Педагогическая практика " Развитие у детей с ТНР умения слушать и понимать речь в рамках деятельности экспериментальной передвижной лаборатории"
материал

Шеметова Ирина Александровна

Педагогическая практика " Развитие у детей с ТНР умения слушать и понимать речь в рамках деятельности экспериментальной передвижной лаборатории"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shemetova_i.a._praktika.docx42.49 КБ

Предварительный просмотр:

Территория:

г. Назарово

Полное наименование образовательной организации:

муниципальное  бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад  26 «Теремок»

Ф.И.О. должность ответственного за реализацию практики:

Шорникова Елена  Ильинична, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад  26 «Теремок» г.Назарово

Контактные данные (телефон, e-mail):

8(39155) 58826 DSTerremok@yandex.ru   МБДОУ «Детский сад  26 «Теремок»

Автор(ы) Ф.И.О.с указанием должности и места работы:

Шеметова Ирина Александровна, воспитатель группы компенсирующей направленности МБДОУ «Детский сад  26 «Теремок»

Направление практики

«Изменение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов в ДОО»

Название практики:

 «Развитие у детей с ТНР умения слушать и понимать речь в рамках деятельности экспериментальной передвижной лаборатории».

Целевые группы практики: дети 5-6 лет с ТНР

 Основная идея (актуальность, цели, задачи):

Развитие речи детей дошкольного возраста - одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Для  развития речи детей в детском саду воспитатели  создают специальные условия с целью овладения речью как средством общения и культуры. Но особое внимание они уделяют детям дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР).  Такие дети  являются особенными по причине их специфического развития, которое претерпевает отклонение именно в речевой деятельности, которое  в свою очередь, влияет на психику, они почти всегда рассеянны, поэтому такие дети еще и плохо слышат то, что им говорят. Тяжелые нарушения речи характеризуются не только проблемами с произношением звуков, но и сложностями их восприятия на слух. При этом слух у таких мальчиков и девочек сохранен, да и базовые интеллектуальные показатели в норме. Дети с  ТНР  либо не говорят совсем, либо имеют очень скудный словарный запас. При неплохих физиологических интеллектуальных способностях они отстают в психическом развитии и их нередко принимают за умственно отсталых. Они с трудом овладевают письменной речью, зачастую страдает их грамотность, могут быть сложности в освоении арифметических заданий.   Как правило, тяжелые формы речевых отклонений чаще всего встречаются в детстве. Именно в этот период жизни у человека формируются навыки овладения родным языком. Он  учится произносить звуки, запоминает слова и их формы. Ежедневно пополняет свой словарный запас новыми словами. Осознает смысловую наполненность речи.  Естественно, речь маленького человечка зависит от того, в какой среде он растет. На нее влияют и культура общения в семье, и воспитательные процессы, и то, чему его обучают в детском саду и дома.  Такие дети с трудом строят речевые конструкции – фразы, предложения.  Им сложно общаться с людьми, а это чревато комплексами и трудностями с социализацией. Если вовремя не принять меры и не научить детей слушать и слышать речь других людей, им сложно будет распознать и раскрыть их природные таланты и склонности.

             В организации педагогической деятельности по созданию условий для обучения детей умениям слушать и понимать речь выделяем несколько этапов. На первом этапе усилия взрослых направлены на погружение детей в идею обучения малышей умениям проводить опыты и эксперименты через создание передвижной экспериментальной  лаборатории: изучение работы лаборатории, игровые и  проблемные ситуации, рассказ воспитателя, вызывающие интерес у детей с ТНР к деятельности, подбор материалов и оборудования; организация работы по информированию и  привлечению родителей к реализации цели.

На втором этапе воспитатель показывает и рассказывает последовательность проведения  опыта. При этом взрослый мотивирует ребенка: чтобы научить чему-то других детей, нужно этому научиться самому, а чтобы  научиться самому,  надо уметь слушать и понимать  смысл сказанного. Затем для закрепления полученных знаний ребенок с ТНР самостоятельно рассказывает и проводит опыт. На третьем этапе в игровой непринужденной форме дети с ТНР обучают  малышей, как проводить опыты и эксперименты. На четвертом этапе проводятся  итоги  деятельности детей, рефлексия,  диагностика  уровня развития  у детей с ТНР умения слушать и понимать для определения эффективности  работы передвижной лаборатории.  

Остановимся на более подробном описании организации экспериментальной лаборатории, целью которой является  развитие у детей с ТНР  умения слушать и понимать речь воспитателя  в процессе освоения  действий и последовательности проведения  эксперимента.

                       

Организация лаборатории предполагает (ожидаемые  результаты к концу учебного года):

  • развитие у детей  с ТНР умения слушать,   не перебивая малышей и взрослых;    воспринимать сказанное, осознавать  и понимать содержание их речи; понимать  инструктаж  взрослого  о правилах  проведения эксперимента и  практических действиях;
  • развитие у  детей с ТНР  умения    рассказывать  ход эксперимента и проводить его  с помощью подсказки взрослого, сверстников или схемы  (повторение и закрепление знаний и опыта проведения эксперимента);
  • развитие у детей с ТНР умения самостоятельно   рассказывать и показывать последовательность эксперимента  детям средней группы, слушать и понимать их высказывания.

В работе передвижной лаборатории   участвовали  дети 5-6 лет с ТНР  и дети 4-5 лет в качестве обучаемых. В основу работы лаборатории был положен принцип   добровольности и личной заинтересованности каждого участника.

            На начальном этапе провели с детьми с ТНР беседу об организации  лаборатории  и предстоящих встречах  с малышами для обучения их способам проведения простейших опытов и экспериментов; познакомили со значением слов «лаборатория» и «передвижная; подобрали  оборудование  и материалы для создания передвижной лаборатории;  затем  знакомили   детей с  2-3  темами для  проведения опытов  и предложили  им выбрать одну тему и обосновать, почему именно с этим экспериментом нужно познакомить малышей; учили их  планировать совместные действия, обсуждать коллективный замысел.

После  консультации для родителей на тему «Экспериментирование как средство развития у детей с ТНР умения слушать и пониматьречь другого человека»,  определили задачи:

  •  разработать  на весь учебный год  план работы лаборатории по обучению детей с  ТНР способам экспериментирования (темы, задачи, место проведения, содержание)  с сентября по май;
  •  разработать критерии оценки качества развития у детей с ТНР  умения слушать и понимать речь взрослого в процессе освоения  действий и последовательности проведения  эксперимента;
  •  составить график работы лаборатории (1 раз в две недели  2 - 3 ребенка с ТНР встречаются  с малышами  для обучения их способам экспериментирования, предварительно научившись этому сами);
  •  определить продолжительность занятий (не более  20 минут);
  •  определить время работы лаборатории (на прогулке в теплый период года или в группе  во второй половине дня, в период, когда часть детей получают дополнительное образование);
  •  определить  территорию  работы передвижной лаборатории   (в  группе, на участке детского сада, в зоне леса, на огороде);
  •  приобрести  чемоданчик с материалами и оборудованием для проведения экспериментов.

 

          Перед тем,  как   организовать встречу с малышами обсуждали с детьми с ТНР каждую тему эксперимента, определяли  ее цель, задачи и предполагаемый результат, затем воспитатель объяснял и показывал, как нужно проводить эксперимент с теми или другими материалами. Заранее готовя  детей с ТНР к встрече с малышами,  воспитатель  громко, внятно и четко объяснял,  как  нужно проводить   опыт и  сопровождал свой рассказ показом.

Дети слушали воспитателя, смотрели за его действиями при проведении опытов и экспериментов.  Главным для ребенка  было - научиться слушать, понимать и запоминать  смысл и ход проведения эксперимента, чтобы рассказать другим детям. В процессе такой деятельности старались установить с ребенком с ТНР эмоциональный контакт, сформировать у него желание и умение слушать говорящего, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Подойди ко мне», «Посмотри на меня», «Покажи, как это нужно делать».

Однако далеко не все дети внимательно слушали педагога, отвлекались друг на друга. Среди  них  были и такие, которым требовалось многократное прослушивание информации и многократное ее повторение. Это побудило воспитателя применять приемы, вызывающие более сильный интерес: стихи, схемы, игровую  мотивацию, повтор  показ с объяснением  несколько раз.

Для того, чтобы убедиться, что ребенок  понял   смысл эксперимента и запомнил его последовательность, педагог просил его повторить понятое  и показать действия. Только после  нескольких репетиций, убедившись, что ребенок готов  рассказать и показать эксперимент, назначалась   встреча с  малышами.

В ходе репетиции остальным детям предлагали  дополнить, поправить товарища, переспросить, если что-то непонятно. В разговор   вовлекали  молчаливых детей путем обращения, к ним  подсказывающим вопросом, поощрением. В таких разговорах уделяли внимание воспитанию навыков общения со  сверстниками, усвоению  правил речевого поведения в общественных местах.

Участвуя в репетициях  выступлений  с проговариванием,   ребенок с ТНР  приобретал уверенность  и  понимание, что вступив в контакт с малышами,  он будет свободно общаться с ним, рассказывать, показывать, объяснять. И самое главное - сможет услышать его вопросы, пояснения, рассказ.  

Обучение умениям проводить эксперименты осуществлялось одновременно с 2-3 детьми с ТНР  для того, чтобы  проводить занятия одновременно с 2-3 подгруппами малышей. Такая деятельность является наиболее эффективной, потому что предполагает многократное  проговаривание способов проведения эксперимента  ребенком с ТНР до полного понимания. Делается это в доброжелательной эмоциональной форме с мотивацией - научись сам и научи  детей-малышей.

Успех обусловлен применением эффективных   методов  и приемов  (рассматривание, наблюдение,  практические действия, игровая мотивация, ожидание  встречи с малышами в качестве знающих и обучающих), а сам процесс обучения малышей  экспериментированию проходит  в игровой форме, непринужденной, спокойной и свободной обстановке. В результате  дети с ТНР стремились хорошо подготовиться к встрече с малышами, а поэтому  с интересом слушали  воспитателя, старались осознавать  и понимать сказанное, при передаче знаний малышам  ощущали   собственный успех и значимость. Для проведения опытов и экспериментов в качестве материалов использовали чемоданчик, в который помещали предметы в соответствии с темой эксперимента.

Развивая у детей с ТНР умение слушать и понимать  чужую речь, ежедневно предлагали им  речевые образцы и оказывали  помощь в ведении диалогов, споров, приведении аргументов, обсуждали   формы организации детей (как будут работать – в парах, командах),  все вместе  подбирали   необходимое оборудование и материал, формировали содержимое чемоданчика. Не забывали  определять и   основные правила поведения с малышами и сверстниками в процессе проведения экспериментирования:  слушать друг друга  и малышей  и терпимо относиться к их мнению,  не ущемлять  и не обижать  их, совместно вырабатывать общие решения, но при этом уметь отстаивать свою точку зрения. Общение детей с малышами мотивировали  как  необходимость делиться с ними опытом, знаниями,  оказывать помощь при освоении навыков экспериментирования.

Для обеспечения качества и эффективности реализации поставленной цели применяли разные методы обучения детей с ТНР:

- Приветствие, игра, проблемная ситуация для создания  у детей эмоционально-положительного настроя, установления  между ними доверительных  отношений.

- Обсуждение  правил проведения эксперимента, напоминание норм и правил поведения. Для    показа  и  объяснения  привлекали  детей,  способных грамотно объяснить правила, не боящихся  ответственности.

- Показ и объяснение последовательности проведения эксперимента воспитателем.

- Беседа по закреплению последовательности эксперимента и правил поведения.

- Репетиции – повтор проведения эксперимента с объяснением желающими детьми.

- Деление на пары, команды. Дети разбиваются на пары, группы  по желанию,  по ситуации, но не прямым указанием, а в косвенной форме (на 1,2 рассчитайся, соедини геометрическую  фигуру, найди пару,  детёнышу и т.д.), либо  по жребию.

- Показ детьми с ТНР последовательности эксперимента. В процессе показа учили детей слушать и слышать друг друга, уметь повторить, какие действия нужно выполнить, распределить между собой обязанности, увидеть и отметить полученный результат.  

- Беседа детей с ТНР с малышами. После показа дети с ТНР предлагали малышам рассказать что, как и зачем нужно делать, объяснить, что должно получиться.

- Проведение эксперимента. Вначале дети с ТНР учились  взаимодействовать с двумя-тремя малышами, затем начали работать с командой малышей.  

- Итоги работы. По окончании каждой встречи с малышами  проводили  итоги совместной деятельности,  выясняли, как удалось  достичь  поставленной цели, каков результат деятельности,  поддерживали у детей с ТНР ощущение успеха в  общении с малышами, применяя разные виды поощрений (медали, грамоты, наклейки).

-  Рефлексия.  Для того, чтобы помочь ребенку с ТНР осознать, чего он хотел и что чувствовал, задавали детям вопросы, направленные на понимание того, что результат достигнут благодаря тому, что они внимательно слушали и хорошо готовились к встрече.

 На  заключительном  этапе  провели  диагностику  уровня развития  умения слушать и понимать у детей с ТНР для определения эффективности  работы передвижной лаборатории.  Полученные результаты помогли увидеть проблемы и разработать планы на будущее.

В результате использования такой формы детской деятельности у многих детей наблюдалось повышение уровня умения  слушать и понимать речь воспитателя  в процессе освоения  действий и последовательности проведения  эксперимента.

Результаты и достижения при реализации практики:

диагностические исследования показали следующие результаты: на начало учебного года развитие  умения у детей с ТНР слушать и понимать  составляло - 30 %. В результате работы передвижной  лаборатории  развитие  уровня умения слушать и понимать   повысилось  на 40%. Кроме этого дети овладели навыками показа и объяснения действий разных экспериментов.

Эффективности использования лаборатории  как формы образовательной деятельности  определяется не количеством проведенных экспериментов, а качеством работы: интересом детей к деятельности, содержанием представляемых детьми опытов и экспериментов.

Параметры

Критерии

Индикатор

Развитие  у детей с ТНР умения слушать и понимать речь других людей

Научатся   воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию.

Наблюдение,

10 детей пересказывают полученную информацию

Освоят  умения  объяснять действия при знакомстве со свойствами и качествами объектов, предметов и  материалов, задавать вопросы.

Наблюдение,

10 детей объясняют  ход эксперимента

Смогут  согласовывать свои действия  совместно с другими детьми.

Наблюдение,

результаты эксперимента

Смогут  оценивать результаты совместного общения.

Наблюдение

Оценка эффективности реализации практики

№ п/п

Критерии

Показатели оценки результативности

Актуальность и значимость

Цель практики соответствует требованиям ФГОС ДО

Рентабельность

Практика не требует больших затрат

Эффективность

Определяется при анализе диагностических данных, мониторинга

Воспроизводимость

Можно использовать в других дошкольных учреждениях

Оригинальность

Новые подходы к развитию у детей с ТНР коммуникативных навыков через опытно – экспериментальную деятельность

Достижение детьми планируемых результатов

Увеличение числа детей с высоким уровнем развития на 40%

Обобщение опыта

Освещение результатов работы в сети Интернет, на сайте ДОУ

Таким образом, использование   экспериментальной передвижной лаборатории в образовательной деятельности  детей с ТНР позволяет сделать выводы, что данная форма взаимодействия детей является действительно доступным и интересным видом работы и оказывает позитивное влияние на развитие у детей с ТНР умения слушать и понимать речь.

Список литературы:

  • Акопова Э.С., Иванова Е.Ю. Гармоничное развитие дошкольника: игры и занятия. Издательство «Аркти», М.,2007.
  • Бабаева Т.И., Березина Т.А, Римашевская Л.С. Образовательная область «Социализация». Издательство «Детство-Пресс», С-Петербург, 2012.
  • Шипицына Л.М, Защиринская О.В, Воронова А.П, Нилова Т.А. Азбука общения. Издательство «Детство-Пресс», С-Петербург, 2008.
  • Шорохова О.А. Речевое развитие ребенка.Творческий центр «Сфера», М., 2009.
  • Мешкова Е.Б. Реализация деятельностного подхода в ДОУ//Материл с курсов повышения квалификации педагогов.

Приложение:

Обучение детей с ТНР умению слушать и понимать речь взрослого в процессе  обучения умению проводить эксперименты

Сентябрь:

Тема: «Семена, плоды».

Эксперимент «Рассматривание и сравнение шишек сосны и ели».

Цель:  формирование у детей с ТНР умения слушать воспитателя, понимать и запоминать содержание его речи пополнение  знаний  детей о семенах и плодах; закрепление знаний о том, что из семян вырастают растения.

Материалы и оборудование: шишки ели и сосны, лупа.

 Описание. Воспитатель:  - птичка-невеличка летала по лесу и увидела на полянке в траве шишки. Ей стало интересно, с какого они дерева. Она огляделась вокруг и увидела сосну и ель (Игрушка – птичка). - Как же узнать, с какого дерева шишки, - подумала птичка. Собрала она шишки и принесла детям, чтобы они помогли ей разгадать загадку. Воспитатель  объяснила, что нужно  с помощью лупы рассмотреть шишки, выяснить, и в паре рассказать друг другу,  чем они схожи и чем отличаются. Дети  договариваются, кто какую шишку будет обследовать (трогать, щупать, нюхать), рассказывают друг другу о своих впечатлениях и приходят к выводу, что у сосны шишка круглая и твёрдая, а у ели длинная и мягкая.

Вывод: шишка – это семя, из которого вырастает дерево.

Дети по желанию повторяют эксперимент.

Октябрь:

Тема: «Песок».

Опыт «Пересыпание песка, сравнение  песка  мокрого  и сухого, поделки из песка, рассматривание песчинок (песок в стакане с водой)».

Цель: формирование у детей с ТНР умения слушать и понимать, показывать и объяснять действия, взаимодействовать в парах – обсуждать, договариваться, делать выводы; закрепление знаний  о свойствах песка, его разновидностях (желтый, белый, коричневый),  о его применении.

 Материалы и оборудование: ёмкость с песком, лейки с водой, стакан с водой, поднос (на каждую пару), игрушка – черепашка.

 Описание. Воспитатель: -  Черепашка Нинзя  не слушалась  маму, убежала  от нее и потерялась. - Где же я живу? Не знаю. Помню только, что у меня на Родине много солнца и песка. А где моя Родина, я забыла, - сказала черепашка. Воспитатель: - Познакомим  черепашку  с песком и расскажем, где больше всего встречается песок. Возьмите стаканчик с сухим песком. Осторожно высыпите немного песка на поднос. Легко ли высыпается сухой песок? Поэтому и говорят, что сухой песок сыпучий. Возьмите лупу, внимательно рассмотрите песок. Из чего он состоит? (из отдельных зернышек-песчинок) Как выглядят эти песчинки?  И предлагает детям насыпать горсть песка в ёмкость с водой и понаблюдать за экспериментом.

Вывод: песок состоит из песчинок, которые не прилипают друг к другу.

Дети по желанию повторяют эксперимент.

Ноябрь:

Тема: «Камни».

 Опыт «Обследование камней: размер, вес, цвет».

 Цель: формирование у детей с ТНР умения слышать и понимать чужую речь, коммуникативных способностей (показывать и объяснять действия, взаимодействовать в парах – обсуждать, договариваться, делать выводы); пополнение знаний детей о камнях и их свойствах.

Материалы и оборудование: камни разной формы, цвета, размера, лупа, игрушка кот.

Описание. Воспитатель: - Однажды кот Васька нашёл клад – камешки разного цвета и формы. И захотел он поделиться своим секретом со своим другом щенком Шариком. Дети рассматривают все камни (Васькин клад), определяют, какого они цвета, размера и формы, рассказывают друг другу. Приходят к выводу, что камни по цвету и форме и размеру бывают разные. Воспитатель  предлагает погладить каждый камушек. - Поверхность у камней одинаковая или разная? Какая? (Дети делятся открытиями). Затем  просит детей показать самый гладкий камень и самый шершавый. Чтобы еще лучше увидеть поверхность камней нужно воспользоваться лупами. Дети рассматривают все свои камни, по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжёлый и самый лёгкий камень.

Вывод: камни разные по цвету, форме, размеру; камень может быть гладким и шероховатым; по весу они бывают разные – легкие, тяжелые.

Дети по желанию повторяют эксперимент.

Декабрь:

Тема: «Глина»

 Опыт «Выявление свойства  глины: сухая, твёрдая, глина в виде порошка, как сделать глину мягкой».

 Цель: формирование у детей с ТНР умения слушать, понимать и запоминать содержание речи воспитателя, показывать и объяснять действия, взаимодействовать в командах – обсуждать, договариваться, делать выводы; знакомство   со свойствами глины, её применением.

Материалы и оборудование: глина, доски для лепки, стеки, вода, салфетки, фартуки, игрушка тигренок.

Описание. Воспитатель – Жил был веселый тигренок.   И забыл он о правилах поведения за столом, баловался и разбил мамину любимую чашку. – Что же сделать, чтобы маму не огорчить? А из чего делают посуду? – подумал он. Воспитатель: – А мы сможем помочь тигренку? Слепим для его мамы новую чашку. Дети рассматривают глину, отвечают на вопросы воспитателя: - Какого цвета глина? - На что похожа глина? - Хорошо ли видны в комочке глины отдельные песчинки? Лепят по договоренности из глины чашку. Остальные наблюдают. Пробуют налить в получившуюся посуду воду. Наблюдают.

Вывод: глина (влажная, мягкая, вязкая),  можно изменять ее форму, делить на части, лепить.

Дети по желанию повторяют  эксперимент.

Январь:

Тема: «Снег и его свойства».

 Опыт «Исследование свойств снега в морозную погоду и во время оттепели».

Цель: формирование у детей с ТНР умения слушать, понимать, показывать и объяснять действия, взаимодействовать в командах – обсуждать, договариваться, делать выводы; закрепление знаний о свойствах снега и льда – цветом, формой. Учить понимать зависимость природных изменений и появление снега.

Материалы и оборудование: блюдца со снегом, игрушка  жираф.

Описание. Воспитатель  - Это кто? А где он живет? жирафу, что в северных краях зимой с неба выпадает снег.  И он ничего не знает о снеге. А давайте расскажем ему  о том, что такое снег.  Дети в командах рассматривают снег, трогают его, рассказывают друг другу что с ним происходит от тепла. Почему в ладонях снег тает?

Вывод: снег белый, холодный, рассыпчатый и превращается в воду; свойства снега очень сильно зависят от температуры, погоды.

Дети по желанию повторяют  эксперимент.

Февраль:

Тема: «Бумага и картон».

 Опыт «Исследование свойств бумаги и картона: складывание, разрезание, намокание, разрывание»

Цель: формирование у детей с ТНР умения слушать и понимать речь воспитателя, показывать и объяснять действия, взаимодействовать в командах – обсуждать, договариваться, делать выводы, знакомство с бумагой (свойствами, назначением, видами).

Материалы и оборудование: бумага и картон, ножницы, ёмкость с водой, лупа.

Описание. Воспитатель - Тигренок  решил отправиться в гости к своему другу жирафу. Но вот беда: его друг живёт на другом берегу озера. И тут он вспомнил, что в журнале «Сделай сам» видел, как из бумаги (картона) можно сделать кораблик. Сможет ли тигренок добраться на другой берег озера на корабле из картона и бумаги? Воспитатель предлагает изучить основные свойства бумаги и картона. Дети договариваются, кто и что будет делать. Исследование свойств бумаги: - внешний вид; - смятие; - разрывание; - разрезание (сделай квадрат из прямоугольного листа); - складывание кораблика; - взаимодействие с водой (опусти бумажный кораблик в ёмкость с водой).

Вывод: бумагу можно мять, складывать, разрывать, разрезать, при взаимодействии с водой, она мокнет; картон – это плотная бумага.

Дети по желанию повторяют эксперимент.

Март:

Тема: «Дерево и металл»

Опыт «Выявление свойств дерева: тонет или нет в воде, твёрдость».

Цель: формирование у детей с ТНР умения слышать и понимать речь воспитателя, показывать и объяснять действия, взаимодействовать в командах – обсуждать, договариваться, делать выводы; знакомство со свойствами дерева, изделиями из дерева, их назначением. Материалы и оборудование: деревянныё бруски, вата, ёмкости с водой, лупа.

 Описание. Воспитатель - Тигренок решил отправиться в гости к своему другу жирафу. Но, вы помните,  его друг живёт на другом берегу озера. - Что делать? – подумал тигренок. Он уже пробовал перебраться на бумажном кораблике, но у него ничего не получилось. Бумага непрочная, в воде намокает. Такой кораблик тонет. Оглядевшись по сторонам, он увидел деревянный плот и металлическую пластину. Сможет ли тигренок перебраться на деревянном плоту, металлической пластине на другой берег озера? Исследование свойств дерева: воспитатель предлагает детям 1. потрогать и сравнить на ощупь деревянный брусок и вату. 2. рассмотреть с помощью лупы и понюхать свежераспиленные брусочки различных пород деревьев. 3.  опустить в ёмкость с водой изделия из дерева и бумаги – по договоренности.

 Вывод: деревянные изделия твёрдые, не тонут в воде; из дерева изготавливают мебель, строят дома и пр.

Дети по желанию повторяют  эксперимент.

Апрель:

Тема: «Свойства металла».

Опыт  «Выявление свойств металла: тонет или нет в воде, можно ли смять, согнуть, разбить».

Цель: формирование у детей с ТНР умения слушать и запоминать содержание речи воспитателя, коммуникативных способностей (показывать и объяснять действия, взаимодействовать в командах – обсуждать, договариваться, делать выводы),  знакомство  с металлом, его свойствами, значением в жизни человека.

Материалы и оборудование: канцелярские скрепки, металлические бруски, алюминий, медные монеты, медная проволока, магнит, ёмкость с водой. Описание: Исследование свойств металла: 1. Воспитатель предлагает детям исследовать и сравнить деревянные и металлические бруски. Поместить бруски в сосуд с водой. 2. Предоставляет  детям магнит и разные виды металлов: алюминий, медные монеты, медную проволоку, канцелярские скрепки и т.п. Дети проверяют на опыте свойства металлов намагничиваться. Действия выполняют по договоренности.

Вывод: металлические изделия твёрдые, тонут в воде, способны намагничиваться; из металла изготавливают автомобили, самолёты, монеты и пр.

Дети по желанию повторяют эксперимент.

Май:

Тема: «Высаживание семян гороха и фасоли».

Цель: формирование у детей с ТНР коммуникативных способностей (показывать и объяснять действия, взаимодействовать в командах – обсуждать, договариваться, делать выводы), учить сеять семена.

 Оборудование, материалы: блюдца с пророщенными семенами гороха; семена фасоли; контейнеры с землёй; лейки с водой, палочки для рыхления, фартуки, салфетки.

Описание. Воспитатель - Любимое лакомство курочки и петушка – горох. И решили они  вырастить горох из семени сами. Но они не знают, как правильно посадить горох в землю. Давайте их научим. Вначале замачивают горох, он набухает, появляются отростки,  значит,  пришла пора сажать горох в землю. Для этого нужно прорыхлить землю, сделать углубление в земле палочкой, положить в него горошину. Немного отступив, нужно сделать одно углубление, посадить ещё одну горошину. В конце полить водой. Поставить на солнечное место.  Дети делят обязанности, выполняют действия.

Выводы: для роста растения необходимо создать условия: свет, земля, вода.

Дети по желанию повторяют эксперимент.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД ОО «Познавательное развитие» для детей старшего дошкольного возраста Тема: « Путешествие на Луну» в рамках открытого показа на методическом объединении №1 Тема МО: «Организация опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема:  "Путешествие на Луну".  Вид деятельности: опытно-экспериментальная...

Мастер-класс в рамках городского Фестиваля педагогических практик «Развитие детской инициативы и самостоятельности детей в различных видах деятельности»

Мастер-класс для воспитателей и музыкальных руководителей. Несколько приёмов и способов  работы над развитием самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста, через импровиза...

Консультация для педагогов «Развитие у детей навыков и умений опытно – экспериментальной деятельности»

Экспериментирование - особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей, которое до настоящего времени оставалось малоизученным. Оно служит одной из основных предпосылок становлен...

Учим ребенка слушать и понимать речь

Направления, по которым ведется педагогическая работа по развитию речи...