвлекались друг на друга. Среди них были и такие, которым требовалось многократное прослушивание информации и многократное ее повторение. Это побудило воспитателя применять приемы, вызывающие более сильный интерес: стихи, схемы, игровую мотивацию, повтор показ с объяснением несколько раз.
Для того, чтобы убедиться, что ребенок понял смысл эксперимента и запомнил его последовательность, педагог просил его повторить понятое и показать действия. Только после нескольких репетиций, убедившись, что ребенок готов рассказать и показать эксперимент, назначалась встреча с малышами.
В ходе репетиции остальным детям предлагали дополнить, поправить товарища, переспросить, если что-то непонятно. В разговор вовлекали молчаливых детей путем обращения, к ним подсказывающим вопросом, поощрением. В таких разговорах уделяли внимание воспитанию навыков общения со сверстниками, усвоению правил речевого поведения в общественных местах.
Участвуя в репетициях выступлений с проговариванием, ребенок с ТНР приобретал уверенность и понимание, что вступив в контакт с малышами, он будет свободно общаться с ним, рассказывать, показывать, объяснять. И самое главное - сможет услышать его вопросы, пояснения, рассказ.
Обучение умениям проводить эксперименты осуществлялось одновременно с 2-3 детьми с ТНР для того, чтобы проводить занятия одновременно с 2-3 подгруппами малышей. Такая деятельность является наиболее эффективной, потому что предполагает многократное проговаривание способов проведения эксперимента ребенком с ТНР до полного понимания. Делается это в доброжелательной эмоциональной форме с мотивацией - научись сам и научи детей-малышей.
Успех обусловлен применением эффективных методов и приемов (рассматривание, наблюдение, практические действия, игровая мотивация, ожидание встречи с малышами в качестве знающих и обучающих), а сам процесс обучения малышей экспериментированию проходит в игровой форме, непринужденной, спокойной и свободной обстановке. В результате дети с ТНР стремились хорошо подготовиться к встрече с малышами, а поэтому с интересом слушали воспитателя, старались осознавать и понимать сказанное, при передаче знаний малышам ощущали собственный успех и значимость. Для проведения опытов и экспериментов в качестве материалов использовали чемоданчик, в который помещали предметы в соответствии с темой эксперимента.
Развивая у детей с ТНР умение слушать и понимать чужую речь, ежедневно предлагали им речевые образцы и оказывали помощь в ведении диалогов, споров, приведении аргументов, обсуждали формы организации детей (как будут работать – в парах, командах), все вместе подбирали необходимое оборудование и материал, формировали содержимое чемоданчика. Не забывали определять и основные правила поведения с малышами и сверстниками в процессе проведения экспериментирования: слушать друг друга и малышей и терпимо относиться к их мнению, не ущемлять и не обижать их, совместно вырабатывать общие решения, но при этом уметь отстаивать свою точку зрения. Общение детей с малышами мотивировали как необходимость делиться с ними опытом, знаниями, оказывать помощь при освоении навыков экспериментирования.
Для обеспечения качества и эффективности реализации поставленной цели применяли разные методы обучения детей с ТНР:
- Приветствие, игра, проблемная ситуация для создания у детей эмоционально-положительного настроя, установления между ними доверительных отношений.
- Обсуждение правил проведения эксперимента, напоминание норм и правил поведения. Для показа и объяснения привлекали детей, способных грамотно объяснить правила, не боящихся ответственности.
- Показ и объяснение последовательности проведения эксперимента воспитателем.
- Беседа по закреплению последовательности эксперимента и правил поведения.
- Репетиции – повтор проведения эксперимента с объяснением желающими детьми.
- Деление на пары, команды. Дети разбиваются на пары, группы по желанию, по ситуации, но не прямым указанием, а в косвенной форме (на 1,2 рассчитайся, соедини геометрическую фигуру, найди пару, детёнышу и т.д.), либо по жребию.
- Показ детьми с ТНР последовательности эксперимента. В процессе показа учили детей слушать и слышать друг друга, уметь повторить, какие действия нужно выполнить, распределить между собой обязанности, увидеть и отметить полученный результат.
- Беседа детей с ТНР с малышами. После показа дети с ТНР предлагали малышам рассказать что, как и зачем нужно делать, объяснить, что должно получиться.
- Проведение эксперимента. Вначале дети с ТНР учились взаимодействовать с двумя-тремя малышами, затем начали работать с командой малышей.
- Итоги работы. По окончании каждой встречи с малышами проводили итоги совместной деятельности, выясняли, как удалось достичь поставленной цели, каков результат деятельности, поддерживали у детей с ТНР ощущение успеха в общении с малышами, применяя разные виды поощрений (медали, грамоты, наклейки).
- Рефлексия. Для того, чтобы помочь ребенку с ТНР осознать, чего он хотел и что чувствовал, задавали детям вопросы, направленные на понимание того, что результат достигнут благодаря тому, что они внимательно слушали и хорошо готовились к встрече.
На заключительном этапе провели диагностику уровня развития умения слушать и понимать у детей с ТНР для определения эффективности работы передвижной лаборатории. Полученные результаты помогли увидеть проблемы и разработать планы на будущее.
В результате использования такой формы детской деятельности у многих детей наблюдалось повышение уровня умения слушать и понимать речь воспитателя в процессе освоения действий и последовательности проведения эксперимента.
Результаты и достижения при реализации практики:
диагностические исследования показали следующие результаты: на начало учебного года развитие умения у детей с ТНР слушать и понимать составляло - 30 %. В результате работы передвижной лаборатории развитие уровня умения слушать и понимать повысилось на 40%. Кроме этого дети овладели навыками показа и объяснения действий разных экспериментов.
Эффективности использования лаборатории как формы образовательной деятельности определяется не количеством проведенных экспериментов, а качеством работы: интересом детей к деятельности, содержанием представляемых детьми опытов и экспериментов.
Параметры | Критерии | Индикатор |
Развитие у детей с ТНР умения слушать и понимать речь других людей | Научатся воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию. | Наблюдение, 10 детей пересказывают полученную информацию |
Освоят умения объяснять действия при знакомстве со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов, задавать вопросы. | Наблюдение, 10 детей объясняют ход эксперимента | |
Смогут согласовывать свои действия совместно с другими детьми. | Наблюдение, результаты эксперимента | |
Смогут оценивать результаты совместного общения. | Наблюдение |
Оценка эффективности реализации практики
№ п/п | Критерии | Показатели оценки результативности |
Актуальность и значимость | Цель практики соответствует требованиям ФГОС ДО | |
Рентабельность | Практика не требует больших затрат | |
Эффективность | Определяется при анализе диагностических данных, мониторинга | |
Воспроизводимость | Можно использовать в других дошкольных учреждениях | |
Оригинальность | Новые подходы к развитию у детей с ТНР коммуникативных навыков через опытно – экспериментальную деятельность | |
Достижение детьми планируемых результатов | Увеличение числа детей с высоким уровнем развития на 40% | |
Обобщение опыта | Освещение результатов работы в сети Интернет, на сайте ДОУ |
Таким образом, использование экспериментальной передвижной лаборатории в образовательной деятельности детей с ТНР позволяет сделать выводы, что данная форма взаимодействия детей является действительно доступным и интересным видом работы и оказывает позитивное влияние на развитие у детей с ТНР умения слушать и понимать речь.
Список литературы:
- Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Гармоничное развитие дошкольника: игры и занятия. Издательство «Аркти», М.,2007.
- Бабаева Т.И., Березина Т.А, Римашевская Л.С. Образовательная область «Социализация». Издательство «Детство-Пресс», С-Петербург, 2012.
- Шипицына Л.М, Защиринская О.В, Воронова А.П, Нилова Т.А. Азбука общения. Издательство «Детство-Пресс», С-Петербург, 2008.
- Шорохова О.А. Речевое развитие ребенка.Творческий центр «Сфера», М., 2009.
- Мешкова Е.Б. Реализация деятельностного подхода в ДОУ//Материл с курсов повышения квалификации педагогов.
Приложение:
Обучение детей с ТНР умению слушать и понимать речь взрослого в процессе обучения умению проводить эксперименты
Сентябрь:
Тема: «Семена, плоды».
Эксперимент «Рассматривание и сравнение шишек сосны и ели».
Цель: формирование у детей с ТНР умения слушать воспитателя, понимать и запоминать содержание его речи пополнение знаний детей о семенах и плодах; закрепление знаний о том, что из семян вырастают растения.
Материалы и оборудование: шишки ели и сосны, лупа.
Описание. Воспитатель: - птичка-невеличка летала по лесу и увидела на полянке в траве шишки. Ей стало интересно, с какого они дерева. Она огляделась вокруг и увидела сосну и ель (Игрушка – птичка). - Как же узнать, с какого дерева шишки, - подумала птичка. Собрала она шишки и принесла детям, чтобы они помогли ей разгадать загадку. Воспитатель объяснила, что нужно с помощью лупы рассмотреть шишки, выяснить, и в паре рассказать друг другу, чем они схожи и чем отличаются. Дети договариваются, кто какую шишку будет обследовать (трогать, щупать, нюхать), рассказывают друг другу о своих впечатлениях и приходят к выводу, что у сосны шишка круглая и твёрдая, а у ели длинная и мягкая.
Вывод: шишка – это семя, из которого вырастает дерево.
Дети по желанию повторяют эксперимент.
Октябрь:
Тема: «Песок».
Опыт «Пересыпание песка, сравнение песка мокрого и сухого, поделки из песка, рассматривание песчинок (песок в стакане с водой)».
Цель: формирование у детей с ТНР умения слушать и понимать, показывать и объяснять действия, взаимодействовать в парах – обсуждать, договариваться, делать выводы; закрепление знаний о свойствах песка, его разновидностях (желтый, белый, коричневый), о его применении.
Материалы и оборудование: ёмкость с песком, лейки с водой, стакан с водой, поднос (на каждую пару), игрушка – черепашка.
Описание. Воспитатель: - Черепашка Нинзя не слушалась маму, убежала от нее и потерялась. - Где же я живу? Не знаю. Помню только, что у меня на Родине много солнца и песка. А где моя Родина, я забыла, - сказала черепашка. Воспитатель: - Познакомим черепашку с песком и расскажем, где больше всего встречается песок. Возьмите стаканчик с сухим песком. Осторожно высыпите немного песка на поднос. Легко ли высыпается сухой песок? Поэтому и говорят, что сухой песок сыпучий. Возьмите лупу, внимательно рассмотрите песок. Из чего он состоит? (из отдельных зернышек-песчинок) Как выглядят эти песчинки? И предлагает детям насыпать горсть песка в ёмкость с водой и понаблюдать за экспериментом.
Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Дети по желанию повторяют эксперимент.
Ноябрь:
Тема: «Камни».
Опыт «Обследование камней: размер, вес, цвет».
Цель: формирование у детей с ТНР умения слышать и понимать чужую речь, коммуникативных способностей (показывать и объяснять действия, взаимодействовать в парах – обсуждать, договариваться, делать выводы); пополнение знаний детей о камнях и их свойствах.
Материалы и оборудование: камни разной формы, цвета, размера, лупа, игрушка кот.
Описание. Воспитатель: - Однажды кот Васька нашёл клад – камешки разного цвета и формы. И захотел он поделиться своим секретом со своим другом щенком Шариком. Дети рассматривают все камни (Васькин клад), определяют, какого они цвета, размера и формы, рассказывают друг другу. Приходят к выводу, что камни по цвету и форме и размеру бывают разные. Воспитатель предлагает погладить каждый камушек. - Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями). Затем просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый. Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней нужно воспользоваться лупами. Дети рассматривают все свои камни, по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжёлый и самый лёгкий камень.
Вывод: камни разные по цвету, форме, размеру; камень может быть гладким и шероховатым; по весу они бывают разные – легкие, тяжелые.
Дети по желанию повторяют эксперимент.
Декабрь:
Тема: «Глина»
Опыт «Выявление свойства глины: сухая, твёрдая, глина в виде порошка, как сделать глину мягкой».
Цель: формирование у детей с ТНР умения слушать, понимать и запоминать содержание речи воспитателя, показывать и объяснять действия, взаимодействовать в командах – обсуждать, договариваться, делать выводы; знакомство со свойствами глины, её применением.
Материалы и оборудование: глина, доски для лепки, стеки, вода, салфетки, фартуки, игрушка тигренок.
Описание. Воспитатель – Жил был веселый тигренок. И забыл он о правилах поведения за столом, баловался и разбил мамину любимую чашку. – Что же сделать, чтобы маму не огорчить? А из чего делают посуду? – подумал он. Воспитатель: – А мы сможем помочь тигренку? Слепим для его мамы новую чашку. Дети рассматривают глину, отвечают на вопросы воспитателя: - Какого цвета глина? - На что похожа глина? - Хорошо ли видны в комочке глины отдельные песчинки? Лепят по договоренности из глины чашку. Остальные наблюдают. Пробуют налить в получившуюся посуду воду. Наблюдают.
Вывод: глина (влажная, мягкая, вязкая), можно изменять ее форму, делить на части, лепить.
Дети по желанию повторяют эксперимент.
Январь:
Тема: «Снег и его свойства».
Опыт «Исследование свойств снега в морозную погоду и во время оттепели».
Цель: формирование у детей с ТНР умения слушать, понимать, показывать и объяснять действия, взаимодействовать в командах – обсуждать, договариваться, делать выводы; закрепление знаний о свойствах снега и льда – цветом, формой. Учить понимать зависимость природных изменений и появление снега.
Материалы и оборудование: блюдца со снегом, игрушка жираф.
Описание. Воспитатель - Это кто? А где он живет? жирафу, что в северных краях зимой с неба выпадает снег. И он ничего не знает о снеге. А давайте расскажем ему о том, что такое снег. Дети в командах рассматривают снег, трогают его, рассказывают друг другу что с ним происходит от тепла. Почему в ладонях снег тает?
Вывод: снег белый, холодный, рассыпчатый и превращается в воду; свойства снега очень сильно зависят от температуры, погоды.
Дети по желанию повторяют эксперимент.
Февраль:
Тема: «Бумага и картон».
Опыт «Исследование свойств бумаги и картона: складывание, разрезание, намокание, разрывание»
Цель: формирование у детей с ТНР умения слушать и понимать речь воспитателя, показывать и объяснять действия, взаимодействовать в командах – обсуждать, договариваться, делать выводы, знакомство с бумагой (свойствами, назначением, видами).
Материалы и оборудование: бумага и картон, ножницы, ёмкость с водой, лупа.
Описание. Воспитатель - Тигренок решил отправиться в гости к своему другу жирафу. Но вот беда: его друг живёт на другом берегу озера. И тут он вспомнил, что в журнале «Сделай сам» видел, как из бумаги (картона) можно сделать кораблик. Сможет ли тигренок добраться на другой берег озера на корабле из картона и бумаги? Воспитатель предлагает изучить основные свойства бумаги и картона. Дети договариваются, кто и что будет делать. Исследование свойств бумаги: - внешний вид; - смятие; - разрывание; - разрезание (сделай квадрат из прямоугольного листа); - складывание кораблика; - взаимодействие с водой (опусти бумажный кораблик в ёмкость с водой).
Вывод: бумагу можно мять, складывать, разрывать, разрезать, при взаимодействии с водой, она мокнет; картон – это плотная бумага.
Дети по желанию повторяют эксперимент.
Март:
Тема: «Дерево и металл»
Опыт «Выявление свойств дерева: тонет или нет в воде, твёрдость».
Цель: формирование у детей с ТНР умения слышать и понимать речь воспитателя, показывать и объяснять действия, взаимодействовать в командах – обсуждать, договариваться, делать выводы; знакомство со свойствами дерева, изделиями из дерева, их назначением. Материалы и оборудование: деревянныё бруски, вата, ёмкости с водой, лупа.
Описание. Воспитатель - Тигренок решил отправиться в гости к своему другу жирафу. Но, вы помните, его друг живёт на другом берегу озера. - Что делать? – подумал тигренок. Он уже пробовал перебраться на бумажном кораблике, но у него ничего не получилось. Бумага непрочная, в воде намокает. Такой кораблик тонет. Оглядевшись по сторонам, он увидел деревянный плот и металлическую пластину. Сможет ли тигренок перебраться на деревянном плоту, металлической пластине на другой берег озера? Исследование свойств дерева: воспитатель предлагает детям 1. потрогать и сравнить на ощупь деревянный брусок и вату. 2. рассмотреть с помощью лупы и понюхать свежераспиленные брусочки различных пород деревьев. 3. опустить в ёмкость с водой изделия из дерева и бумаги – по договоренности.
Вывод: деревянные изделия твёрдые, не тонут в воде; из дерева изготавливают мебель, строят дома и пр.
Дети по желанию повторяют эксперимент.
Апрель:
Тема: «Свойства металла».
Опыт «Выявление свойств металла: тонет или нет в воде, можно ли смять, согнуть, разбить».
Цель: формирование у детей с ТНР умения слушать и запоминать содержание речи воспитателя, коммуникативных способностей (показывать и объяснять действия, взаимодействовать в командах – обсуждать, договариваться, делать выводы), знакомство с металлом, его свойствами, значением в жизни человека.
Материалы и оборудование: канцелярские скрепки, металлические бруски, алюминий, медные монеты, медная проволока, магнит, ёмкость с водой. Описание: Исследование свойств металла: 1. Воспитатель предлагает детям исследовать и сравнить деревянные и металлические бруски. Поместить бруски в сосуд с водой. 2. Предоставляет детям магнит и разные виды металлов: алюминий, медные монеты, медную проволоку, канцелярские скрепки и т.п. Дети проверяют на опыте свойства металлов намагничиваться. Действия выполняют по договоренности.
Вывод: металлические изделия твёрдые, тонут в воде, способны намагничиваться; из металла изготавливают автомобили, самолёты, монеты и пр.
Дети по желанию повторяют эксперимент.
Май:
Тема: «Высаживание семян гороха и фасоли».
Цель: формирование у детей с ТНР коммуникативных способностей (показывать и объяснять действия, взаимодействовать в командах – обсуждать, договариваться, делать выводы), учить сеять семена.
Оборудование, материалы: блюдца с пророщенными семенами гороха; семена фасоли; контейнеры с землёй; лейки с водой, палочки для рыхления, фартуки, салфетки.
Описание. Воспитатель - Любимое лакомство курочки и петушка – горох. И решили они вырастить горох из семени сами. Но они не знают, как правильно посадить горох в землю. Давайте их научим. Вначале замачивают горох, он набухает, появляются отростки, значит, пришла пора сажать горох в землю. Для этого нужно прорыхлить землю, сделать углубление в земле палочкой, положить в него горошину. Немного отступив, нужно сделать одно углубление, посадить ещё одну горошину. В конце полить водой. Поставить на солнечное место. Дети делят обязанности, выполняют действия.
Выводы: для роста растения необходимо создать условия: свет, земля, вода.
Дети по желанию повторяют эксперимент.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Путешествие на Луну» в рамках открытого показа на методическом объединении №1 Тема МО: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ»
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема: "Путешествие на Луну". Вид деятельности: опытно-экспериментальная...
Мастер-класс в рамках городского Фестиваля педагогических практик «Развитие детской инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности»
Мастер-класс для воспитателей и музыкальных руководителей. Несколько приёмов и способов работы над развитием самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста, через импровиза...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию у детей навыков и умений опытно-экспериментальной деятельности: «Богатство нашей планеты Земля»
опыты с воздухом в старшей группе...
Консультация для педагогов «Развитие у детей навыков и умений опытно – экспериментальной деятельности»
Экспериментирование - особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей, которое до настоящего времени оставалось малоизученным. Оно служит одной из основных предпосылок становлен...
Учим ребенка слушать и понимать речь
Направления, по которым ведется педагогическая работа по развитию речи...